X-PDF

Рабочая тетрадь Азбука доброй жизни

Поделиться статьей

Частноеобщеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 20среднего общего образования открытого акционерного общества

«Российскиежелезные дороги»

 

Рабочаятетрадь

 

Азбука доброй жизни

 

Извсех наук, которые должен знать человек, главнейшая естьнаука о том, 

какжить, 

делаякак можно меньше зла  и как можно больше добра.

ЛевНиколаевич Толстой.  

 

 

 

 

 

Ф.И.________________________________

 

 

 

Омск-2023

Автор-составитель:

Чернова ТатьянаВасильевна – учитель русского языка и литературы; 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63.5 (2)-я 723        Азбукадоброй жизни [Текст]: рабочая тетрадь: 6 класс/ Т65        автор-сост. Т. В. Чернова, ИП Савченко С.А., 2020. – 53с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь является важным элементомобразовательной программы внеурочной деятельности. Информация подобрана сучетом возрастных психологических особенностей школьников.

 

 

Раздел 1

 Духовность и нравственность как важнейшие характеристики личности.

Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни

(Н. Бердяев)

Духовность– это обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, сознательноестремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этомуидеалу.

 

 Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее,  разумнее, мужественнее и совершеннее Христа,  

Царственное величие ГосподаСпасителя. С картины  и нетолько нет, но и   худ. Виктора Михайловича Васнецова (1848 –1926).

                                                                                                                                                    с        ревнивою        любовью

Задание 1                                                                        говорю себе, что и не может быть. Мало того,

Поразмышляйте, почему именно эта цитата  если б кто мне доказал,

размещенавместе с определением духовности?  что Христос вне истины, На основепредложенного материала создайте идействительно было бы,  собственное определение духовности. что истина вне Христа,

Ваши ответы запишитениже:                                                 то мне лучше бы хотелось

оставаться со Христом,

_______________________________________________________________________________________нежели                                                                                                                                       с         истиной.  

_______________________________________________________________________________________(Ф.М. Достоевский. Письма.

_______________________________________________________________________________________XXVIII/1. С. 176)  

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Духовность и нравственность – основаличности

Нравственность– выполнение совокупности общих принципов

поведениялюдей по отношению                 

к         ближним,      основанное   на исполнениизаповедей Евангелия.  Нравственное учение — сердцевина христианского         учения,это то, чему прежде всего Христос учил

народ. И на Страшном суде Господь спроситнас именно о нашем отношении к ближним, то есть о нравственном поведении.

Всякая нравственность выходит из религии,ибо религия есть только формула нравственности. (Ф.М.Достоевский. Записная тетрадь. XXIV. С. 168)

Задание 2

На основе предложенного материала создайтесобственное определение нравственности.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Раздел 2

Духовно-нравственные ценности

1.     Любовь-между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, к науке, искусству, какому-товиду занятий. Для верующих – любовь к Богу. Для всех людей – любовь к Родине,своему народу, жизни, природе, труду.                  В идеале это любовь ковсем людям, к самому себе. 

2.     Добро-доброта,душевная добросовестность, доброжелательность, добропорядочность, дружелюбие,самоотверженность и подвижничество (альтруизм).

3.     Совесть,чувство долга, понимание нравственной ответственности за свое поведение,способность к покаянию и самокритике, отвращение ко лжи                  иненависти. 

4.     Милосердие,сострадание, жалость, забота о бедных, старых, больных                  инесчастных.  

5.     Патриотизм,          устремленность       к          новому,         прогрессивному,            благородстводерзаний и реальных свершений, жажда свободы.  

6.     Понятиеи чувство прекрасного.  

7.     Разум,интеллект, стремление к знаниям и творчеству.  

8.     Экологический     компонент    духовности   (ответственное        отношение                  кприроде). 

