X-PDF

Рабочая программаВнеурочная деятельность в 9 кл

Поделиться статьей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

 Внеурочнаяработа —  одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учителяматематики знают, как важно в современной школе проводить индивидуальнуюработу, выстраивать образовательную траекторию для каждого ученика. С однойстороны, в классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать большетого, что они получают на уроке, это дети, которых интересуют задачи повышеннойсложности, задачи на смекалку и те, кому требуются дополнительные занятияматематикой для повышения уровня математической подготовки, вычислительныхнавыков, развития логического мышления, внимания.

Данная программа внеурочной деятельности «Математика сувлечением» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросамиматематики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьнойпрограммы, расширить целостное представление о математической науке. Решениематематических задач, связанных с логическим мышлением, практическимприменением математики закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будетспособствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальномуразвитию.

 Важным фактором реализации данной программы является истремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решатьтворческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственнойпозиции по определенному вопросу.

Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развитияинтеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, уменияпринимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, таккак, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают. Программапозволит решить проблемы мотивации к обучению.

Отличительные особенности программы – программа составлена в полном соответствии с требованиямисоставления программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 2-гопоколения. Содержит базовые теоретические идеи: развитие познавательногоинтереса к математике, углубление и расширение тем учебного курса, формированиеУУД. Метапредметный, творческий, интегрированный и исследовательский характердеятельности позитивно влияют на формирование общественной активности личности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.   Универсальныеучебные действия полностью отвечают задачам основной образовательной программыпо основной школе, ФГОС, ООП и ООО.  Программа построена с учетом возраста ипсихологических особенностей учащихся. Программа является продолжениемпрограммы внеурочной деятельности «Математика с увлечением» для учеников 9класса .

Новизна программы состоит в том, что данная программа с одной стороныдополняет и расширяет математические знания, с другой позволяет ученикамповысить образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работатьв зоне ближайшего развития. Программа прививает интерес к предмету и позволяетиспользовать полученные знания на практике. Правильно подобранный материал, уровень сложности заданий,заслуженное оценивание результата позволит обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, обеспечитпереживания успеха в деятельности.

Разработанная программа внеурочной деятельности «Математика сувлечением» для учеников 9 класса основана на получении знаний по разнымразделам математики, при выборе тем определяющим фактором стало содержаниепрограммы курса математики за 9 класс и расширение в таких темах, как«Площадь», «Пропорциональные отрезки», «Вероятность. Теоремы теориивероятности», так же включены темы по истории математики, такие избранныевопросы олимпиадной математики, как теория делимости, логика высказываний,принцип Дирихле и другие. Включенный материал программы тесно связан сразличными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. Отборзаданий подразумевает доступность предлагаемого материала, сложность задачнарастает постепенно. Познавательный материал курса будет способствоватьформированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализироватьинформацию. В программу включены викторины, игры, проблемные задания,задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуютразвитию логического мышления. Занятия дают возможность шире и глубже изучатьпрограммный материал, больше рассматривать практических задач, а также работатьнад ликвидацией пробелов знаний учащихся, внедрять принцип опережения. Приорганизации занятий предполагается использование мобильного компьютерногокласса, наличие интерактивной доски, возможности ресурсов Интернет, страницконкурсов «Знаника», конкурсов от «Уникум», «Кенгуру», портала «Я-класс» и др.

Цель программы – создание условий для повышения уровня математическогоразвития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основсодержания математической деятельности.

в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как частиобщечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации исовременного общества; развитие интереса к математическому творчеству иматематических способностей;

— в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности,характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры,значимой для различных сфер человеческой деятельности;

-в предметном направлении: создание фундамента дляматематического развития, формирование механизмов мышления, характерных дляматематической деятельности.

Задачи:

Обучающие:

°        научить правильно применять математическую терминологию;

°        подготовить учащихся к участию в олимпиадах;

°        совершенствовать навыки счёта, применения формул, различныхприемов;

°        научить делать доступные выводы и обобщения, обосновыватьсобственные мысли.

Воспитательные:

°        формировать навыки самостоятельной работы;

°        воспитывать сознательное отношение к математике, как кважному предмету;

°        формировать приемы умственных операций школьников (анализ,синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать ипланировать свои действия.

°        воспитывать уважительное отношение между  членами коллективав совместной творческой деятельности;

°        воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело доконца.

Развивающие:

°        расширять кругозор учащихся в различных областях элементарнойматематики;

°        развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;

°        развивать у детей вариативность мышления, воображение,фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания,строить простейшие умозаключения.

Программаспособствует:

°      развитиюразносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

°      созданиюусловий для формирования и развития практических умений    обучающихся решатьнестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;

°      выявлениюодаренных детей;

°      развитиюинтереса к математике.

Воснову составления программы положены следующие педагогические принципы:

°        учет возрастных и индивидуальных особенностей каждогоребенка;

°        доброжелательный психологический климат на занятиях;

°        личностно-деятельный подход к организацииучебно-воспитательного процесса;

°        подбор методов занятий соответственно целям и содержаниюзанятий и эффективности их применения;

°        оптимальное сочетание форм деятельности;

°        доступность.

2.Результаты освоения содержания программы

Уучащихся могут быть сформированы личностные результаты:

°        ответственноеотношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию наоснове мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

°         способностьк эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

°        умениеконтролировать процесс и результат математической деятельности;

°        первоначальныепредставления о математической науке как сфере человеческой деятельности, обэтапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

°        коммуникативнаякомпетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной,учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

°        критичностьмышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличатьгипотезу от факта;

°        креативностьмышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1)Регулятивные.

Учащиесяполучат возможность научиться:

°        составлятьплан и последовательность действий;

°        определятьпоследовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётомконечного результата;

°         предвидетьвозможность получения конкретного результата при решении задач;

°         осуществлятьконстатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

°        концентрироватьволю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

°         адекватнооценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективнуютрудность и собственные возможности её решения.

2)Познавательные.

Учащиесяполучат возможность научиться:

°        устанавливатьпричинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

°         формироватьучебную и общекультурную компетентность в области использованияинформационно-коммуникационных технологий;

°        видетьматематическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

°        выдвигатьгипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

°        планироватьи осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательскогохарактера;

°        выбиратьнаиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

°        интерпретироватьинформацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентоватьполученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

°         оцениватьинформацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3)Коммуникативные.

Учащиеся получатвозможность научиться:

°         организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками:определять цели, распределять функции и роли участников;

°        взаимодействоватьи находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушатьпартнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

°         прогнозироватьвозникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

°        разрешатьконфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

°        координироватьи принимать различные позиции во взаимодействии;

°        аргументироватьсвою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве привыработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

Учащиесяполучат возможность научиться:

°         самостоятельноприобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различнойсложности практических задач, в том числе с использованием при необходимостисправочных материалов, калькулятора и компьютера;

°         пользоватьсяпредметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

°         уметьрешать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

°        выполнятьарифметические преобразования выражений, применять их для решения учебныхматематических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

°        применятьизученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальныхситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

°        самостоятельнодействовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем,а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётомограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов иявлений.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

 

Программа внеурочной деятельности по учебно-познавательномунаправлению «Математика с увлечением» предназначена для обучающихся 9 классов.Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основногорасписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45минут. Организация образовательного процесса предполагает использование форм иметодов обучения, адекватных возрастным возможностям учеников 9 классов.

      Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 34 часов в год.Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал,используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса кматематике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебногогода, проводя соответствующую работу. Цели обучения программы определяютсяролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта,формировании личности каждого человека.

Многимлюдям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты,пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить всправочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемамигеометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в видетаблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий,составлять несложные алгоритмы.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА

 

 

Тема

Количество часов

1.

Алгебра

5

2.

Геометрические находки

15

3.

Теория вероятностей.

8

4.

Проекты.

6

 

Итого

34 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема занятий

Кол-во часов

дата

 

Алгебра 5 ч

1.      

Чтение графиков

1

 

2.      

Неопределенные уравнения

1

 

3.      

Метод неопределенных коэффициентов

1

 

4.      

Решение олимпиадных задач

1

 

5.      

Решение олимпиадных задач прошлых лет

1

 

Геометрические находки (15 ч.)

 

6.      

Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции

 

 

7.      

Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.71%
НЕТ
41.29%
Проголосовало: 1039

 

 

8.      

Осевая и центральная симметрия в планиметрии

1

 

9.      

Решение геометрических задач с помощью понятия о центре тяжести

1

 

10.  

О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение

1

 

11.  

Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.

1

 

12.  

Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.

1

 

13.  

Теорема Птолемея и ее приложения

1

 

14.  

Механическая теорема Лагранжа и ее применение в геометрии

1

 

15.  

Геометрические задачи на местности

1

 

16.  

Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи.

1

 

17.  

Равновеликие и равносоставленные многоугольники

1

 

18.  

Двоякое выражение площади (или объема) как способ решения геометрических задач

1

 

19.  

Геометрия на клеточной бумаге. Метод Пика

1

 

20.  

Геометрия на клеточной бумаге. Метод Пика

1

 

Теория вероятность 8 ч

21.  

Элементы теории вероятности. Задачи на случайную вероятность

1

 

22.  

Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности

1

 

23.  

Перестановки. Факториал.

1

 

24.  

Статистические характеристики набора данных

1

 

25.  

Решение комбинированных задач перебором вариантов

1

 

26.  

Решение комбинаторных задач с помощью графов

1

 

27.  

Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

1

 

28.  

Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

1

 

Проекты (6 ч.)

 

29.  

Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование

1

 

30.  

Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации.

1

 

31.  

Работа над проектами.

1

 

32.  

Работа над проектами.

1

 

33.  

Защита проектов.

1

 

34.  

Защита проектов. Заключительное занятие.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     ГлейзерГ.И. История математики в школе 7–9 кл.: Пособие для

учителей / Г.И. Глейзер.– М.:Просвещение,1982. – 240с.

2.     ГусевВ.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-9 классах. Под ред. С.И.Шварцбурда, М.:Просвещение, 1977 – 288с.

3.     ВиленкинН.Я. и др. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-9 класс).М.:Просвещение, 1978. – 192с.

4.     ЗубелевичГ.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,2000.-79с.

5.     КоваленкоВ.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.- М.:Просвещение,2001.- 96.

6.     КордемскийБ.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачидля любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.

7.     КриволаповаН.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностейучащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.

8.     МарковС.И. курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995.

9.     МайерР.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006.

10.  МихайленкоЕ.А., Тумашева О.В. Методика обучения схоластической линии в школьном курсематематики: учебно-методическое; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, -Красноярск, 2009.- 116с.

11.  ФрибусЕ.А. Старинные задачи с историко-математическими экскурсами: Методическиерекомендации в помощь учителям математики /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1988-1990. –Ч1,2.

12.  ФрибусЕ.А. Избранные старинные задачи науки о случайном: Методические рекомендации/Е.А. Фрибус. – Абакан, 1989.

13.  Энциклопедиядля детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. — М.: Аванта + , 2002.

14.  Энциклопедическийсловарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989. 

Интернет ресурсы:

http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)

http://school.znanika.ru/ — страница электронной школы «Знаника».

http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016godaрусская страница конкурсов для школьников.

http://www.yaklass.ru/ страница образовательного проекта «Я-класс»

http://nsportal.ru/страницы учительского портала Социальной сети работников образования

http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.71%
НЕТ
41.29%
Проголосовало: 1039

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет