ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Внеурочнаяработа — одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учителяматематики знают, как важно в современной школе проводить индивидуальнуюработу, выстраивать образовательную траекторию для каждого ученика. С однойстороны, в классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать большетого, что они получают на уроке, это дети, которых интересуют задачи повышеннойсложности, задачи на смекалку и те, кому требуются дополнительные занятияматематикой для повышения уровня математической подготовки, вычислительныхнавыков, развития логического мышления, внимания.
Данная программа внеурочной деятельности «Математика сувлечением» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросамиматематики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьнойпрограммы, расширить целостное представление о математической науке. Решениематематических задач, связанных с логическим мышлением, практическимприменением математики закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будетспособствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальномуразвитию.
Важным фактором реализации данной программы является истремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решатьтворческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственнойпозиции по определенному вопросу.
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развитияинтеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, уменияпринимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, таккак, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают. Программапозволит решить проблемы мотивации к обучению.
Отличительные особенности программы – программа составлена в полном соответствии с требованиямисоставления программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 2-гопоколения. Содержит базовые теоретические идеи: развитие познавательногоинтереса к математике, углубление и расширение тем учебного курса, формированиеУУД. Метапредметный, творческий, интегрированный и исследовательский характердеятельности позитивно влияют на формирование общественной активности личности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме. Универсальныеучебные действия полностью отвечают задачам основной образовательной программыпо основной школе, ФГОС, ООП и ООО. Программа построена с учетом возраста ипсихологических особенностей учащихся. Программа является продолжениемпрограммы внеурочной деятельности «Математика с увлечением» для учеников 9класса .
Новизна программы состоит в том, что данная программа с одной стороныдополняет и расширяет математические знания, с другой позволяет ученикамповысить образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работатьв зоне ближайшего развития. Программа прививает интерес к предмету и позволяетиспользовать полученные знания на практике. Правильно подобранный материал, уровень сложности заданий,заслуженное оценивание результата позволит обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, обеспечитпереживания успеха в деятельности.
Разработанная программа внеурочной деятельности «Математика сувлечением» для учеников 9 класса основана на получении знаний по разнымразделам математики, при выборе тем определяющим фактором стало содержаниепрограммы курса математики за 9 класс и расширение в таких темах, как«Площадь», «Пропорциональные отрезки», «Вероятность. Теоремы теориивероятности», так же включены темы по истории математики, такие избранныевопросы олимпиадной математики, как теория делимости, логика высказываний,принцип Дирихле и другие. Включенный материал программы тесно связан сразличными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. Отборзаданий подразумевает доступность предлагаемого материала, сложность задачнарастает постепенно. Познавательный материал курса будет способствоватьформированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализироватьинформацию. В программу включены викторины, игры, проблемные задания,задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуютразвитию логического мышления. Занятия дают возможность шире и глубже изучатьпрограммный материал, больше рассматривать практических задач, а также работатьнад ликвидацией пробелов знаний учащихся, внедрять принцип опережения. Приорганизации занятий предполагается использование мобильного компьютерногокласса, наличие интерактивной доски, возможности ресурсов Интернет, страницконкурсов «Знаника», конкурсов от «Уникум», «Кенгуру», портала «Я-класс» и др.
Цель программы – создание условий для повышения уровня математическогоразвития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основсодержания математической деятельности.
— в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как частиобщечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации исовременного общества; развитие интереса к математическому творчеству иматематических способностей;
— в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности,характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры,значимой для различных сфер человеческой деятельности;
-в предметном направлении: создание фундамента дляматематического развития, формирование механизмов мышления, характерных дляматематической деятельности.
Задачи:
Обучающие:
° научить правильно применять математическую терминологию;
° подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
° совершенствовать навыки счёта, применения формул, различныхприемов;
° научить делать доступные выводы и обобщения, обосновыватьсобственные мысли.
Воспитательные:
° формировать навыки самостоятельной работы;
° воспитывать сознательное отношение к математике, как кважному предмету;
° формировать приемы умственных операций школьников (анализ,синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать ипланировать свои действия.
° воспитывать уважительное отношение между членами коллективав совместной творческой деятельности;
° воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело доконца.
Развивающие:
° расширять кругозор учащихся в различных областях элементарнойматематики;
° развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
° развивать у детей вариативность мышления, воображение,фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания,строить простейшие умозаключения.
Программаспособствует:
° развитиюразносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
° созданиюусловий для формирования и развития практических умений обучающихся решатьнестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
° выявлениюодаренных детей;
° развитиюинтереса к математике.
Воснову составления программы положены следующие педагогические принципы:
° учет возрастных и индивидуальных особенностей каждогоребенка;
° доброжелательный психологический климат на занятиях;
° личностно-деятельный подход к организацииучебно-воспитательного процесса;
° подбор методов занятий соответственно целям и содержаниюзанятий и эффективности их применения;
° оптимальное сочетание форм деятельности;
° доступность.
2.Результаты освоения содержания программы
Уучащихся могут быть сформированы личностные результаты:
° ответственноеотношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию наоснове мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
° способностьк эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
° умениеконтролировать процесс и результат математической деятельности;
° первоначальныепредставления о математической науке как сфере человеческой деятельности, обэтапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
° коммуникативнаякомпетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной,учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
° критичностьмышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличатьгипотезу от факта;
° креативностьмышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1)Регулятивные.
Учащиесяполучат возможность научиться:
° составлятьплан и последовательность действий;
° определятьпоследовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётомконечного результата;
° предвидетьвозможность получения конкретного результата при решении задач;
° осуществлятьконстатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
° концентрироватьволю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
° адекватнооценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективнуютрудность и собственные возможности её решения.
2)Познавательные.
Учащиесяполучат возможность научиться:
° устанавливатьпричинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
° формироватьучебную и общекультурную компетентность в области использованияинформационно-коммуникационных технологий;
° видетьматематическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
° выдвигатьгипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
° планироватьи осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательскогохарактера;
° выбиратьнаиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
° интерпретироватьинформацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентоватьполученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
° оцениватьинформацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3)Коммуникативные.
Учащиеся получатвозможность научиться:
° организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками:определять цели, распределять функции и роли участников;
° взаимодействоватьи находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушатьпартнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
° прогнозироватьвозникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
° разрешатьконфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
° координироватьи принимать различные позиции во взаимодействии;
° аргументироватьсвою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве привыработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
Учащиесяполучат возможность научиться:
° самостоятельноприобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различнойсложности практических задач, в том числе с использованием при необходимостисправочных материалов, калькулятора и компьютера;
° пользоватьсяпредметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
° уметьрешать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
° выполнятьарифметические преобразования выражений, применять их для решения учебныхматематических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
° применятьизученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальныхситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
° самостоятельнодействовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем,а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётомограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов иявлений.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по учебно-познавательномунаправлению «Математика с увлечением» предназначена для обучающихся 9 классов.Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основногорасписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45минут. Организация образовательного процесса предполагает использование форм иметодов обучения, адекватных возрастным возможностям учеников 9 классов.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 34 часов в год.Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал,используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса кматематике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебногогода, проводя соответствующую работу. Цели обучения программы определяютсяролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта,формировании личности каждого человека.
Многимлюдям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты,пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить всправочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемамигеометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в видетаблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий,составлять несложные алгоритмы.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Алгебра |
5 |
2. |
Геометрические находки |
15 |
3. |
Теория вероятностей. |
8 |
4. |
Проекты. |
6 |
|
Итого |
34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
дата |
|
|||
Алгебра 5 ч |
|||
1. |
Чтение графиков |
1 |
|
2. |
Неопределенные уравнения |
1 |
|
3. |
Метод неопределенных коэффициентов |
1 |
|
4. |
Решение олимпиадных задач |
1 |
|
5. |
Решение олимпиадных задач прошлых лет |
1 |
|
Геометрические находки (15 ч.)
|
|||
6. |
Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции |
|
|
7. |
Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Представленная информация была полезной? ДА 58.71% НЕТ 41.29% Проголосовало: 1039 |
|
|
8. |
Осевая и центральная симметрия в планиметрии |
1 |
|
9. |
Решение геометрических задач с помощью понятия о центре тяжести |
1 |
|
10. |
О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение |
1 |
|
11. |
Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. |
1 |
|
12. |
Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. |
1 |
|
13. |
Теорема Птолемея и ее приложения |
1 |
|
14. |
Механическая теорема Лагранжа и ее применение в геометрии |
1 |
|
15. |
Геометрические задачи на местности |
1 |
|
16. |
Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. |
1 |
|
17. |
Равновеликие и равносоставленные многоугольники |
1 |
|
18. |
Двоякое выражение площади (или объема) как способ решения геометрических задач |
1 |
|
19. |
Геометрия на клеточной бумаге. Метод Пика |
1 |
|
20. |
Геометрия на клеточной бумаге. Метод Пика |
1 |
|
Теория вероятность 8 ч |
|||
21. |
Элементы теории вероятности. Задачи на случайную вероятность |
1 |
|
22. |
Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности |
1 |
|
23. |
Перестановки. Факториал. |
1 |
|
24. |
Статистические характеристики набора данных |
1 |
|
25. |
Решение комбинированных задач перебором вариантов |
1 |
|
26. |
Решение комбинаторных задач с помощью графов |
1 |
|
27. |
Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. |
1 |
|
28. |
Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. |
1 |
|
Проекты (6 ч.)
|
|||
29. |
Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование |
1 |
|
30. |
Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации. |
1 |
|
31. |
Работа над проектами. |
1 |
|
32. |
Работа над проектами. |
1 |
|
33. |
Защита проектов. |
1 |
|
34. |
Защита проектов. Заключительное занятие. |
1 |
|
Литература:
1. ГлейзерГ.И. История математики в школе 7–9 кл.: Пособие для
учителей / Г.И. Глейзер.– М.:Просвещение,1982. – 240с.
2. ГусевВ.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-9 классах. Под ред. С.И.Шварцбурда, М.:Просвещение, 1977 – 288с.
3. ВиленкинН.Я. и др. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-9 класс).М.:Просвещение, 1978. – 192с.
4. ЗубелевичГ.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,2000.-79с.
5. КоваленкоВ.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.- М.:Просвещение,2001.- 96.
6. КордемскийБ.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачидля любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
7. КриволаповаН.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностейучащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.
8. МарковС.И. курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995.
9. МайерР.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006.
10. МихайленкоЕ.А., Тумашева О.В. Методика обучения схоластической линии в школьном курсематематики: учебно-методическое; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, -Красноярск, 2009.- 116с.
11. ФрибусЕ.А. Старинные задачи с историко-математическими экскурсами: Методическиерекомендации в помощь учителям математики /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1988-1990. –Ч1,2.
12. ФрибусЕ.А. Избранные старинные задачи науки о случайном: Методические рекомендации/Е.А. Фрибус. – Абакан, 1989.
13. Энциклопедиядля детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. — М.: Аванта + , 2002.
14. Энциклопедическийсловарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.
Интернет ресурсы:
http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)
http://school.znanika.ru/ — страница электронной школы «Знаника».
http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016godaрусская страница конкурсов для школьников.
http://www.yaklass.ru/ страница образовательного проекта «Я-класс»
http://nsportal.ru/страницы учительского портала Социальной сети работников образования
http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.