Задание 3

Выделите маркером слова, значение которыхвам неизвестно. Напишите сочинение-миниатюру, раскрывая смысл понятий, близкихвашему сердцу.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Украшать душу нужно ЛЮБОВЬЮ                                                        

(Свт. Тихон Задонский)

Любовь          долготерпит,            милосердствует,любовь не        завидует,       любовь          не превозносится,            не       гордится.                   Она     не бесчинствует, не        ищет   своего,          не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,  а сорадуетсяистине (1 Кор. 13: 4–7).

Любовь к ближнему есть выражение любви кБогу. Любовь к ближнему проявляется в делах милосердия. В истинной любви небывает ЗАВИСТИ,

любящий скорбит со скорбящими и радуется срадующимися.  

Любовьзабывает о себе, но ищет пользы для других (Симфония потворениям святителя Тихона Задонского).

Человек, которыйимеет в сердце истинную христианскую любовь к ближним, всегда искренне инелицемерно уважает достоинства, заслуги и права каждого, высшего и низшего,богатого и бедного, он скромен, откровенен, приветлив и предупредителен в своихотношениях ко всем; постоянно готов принять доброе участие в положении ближнегои помочь каждому; всегда старается избегать оскорблений; в отношениях к низшимили подчиненным: ласковость, справедливость, снисходительность и вообщечеловечность, чуждая и малейшего намека на свое превосходство и преимуществапред низшим, в чем бы они ни состояли (РозановИ., свящ. День христианина).

Задание4

Составьте ассоциативный ряд слова«Любовь». Выделите в ряду слова, которые более других раскрывают суть понятия.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Любите всё создание божие, всецелою, всемирною любовью

(Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Поучения старца Зосимы)

 «Учитель! Какаянаибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоеговсем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» – сия естьпервая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего,как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22: 35–40).     

 

Задание 5

Объединитесь в группы 5-6 человек.Прочитайте отрывок из Святого Евангелие от Матфея, поразмышляйте Постарайтесь

любить ваших

над       предложенными      вопросами       и      сформулируйте

ближних

аргументированный ответ:

деятельно              

1.    Каксложатся отношения между друзьями, если они инеустанно…   будут жить по принципу: «Возлюби ближнего твоего Ф.М. Достоевский. меньше, чем самогосебя»?  «Братья

2.    Каксложатся отношения в классном коллективе, если все      Карамазовы»

(Поучения старца

будут жить по принципу: «Не люби ниближнего Зосимы)      своего, ни самого себя»? 

3.    Каксложатся отношения между детьми и родителями, живущими по принципу «Возлюбиближнего твоего больше, чем самого себя»? Полученныйответ запишите.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Добро

             Высочайшее         добро есть Христос.

             Доброжелательнымлюдям и Бог помогает.

             Евангелие  призывает

человека следоватьучению                 и жизни Спасителя мира как

подлинному критерию добра, идеалудуховного совершенства.

             Нужностремиться делать добро постоянно и неленостно (Там же, с.238).

             Добронеобходимо делать, не ожидая выгоды или похвалы. (схиархимандрит

Иоанн (Маслов)).

             Ктопереносит обиды и делает добро обидчикам, в том живет ДухСвятой,                

и в будущей жизни будет иметь себе имя —сын мира. (Святой Ефрем Сирин).

             «… потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь.Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его.

Оно боится только любви, боится добра…» (святителя

Афанасия исповедника,епископа Ковровского (Сахарова))

Задание 6

Придумайте метафорический ряд к концепту«Добро».

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Дела добрые

Блаженнымилостивые, ибо они помилованы

будут (Мф.5,7).

Человек веру свою к Богупоказывает добрыми делами.

Добрые дела показываютподобие Божие. Добрые дела свидетельствуют о красоте ДУШИ.

Дела добрые необходимоделать, так как ими выражаем БЛАГОДАРНОСТЬ Богу. Бог смотрит не на внешнее, ана сердечное намерение.

«Уклонисяот зла, и сотвори благо» (Пс. 33, 15).

Послушание есть матерьдобрых дел.

Знамение душевной красотыесть свидетельство «добрых дел», нелицемерно от сердца происходящих, как-то:чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы (схиархимандритИоанн (Маслов) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского»).

Задание 

Прочитайте главу из книги ПреподобногоСерафима Саровского «Радость моя» – «О том, что Господь бывает особенномилостив к добрым деткам» (познакомится со всей книгой вы можете на сайтеПравославная электронной библиотеки (Pravmir.ru)). Заполните двухчастнуютаблицу. В графу Цитата запишите те фрагменты текста, которыепроизвели на вас особое впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами изсобственной жизни, озадачили их, вызвали протест и т.д., в графе «Комментарии»- причины своего выбора.

К вам, дети, будетслово наше, и мы сегодня скажем вам о том, что Господь и в этой жизни особеннонаграждает тех из вас, которые милостивы. Одна девочка двенадцати лет ездила сосвоей матерью в Саровскую пустынь, чтобы удостоиться видеть отца Серафима иполучить его благословение. По приезде в Саров она случайно узнала о каком-тобедном изнуренном колоднике, который в тяжелых цепях шел мимо монастыря и былочень жалок. При виде этого несчастного она была очень тронута его положениеми, отыскавши у себя довольно ценную серебряную монету, за неимением другой,более мелкой, подала ее нищему.

Когда же после сегодевочка с матерью пришли к отцу Серафиму, то он, никогда до тех пор их невидевший, тотчас подозвал девочку к себе и, благословив ее, ласково сказал:Ну, вот и хорошо, что подала милостыню бедному, – и при этомсовершенно неожиданно для всех назвал ее генеральшею.

Мать ее, крайнеудивленная этим приветствием, стала объяснять старцу, что генеральское званиевовсе им не принадлежит, но он, беседуя с ними, не переставал называть девочкугенеральшей.

Так и возвратились мать сдочерью домой, не узнав причины такого необыкновенного приветствия старца, идолго они недоумевали, что бы это значило. Но после стало понятно для них,когда сострадательная к несчастным девочка, достигши совершенного возраста,вышла замуж за генерала. И тогда оправдались пророческие слова старца Божия,который задолго предвидел будущее по данной ему благодати от Господа.

Теперь смотрите, дети.Что сказал преподобный Серафим девочке, прежде чем назвал ее генеральшею?Сказал: Хорошо ты сделала, что подала милостыню бедному, – и ужезатем ее генеральшею стал называть. Значит, как бы так сказал он: Вот, тыоказала сострадание к несчастному, за то тебя Господь и большим счастьемнаградит. И как сказал, так и случилось.

Ввиду же этого для того,чтобы Господь награждал и вас, и вы подражайте упомянутой девочке и к бедным инесчастным будьте милостивы, тогда Господь Своей милостью не оставит и вас.

Скажете: У насденег нет. Да их и не нужно. Можно и без денег оказать ближнему любовь исострадание. Например, посидите около больного, вовремя принесите ему, чего онхочет, или ласково и приветливо поговорите с человеком, находящемся в нужде игоре, погорюйте вместе с ним; с вас, пожалуй, довольно будет и этого. А междутем и такая ваша милость к несчастным никогда не забудется Господом, и Он занее, несомненно, наградит вас и в этой жизни, и в будущей, как Сам Он и обещаетнам это: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5,7). Аминь.

Цитаты

Комментарии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четырьмявещами помрачается душа: ненавидением ближнего, уничижением его, завидованиемему, и ропотом на него.

(Преподобный Исаия Отшельник)

 

О душевном мире и смирении

Смирение – это умениехранить со-мирность, мир со

людей, а скажем:«Достойное поделом нашим приемлем». (Игумен Никон. Письма кдуховным детям).

Оскорбления от другихдолжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы ихоскорбления нас не касались. Таковое упражнение может доставить человеческомусердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога (преподобный Серафим Саровский).

Смирение не дает местараздражительности в сердце твоем и искореняет гнев в душе твоей, далеко гонитот тебя прочь ненависть, зависть и злобу, и, напротив, исполняет тебя любви,мира, радости и веселья (Преподобный Ефрем Сирин).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет