Муниципальноеавтономное общеобразовательное учреждение «Яхромская
общеобразовательнаяшкола-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностямиздоровья Дмитровского городского округа
Московскойобласти»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директоршколы
__________ЖароваЕ.В.
Приказ№ 60 – Ш от 01.09.2022 г.
Рабочаяпрограмма
воспитательногоразвития
длягруппы учащихся 4а класса
Составитель: Храмова С.М.
Яхрома,2022 год.
Пояснительнаязаписка
крабочей программе воспитательного развития для 4а класса
I.Нормативно-правовая база
Тип программы:образовательная программа общеобразовательных учреждений для обучающихся сограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью).
Статус программы:рабочая программа воспитательного развития.
Назначениепрограммы: программа обеспечивает реализацию правна воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Категорияобучающихся: учащиеся 4а класса МАОУ «Яхромскаяобщеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»;
Сроки реализациипрограммы: 1 год.
Программа,согласно Федеральному Закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» от 29.12.2012 г., является нормативно-правовым документом,обязательным для выполнения в полном объеме.
Рабочаяпрограмма разработана на основании:
1. Устава муниципального автономного образовательного учреждения «Яхромскаяобщеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья» (новая редакция от 22.03.2019, утверждена Приложениемк постановлению Главы Дмитровского городского округа МО № 514-П, принятаобщим собранием трудового коллектива от 28.12.2018 протокол № 3);
2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологическиетребования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основнымобщеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья»;
3. Авторской программы Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селивановой, В.В.Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной(коррекционной) школе – интернате» АРКТИ, 2007год
4. Концепциивоспитательной работы школы интерната 2022-2023г.
(Создание условийкоррекционно-развивающего пространства для формирования социальноинтегрированной личности ).
Строгие рамкиурока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможностьреализоваться как личности: проявить себя творчески, показать своюиндивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дняидеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, иименно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современныхусловиях работы школы основной целью группы продленного дня являетсямаксимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного,здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детскогоинтеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов:внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческогопотенциала каждого ребенка.
II. Цели изадачи программы.
Цель программы: состоит вобеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика,в создании основы для сознательного,
обдуманного управления развитием с учётомвозрастных изменений, создании максимально благоприятных условий для раскрытияспособностей каждой отдельной личности.
Задачи программы:
- Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
- Развивать познавательные процессы и интересы личности;
- Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
- Развивать коммуникативные отношения ребенка;
- Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
- Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
- Формировать полезные привычки;
- Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
- Воспитывать чувство коллективизма;
- Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Концептуальными положениями программы являются:
- Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
- Создание условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально–ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
- Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
- Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
Видыдеятельности и формы занятий с группой и отдельными учащимися:
1.Гражданско-патриотическое воспитание
2.Духовно – нравственное воспитание
3.Эстетическое воспитание
4.Трудовое воспитание
5.Воспитание стойкой привычки к соблюдению ЗОЖ
7.Работа с родителями
Методологическойосновой программы являются следующие положения:
1.Образовательныйуровень – начальный, индивидуальный.
2.Ориентация содержания – практическая.
3.Характеросвоения – развивающий.
4.Возраст обучающихся – 10-11 лет
5.Форма организации учебно – воспитательная.
Виды занятий применяемых в ходе реализациипрограммы.
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения педагога;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы.
Практическиезанятия:
- внеклассное чтение;
- импровизированные сценки, спектакли;
- воспитательные часы;
- участие в конкурсах, тематических неделях, организация праздников;
Экскурсии:
· посещение библиотек;
· посещение лесопарка
III.Требования к уровню социализации на конец обучаемого года.
Санитарно-гигиенические навыки |
Личностное развитие |
Межличностные отношения |
· Следить за чистотой тела, понимать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм (мыть и вытирать руки, лицо, ноги, чистить зубы, подстригать ногти на руках и ногах). · Правильно пользоваться мочалкой, щеткой для волос. · Самостоятельно одеваться и выбирать одежду по сезону. · Аккуратно складывать одежду, содержать в чистоте обувь. · Аккуратно заправлять кровать. |
· Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения. · Слушать собеседника, не перебивая, задавать вопросы, пользоваться фразеологическими стереотипами. · Ориентироваться в понятиях: «добро», «зло», «хорошо», «плохо». · Анализировать свои и чужие поступки. |
· Играть в парах, группах. · Подчинять свои интересы группам, · Владеть общепринятыми нормами общения со старшими, взрослыми, сверстниками. · Строить дружеские отношения. · Обозначить и проанализировать конфликтную ситуацию. |
Предполагаемым результатом даннойвоспитательной программы является
- постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
- осознание норм социального поведения;
- снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
- улучшение состояния здоровья детей;
- повышение мотивации к обучению;
- соответствие уровню воспитанности .
IV. Виды иформы контроля.
Наблюдение- являетсянаиболее приемлемым методом контроля для санитарно-гигиенических навыков, таккак он позволяет наглядно сделать представление об умениях и приобретённых санитарно-гигиеническихнавыках детьми разных возрастных групп. Этот метод позволяет также наметитьконкретные планы дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
Наблюдение,выполнение ситуативных задач, анкетирование, письменный опрос именномногообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитанникекак о личности. Ситуативные задания дают возможность определить степеньосознанности детьми своих и чужих поступков и действий.
Тестовыезадачипомогают педагогу контролировать умение воспитанников анализировать иклассифицировать поступки. Анкеты – опросники дополняют итогинаблюдений.
Уровеньвоспитанности — результаты диагностики позволяют наглядно увидетьизменения уровня воспитанности каждого обучающегося, каждого класса в целом,помогают констатировать личностный рост ребенка и определить цели и задачивоспитательного процесса в дальнейшем.
V.Литература для воспитателя:
- Авторская программа Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селивановой, В.В. Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате» АРКТИ, 2007 год.
- Е.М. Матвеева «Справочник воспитателя (классного руководителя)» Учитель, 2013г.
- Е.М. Матвеева «Рабочая программа воспитателя» Учитель, 2013г.
- Концепция воспитательной работы в школе интернате 2022-2025г. ( Создание условий коррекционно-развивающего пространства для формирования социально интегрированной личности).