X-PDF

Рабочие листы по литературе для обучающихся 6 класса (для дистанционного обучения)

Поделиться статьей

Рабочийлист по литературе

РоманА.С.Пушкина «Дубровский»

1.     Самостоятельноечтение романа по главам (главы 1-2)

2.     Историясоздания романа

В октябре 1832 года,  А. С. Пушкинпринялся за роман в трех частях, который  остался незаконченным и был напечатантолько после его  смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе  просто сказано: «Томпервый. Глава первая». Пушкиным  были написаны только два тома. Как показываютотметки  в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года.  В основуромана Пушкин положил случай, довольно  характерный для отношений междупомещиками и для  судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясьсвоим влиянием, сильный и богатый помещик всегда  мог притеснить бедного соседаи даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.

Об одном таком случае  рассказал Пушкинуего приятель В. П. Нащокин, знавший некоего помещика Островского, который былразорен своим  знатным соседом, лишился имения и вместе со своими  крестьянамиорганизовал разбойничью шайку. Писатель  заботился о реалистической правдивостисвоего романа, о  приближении его к подлинной действительности.

Н. Г Чернышевский писал об этом романе:«Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описаниебыта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

3. Вопросы  по тексту.

·       С кемзнакомимся мы в 1-ой главе?

·       Кого можноназвать «большим барином старых времён»?

·       Обратимся ктексту. Что говорит автор о сходстве и различии этих героев? (таблица в тетради )

 

Троекуров (Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель)

Дубровский (Андрей (гр.) – мужественный, храбрый)

 

Сходство

Ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях.

«В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели».

 

Различия

 

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно

«…нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

 

«С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли». Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается. В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном.

В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви. Владимир  «лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь».

Вывод: безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства.

Вывод: семья Дубровских строится на любви, понимании и терпении.

·       Чего жебольше: сходства или различий в характерах этих героев? Похожи ли эти семьи?

 

4.    Вывод: оговорки автора – «в некоторомотношении» и «отчасти»  — верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные.Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга,любят, у них есть святыни, которые они берегут.

 

5.     Д/з:

·       читать роман по главам (3-4)

·       выборочный пересказ: как поссорилисьпомещики

·       выученное стихотворение «Зимнее утро»прочесть маме (бабушке, папе и т.д.), прислать мне оценку.

 

 

Рабочийлист по литературе

РоманА.С.Пушкина «Дубровский»

1.     Вопросыпо тексту.

·       Как автор характеризуетдворовых Троекурова?

·       Как ведут себялюди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

Вывод:хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны.

·       Что новогоузнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из разговора ВладимираДубровского с кучером Антоном?

·       При встречестарика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание,как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты всталс постели, — говорила ему Егоровна, — на ногах не стоишь, а туда же норовишь,куда и люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как выдумаете, кто мог бы сказать такие слова?

Вывод:значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие отношения.

 

·       Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояниеАндрея Гавриловича при осмотре псарни? Обратите вниманиена выражение внутренних переживаний героя и найдите авторские оценки этогосостояния.

·       Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?

·       Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?

·       Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?

Вывод: Дубровского не просто унизили, оскорбили, задетадворянская честь, а Дубровский – человек гордый и независимый. Однако Троекуровне принимает эту ситуацию близко к сердцу.

 

·       Как дальше развиваются события? (Отметим, что Троекуров не просилДубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно»)

·       Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщейпокорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себяоскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себячувствует Троекуров на охоте?

·       А. С. Пушкиночень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами:что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогдавзбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бысам к нему мириться? Как показал автор Троекурова после охоты?

·       Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?

·       Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровскихмужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?

·       Чего хотелдобиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?

·       Удалось ли емуэто? Почему его торжество было отравлено?

·       Что мы узналио состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?

 Вывод: Кирила Петрович – натура неуравновешенная,властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэтому Пушкин так подробноописывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гордый инезависимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показанстатично.

2.     Д/з:

·       дочитать роман

·       выборочныйпересказ «Приключения француза Дефоржа в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочийлист по литературе

РоманА.С.Пушкина «Дубровский»

1.     Вопросыпо тексту

·       Какие черты характераВладимира Дубровского проявляются во время жизни в Петербурге, а какие – вКистенёвке?

·       С какой цельюавтор даёт в пятой главе описание осеннего пейзажа?

·       Как Владимирстал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?

·       Каков Дубровскийв роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководитбунтовщиками?

·       О какихэпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?

·       В роли когопоявляется Дубровский в доме Троекурова?

·       Когда мыузнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?

·       Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

·       Любил лиВладимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?

·       Как относитсяМаша к Дубровскому?

Вывод: на протяжениивсего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегдавеликодушен, благороден, отважен, верен принципам чести, доброты, любви исправедливости.

 

2.    Подведение итогов

Когда дочитываешь последние страницы повести,охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься,что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, каксложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин простоотложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повестьдействительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного герояпроизведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизнипоэта повесть не была напечатана).

 

3.    Д/з:

·       подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев, напишитесочинение-миниатюру (10-12 предложений), выбрав одного или двух героев (работуможно сдать в понедельник,16.11)

 

 

 

 

 

Рабочийлист по литературе

Контрольнаяработа  по повести  А. С. Пушкина «Дубровский»

https://kupidonia.ru/viktoriny-result/test-po-romanu-pushkina-dubrovskij

·       Пройти по ссылке,  решить тест

·       Нажать кнопку «Проверить»

·       Результат  в процентах прислать учителю(появится процент выполнения работы)

 

 

Рабочийлист по литературе

Чувствоодиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова  «Тучи». Композиция.

1.     Словоучителя

В 1840 году за дуэль Лермонтовснова был сослан на Кавказ, где шла войнаЛермонтов стрелялся надуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтоввыстрелил в воздух. О дуэли узнал царь и распорядился назначить Лермонтова втакой полк, который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелыепотери. Михаил Юрьевич понимал, что его отправляют на вернуюсмерть. К этому времени он уже был знаменитым поэтом. О нём писаликритики, спорили читатели.

Лермонтов хотел уйти в отставку,чтобы целиком посвятить себя литературе. Но этому не суждено былоосуществиться.

 

2.     Чтение и анализ стихотворения «Тучи»

История создания стихотворения«Тучи»

Один из современников Михаила ЮрьевичаЛермонтова вспоминал: «Друзья и приятели собрались вквартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганныйвниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя вокне и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написалстихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..» Гостипросили поэта прочесть только что написанное стихотворение. «…Оноглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когдакончил, глаза были влажные от слёз». (по воспоминания ВладимираАлександровича Сологуба)

 

Анализ стихотворения “Тучи”

·       Какую картинувы представили себе во время чтения?

·       Сколько частейможно выделить в стихотворении?

Анализ 1 части

·        Как поэтобращается к тучкам и почему именно так? 

·        Кто такойстранник?

·        Как называетсяэто художественное средство? 

·        Что общего усебя с тучами находит поэт? 

·        Как поэтназывает небо и почему именно так? 

·        Как называетсяэто художественное средство? 

·        Цвет лазури,какой он? Подберите синонимы к слову лазурный.

·        С помощьюкаких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся «степьюлазурною, цепью жемчужною».

·        Как выпонимаете метафору «цепью жемчужною»?

Анализ 2 части

·        К комуобращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Какназываются в литературе такие вопросы? 

·        Почему поэтдолжен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причиныизгнания? А какая причина самая горькая? 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

·        Почему?(настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

 

Анализ 3 части

·        Перечитайте третье четверостишиеи подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидуеттучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

·        Какиехудожественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?

·        Как называетсяэто художественное средство? 

 

3.     Д/з:

·       стихотворение «Тучи» выучить  наизусть;

·       рассказать маме (бабушке, сестре, брату, …)

·       прислать учителю оценку

 

 

 

 

 

 

 

Рабочийлист по литературе

Темакрасоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севередиком…»

1.    К анализу  стихотворения «На севере диком…».

«На севере диком…»– вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне.

Удивительнаяглубина и тайна есть во всех произведениях М. Ю. Лермонтова, стихи эти обладаютсвойством расти вместе с читателем, обогащаясь по мере духовного роста человекановым содержанием и помогая его развитию.

«На севере диком…»– это прекрасный пейзаж, в юности стихотворение отвечает мечте о родной душе, взрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала.

·       Какойпейзаж вы бы нарисовали, прочитав это стихотворение? Какие краски использовали?Почему?

 

2.    К анализу стихотворения «Листок»

·       Этолегенда? Сказка? Кого имел в виду Лермонтов, когда рассказывал историю листка?Он рассказывает иносказательно? Как называется приём иносказания?

·       Вкаких известных вам стихотворениях поэт иносказательно говорит о человеке, егочувствах, раскрывая их  через образы природы?

·       Ктоже лирический герой стихотворения?

·       Легкали судьба листка?

·       Чемпохожа жизнь Листка на жизнь поэта?

·       Какиеони, листок и чинара? Заполните таблицу примерами из текста.

Листок

Чинара

 

 

 

 

 

 

 

 

·       Какие чувства вызывает у вас Листок и Чинара? Почему?

 

3.    Д/з:

·       стихотворение «Листок» выучить  наизусть (можно до 22.11);

·       рассказать маме (бабушке, сестре, брату, …)

·       прислать учителю оценку

 

 

Рабочийлист по литературе

Особенностивыражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

1.Слово учителя.

Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтовразмышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить всвоей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления.Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живемвместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, егопейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках,со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью,трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройствемира. Примером может служить его стихотворение Три пальмы.

 

2.Анализ стихотворения «Три пальмы»

·       Кто главные герои стихотворения?

·       Как проходит их жизнь?

·       Почему пальмы недовольны своей жизнью?

·       Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфыстихотворения?

·       При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса,беспорядка, суеты? Найдите в тексте.

·       А теперь посмотрим, как автор изображает караван. Найдите, какимикрасками рисует автор караван?

·       Какими звуками наполняет?

·       Найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван?

·       Что мы узнаем дальше из стихотворения?

·       Что же случилось с наступлением вечера?

·       Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы?

·       С кем сравнивает пальмы Лермонтов?

·       С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

·       Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?

·       Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода?

·       Как развивались дальнейшие события?

·       Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратилсяранее цветущий живительный уголок природы?

·       Почему вместе с пальмами исчез и родник?

·       Что вы можете сказать о поступке этих людей?

·       А вы оправдываете этих людей? Почему?

·       Что было ценно для этих людей?

·       Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?

·       Чем являлся для путешественников этот оазис?

·       Как обошлись с этой ценностью люди?

·       Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) дляостальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных,перевозящих грузы?

·       Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что жепрекрасные пальмы так жестоко наказаны?

·       Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова?Ведь пальмы хотели приносить радость.

·       Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями?

·       О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении?

Вывод: ЛирикаЛермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотивизгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чем бы ни писал поэт, в егостихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, осправедливости и добре.

Ноталант Лермонтова — талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзиинота безнадежности, мотив разочарования и усталости.

 

 

3.Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс»

·       Вспомните, что такое утёс?

·       Ваши впечатления от прочитанного?

·       Прочитайте стихотворение «Утёс» про себя.

·       Какие два образа запомнились вам?

·       Тучку поэт изображает как живую. Докажите.

·       После посещения тучки как чувствовал себя утёс? Найдитеподтверждение в стихотворении и прочитайте.

Вывод.Да, тучка не могла понять утёса: она стремительная, юная. Ей неизвестны такиечувства, которые переживает утёс.

-Судьбастарого утёса напоминает вам судьбу самого Лермонтова? Ведь после ссоры отца сбабушкой по матери, Юрий Петрович Лермонтов вынужден был уехать в своенебольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранитьза сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отецотныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. О чувствах и интересах отцабабушка не заботилась. Хоть маленького Мишу и окружали любовью и заботами — носветлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

 

Вывод: Хотьи бабушка и окружила Мишеля своей заботой, но она отобрала у него отца, которыйбыл так ему нужен. Он очень страдал, он был одинок. А судьба ещё отняла у негои маму.

Всюжизнь Михаил следовал наказу отца:

«…тыодарен способностями ума, — не пренебрегай ими… это талант, в котором тыдолжен будешь некогда дать отчет Богу! …ты имеешь, мой сын, доброе сердце, —не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо сожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная,нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить иумереть спокойно».

 

 

4.Д/з:

·       стихотворение «Утёс» выучить  наизусть (можно до 25.11);

·       рассказать маме (бабушке, сестре, брату, …)

·       прислать учителю оценку

 

 

Рабочийлист по литературе

Контрольнаяработа по лирике М.Ю.Лермонтова

https://onlinetestpad.com/ru/test/442808-test-po-tvorchestvu-m-yu-lermontova-v-6-klasse

 

·       Пройти по ссылке,  решить тест попредложенной инструкции

·       Результат  прислать учителю (ниже появитсяоценка в школьном формате «2», «3», «4» или «5»)

 

 

Рабочийлист по литературе

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С.Тургенева  «Бежин луг»

1.    Работа с видеофрагментом

https://yandex.ru/video/preview?text=%D1%81%D0%BE%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%81%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%20%D0%BB%D1%83%D0%B3%206%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1606650476536644-1369628463078088242400163-production-app-host-vla-web-yp-273&wiz_type=vital&filmId=6795345992170029713

·       Перейти по ссылке и посмотреть видеофрагмент.

 

2.     Работас текстом

·       Почему рассказ так называется?

·       Где находится Бежин луг?

·        Почему луг носит такое имя?

·        А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

·       Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил вночной степи?

·       Как мы об этом узнаём? (Свое отношение к мальчикам автор передаётс помощью описания детей)

·       Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянскихребятишек?

 

3.     Д/з:

·       выборочный устный пересказ по плану (выбрать одного мальчика ивыстроить рассказ):
1.возраст мальчика.
2. внешний вид.
3. выражение лица
4. одежда.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1538

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Электроэнергетические системы и сети

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение производственных объектов

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электроснабжение

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет