X-PDF

Рабочие программы курса внеурочной деятельности Основы финансовой грамотности

Поделиться статьей

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования, утверждённого  приказом министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 6 октября 2009г № 373 с изменениями приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576, Основной общеобразовательной  программы начального общего образованияМОАУГ № 8 городского округа города Райчихинска Амурской области , всоответствии с Учебным планом МОАУГ № 8 и годовым учебным графиком  на2019/2020 учебный год,  авторской  программы«Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 2-4 классыобщеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015)учителем начальных классов МОАУГ № 8 Мещеряковой Аленой Сергеевной.

Пояснительнаязаписка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования, утверждённого  приказом министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 6 октября 2009г № 373 с изменениями приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576, Основной общеобразовательной  программы начального общего образованияМОАУГ № 8 городского округа города Райчихинска Амурской области , всоответствии с Учебным планом МОАУГ № 8 и годовым учебным графиком  на2019/2020 учебный год,  авторской  программы«Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 2-4 классыобщеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015)

Целью изучения  курса  «Финансовая  грамотность» являются  развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности инравственного поведения в области экономических отношений в семье, формированиеопыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов вобласти экономики семьи

Задачи:

 

1. Формирование активной жизненной позиции;

2.Развитиеэкономического образа мышления;

3.Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономическихотношений в семье и обществе;

4.Приобретение опыта применения полученных знаний и умений   для решенияэлементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Планируемыерезультаты освоения курса

·        Личностные результаты:

·        *осознание себя как членасемьи, общества и государства;

·        *овладение начальными навыкамиадаптации в мире финансовых отношений;

·        развитие самостоятельности иосознание личной ответственности за свои поступки;

·        *развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономическихситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видахвнеурочной деятельности.

 

Метапредметные результаты.

·        Регулятивные.

Обучающийся научится:

·        *понимать цели своих действий;

·        *составлять простые планы спомощью учителя

·        *проявлять познавательную итворческую инициативу;

·        *оценивать правильностьвыполнения действий;

·        *адекватно восприниматьпредложения товарищей, учителей, родителей.

·        Познавательные.

Обучающийся научится:

·        *освоению способов решения проблем творческого и поисковогохарактера;

·        *использовать различные способыпоиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

·        *овладение логическимидействиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий ипричинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;

·        *овладение базовыми предметнымии межпредметными понятиями.

·        Коммуникативные.

Обучающийся научится:

·        *составлять текст в устной иписьменной формах;

·        *слушать собеседника и вестидиалог;

·        *признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

·        *излагать свое мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий

·        *договариваться о распределениифункций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль всовместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих.

·        Предметные.

Обучающийся научится:

·        *понимать и правильноиспользовать экономические термины;

·        *иметь представление о ролиденег в семье и обществе;

·        *уметь характеризовать виды ифункции денег;

·        *знать источники доходов инаправлений расходов семьи;

Обучающийся получит возможность научиться:

·        рассчитывать доходы и расходы исоставлять простой семейный бюджет

·        Определять элементарныепроблемы в области семейных финансов и путей их решения

·        *проводить элементарныефинансовые расчеты.

·         

 

Система оценивания достигнутых результатов

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основанана критериальном    подходе и предполагает вовлечение учащихся впроцесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежатуниверсальные учебные действия.

 

Критерииоценивания:

1.   Знание,понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильноеиспользование экономических терминов.

2.   Обработка,анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3.   Сравнение,обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4.   Исследовательскиенавыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации спомощью учителя.

5.   Определениепозитивных и негативных последствий решений и действий.

6.   Представлениерезультатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал,логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них,использование видеоряда.

7.   Творческийподход: оригинальность, разнообразие выразитель­ных средств, качествооформления.

 

Формы контроля

       Текущий контроль:

устныйопрос;

письменнаясамостоятельная работа: ответы на вопросы;

тестовоезадание;

решениезадач;

решениекроссворда и анаграммы;

мини-исследование;

графическаяработа: построение схем и диаграмм связей;

творческаяработа: постер, компьютерная презентация.

 

Итоговый контроль:

викторина;

тест.

творческаяработа;

мини-проект.

 

Для оценкиэффективности занятий также можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения творческих  заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике.

 

 

 

 

 

Содержание курса

В 3 классе идетпродолжение изучения тем курса начальной школы, поэтому нумерация тем начинаетсяс номера 5 (темы 1-4 изучались во 2 классе)

Тема 5. Откуда всемье деньги (9 ч)

Клады, лотереи, наследство

Заработная плата

Профессия и образование

Пенсии, пособия, стипендии

Аренда и проценты в банке, кредиты

Игра «Аукцион вопросов»

Решение задач на получение доходов

Творческая работа

Постер «Доходыбывают разные»

Основныепонятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство.Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасоваязарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.Компетенции

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходовсемьи.

• Объяснять причины различий в заработнойплате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводитьпримеры того, что можно сдать в аренду 

 

Тема 6. На что тратятся деньги (9 ч)

Расходы на самое необходимое

Откладывание денег и непредвиденные

расходы

Хобби. Вредные привычки

Экономический словарик

Игра «Жизненные ситуации»

Игра «Получаем услуги»

Творческая работа

Диаграмма связей «Почему мы делаемпокупки?»

Мини-проект

Составитьсобственный план расходов на месяц.

Основныепонятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.Счёт. Одежда. Обувь.Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги.Вредные

привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людейсовершать покупки.

• Сравнивать покупки по степенинеобходимости.

• Различать планируемые и непредвиденныерасходы.

• Объяснять, какпоявляются сбережения и долги.

 

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами(10 ч)

Расходы.

Доходы.

Считаем деньги.

«Это интересно»

Работа с экономическим словарём

Проект «День рождения моего одноклассника»

«Отправляемся в поход» Расчет бюджетамероприятия по группам.

Занятие — игра«Реклама»

Основныепонятия

Расходы и доходы.Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлятьбюджет на простом примере

 

Тема 8. Как делать сбережения (7ч)

Куда и как откладывать деньги?

Интересные истории из мира коллекций

Работа с экономическим словарём

Творческая работа Диаграмма связей «Чёрныйдень»

Игра «Экономим на поездку в отпуск»

Игра «Хочу купить велосипед»

Занятие обобщениепо курсу «Финансовая грамотность», 3 класс. Игра «Большой аукцион», Урок-игра«Экономический звездный час»

 

Основныепонятия

Копилки. Коллекционирование. Банковскийвклад. Недвижимость.

Ценные бумаги.Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делатьсбережения.

• Приводить примеры доходов от различныхвложений денег.

• Сравниватьразные виды сбережений.

Календарно — тематическоепланирование

Тема урока

Количество часов

Содержание

Основные понятия

Компетенции

Домашнее задание

Дата проведения

Раздел 2. Семейный бюджет

Тема 5. Откуда в семье деньги (9 ч)

1

Клады, лотереи, наследство

1

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или

найти клад. Основным источником дохода современного человека

является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей

деньги.

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пен-

сия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.

Кредиты.

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду

 

 

2

Заработная плата

1

 

3

Профессия и образование

1

 

4

Пенсии, пособия, стипендии

1

Обсудить с родителями: Какие доходы есть в вашей семье»

5

Аренда и проценты в банке, кредиты

1

 

6

Игра «Аукцион вопросов»

1

 

7,8

Решение задач на получение доходов

2

Принести на следующее занятие бумагу формата А4 и карандаши

9

Творческая работа

Постер «Доходы бывают разные»

1

 

Тема 6. На что тратятся деньги (9 ч)

10

Расходы на самое необходимое

1

Траты денег на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой

техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если

сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а

иногда и на вредные привычки.

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.

Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные

привычки. Хобби.

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

 

 

11

Откладывание денег и непредвиденные

расходы

1

 

12

Хобби. Вредные привычки

1

 

13

Экономический словарик

1

 

14,

15

Игра «Жизненные ситуации»

2

Мини-исследования:

«Шарлотка»

16

Игра «Получаем услуги»

1

В течении недели провести опрос родственников и знакомых: как они принимают

решения о покупках?

17

Творческая работа

Диаграмма связей «Почему мы делаем покупки?»

1

Мини-исследование:

 Покупки

18

Мини-проект

Составить собственный план расходов на месяц.

1

 

 

 

Мини-исследование: «География цен»

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами (10 ч)

19

Расходы.

 

1

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере

 

 

20

Доходы.

1

 

21

Считаем деньги.

1

 

22

«Это интересно»

1

 

23

Работа с экономическим словарём

1

Игра с родителями «Ты сегодня главный»

24

25

Проект «День рождения моего одноклассника»

2

Опрос родителей: Какие блюда можно приготовить на праздничный стол и состав ингредиентов?

26

«Отправляемся в поход» Расчет бюджета мероприятия по группам.

1

Опрос родителей: Что нужно взять с собой в поход?

27

Занятие — игра «Реклама»

1

Принести бумагу формата А4, карандаши

Тема 8. Как делать сбережения (7ч)

28

Куда и как откладывать деньги?

1

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести

доход.

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.

Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.

Подумай: Если ты накопишь тысячу рублей, на что

ты их истратишь?

 

29

Интересные истории из мира коллекций

1

Найди пословицы и поговорки на тему

денег, богатства и заработка. Запиши их в

тетрадь.

30

Работа с экономическим словарём

1

Обсудить с родителями Делают ли сбережения родители? Какие?

31

Творческая работа Диаграмма связей «Чёрный день»

1

Принести бумагу формата А4, карандаши

32

Игра «Экономим на поездку в отпуск»

1

 

33

Игра «Хочу купить велосипед»

1

 

34

Занятие обобщение по курсу «Финансовая грамотность», 3 класс. Игра «Большой аукцион», Урок-игра «Экономический звездный час»

1

 

Итого часов по курсу «Финансовая грамотность» 3 класс    34 ч.

 

 

Аннотация

 

Рабочаяпрограмма  курса «Основы финансовой грамотности» для 4 класса составлена наоснове требований Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  №373 от 6 октября 2009 года, (с изменениями, внесенными приказом МинобрнаукиРоссии от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки от 18 декабря 2012 года № 1060; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 597); основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования МОАУГ № 8 городского округа городаРайчихинска, учебного плана МОАУГ № 8 на 2020-2021 учебный год, годовогокалендарного графика работы гимназии на 2020-2021 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Пояснительная записка к программе курса «Основыфинансовой грамотности»

Рабочаяпрограмма  курса «Основы финансовой грамотности» для 4 класса составлена наоснове требований Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  №373 от 6 октября 2009 года, (с изменениями, внесенными приказом МинобрнаукиРоссии от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки от 18 декабря 2012 года № 1060; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 597); основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования МОАУГ № 8 городского округа городаРайчихинска, учебного плана МОАУГ № 8 на 2020-2021 учебный год, годовогокалендарного графика работы гимназии на 2020-2021 учебный год.

    Освоение содержания программы опирается на межпредметные связи с курсамиматематики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и заданияподобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи,практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изученияформируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а такженавыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

    Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу,расширяет круг интересов, которые  не входят  в школьную программу.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

     Целью курса «Основы финансовой грамотности» являются развитие экономического образа мышления,воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономическихотношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений длярешения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Цель курса конкретизируютследующие задачи:

·        учить планироватьличный бюджет и постановку целей;

·        рассмотретьспособы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);

·        познакомить сособенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховыхкомпаний;

·        познакомить спонятиями «право» и «налоги»;

·        формировать основыпредпринимательства, через игровую деятельность.

 

 

                   Планируемые результатыизучения курса «Основы финансовой грамотности»

 

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения курса

 

Личностными результатами изучениякурса «Финансовая грамотность» являются:

·                осознаниесебя как члена семьи, общества и государства;

·                овладениеначальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

·                развитиесамостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

·                развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальныхэкономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса«Основы финансовой грамотности» являются:

·                освоениеспособов решения проблем творческого и поискового характера;

·                использованиеразличных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представленияинформации;

·                овладениелогическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения кизвестным понятиям;

·                овладениебазовыми предметными и межпредметными понятиями;

·                пониманиецели своих действий;

·                проявлениепознавательной и творческой инициативы;

·                адекватноевосприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

·                умениеслушать собеседника и вести диалог;

·                умениепризнавать возможность существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою;

·                умениеизлагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·                умениедоговариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

·                осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих.

 

Предметными результатами изучениякурса «Основы финансовой грамотности» являются:

                пониманиеи правильное использование экономических терминов;

                представлениео роли денег в семье и обществе;

                умениехарактеризовать виды и функции денег;

                знаниеисточников доходов и направлений расходов семьи;

                умениерассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

                определениеэлементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

                проведениеэлементарных финансовых расчётов.

 

                                       Содержание программы

 

Тема

Количество часов

Содержание

 

 

 

 

Что такое деньги и какими они бывают?

13

Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»

Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

Из чего складываются доходы в семье

8

Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?

Деньги счёт любят, или  как управлять

своим кошельком, чтобы он не пустовал

13

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

Итого

34

 

 

 

 

1.Богатствои бедность. Как создаётся богатство.

 Источникибогатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки,леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания,умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий.Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и  культура.  Меценаты — люди,  помогающие  деньгами  науке  и искусству.Богатство и милосердие. Налоги — часть  дохода  человека  или  предприятия, которая  перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся иобслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детскиедома. Виды деятельности:  игровая, познавательная, проблемно ценностноеобщение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

.2.Труд—основажизни. Ценность и значимость труда.

Труд какпотребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почемутруд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые  награды.  Важность учебного  труда  школьников.  Зависимость  успехов  в будущей профессии отуспехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опытработы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производятразличные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранитьи увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности(книги, произведения литературы и искусства, памятники). Результатом трудалюдей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга(нематериальный продукт труда).Продукты труда людей заслуживают уважения ибережного отношения. .Виды деятельности:  игровая, познавательная, проблемноценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,проекты.

 

3.Как товары   появились.

Для появлениятовара нужны  материалы,  инструменты,  а  также  мастера, которые бы сделалитовар. Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природныересурсы — материалы, которые даёт природа:  земля, вода, растения и животные.Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанныеруками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — этомастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители— люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителяможет быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод —места, гдепроизводят товары.

Видыдеятельности:

1)           познавательная;

2)           игровая.

3)           проблемно-ценностноеобщение

 

Формыорганизации деятельности:

1)           этическиебеседы;

2)           мини-исследования;

3)           посещениемузея Банка России посредством виртуальной экскурсии;

4)           познавательныеигры.

5)           викторины

6)           проекты

        7)   ситуационнаяигра

       8)  образно-ролевыеигры

       9)    исследовательскаядеятельность

       10)  урок-практикум

       11) дискуссия,обсуждение

 

Ситуационныеигры — этоподвид активного социально-психологического обучения, метод социальноготренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют всоответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствамсформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том,как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевыеигры – этопроцесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, егоактивность, самостоятельность и т. д.

Исследовательскаядеятельность— это деятельность, главной целью которой является образовательный результат,она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типамышления.

Урок-практикум – это уроки формированияумений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делатьвыводы. Здесь выполняются различные практические работы.

Деловая игра– методосуществления образования, при котором имитируется принятие решений  руководящимиработниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко приналичии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиесяпринимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалогорганизатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет импоследствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема — решение –последствие (проблема) и т.д.»

Дискуссионныйклуб –метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионнаяплощадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образомпостепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения — независимого,объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участниковдискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

Чтобыинтерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваютсянесколькими условиями:

            вработу вовлечены все участники;

            используютсятехнологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

            обеспечиваетсяпсихологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участиев работе, предоставляется возможность для самореализации.

 

                  Формаподведения итогов: тестирование, защита групповых проектов

Методыпреподавания

При изучении курсапредполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.

Мозаика

Этот метод можетбыть использован при ответе на вопросы или решении задач.

• Класс делится нагруппы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

• Членам  группыслучайным образом (например, на каждом столе

лежат карточки сномерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

• Ученикипересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки содинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую ихномерам.

• Все возвращаютсяв свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членамкоманды.

• Из каждойкоманды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не былиэкспертами.

«Один— два — вместе»

Тестовые задания соткрытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц),могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждыйчлен группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основеиндивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи  каждого. Наследующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ.По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняетсягруппой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Дереворешений

При выполнениизаданий по классификации, например товаров и  услуг, или принятию решений,например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Онообычно строится вершиной вниз.

Мозговойштурм

В групповыхпроектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу смозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигатьсяиндивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого являетсяфиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важночётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеивыдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третийэтап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку целькурса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненнойпозиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно,самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определениецели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов.Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этойдеятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаютсяразные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется одинисточник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицыили короткого текста.

Кейс

Учебные кейсы,которые используются в школе, отличаются от  кейсов университетских, которыепредполагают разработку ситуации  с последующими пошаговыми изменениями,зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в видуситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детейситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Аукцион

Проверка знаний иумения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивируетдаже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

• У каждогоучастника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

• Право ответа навопрос покупается.

• Стартовая ценапростого вопроса —  5 баллов, сложного —  10 бал-

лов.

• Цена можетменяться с шагом 5 баллов.

• Окончательнаяцена определяется в результате торгов.

• При верномответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто

отвечал, приневерном — вычитается.

Роль аукционистамогут выполнять и учитель и ученик. Кроме них

Необходима комиссия  из нескольких человек (число зависит от количества участников),которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вестисобственные ведомости.

Формы оценивания

Текущаяаттестация:

• устный опрос;

• тестовыезадания;

• решение задач;

• решение кроссвордови анаграмм;

•мини-исследования;

• графическаяработа: построение схем и диаграмм связей;

• творческаяработа: постер, компьютерная презентация.

Итоговаяаттестация:

• викторина;

• тест.

Внеурочнаядеятельность:

• творческаяработа;

• проект.

Системаоценивания курса «Основы финансовойграмотности» основана на критериальном подходе ипредполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку.В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерииоценивания:

A. Знание,понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильноеиспользование экономических терминов.

B. Обработка,анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

 

C. Сравнение,обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D.Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбористочников информации с помощью учителя.

E. Определениепозитивных и негативных последствий решений и действий.

F. Представлениерезультатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал,логичное и понятное изложение, умение  задавать вопросы и отвечать на них,использование видеоряда.

G. Творческийподход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качествооформления.

           

Виды работы A         B        C         D         E         F          G         Максимальноеколичество баллов.

Тест                                                                                      

Решение задачи                                                                                          

Ролевая игра                                                                                   

Доклад, сообщение                                                                                    

Графическая работа                                                                                   

                                                                                              

 


 

Календарно-тематическоепланирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4-го класса

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

 

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? 13 ч.

 

1

Как появились деньги?

1

07.09

 

2

История монет

1

14.09

 

3

Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ)

1

21.09

 

4

Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»

1

28.09

 

5

Бумажные деньги

1

05.09

 

6

Безналичные деньги

1

19.09

 

7

Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?

1

26.09

 

8

Исследование «Деньги современности»

1

05.10

 

9

Представление результатов исследования

1

19.10

 

10

Валюты

1

26.10

 

11

Интерактивная викторина «Деньги»

1

02.11

 

12

Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»

1

09.11

 

13

Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

1

23.11

 

 

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье, 8 ч.

 

14

Откуда в семье берутся деньги

1

30.11

 

15

Как заработать деньги?

1

07.12

 

16

На что семьи тратят деньги?

1

14.12

 

17

Вот я вырасту и стану…

1

21.12

 

18

Профессии будущего и настоящего

1

28.12

 

19

А чем занимаются банкиры?

1

11.01

 

20

Как приумножить то, что имеешь?

1

18.01

 

21

Как правильно планировать семейный бюджет?

1

25.01

 

 

Раздел 3. Деньги счёт любят, или  как управлять

своим кошельком, чтобы он не пустовал, 13 ч.

 

22

Как тратить с умом?

1

01.02

 

23

Примерный бюджет школьника

1

08.02

 

24

Семейный бюджет

1

15.02

 

25

Бюджет Российской Федерации

1

22.02

 

26

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения

1

01.03

 

27

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

Если расходы превышают доходы, образуются долги

1

15.03

 

28

Игра «Древо решений»

1

22.03

 

29

Товары и услуги

1

29.03

 

30

Странное слово «Монополисты»

1

05.04

 

31

Игра «Монополия»

1

19.04

 

32

Творческий проект «Мое предприятие»

1

26.04

 

33

Защита проекта «Мое предприятие»

1

17.05

 

34

Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

1

24.05

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списокиспользованной литературы

 

1.            Корлюгова,Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классыобщеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.

2.            Корлюгова,Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг./ Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.

3.            Корлюгова,Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классыобщеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c.

Рабочая программа курсу внеурочнойдеятельности Финансовая грамотность для 2 класса составлена наоснове Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённогоприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009года, основной общеобразовательной программы начального общего образованияМОАУГ № 8 на 2018-2019 учебный год, учебного плана на2018-2019 учебный год, годового календарного учебного графика работы гимназии, авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа.2-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2015) учителем начальныхклассов Мещеряковой Аленой Сергеевной. Программа направлена на достижениепланируемых результатов, реализацию программы формирования универсальныхучебных действий.

Пояснительнаязаписка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования, утверждённого  приказом министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 6 октября 2009г № 373, Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОАУГ № 8 городского округа городаРайчихинска Амурской области , в соответствии с Учебным планом МОАУГ № 8 игодовым учебным графиком  на 2018/2019 учебный год,  авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа.2-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2015)

Целью изучения  курса  «Финансовая  грамотность» являются  развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности инравственного поведения в области экономических отношений в семье, формированиеопыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов вобласти экономики семьи

Задачи:

 

1. Формирование активной жизненной позиции;

2.Развитиеэкономического образа мышления;

3.Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономическихотношений в семье и обществе;

4.Приобретение опыта применения полученных знаний и умений   для решенияэлементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Планируемыерезультаты освоения курса

·        Личностные результаты:

·        *осознание себя как членасемьи, общества и государства;

·        *овладение начальными навыкамиадаптации в мире финансовых отношений;

·        развитие самостоятельности иосознание личной ответственности за свои поступки;

·        *развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальныхэкономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видахвнеурочной деятельности.

 

Метапредметные результаты.

·        Регулятивные.

Обучающийся научится:

·        *понимать цели своих действий;

·        *составлять простые планы спомощью учителя

·        *проявлять познавательную итворческую инициативу;

·        *оценивать правильностьвыполнения действий;

·        *адекватно восприниматьпредложения товарищей, учителей, родителей.

·        Познавательные.

Обучающийся научится:

·        *освоению способов решения проблем творческого и поисковогохарактера;

·        *использовать различные способыпоиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

·        *овладение логическимидействиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственныхсвязей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·        *овладение базовыми предметнымии межпредметными понятиями.

·        Коммуникативные.

Обучающийся научится:

·        *составлять текст в устной иписьменной формах;

·        *слушать собеседника и вести диалог;

·        *признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

·        *излагать свое мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий

·        *договариваться о распределениифункций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль всовместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих.

·        Предметные.

Обучающийся научится:

·        *понимать и правильноиспользовать экономические термины;

·        *иметь представление о ролиденег в семье и обществе;

·        *уметь характеризовать виды ифункции денег;

·        *знать источники доходов инаправлений расходов семьи;

Обучающийся получит возможность научиться:

·        рассчитывать доходы и расходы исоставлять простой семейный бюджет

·        Определять элементарныепроблемы в области семейных финансов и путей их решения

·        *проводить элементарныефинансовые расчеты.

·         

 

Система оценивания достигнутых результатов

        Система оценивания

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основанана критериальном    подходе и предполагает вовлечение учащихся впроцесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежатуниверсальные учебные действия.

 

Критерииоценивания:

А. Знание, понимание основных принципов экономическойжизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

В. Обработка, анализ и представление информации в видепростых таблиц, схем и диаграмм.

С. Сравнение, обобщение, классификация, установлениеаналогий и причинно-следственных связей.

D. Исследовательские навыки: определение проблемы,постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

Е. Определение позитивных и негативных последствийрешений и действий.

F. Представление результатов: соответствие темы исодержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умениезадавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

G. Творческий подход: оригинальность,разнообразие выразитель­ных средств, качество оформления.

 

А

B

C

D

Е

F

G

Макси-

 

(5

(5

(5

(5

(5

(5

(5

мальное

Вид работы

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

бал-

коли-

 

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

лов)

чество

 

 

 

 

 

 

 

 

баллов

Тест, кроссворд,

V

 

 

 

 

 

 

5

анаграмма

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

V

 

V

 

 

 

 

5-10

Графическая работа

V

V

 

 

 

 

V

15

Доклад, сообщение

V

 

V

V

 

V

 

20

Ролевая игра

V

V

V

 

V

 

V

15-20

Компьютерная пре­зентация

V

 

V

 

 

V

V

20

Мини-исследование

V

V

 

V

 

 

 

15

Проект

V

V

V

V

V

V

V

15-35

 

 

 

Формы оценивания

        Текущая аттестация:

        •устный опрос;

        •тестовые задания;

        •решение задач;

        •решение кроссвордов и анаграмм;

        •мини-исследования;

        •графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

        •творческая работа: постер, компьютерная презентация.

        Итоговая аттестация:

        •викторина;

        •тест.

 

 

Содержание курса

 

Тема1. Что такое деньги и откуда они взялись. (9 час.)

Появлениеобмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров свысокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность,делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первыемонеты разных   государств.

Основныепонятия

Товар.Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажныеденьги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

•Объяснять причины и приводить примеры обмена.

•Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

•Описывать свойства товарных денег.

•Приводить примеры товарных денег.

•Приводить примеры первых монет.

 

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. (8 час.)

Защитаот подделок.Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет отподделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основныепонятия

Монеты.Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.

Купюра.Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

•Объяснять, почему появились монеты.

•Описывать купюры и монеты.

•Сравнивать металлические и бумажные деньги.

•Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является

преступлением.

 

Тема3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги.Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.(8час.)

Основныепонятия

«Меховыеденьги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын.Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

•Описывать старинные российские деньги.

•Объяснять происхождение названий денег.

 

Тема4. Современные деньги России и других стран. (10 час.)

Современныеденьги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.Безналичные деньги как информация на

банковскихсчетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

ПРОГРАММАКУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Основныепонятия

Доллары.Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные

деньги.Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

•Описывать современные российские деньги.

•Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

•Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно — тематическоепланирование

 

Тема урока

Количество часов

Содержание

Основные понятия

Виды деятельности

Домашнее задание

Планируемые результаты

Дата проведения

Раздел 1. Обмен и деньги (9 ч)

 

план

факт

 

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись

1

Появление обмена товаров

1

рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства

бартера и причины появления денег.

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные

металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

 

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;*составлять простые планы с помощью учителя,*проявлять познавательную и творческую инициативу;, *оценивать правильность выполнения действий;*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;,*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;,*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;,*слушать собеседника и вести диалог;,*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;,*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

 

 

2

Первые деньги

1

 

 

 

3

Монеты

1

 

 

 

4

Бумажные деньги

1

 

 

 

5

Учимся составлять задачки. Конкурс на самую интересную экономическую задачу.

1

 

 

 

6

Экономический словарик: бартер, договор, товар.

1

 

 

 

7

Игра «Учимся составлять Договор»

1

 

 

 

8

Решаем экономические задачи.

1

Принести на следующее занятие старые игрушки

 

 

9

Кейс «Ярмарка старых игрушек»

1

 

 

 

 

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 ч)

10

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

1

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.

Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является

преступлением.

 

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;*составлять простые планы с помощью учителя,*проявлять познавательную и творческую инициативу;, *оценивать правильность выполнения действий;*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;,*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;,*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;,*слушать собеседника и вести диалог;,*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;,*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

 

 

11

Гурт. Подделка монет

1

 

 

 

12

«Орёл» и «решка».

Аверс и реверс. Номинал.

1

 

 

 

13

Номинал банкнот. Защита от подделок.

1

Принести не следующее занятие бумагу формата А3, карандаши.

 

 

14

Творческое занятие.

Построение «оси времени» появления российских денег.

1

 

 

 

15

Учимся решать экономические задачи

1

 

 

 

16

Отвечаем на вопросы тестов

1

 

 

 

17

Игра «Большой аукцион вопросов»

1

 

 

 

 

Тема 3. Какие деньги были раньше в России (8 ч)

18

Клады. «Меховые» деньги

1

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,

«рубль», «копейка». Первые русские монеты.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копей-

ка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

 

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;*составлять простые планы с помощью учителя,*проявлять познавательную и творческую инициативу;, *оценивать правильность выполнения действий;*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;,*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;,*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;,*слушать собеседника и вести диалог;,*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;,*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

 

 

19

Первые русские монеты. Деньга

и копейка

1

 

 

 

20

Рубль, гривенник и полтинник

1

 

 

 

21

Интересные истории о деньгах из истории

1

На следующее занятие принести бумагу формата А4, карандаши или фломастеры.

 

 

22

Творческие работа.

Придумать название и разработать дизайн купюры для страны,

описанной в вашей любимой сказке или фантастической повести.

1

Творческие работа: Подготовить постер «Купюры стран мира».

 

 

23

Викторина «Экономический словарик»

1

 

 

 

24

Решение старинных экономических задач

1

 

 

 

25

Путешествие в страну «Кроссвордию»

1

 

 

 

 

Тема 4. Современные деньги России и других стран ( 9 ч)

26

Современные деньги России. Монеты

1

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на

банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные

деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

Творческая работа

Подготовьте постер по одной из представ ленных тем.

1. Виды товарных денег

2. Монеты древнего мира

3. Современные монеты

4. Коллекцион ные (сувенирные) монеты

5. Самые необычные монеты

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;*составлять простые планы с помощью учителя,*проявлять познавательную и творческую инициативу;, *оценивать правильность выполнения действий;*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;,*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;,*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;,*слушать собеседника и вести диалог;,*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;,*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины; *иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

Обучающийся получит возможность научиться:

рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

*проводить элементарные финансовые расчеты.

 

 

 

27

Современные деньги России. Купюры

1

 

 

28

Доллары и евро – самые известные

иностранные деньги

1

В течении недели следить за изменение курса валют  и подробно записать их изменения в Календарь валютных курсов.

 

 

29

Банки. Наличные, безналичные

и электронные деньги

1

Попросить родителей показать пластиковую карту и хорошенько её изучите. Принести карандаши и бумагу.

 

 

30

Рисуем дизайн пластиковой карты для школьника

1

Мини-исследование

Понаблюдайте в течение недели, в каких случаях ваши родители

расплачиваются пластиковыми картами, а в каких — наличными деньгами. Результаты наблюдений представьте в виде таблицы.

.

 

 

31

Исследование

Мир пластиковых карт

1

 

 

32

Игра «ПОИГРАЕМ В БАНК»

1

 

 

 

 

33

Экономический словарик: Валюта

1

 

 

 

 

34

Решение экономических задач.

1

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет