1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
(1)Ваняткасчитал себя знатоком птиц. (2)Ему приходилось держать в клетках чижей, чечёток,снегирей, синиц, щеглов, клестов, зябликов. (3)А сегодня вышел Ванятка из школыи видит: на краю снеговой лужи сидят три совершенно незнакомые птички ростом своробья. (4)Одна чёрная, другая коричневая, а третья вовсе рыжая.
(5)Прыг-прыг-прыг− по гузку − в лужу, и ну купаться! (6)То грудку окунут в воду, то на задокприсядут и бьют, бьют крылышками по воде, трепыхаются в ней. (7)Брызги над нимикак фейерверк: в каждой капельке − искорка солнца.
(8)Выскочилииз лужи и, встряхнув мокрые крылышки, взъерошенные, перелетели на песчануюдорожку. (9)И давай барахтаться в грязном песке. (10)Песок к перу липнет − измазалисьвсе!
(11)Прыг-дрыг-скок− и опять в лужу! (12)Опять над ними солнечный фейерверк, да ещё радуга вбрызгах. (13)Моются, стараются.
(14)Выкупались,вымылись − и выскочили на бережок.
(15)Ваняткатак и ахнул:
(16)−Воробьи! (17)Все трое − обыкновеннейшие воробьи!
(17)Всетрое серенькие, свеженькие такие, чистенькие. (18)А вот вода в луже сталагрязной…
(19)ПонялВанятка: воробьи так за зиму измазались, что и на себя стали не похожи. (20)Этоони сейчас в бане мылись, зимнюю грязь с себя смывали. (21)С песочком тёрли!
(22)Чёрныйсажу смывал: он всю зиму в дымовой трубе ночевал.
(23)Коричневый− спал в сыром дупле, в гнилой трухе вымазался. (24)Рыжий − в кирпичной стенеустроился.
(25)Воти стала вода в луже чёрно-кирпично-коричневой.
(26)−С лёгким паром! − крикнул Ванятка воробьям.
(Николай Сладков)
Заданияна внимательность
1) Выпишитебуквы русского алфавита. Прочитайте получившееся предложение.
УNЧRIGEHLИUQYE
ЛУIRЧZNШEQ
БWOVIГVAQTCFSTYBIA
__________Учениелучше богатства___________
2) Зачеркнитев словах лишний слог. Прочитай получившуюся пословицу.
1 |
2 |
У-ла-ЧИТЬ УМ-ра ТО-чу-ЧИТЬ
|
1. ОТ-ла У-ЧИ-ма-ТЕ-ЛЯ НА-У-выт-КА
|
3) Средибукв найди 5 слов, обозначающих птиц.
Подсказка: эти словазаписаны по горизонтали.
1 |
И |
О |
Р |
Ё |
Л |
М |
А |
2 |
Ы |
А |
Г |
Л |
Д |
А |
Е |
3 |
Я |
Ф |
П |
Г |
Р |
А |
Ч |
4 |
П |
Л |
В |
О |
Р |
О |
Н |
5 |
У |
Р |
П |
Р |
Ж |
Й |
О |
6 |
Л |
И |
Ч |
И |
Ж |
А |
К |
7 |
Г |
У |
С |
Ь |
К |
О |
С |
— Какие незнакомые словавстретились? Заглянем в словарик на странице 5 (последняя).
— О ком рассказываетавтор? (О воробьях.) Придумаем и запишем заголовок. Ребята, я посмотреланастоящее название этого рассказа. Оказывается, у автора оно совсем другое.Наверное, мы еще поверхностно знакомы с текстом, попробуем быть внимательнее,познакомимся с текстом поближе, чтобы отгадать название, которое дал этомурассказу сам автор.
— Действительно, главныегерои текста – воробьи. Автор уделяет много внимания их действиям.
ЗАДАНИЯ
1) Восстанови последовательностьдействий воробьёв при купании. Запишипорядок действий в левый столбик цифрами от 1 до 6)
2 |
На задок сядут |
4 |
Выскочили из лужи |
1 |
Грудку окунут |
6 |
Измазались все |
3 |
Бьют крылышками |
5 |
Перелетели на песчаную дорожку |
2) Дополни словами из текста описаниеворобьев.
Воробьи были |
|
Воробьи стали |
Черный |
Серенький |
|
Коричневый |
Свеженькие |
|
Рыжий |
Чистенькие |
3) Узкий и широкий домики – «тонкие» и«толстые» вопросы
— Обычно вопросы задает учитель. Атеперь вы сами будете задавать вопросы и отвечать на них. В узком домике «тонкие» вопросы, которыетребуют однозначных ответов. Это простые вопросы, чтобы ответить на них, нужнопросто хорошо знать содержание текста.
Вшироком домике «толстые» вопросы, которые требуют размышлений. Это вопросыпосложнее. Начнем с вопросов «тонких».
1. Про кого пишет автор? |
2. Сколько было воробьев? |
3. Когда происходили описанные события? |
4. Почему воробьи стали купаться? Почему воробьи были разноцветными? |
5. Почему Ванятка не узнал воробьев? |
Почему вода в луже стала черно-кирпично-коричневой? |
Вашазадача — придумать вопросы, которые начинаются с данных слов. Отвечать на нихбудут другие ребята из класса.
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
4) Отметьте пословицы,которые соответствуют содержанию текста Н.И. Сладкова.
1) Чистота — залог здоровья.
2) Труд человека кормит, а лень портит.
3) Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.
4) Когда б не баня, все б мы пропали.
5) Дружные – водой не разольешь.
6) Пузыри на воде — кзатяжному дождю.
7) Жаркий парлюбой недуг исцелит.
8) Готовь сани свесны, а колёса — с осени.
5) Прочитайтехарактеристики Ванятки. Какая из характеристик не подходит мальчику?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
6) Рекламакниги
— Перед вами содержание книги НиколаяСладкова. В книгу включены 6 рассказов. Прочитайте их названия. Опираясь на этуинформацию и содержание рассказа «Весенняя баня», вставим пропущенные слова втекст рекламной листовки.
Содержание
1) Трясогузкиныписьма
2) Вежливаягалка
3) Очем пела сорока
4) Весенняябаня
5) Ночнаякукушка
6) Воронийсигнал
![]() |
Словарик
Гузка– задок птицы, хвостовая часть.
Дупло- углубление, пустота в стволе дерева.
Сажа- чёрный налёт отнеполного сгорания топлива, оседающий в печах и дымоходах.
Трепыхаться– дрожать, трепетать, судорожно дергаться.
Труха– рассыпающаяся сухая масса.
