X-PDF

Рабочая тетрадь по ОП.02 Ботаника

Поделиться статьей

Государственноебюджетное профессиональное

образовательноеучреждение                        

 «Кудымкарскийлесотехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочаятетрадь

поучебной дисциплине

ОП02 «Ботаника»

 

 

 

Специальность35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

 

 

 

 

 

 

 

2021

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

экономическихдисциплин

Протокол №__1___от«_02_»__09_____2021

 

Председседатель_НикитинаМ.М.

 

 

 

 

Автор-составитель

Н. Е. Отинова,преподаватель первой категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь для студентов составлена всоответстивии с рабочей программой учебной дисциплины «Ботаника», разработаннойпо специальности 35.02.01«Лесное и лесопарковое хозяйство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка

 

Введение.

 

Раздел 1.Морфология растений.

 

Тема 1.2.

Морфология стебля и побега.

 

Тема 1.3.

Морфология корня.

 

Тема 1.4.

Морфология листа.

 

Тема 1.5.

Вегетативное размножение, его виды и способы Генеративные органы растений.

 

Тема 1.6.

Строение цветка. Формулы и диаграммы цветка.

 

Тема 1.7.

Соцветия и опыление и их типы.

 

Раздел 2.    Анатомия растений

Тема 2.2.

Строение растительной клетки.

 

Тема 2.3.

Ткани растительные, общие понятия. Классификация тканей. Образовательные, покровные, механические, проводящие, основные и выделительные ткани.

 

Тема 2.4.

Анатомическое строение стебля.

 

Тема 2.5.

Анатомическое строение стебля хвойных и лиственных пород.

 

Тема 2.6.

Анатомическое строение корня.

 

Тема 2.7.

Анатомическое строение плоского листа и хвои.

 

Раздел 3. Физиология растений.

 

Тема 3.1.

Физиология растений, методы её изучения и задачи. Значение воды в жизни растений. Поглощение воды, водный баланс растений.

 

Тема 3.2.

Автотрофные и гетеротрофные растения. Процесс фотосинтеза и его значение в жизни растений. Процесс дыхания и его значение для растений. Брожение и его виды.

 

Тема 3.3.

 Понятие о росте и развитии растений. Условия, влияющие на рост. Особенности периода покоя. Усвоение зольных элементов и азота растениями из почвы. Значение микро и макроэлементов для растений.

 

Раздел 4.Систематика растений.

Тема 4.1.

Задача и методы систематики растений, её значение в лесоводстве.

 

Тема 4.2.

Бактерии , их строение, размножение.

 

Тема 4.3.

Грибы, их строение.

 

Тема 4.4.

Водоросли, их характеристика и классификация

 

Тема 4.5.

Лишайники, их строение, размножение и роль в природе.

 

Тема 4.6.

Отдел Мохообразные, строение, цикл развития и классификация.

 

Тема 4.7.

Отдел Папоротникообразные, Плауновые, Хвощевидные. Характеристика, строение и цикл развития.

 

Тема 4.8.

Отдел Голосеменные: характеристика, цикл развития, представители и значение.

 

Тема 4.9.

Отдел Покрытосеменные: особенности строения и развития.

 

Тема 4.10.

Классы двудольные и однодольные.

 

Тема 4.11.

Лекарственные растения. Редкие и исчезающие растения региона и их охрана. Роль растений в жизни человека.

 

Список информационных источников   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая тетрадь подисциплине «Ботаника» разработана с целью:

ü рациональногоиспользования времени урока;

ü развитиянавыков работы со студентами;

ü оказанияпомощи студенту в усвоение новой темы;

ü систематизацииматериалов при подготовке к зачету.

Рабочая тетрадьвыполняет функции:

ü систематизацияи осмысление информации, содержащейся в учебнике; услышанной на занятии;прочитанной в пособии;

ü  пополнение,углубление и конкретизация знаний и практических навыков при составлениидокументов;

ü активизацияпознавательной деятельности студентов на занятии и при выполнении домашнихзаданий;

ü самопроверкаправильности и прочности знаний;

ü контрольусвоения знаний;

ü самоучитель;

ü формированиеустойчивого интереса к дисциплине.

 

Врезультате заполнения рабочей тетради обучающийся должен знать:

ü  понятие, цели,задачи и принципы делопроизводства;

ü  основные понятиядокументационного обеспечения управления;

ü  системыдокументационного обеспечения управления;

ü   классификациюдокументов;

ü   требования ксоставлению и оформлению документов;

ü  организациюдокументооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов,номенклатуру дел;

 

Помещенные в тетрадизадания призваны помочь преподавателю в организации учебного процесса, аобучающимся – в усвоении основных идей и понятий курса.

Предлагаетсякомплекс разнообразных заданий разного уровня сложности. Например,:

1) выберитеверное утверждение;

2) вставьтепропущенные в тексте слова;

3) ответьтена вопросы;

4) дайтеопределение следующим терминам;

5) выберитеправильный ответ;

6) заполнитетаблицу.

Тетрадьпредназначена для работ в аудитории при изучении и закреплении новогоматериала, а также для выполнения домашних заданий.

В процессеоформления рабочей тетради у обучающихсядолжны формироваться общие компетенции:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлятьк ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способывыполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартныхситуациях.

ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки ирешения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использоватьинформационно-коммуникационные технологии для совершенствованияпрофессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективнообщаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать иконтролировать их работу с принятием на себя ответственности за результатвыполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

 

Содержание рабочейтетрадиориентировано на подготовку обучающихся косвоению профессиональных модулей ОП по специальности 35.02.01 Лесное илесопарковое хозяйство:

ПК1.2 Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиваниюпосадочного материала.

ПК1.3 Проектировать и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведениюи руководить ими.

ПК3.3 Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность.

ПК 4.3 Проводитьлесоустроительные работы с использованием современных информационныхтехнологий.

 

При допуске кзачету обучающийся должен предъявить тетрадь.


 

Тема:ВВЕДЕНИЕ

 

Задание № 1 квведению.

 

а)    Дайте понятие о науке ботанике, заполнив вприводимой ниже формулировке недостающие слова.

     Ботаника– это наука о … и их строении и …, размножении и распространении по земномушару.

б)   Заполните вторую графу таблицы.

№№ п/п

Какую роль выполняют растения в природе и жизни человека ?

1

2

1

 

2

 

 

в)     Проверьте, знаете ли Вы содержаниеразделов ботаники. К цифре, которой обозначен раздел ботаники / первый столбик/, поставьте вторую цифру, под которой дано краткое содержание раздела. Например:берем из левого столбика слово «Цитология» под номером 9. В правом столбикенаходим объяснение этого слова: «Наука о клетке». Оно стоит под номером 15.Следовательно ответ будет 9-15 и т.д.

1.     Морфология растений

10. Изучение распространения видов растений по земному шару

2.     Анатомия растений

11.Классификация разнообразных форм растений , изучение возникновения и развития растительного мира

3.     Физиология растений

12. Изучение внешнего строения и формы растений

4.     Систематика растений

13. Изучение внутреннего строения органов растений

5.     География растений

14. Изучение древесных растений: деревьев и кустарников

6.     Геоботаника

15. Наука о клетке

7.     Фитопатология

16. Изучение процессов жизнедеятельности растений: минерального питания, фотосинтеза, дыхания, испарения, роста, развития.

8.     Дендрология

17. Исследование закономерностей формирования естественных растительных группировок / сообществ

9.     Цитология

18. Изучение болезней растений, их возбудителей и меры борьбы с ними

10.  Экология

19. Наука о вымерших растениях.

11. Палеоботаника

20. О взаимоотношении растений с окружающей средой.

 

2. Заполните третью графу таблицы

№№ п/п

Вклад ученого в развитие ботаники

Национальность и фамилия ученого

1

2

3

1.

Основатель первой, наиболее совершенной, искусственной систематики растений

 

?

2.

Первый создатель эволюционной теории, который доказал наличие ее в природе, но дал ей неправильное объяснение

 

?

3.

Создатель эволюционной теории развития природы, давший впервые материалистическое объяснение этому процессу

 

?

4.

Изобретатель микроскопа

?

 


 

Тема 1.2. Морфология стебля и побега.

Задание № 2.

а)     Какиеосновные функции выполняет стебель?

1.

2.

б)    Краткоохарактеризуйте типичные признаки стебля.

1.

2.

3.

4.

в)     Напишите,под каким номером на рисунке обозначены различные части побега. Например,: вперечне верхушечная почка стоит под номером 1, а на рисунке под номером 14.Следовательно ответ будет 1 – 14.

1.

 

Верхушечная почка

2.

 

Пазушные (боковые) почки

3.

 

Междоузлие

4.

 

Листовой рубец

5.

 

Узел

6.

 

Место прикрепления чешуй почки

7.

 

Чечевички

8.

 

Сосудисто-волокнистые пучки, образующие листовой след.


 

г)     Подкаждым рисунком подпишите тип ветвления побега.

1

2

3

 

д)    Какиестебли по форме поперечного сечения показаны на схеме ?

1.

 

Ребристый

2.

 

Трехгранный

3.

 

Округлый

4.

 

Крылатый

5.

 

Четырехгранный

6.

 

Сплюснутый

7.

 

Многогранный

8.

 

Бороздчатый

 

 

 

 

 

 

Задание № 3. «Стебель»

а)     Напишите,как называются видоизмененные подземные побеги у следующих растений:

1.     Картофель,

2.     Саранки,

3.     Пырея,купены, папоротника

Напишите, как называются видоизмененныенадземные побеги у следующих растений:

1.     Осины,

2.     Спарки,иглицы,

3.     Боярышника,терна

б)    Кномеру, под которым обозначен видоизмененный побег, поставить номер, подкоторым перечислены признаки, свидетельствующие о стеблевом происхождении его

1.Колючки

6.Спиральное размещение глазков по видоизмененному органу

2.Корневище

7.Наличие сухих и мясистых видоизмененных листьев на укороченных междоузлиях и верхушечной почке

3.Клубень

8.Наличие у основания видоизмененного органа листового рубца или листа

4.Луковица

9.Появление на видоизмененном органе цветков

5.Кладодии

10.Наличие редуцированных листьев в виде чешуй, междоузлий, пазушных и верхушечных почек

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

в)     Проверьте,знаете ли Вы значение терминов ботаники, перечисленных в левом столбике. Кцифре, которой обозначены термины ботаники /первый столбик/, поставьте вторуюцифру, под которой дано определение термина.

1.Метаморфоз

12.Почки, вновь образующиеся в любом месте стебля, кроме пазухи листьев

2.Геотропизм

13.Совокупность всех ветвей растения

3.Крона

14.Ветви,образовавшиеся на главном стебле

4.Экзогенные ветви

15.Видоизменение основного органа под влиянием новых функций

5.Спящие почки

16.Свойство стебля расти вверх

6.Ветви первого порядка

17.Ветви,образованные наружной частью стебля

7.Адвентивные придаточные почки

18.Стелющиеся по земле стебли с длинными междоузлиями и придаточными корнями

8.Плети и усы

19.Побеги с хорошо выраженными междоузлиями

9.Прикорневая розетка

20.Побеги с плохо выраженными междоузлиями

10.Удлиненный побег

21.Листья травянистых растений, расположенные на укороченном побеге у корневой шейки

11.Укороченный побег

22.Боковые почки, не прорастающие в течение многих лет на стволе

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.3. Морфология корня.

Задание№ 4.

а)    Какиедве основные функции выполняет корень?

1.

2.

б)   Краткоохарактеризуйте типичные признаки корня

1.

2.

3.

4.

1.    Напишите,под каким номером на рисунке изображены различные части корня.

1.

 

Корневая шейка

2.

 

Корневой чехлик

3.

 

Точка роста

4.

 

Проводящая зона

5.

 

Корневые волоски

6.

 

Зона роста

7.

 

Боковые корни

8.

 

Всасывающая зона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)     Подпишите,какие корни изображены на рисунках?

1

2

3

 

г)     Проверьте,знаете ли Вы значение терминов, перечисленных в левом столбике.

1.Придаточные корни

12.Ответвления от корней, встречающиеся на поверхности заболоченных почв

2.Корнеплоды

13.Боковой корень, образовавшийся внутри главного и вышедший наружу

3.Корнеклубни

14.Корни, появляющиеся на стебле или листьях и их метаморфозах

4.Присоски

15.Отложения питательных веществ в боковом корне, приводящие к утолщению его

5.Воздушные корни

16.Отложения питательных веществ в главном корне, приводящие к утолщению его

6.Дыхательные корни

17.Корни растений-паразитов, врастающие в стебель или корень растения-хозяина

7.Вытягивающиеся корни

18.Сожительство организмов

8.Симбиоз

19.Корни, способные сокращаться по длине

9.Микориза

20.Тип питания лесных растений при помощи микориз

10.Микотрофное питание

21.Сожительство корней зеленого растения с грибом

11.Эндогенный корень

22.Придаточные корни на ветвях растений, поглощающие влагу атмосферных осадков

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема 1.4. Морфологиялиста.

Задание№ 5.

а)    Какиедве основные функции выполняет лист?

1.

2.

б)   Краткоохарактеризуйте типичные признаки листа

1.

2.

3.

4.

в)    Напишите,под каким номером на рисунке изображены различные части листа.

1.

 

Корневая шейка

2.

 

Корневой чехлик

3.

 

Точка роста

4.

 

Проводящая зона

5.

 

Корневые волоски

6.

 

Зона роста

7.

 

Боковые корни

8.

 

Всасывающая зона

 

 

 

 

 

 

Задание № 6.

На рисунке изображены различныеморфологические признаки листьев. Допишите к каждому числу в перечне признаковвторое число так, чтобы это второе число обозначало признак листа на рисунке.

А. Форма листьев.

1.

 

Пальчатосложный

2.

 

Непарноперистосложный

3.

 

Перистораздельный

4.

 

Тройчатосложный

5.

 

Двоякоперистосложный

6.

 

Цельный

7.

 

Перистолопастной

8.

 

Пальчатораздельный

10.

 

Перисто-рассеченный

11.

 

Пальчато-рассечённый

12.

 

Парноперистосложный

13.

 

Пальчатолопастной

 

 

                                  

 

Б. Форма основания

В. Форма края

Г. Форма верхушки

 

 

 

 

1

 

Клиновидное

1

 

Цельный

1

 

Усеченная

2

 

Округлое

2

 

Зубчатый

2

 

Тупая (Округлая)

3

 

Сердцевидное

3

 

Выемчатый

3

 

Острая

4

 

Стреловидное

4

 

Пильчатый

4

 

Заостренная

5

 

Копьевидное

5

 

Городчатый

5

 

Остроконечная

6

 

Неравнобокое

6

 

Волнистый

6

 

Выемчатая

7

 

Срезанное

7

 

Двоякозубчатый

7

 

 

8

 

Суженное

8

 

Двоякопильчатый

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.Форма цельных листьев

1.

 

Округлый

2.

 

Обратноланцетный

3.

 

Игольчатый

4.

 

Обратнояйцевидный

5.

 

Щитовидный

6.

 

Овальный

7.

 

Яйцевидный

8.

 

Мечевидный

9.

 

Ланцетный

10.

 

Ромбический

11.

 

Дельтовидный

12.

 

Сердцевидный

13.

 

Почковидный

14.

 

Стреловидный

15.

 

Продолговатый

16.

 

Линейный

17.

 

Копьевидный

18.

 

Лировидный

19.

 

Лопатовидный

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.Формы листьев по способу прикрепления.

1.

 

Влагалищный

2.

 

Пронзенный

3.

 

Черешковый с прилистниками

4.

 

Сидячий

5.

 

Стеблеобъемлющий

6.

 

Черешковый

7.

 

Черешковый с влагалищем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж. Влагалища листа

З. Листорасположение

И. Жилкование



1

 

Вздутое

1

 

Кососупротивное

1

 

Перистонервное

2

 

Открытое

2

 

Супротивное

2

 

Пальчатонервное

3

 

Чашевидное

3

 

Мутовчатое

3

 

Звездчатое

4

 

Закрытое

4

 

Очередное

4

 

Параллельнонервное

5

 

Завернутое

 

 

 

5

 

Дугонервное

Задание №7 «Лист»

Опишитеморфологические признаки листьев

Морфологические признаки листа


1.Тип листа

 

 

 

2.Форма листа

 

 

 

3.Жилкование

 

 

 

4.Форма края листа

 

 

 

5.Форма основания

 

 

 

6.Форма вершинки

 

 

 

Морфологические признаки листа




1.Тип листа

 

 

 

2.Форма листа

 

 

 

3.Жилкование

 

 

 

4.Форма края листа

 

 

 

5.Форма основания

 

 

 

6.Форма вершинки

 

 

 

 

Задание № 8. Метаморфозлиста

а)    Заполните 2 и 3 графы таблицы, подставляяв них напротив вида растений название видоизмененного листа и выполняемуюфункцию:

Вид растений

Название видоизмененного листа

Какие функции выполняет видоизмененный лист

 

1

2

3

1.

Капуста

Мясистые листья

Хранение запасов питательных веществ

2.

Горох

 

 

3.

Всходы дуба

 

 

4.

Росянка

 

 

5.

Лук

 

 

6.

Почки растений

 

 

 

б)   Проверьте, знаете ли Вы значение терминов,перечисленных в левом столбике.

1.Фотосинтез

10.Процесс испарения воды растением в основном через листья

2.Семядоли

11.Растения с сочными зелеными листьями

3.Гетеротрофилия

12.Органы одинакового происхождения, но с разными функциями и разными внешними признаками

4.Суккуленты

13.Процесс образования органических веществ из неорганических на свету

5.Транспирация

14.Различие в форме листьев у одного и того же растения

6.Гомологические органы

15.Размещение листьев на растении, при котором обеспечивается оптимальная освещенность их

7.Листовая мозаика

16.Самые первые листочки зародыша

8.Аналогичные органы

17.Расположение листьев на укороченном побеге у корневой шейки

9.Розетка листьев

18.Органы разного происхождения, но выполняющие одинаковые функции и имеющие одинаковый внешний вид

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание № 9. к теме «Размножение растений»

а)    Проверьте, знаете ли Вы значение терминов,перечисленных в левом столбике.

1.Вегетативные органы

12.Новая клетка, образующаяся при слиянии двух гамет

2.Генеративные /репродуктивные/ органы

13.Потомство одной особи, полученное при вегетативном размножении

3.Регенерация

14.Органы роста: стебель, лист, корень

4.Глазок

15.Половая клетка

5.Зигота

16.Органы размножения: цветок, плод, семя

6.Клон

17.Восстановление из части одного органа целого растения

7.Гамета

18.Почка, срезанная вместе с корой и древесиной

8.Прививка

19.Лучшие деревья

9.Подвой

20.Растение, на которое производят прививку

10.Привой

21.Прививаемая часть растения при прививках

11.Элитные деревья

22.Сращивание части одного побега или почки с другим растением /транспирация/

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)   Напишите, как называются вегетативныепобеги, изображенные на рисунке?

 

 

 

 


 

Задание№10 (к теме «Цветок»)

а)    Для чего служит цветок?

 

 

б)   Напишите под каким номером на рисункеизображены различные части цветка.

1.

 

Чашечка

2.

 

Венчик

3.

 

Тычинка

4.

 

Отгиб

5.

 

Ноготок

6.

 

Чашелистик

7.

 

Лепесток

8.

 

Пыльник

9.

 

Пестик

10.

 

Рыльце

11.

 

Тычиночная нить

12.

 

Столбик

13.

 

Завязь

14.

 

Связник

15.

 

Цветоложе

16.

 

Гнездо завязи

17.

 

Семяпочка

18.

 

Цветоножка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)     Впредложениях вставьте пропущенные слова:

1.     Совокупностьвсех пестиков цветка называется ___________________

2.     Совокупностьвсех тычинок цветка называется ___________________

3.     Чашечкаи венчик, вместе взятые, называются ____________________

4.     Трубчатыеили мешковидные образования околоцветника, в котором скапливается нектар,называются ______________________________

г)     Зарисуйтеи подпишите схему цветков с верхней и нижней завязью.

 

д)   Подпишите виды венчиков цветков.

 

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 


Задание №11

а)     Напишите,под каким номером на рисунке изображены различные части пестика и пыльцы.

1.

 

Пыльцевое зерно

2.

 

Синергиды

3.

 

Пыльцевая трубка

4.

 

Яйцеклетка

5.

 

Покровы семяпочки

6.

 

Зародышевый мешок

7.

 

Стенки завязи

8.

 

Антиподы

9.

 

Нуцеллус

10.

 

Гаметы

11.

 

Ядро зародышевого мешка

12.

 

Вегетативная клетка

13.

 

Экзина

14.

 

Генеративная клетка

15.

 

Интина


б)    К номеру, под которымобозначен условный знак, допишите номер, под которым стоит объяснение этогознака:

1. P

16.Андроцей

2. K

17.Околоцветник простой

3. C

18.Венчик

4. A

19.Правильный цветок

5.

20.Верхняя завязь

6.(   )

21.Чашечка

7.

22.Гинецей

8. *

23.Нижняя завязь

9.

24.Много частей цветка

10.

25.Срастание частей цветка

11. +

26.Срастание одноименных органов

12.

27.Обоеполые цветки

13.

28.Однополые, пестичные цветки

14.

29.Однополые, тычиночные цветки

15.

30.Неправильный цветок

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)    По морфологическим описаниям, которыеприводятся ниже, составьте и запишите формулы цветков

Яблоня

Горох

1.     Цветок правильный

1.     Цветок неправильный

2.     Чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков

2.     Чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков

3.     Венчик свободнолепестной из 5 лепестков

3.     Венчик спайнолепестной из 5 лепестков

4.     Тычинок много

4.     Тычинок 10, из них 9 срослись и одна свободная

5.     Гинецей состоит из 5 сросшихся плодолистиков

5.     Пестик один, состоит из одного плодолистика

6.     Завязь нижняя

6.     Завязь нижняя

____________________

____________________

 

г)    (2)По приведенным нижеформулам опишите морфологические признаки цветков картофели и белой акации:

* K(5)С(5)A5

 K(5)C(2)+3A(9)+1

 

д)   Во второй графе таблицы допишите, во чтопревращаются отдельные завязи и пыльца после оплодотворения:

№№

Составные части завязи и пыльцы до оплодотворения

Составные части завязи и пыльцы после оплодотворения

1.

Семяпочка

 

2.

Покровы семяпочки

 

3.

Яйцеклетка

 

4.

Антиподы

 

5.

Ядро зародышевого мешка

 

6.

Стенки завязи

 

7.

Вегетативная клетка

 

8.

Генеративная клетка

 

 

е) Напишите, под каким номером изображенына рисунке различные виды растений.

1.

 

Корзинка

2.

 

Завиток

3.

 

Колос

4.

 

Метелка

5.

 

Кисть

6.

 

Зонтик

7.

 

Корзинки, собранные в щиток

8.

 

Головка

9.

 

Развилина

10.

 

Щиток

11.

 

Извилина

12.

 

Сложный зонтик

13.

 

Початок


Задание12 к теме «Опыление растений»

а)    Проверьте, знаете ли Вы значение терминов,перечисленных в левом столбике?

1.Автостерильность

10.Растения, у которых мужские и женские цветы размещены на одном индивидууме

2.Дихогамия

11.Скрещивание, получение помесей между двумя формами с различными наследственными признаками

3.Анемофильные растения

12.Неспособность пыльцы прорастать на пестиках того же цветка

4.Однодомные растения

13.Явление неодновременного созревания в одном цветке пестиков и тычинок

5.Разностолбчатость / гетеростилия/

14.Растения, опыление которых происходит при помощи ветра

6.Энтомофильные растения

15.Растения, имеющие однополые цветки, расположенные на разных экземплярах

7.Гибридизация

16.Наличие у одного вида растений двух форм цветков: с длинными тычинками и короткими столбиками и с короткими тычинками и длинными столбиками

8.Двудомные растения

17.Растения, опыление которых происходит при помощи насекомых

9.Опыление

18.Перенос пыльцы с пыльника тычинки на рыльце пестика

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

б)   Подпишите виды опыления, изображенные нарисунках

 

в)     Заполнитесравнительную таблицу, указав в ней признаки, характерные для насекомоопыляемыхи ветроопыляемых растений:

 

Признаки

Характеристика признаков

У ветроопыляемых растений

У насекомоопыляемых

1.

Величина и форма цветков

 

 

2.

Околоцветник

 

 

3.

Тычиночные нити

 

 

4.

Рыльце

 

 

5.

Пыльца

 

 

6.

Время цветения

 

 

 


Задание№13 к теме «Морфология плодов»

а)    Напишите для чего служат плоды растению.

Плоды служат растению для:

1.     

2.

б)    Допишитепредложения, вставляя в них недостающие слова:

1.     Плод,образовавшийся только из стенок верхней завязи, называется

__________________________________________________________

 

2.     Плод,образовавшийся из нижней завязи или разросшегося цветоложа, называется                                                                                  

 

3.     Группаплодов, образовавшаяся из соцветия / группы цветков /, называется                                                                                      

 

4.     Плоды,образовавшиеся из завязей одного цветка, называются                                                                                                                     

 

в)     Под каким номеромизображены на рисунке различные виды плодов?

1.

 

Листовка

2.

 

Костянка

3.

 

Боб

4.

 

Ягода

5.

 

Коробочка

6.

 

Сложная костянка

7.

 

Стручок

8.

 

Орех

9.

 

Стручочек

10.

 

Крылатка

11.

 

Семянка

12.

 

Жёлудь

13.

 

Ложный яблоко-видный плод

14.

 

Сложная семянка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г)     Опишитепризнаки и укажите тип плода у растений, перечисленных в таблице:

Вид растений

Характеристика плода

Наименование плода

По типу образования

Настоящий или ложный

По консистенции

По числу семян

Липа

 

 

 

 

 

Картофель

 

 

 

 

 

Клен

 

 

 

 

 

Рябина

 

 

 

 

 

Береза

 

 

 

 

 

Сирень

 

 

 

 

 

Акация

 

 

 

 

 

Калина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Задание№14 к теме «Морфология семян и всходов»

а)     На рисунке изображеныпродольные срезы семян кедра и пшеницы. Подпишите, из каких частей состоятсемена этих растений?

1.

 

Эндосперм

2.

 

Семядоля (щиток)

3.

 

Корешок зародыша

4.

 

Стебель зародыша

5.

 

Кожура

6.

 

Всасывающая часть щитка

7.

 

Листья зародыша

                                                                                                                     

 

 

б)    Подпишитечасти всхода и семени фасоли

1.

 

Семядоли

2.

 

Микропиле

3.

 

Надсемядольное колено

4.

 

Верхушечная полчка

5.

 

Главный корень

6.

 

Рубчик

7.

 

Боковые корни

8.

 

Корневая шейка

9.

 

Первые листочки

10.

 

Подсемядольное колено

 

 

в)     Допишитек каждому предложению термин, который обозначал бы содержание этогопредложения.

1.     Маленькоеотверстие в кожуре семени, через которое в период оплодотворения семяпочкипроникает пыльцевая трубка                                                        

2.     Тканьс запасом питательных веществ в семени для питания зародыша                                                                                             

3.     Первыелистья зародыша                                                                   

4.     Растения,у которых в зародыше имеется только одна семядоля                             

5.     Местоприкрепления семяножки к семени                                        

6.     Растения,у которых в зародыше имеются две семядоли                                                   

7.     Образованиеплодов без семян                                                          

8.     Растения,у которых в зародыше более 2-х семядолей                                                       

9.     Образованиесемян без зародыша                                                      

 

г)    В первой графе таблицы помещены четырегруппы растений. Во вторую графу таблицы впишите, какие приспособления имеютсяу плодов и семян этих растений для распространения. В третью – факторы внешнейсреды, способствующие распространению:

Наименование растений

Приспособления у плодов и семян для распространения

Факторы внешней среды

1

2

3

Кедр

 

 

Рябина

 

 

Лопух

 

 

 

 

 

Сосна

 

 

Береза

 

 

Одуванчик

 

 

Осина

 

 

 

 

 

Кувшинка

 

 

Ольха черная

 

 

 

 

 

Акация желтая

 

 

Недотрога

 

 

 

 

 

 


 

Задание№15 к теме «Жизненные формы растений»

а)    Проверьте, знаете ли Вы значение терминов,перечисленных в левом столбике.

1.Однолетние растения

12.Растения с недревеснеющими стеблями, наземная часть которых ежегодно отмирает и сохраняется только подземная

2.Монокарпические растения

13.Растения, наземные побеги которых не полностью одревесневают и на зиму обычно отмирают в своей верхней части

3.Поликарпические растения

14.Травянистые растения, полное развитие которых от семени до семени происходит за один вегетационный период

4.Полукустарники

15.Растения, плодоносящие один раз в жизни

5.Многолетние травы

16.Растения, плодоносящие в течение жизни много раз

6.Двуление растения

17.Растения с тонкими древеснеющими, вьющимися или лазящими стеблями

7.Кустарнички

18.Ратсения с древеснеющим стеблем, который очень рано начинает ветвиться у основания, образуя группу стволиков одинаковой толщины

8.Лианы

19.Травы, жизненный цикл которых происходит в течение 2-х лет

9.Кустарники

20.Многолетние травы, у которых наземные побеги и даже листья на зиму не отмирают

10.Деревья

21.Растения высотой до 1м, наземные побеги которых образуют покоящиеся почки и частично одревесневают

11. Вечнозеленые растения

22.Растения с хорошо выраженной разветвленной кроной и деревенеющими стволом, который ежегодно нарастает в толщину и длину

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РазделII

АНАТОМИЯРАСТЕНИЙ

Задание№16

а)    Дайте понятие о науке «Анатомия растений»,заполнив в приводимой ниже формулировке недостающие слова:

Анатомия растений изучает                                        растений,строение                                                    , связь ихстроения с                                            ,

в которой данные органы развиваются.

 

б)   Напишите, какие виды растений встречаютсяв природе в зависимости от числа клеток, их составляющих:

1.     

2.

3.

 

в)     Подпишите,под каким номером на рисунке изображены различные части клетки.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г)     Выпишитеиз учебника высказывание Ф. Энгельса об основе жизни.

 

д)    Заполнитетаблицу. Опишите строение, свойства и роль различных частей растительнойклетки:

Строение

Свойства

Роль

Протоплазма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ядро

 

 

 

Пластициды, отдельно каждый вид

 

 

 

Хондриосомы

 

 

 

 

                                                                             Задание№17

а)     Проверьте,знаете ли Вы, что означают термины в левом столбике.

1.Крахмал

13.Сросшиеся кристаллы щавелево-кислого кальция

2.Алейроновые зерна

14.Раствор продуктов жизнедеятельности клетки, собирающийся в вакуолях

3.Друзы

15.Углевод в виде зерен, которые под действием йода синеет, в холодное воде не растворяется и при нагревании превращается в клейкую массу

4.Клеточный сок

16.Запасы белков в виде бесцветных зерен округлой или угловатой формы, встречающиеся чаще всего в семенах

5.Ферменты

17.Сложные химические вещества, способные угнетать и даже убивать микроорганизмы

6. Витамины

18.Сложные без азотистые вещества вяжущего вкуса

7.Антибиотики

19.Ядовитые вещества, которые придают растениям горький вкус

8.Сахара

20.Органические вещества, которые являются ускорителями /катализаторами/ некоторых химических реакций в клетках

9.Органические кислоты

21.Различные по химическому составу вещества, недостаток которых ухудшает рост, дыхание и обмен веществ

10.Дубильные вещества

22.Запасные питательные вещества: глюкоза, фруктоза, инулин

11.Алкалоиды

23.Красящие вещества

12.Пигменты

24.Яблочная, лимонная, винная, щавелевая и др. кислоты, которые придают клеточному соку кислый вкус

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)    Допишитев предложениях пропущенные слова:

Оболочка образуется врезультате 1                                              

Оболочка мертвых клетокслужит для 2                                                  и является3                                                             

В молодых клеткахоболочка состоит из клетчатки или 4                       , котораяимеет форму 5                      

Клетчатка очень стойкоехимическое вещества, не растворяющееся в 6                                                                                                                

Принабухании льняное волокно, состоящее из клетчатки, увеличивается в ширину на 7                          %,а в длину – на 8         % от первоначальных размеров. По своей структуреклетчатка состоит из цепочки молекул – 9                                                                                                             

Онаотличается большой 10                                                                    

Химияиспользует клетчатку как сырье для получения 11                                                                                                                            

Свозрастом клетки оболочка пропитывается различными веществами и с нейпроисходят следующие изменения:

12                                            -пропитывание оболочки лигнином, что придает ей твердость, упругость и делаетменее эластичной.

13                                            -пропитывание оболочки жироподобным веществом – суберином. Она наблюдается впокровных тканях                    

14                                            -пропитывание оболочки воскоподобным веществом – кутином, который покрываетповерхность листьев и защищает их от испарения.

15                                            -превращение поверхностных слоев клетчатки в слизь.

16                                            -пропитывание оболочек клеток солями кремниевой кислоты.

Сплошноеравномерное утолщение стенок затрудняет обмен между клетками, поэтому в нихвсегда образуются отверстия – 17                 , через которыерастворы легко проникают в клетку.

Оболочкиклеток соприкасаются между собой и склеиваются особым веществом 18                                                             

Подвоздействием некоторых веществ, иногда при кипячении, он разрушается ипроисходит разъединение клеток 19                                            


 

Задание 18 к теме«Деление клеток и ядер»

а)    Проверьте, знаете ли Вы, что означаюттермины в левом столбике.

1.Прямое деление /дробление/

12.Клетки с двойным числом хромосом в ядрах

2.Редукционное деление /мейоз/

13.Мелкие палочкообразные тельца, которые содержать в себе наследственное вещество

3.Кариокинетическое деление /митоз/

14.Деление клетки, при котором в образовавшихся из нее четырех дочерних клетках сохраняется уменьшенное в два раза число хромосом

4.Хромосомы

15.Деление клетки, при котором в образовавшихся двух дочерних клетках остается то же число хромосом, что и в материнской клетке

5.Ахроматиновые нити

16.Клетки, образовавшиеся в результате редукционного деления, ядра которых содержат вдвое меньше число хромосом

6.Профаза

17.Расхождение хромосом к полюсам клетки

7.Метафаза

18.Разбухание ядра, образование в нем хромосом, растворение ядрышка и оболочки ядра

8.Анафаза

19.Формирование ядра из хромосом, собравшихся у полюса дочерней клетки

9.Телофаза

20.Размещение хромосом по экваториальной плоскости клетки. Ахроматиновые нити при этом, протягиваясь от полюсов клеток к хромосомам, принимают форму веретена

10.Диплоидные клетки

21.Перетягивание ядра, а иногда и всей клетки, на две половинки

11.Гаплоидные клетки

22.Плотные, неокрашивающиеся нити протоплазмы, сближенные у полюсов и раздвинутые в середине клетки

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)    Какиетипы деления клеток и ядер изображены на схемах? Напишите типы деления и каждуюего фазу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

I

II

III

1

 

1

 

1

 

2

 

2

 

2

 

3

 

3

 

3

 

4

 

4

 

4

 

 


 

Задание№19 к теме «Ткани растений»

а)    Допишите пропущенные слова в предложении:

Тканью называется 1                                ,выполняющих 2                                      , и имеющих 3                                 

По своим функциям такниклассифицируются на следующие виды:

4.                         5.                                  6.                                  

7.                         8.                                   9.                                 

10.                        11.                                                                    

б)    Проверьте,знаете ли Вы, что означают термины в левом столбике.

1.Паренхимные клетки

9.Отверстия в кожице листа, через которые проходят пары воды, кислород, углекислый газ

2.Прозенхимные клетки

10.Вторичная образовательная ткань, состоящая из клеток постоянных тканей или первичной меристемы

3.Первичная меристема

11.Клетки, ширина и длина которых примерно одинаковы / округлые, кубические, многогранные/. Это преимущественно тонкостенные живые клетки

4.Камбий

12.Первичная покровная ткань, возникающая из наружного слоя меристемы

5.Эпидермиа

13.Вытянутые клетки, длина которых во много раз превышает ширину, это преимущественно толстостенные мертвые клетки с заостренными концами

6.Устьица

14.Комплекс тканей, образующих вторичную покровную ткань

7.Замыкающие клетки

15.Ткань конусов нарастания стебля и корня, состоящая из тонких паренхимных клеток, многократно и повторно делящихся, с крупными ядрами, целлюлозной оболочкой, заполненные протоплазмой / первичная образовательная ткань/

8.Перидерма

16.Две живых, слегка изогнутых, соединенных концами клеток, образующих устьичную щель

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)     Подпишите,какие виды тканей и их части изображены на рисунках?

                                                       

1

 

Склеренхима

2

 

Каменистые клетки

3

 

Уголковая колленхима

4

 

Окаймленная пора

5

 

Сосуды

6

 

Торус

7

 

Ситовидные трубки

8

 

Эпидермис

9

 

Трахеиды

10

 

Тиллы

11

 

Клетка-спутница

12

 

Пластинчатая колленхима

13

 

Устьице

14

 

Смоляной ход

15

 

Выстилающая клетка эпителия

16

 

Замыкающая клетка

                                                       

 

 

г)     Нарисунке изображен разрез через чечевичку бузины. Подпишите части чечевички ивторичной покровной ткани и заполните в тексте пропущенные слова.

                                                                                                                      

1

 

Выполняющие клетки

2

 

Пробка (Филлемы)

3

 

Эпидермис

4

 

Пробковая паренхима (Феллодерма)

5

 

Пробковый камбий

6

 

Перидерма

7

 

Паренхима первичной коры

 

Вторичнаяпокровная ткань 1                             состоит из трех слоев:

Наружныйслой, покрытый остатками эпидермиса, состоит из мертвой многослойной ткани 2                                                              /                      /

Клетки2                            расположены равными рядами, плотносоединены между собой, заполнены воздухом. Благодаря этому 2                                     лучшекожицы защищает побег от 3                                           4                 5                                 

в)    Второй слой состоит из одного ряда живыхклеток, способных к делению, и называется 6                                                            или                                 

г)    Третий слой состоит из двух – трех рядовживых паренхимных клеток 7       , часто содержащей хлоропласты.

Намолодых побегах перед образованием вторичной покровной ткани под устьицамивозникают небольшие участки, которые, делясь, образуют скопление новых круглых8                                                                         клетокс большими меж клетками. Места скопления этих клеток выпячиваются бугорком и,разорвав кожицу, образуют отверстия, через которые проникает по меж клеткам вглубь побега воздух.

Такиебугорки, называемые 9                            , хорошо видны на коремолодых побегов невооруженным глазом.

 

д)    Проверьте,знаете ли Вы, что означают термины в левом столбике.

1.Восходящий ток

12.Наружная отмершая часть коры на поверхности органов растений, состоящая из совокупности отмерших тканей. Третичная покровная ткань

2.Нисходящий ток

13.Перемещение воды с растворенными в ней минеральными солями от корней к листьям по проводящим элементам древесины: трахеидам, сосудам

3.Флоэма

14.Ассимиляционная ткань в листьях, состоящая из узких клеток, расположенных перпендикулярно на поверхности листа в один, два, три ряда

4.Ксилема

15.Перемещение органических /пластических/ веществ из листьев в стебли и корни по проводящим элементам коры

5.Корка

16.Ассимиляционная ткань хвои, состоящая из клеток лопастной формы

6.Столбчатая палисадная паренхима

17.Луб.Совокупность по преимуществу проводящей, а также механической и основной тканей, которые служат для проведения нисходящего тока

7.Губчатая паренхима

18.Первичная покровная ткань корня с корневыми волосками, способная всасывать воду и растворы минеральных и органических веществ почвы

8.Складчатая паренхима

19.Древесина.Совокупность тканей, главная составной частью которой являются проводящие / сосуды и трахеиды/ и механические ткани

9.Эпиблема

20.Ткань, вырабатывающая смолу, эфирные масла, дубильные вещества, нектар и др. продукты

10.Запасающая ткань

21.Рыхлая ассимиляционная ткань внутренних частей листа, состоящая из клеток округлой формы и крупных межклетников

11.Выделительная ткань

Ткани, в которых накапливаются крахмал, сахара, белки, масла и т.д. Состоит из живых тонкостенных паренхимных клеток

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е)    На вопросы, обозначенные римскими цифрами,дайте ответ, приписывая к ним арабскую цифру, под которой стоит правильныйответ.

                  I.           Какие проводящие ткани имеют на стенкахутолщения различной формы и встречаются только в древесине лиственных пород итравянистых растений?

1.Ситовидныетрубки. 2.Сосуды. 3.Трахеиды.

 

               II.           Как называется живая первичнаямеханическая ткань, встречающаяся в растущих частях растений?

1.Склеренхима.2.Паренхима. 3.Колленхима.

 

            III.           Какая ткань способна всасывать воду ирастворы минеральных и органических веществ?

1.Эпиблема2. Эпидермис 3. Эпителий

 

           IV.           По каким тканям спускаются органическиевещества из листьев в различные части растений?

1.Поксилеме. 2.По сосудам. 3.По ситовидным трубкам

 

              V.           Как называются мешковидные выросты живыхклеток, заполняющие полости сосудов?

1.Тиллы.2.Торусы. 3.Трахеиды

 

           VI.           Как называется вторичная покровная ткань?

1.Феллодерма.2.Перидерма. 3.Корка

 

        VII.           Как называется выделительная тканьсмоляного хода?

1.Эпителий.2.Эпидермис. 3.Эпиблема

 

     VIII.           Как называется мертвая механическая тканьс толстыми стенками, маленькими полостями и щелевидными порами?

1.Прозенхима2. Склеренхима 3. Колленхима

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж)   Допишитепропущенные слова в предложениях:

В органах, имеющих первичное строение,проводящие ткани собраны в длинные тяжи 1                                                      пучки.Если к ним примыкают еще и механические ткани, то такие пучки называют 2                          

Основнойсоставной частью пучка является древесина или 3                

                                            идуб или 4                                                   

Древесная часть пучка состоит из 5                                                        

6                                         ,а лубяная из 7                                             

В зависимости от взаимного расположениядревесины и луба в пучке различают следующие виды их: /на рисунке лубзаштрихован/.

Размерыпучков со временем могут увеличиваться или оставаться неизменными в течениевсей жизни растения. Все зависит от наличия или отсутствия в пучке 12                                                          .По этому признаку пучки делят на два типа:

1.     Пучки,у которых между лубом и древесиной камбия нет, называют 13    . Онивстречаются главным образом у однодольных растений и располагаются в стеблеобычно без видимого порядка.

2.     Пучки,у которых между лубом и древесиной есть образовательная ткань-камбий, называют14                                                                     

Они свойственны главным образомдвудольным растениям и располагаются в стебле в определенном порядке по кругу.


 

Задание №20 к теме Анатомическоестроение стебля.

а)    Вставьте пропущенные слова в предложениях:

В зависимости от происхождения тканиразличают 1                           

2                                          строениестеблей.

1                                          /пучковым/строением стебля называют такое строение, при котором все ткани, образующиестебель, произошли от деления клеток меристемы точки роста.

2                                          /беспучковым/строением стебля называют такое строение стебля, при котором образование тканейидет за счет камбия, сосудисто-волокнистых пучков, образующих сплошное кольцопо окружности стебля.

б)   Подпишите, под каким номером на схемахпоказаны различные ткани, элементы и виды пучков.

                                                         

1.

 

Паренхима

2.

 

Эпидермис

3.

 

Меристема

4.

 

Механическая ткань

5.

 

Луб

6.

 

Прокамбий

7.

 

Древесина

8.

 

Хлорофиллоносная паренхима

9.

 

Сердцевина

10.

 

Камбий

11.

 

Сердцевинный луч

12.

 

Сосудисто-волокнистый пучок открытого типа

13.

 

Сосудисто-волокнистый пучок закрытого типа

                                                                   


 

в)    Подпишите к каждому числу в перечнеэлементов стебля второе число, так чтобы это второе число обозначало названиечасти стебля на рисунке.

I Первичное строениестебля однодольного растения.

Поперечныйсрез стебля кукурузы

1.

 

Склеренхима

2.

 

Паренхима

3.

 

Кожица

4.

 

Древесина (сосуды)

5.

 

Ситовидные трубки (луб)

6.

 

Воздушная полость.

 

 

 

 

 

 

 

II Первичное строение стебля двудольного растения.

Поперечныйсрез стебля тыквы.

1.

 

Колленхима

2.

 

Луб

3.

 

Крупные сосуды

4.

 

Древесина

5.

 

Камбий

6.

 

Волосок

7.

 

Основная паренхима

8.

 

Склеренхима

9.

 

Паренхима

10.

 

Кожица

11.

 

Ситовидные трубки

 


 

г)     Подпишите элементыпервичного, вторичного и переходного строения стебля, указанные на схемах.

1.

 

Первичная древесина

2.

 

Сердцевидные лучи

3.

 

Камбий

4.

 

Луб

5.

 

Вторичная древесина

6.

 

Межпучковый камбий

7.

 

Сердцевина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напишите, какие измененияпроизошли при переходе первичного строения стебля во вторичное:

1.На IIсрезе

2.На IIIсрезе

3.На IVсрезе

д)    Вставьтепропущенные в предложениях слова:

Камбий – 1                             ткань.Клетки камбия имеют 2                                    3                                    и 4                                 стенки. Расположен камбий у деревамежду 5                                              и                                             иидет от основания ствола до самой вершинки. Камбий ежегодно образует элементы 5                                              и                                   , причем, их наиболее молодые клеткинаходятся у камбия, а старые клетки – 6                             упериферии, старые клетки 7                                ближе к центрустебля.

Повсей протяженности ствола камбий начинает делиться весной сначала в 8                              части,затем в 9                                и позже у 10                                    ствола.Клеток древесины откладывается в несколько раз 11                          чемлуба, поэтому большая часть ствола состоит из 12                                   

Расширениякольца камбия по мере утолщения ствола происходит двумя способами: у лиственныхпород камбий делится 13                               , у хвойных породкамбий делится 14                                     .

Тангентальноеделение клеток камбия приводит к образованию 15                                             ,которые в виде радиальных полосок пронизывают древесины и луб.

е)     Зарисуйте схемупоследовательного образования клеток древесины и луба из камбия на поперечномсрезе.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

ж)   Допишитеслова в предложениях.

а)    Плоскость, перпендикулярная оси ствола,называется                            срезом.

б)   Плоскость, проходящая через сердцевинувдоль ствола, называется                                             срезом.

в)    Плоскость, проходящая вдоль стволапараллельно сердцевине, называется                                  срезом.

 

з)    Вперечне наименования цифрами обозначьте все части рисунка (Древесина сосны)

1.

 

Сердцевина

2.

 

Луб

3.

 

Годичное кольцо древесины

4.

 

Камбий

5.

 

Сердцевинный луч

6.

 

Ранняя древесина

7.

 

Корка

8.

 

Поздняя древесина

9.

 

Вертикальный смоляной ход.

                                                                          

                                                                          

и)   Допишите к каждому числу в перечнеэлементов стебля второе число так, чтобы это второе число обозначало названиечасти стебля на схеме.

Схема строения стебля сосны,

(Поперечныйсрез)

1.

 

Смоляной ход

2.

 

Эпителий

3.

 

Пробка

4.

 

Пробковый камбий

5.

 

Ситовидные трубки

6.

 

Коровая паренхима

7.

 

Пробковая паренхима

8.

 

Лубяная паренхима

9.

 

Ранняя древесина

10.

 

Камбий

11.

 

Первичный сердцевинный

12.

 

Поздняя древесина

13.

 

Перидерма

14.

 

Первичная кора

15.

 

Сердцевина

16.

 

Вторичная кора-луб.

17.

 

Вторичная древесина

18.

 

Первичная древесина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Схема строения древесины

1.

 

Сердцевинный луч

2.

 

Ранняя трахеида

3.

 

Поздняя трахеида

4.

 

Смоляной ход

5.

 

Окаймленные поры

6.

 

Годовой слой

7.

 

Границы годового слоя

8.

 

Лучевые (горизонтальные) трахеиды.

 

 

 

 

 

 

 

к)     Допишитек каждому числу в перечне микроэлементов стебля второе число так, чтобы этовторое число обозначало название части стебля на рисунке.

 

1.

 

Пробковая паренхима

2.

 

Друзы

3.

 

Коровая паренхима

4.

 

Пробка

5.

 

Пластинчатая колленхима

6.

 

Пробковый камбий

7.

 

Ситовидные трубки

8.

 

Лубяные волокна

9.

 

Камбий

10.

 

Крупные сосуды

11.

 

Широкий сердцевинный луч

12.

 

Лубяная паренхима

13.

 

Поздняя древесина

14.

 

Перидерма

15.

 

Ранняя древесина

16.

 

Первичный сердцевинный луч

17.

 

Первичная кора

18.

 

Вторичная кора-луб

19.

 

Вторичная древесина

20.

 

Первичная древесина

21.

 

Сердцевина

22.

 

Вторичный сердцевинный луч