Ростовская область, Песчанокопскийрайон, село Развильное
Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
Развиленская средняяобразовательная школа №9
Рассмотрена Согласовано Принята Утверждаю
На заседании МО Зам.директора по УВР напедагогическом совете Директор МБОУ РСОШ №9
Протокол №1 _______Л. А. Побирей Протокол№1 __________Н.В. Ганагина
от 30.08.2022 от 30.08.2022 от 30.08.2022 Приказ от 30.08.2022 №222
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмет ОБЖ
уровеньобразования: среднее общее образование
2022 – 2023 учебный год
В.Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. М. А. Ульянова
Основыбезопасности жизнедеятельности
10– 11 классы
Рабочаяпрограмма к предметной линии учебно-методических комплексов
В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др.
Раздел:«Пояснительная записка»
Программаразработана В. Н. Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским,М. А. Ульяновой в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования, утвержденногоМинистерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года№ 1897, на основе положений Стратегии национальной безопасности РоссийскойФедерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 года № 537) и примернойпрограммой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрениефедеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».
В рабочейпрограмме реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральныхзаконов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорийот чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасностидорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарнойбезопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», Стратегии национальной безопасности РоссийскойФедерации. В настоящие время вопросы обеспечения безопасности стали одной изна сущих потребностей каждого человека, общества, государства.
Программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10- 11 классов разработана на основе Фундаментального ядра содержания общегообразования и требований к результатам освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования, представленных в Федеральномгосударственном образовательном стандарте основного общего образования второгопоколения.
Врабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации ифедеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Орадиационной безопасности населения», «Об экологической безопасности», «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальнойбезопасности Российской Федерации.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности», разработаннаяВ.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским всоответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднегообщего образования;
Федеральныйперечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию вобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера»;
Закон Российской Федерации «О безопасности»;
Федеральныйзакон «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»;
Федеральный закон «О гражданской обороне».
Основнымицелями изучения курса ОБЖ являются:
1.Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайныхситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье издоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения отопасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2.Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувствауважения к героическому наследию России, и её государственной символике;патриотизма и долга по защите Отечества.
3.Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и припрохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма;потребности в соблюдении ЗОЖ.
4.Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц,получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательногоминимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:
проблемы безопасности в системе «человек — среда обитания», идентификацияопасностей, определения размеров и показателей опасных зон;
последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, втом числе террористических актов, и защита от этих опасностей;
формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положенийРоссийского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивногоздоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактикаинфекционных заболеваний и ЗППП;
оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, пораженияхэлектрическим током, переломах, кровотечениях;
овладение навыками ЭРП, ИВЛ;
ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организацийпо защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системойпредупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;
изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающиефакторы и способов защиты от них;
основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;
обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту,альтернативная служба;
предназначение и структура ВС РФ, их история создания;
обязательная и добровольная подготовка к военной службе;
постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего(Закон о статусе военнослужащего);
начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.
ИспользуемыйУМК по предмету
1.ОБЖ: 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений /В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский «Дрофа» Москва 2016 год.(основной учебник)
2.ОБЖ: 11 класс учебник для общеобразовательных учреждений /В.В.Марков, В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский «Дрофа» Москва 2016 год.(основной учебник)
Раздел:«Место курса в учебном плане»
Всоответствии с Примерной программой, подготовленной в рамках проекта«Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартовобщего образования второго поколения», изучение предмета «Основы безопасностижизнедеятельности» в системе основного общего образования может осуществляться с 10 по 11 класс из расчета 1 ч в неделю (всего 69 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИИСЯ
ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Планируемыерезультаты освоения основной образовательной программы основногообщегообразованияпредставляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемыхрезультатовосвоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательнойпрограммы.
На ступениосновного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
трех междисциплинарныхучебных программ — «Формирование универсальных учебных действий»,«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Программаучебно-исследовательской и проектной деятельности»;
Формированиеуниверсальных учебных действий
В рамкахкогнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географическийобраз, включая представление о территории и границах России, её географическихособенностях; знание основных исторических событий развития государственности иобщества; знание истории и географии края, его достижений и культурныхтрадиций;
• образсоциально-политического устройства — представление о государственнойорганизации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знаниегосударственных праздников;
• знаниеположений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация вправовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знаниео своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоениеобщекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентацияв системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характераморали;
• основысоциально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношенийи взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическимисобытиями;
• экологическоесознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знаниеосновных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образажизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайныхситуациях.
В рамкахценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданскийпатриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважениек истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоциональноположительное принятие своей этнической идентичности;
• уважениек другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважениек личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважениек ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего идругих людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребностьв самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивнаяморальная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следованииморальным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамкахдеятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовностьи способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастныхкомпетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжныхобщественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовностьи способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав иобязанностей ученика;
• умениевести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовностьи способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников вшколе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребностьв участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности;
• умениестроить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,политических и экономических условий;
• устойчивыйпознавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательногомотива;
• готовностьк выбору профильного образования.
Обучающийсяполучит возможность для формирования:
• выраженнойустойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовностик самообразованию и самовоспитанию;
• адекватнойпозитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентностив реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• моральногосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм наоснове учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатиикак осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся впоступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивныеуниверсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
• целеполаганию,включая постановку новых целей, преобразование практической задачи впознавательную;
• самостоятельноанализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителемориентиров действия в новом учебном материале;
• планироватьпути достижения целей;
• устанавливатьцелевые приоритеты;
• уметьсамостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• приниматьрешения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлятьконстатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватносамостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимыекоррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основампрогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• учитыватьразные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулироватьсобственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициямипартнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
• устанавливатьи сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументироватьсвою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным дляоппонентов образом;
• задаватьвопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничествас партнёром;
• осуществлятьвзаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватноиспользовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватноиспользовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстноевысказывание;
• организовыватьи планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять целии функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлятьконтроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работатьв группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать испособствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников истроить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основамкоммуникативной рефлексии;
• использоватьадекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов ипотребностей;
• отображатьв речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в формегромкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
• учитыватьи координировать позиции разных людей в условиях сотрудничества;
• продуктивноразрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поискаи оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться иприходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациистолкновения интересов;
• братьна себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказыватьподдержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместнойдеятельности;
• осуществлятькоммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий идействий партнёра;
• впроцессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передаватьпартнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступатьв диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать вдискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической идиалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическиминормами родного языка;
• следоватьморально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества наоснове уважительного отношения к партнёрам;
• устраиватьэффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членамигруппы для принятия эффективных совместных решений;
• всовместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять еёучастникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
• основамреализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводитьнаблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлятьрасширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создаватьи преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлятьвыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретныхусловий;
• даватьопределение понятиям;
• устанавливатьпричинно-следственные связи;
• осуществлятьлогическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщатьпонятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков кродовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлятьсравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания икритерии для указанных логических операций;
• строитьклассификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строитьлогическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснятьявления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основамознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурироватьтексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста,выстраивать последовательность описываемых событий;
• работатьс метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблятьобороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
• основамрефлексивного чтения;
• ставитьпроблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельнопроводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигатьгипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовыватьисследование с целью проверки гипотез;
• делатьумозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
ФормированиеИКТ-компетентности обучающихся
Обращениес устройствами ИКТ
Обучающийсянаучится:
• подключатьустройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использоватьаккумуляторы;
• соединятьустройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер,измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных ибеспроводных технологий;
• правильновключать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершатьработу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещениекурсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлятьинформационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входитьв информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет,размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводитьинформацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдатьтребования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения приработе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы сразличными экранами.
Обучающийсянаучится:
• осуществлятьфиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведенияэксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектнойдеятельности;
• учитыватьсмысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксацииотдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксациисущественных элементов;
• выбиратьтехнические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии споставленной целью;
• проводитьобработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальныхкомпьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
• проводитьобработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальныхкомпьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;
• осуществлятьвидеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованиемвозможностей специальных компьютерных инструментов.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
• различатьтворческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
• использоватьвозможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;
• осуществлятьтрёхмерное сканирование.
Примечание:результаты достигаются преимущественно в рамках предмета ОБЖ, а также вовнеурочной деятельности.
Созданиеграфических объектов
Обучающийсянаучится:
• создаватьразличные геометрические объекты с использованием возможностей специальныхкомпьютерных инструментов;
• создаватьдиаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные,организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
• создаватьспециализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;
• создаватьграфические объекты проведением рукой произвольных линий с использованиемспециализированных компьютерных инструментов и устройств.
Коммуникацияи социальное взаимодействие
Обучающийсянаучится:
• выступатьс аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвоватьв обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностейИнтернета;
• использоватьвозможности электронной почты для информационного обмена;
• вестиличный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлятьобразовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательногоучреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев,совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдатьнормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частнойинформации и информационным правам других людей.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
• взаимодействоватьв социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвоватьв форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействоватьс партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральноевзаимодействие).
Примечание:результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочнойдеятельности.
Поиск иорганизация хранения информации
Ученикнаучится:
• использоватьразличные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строитьзапросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использоватьприёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной средеучреждения и в образовательном пространстве;
• использоватьразличные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поисканеобходимых книг;
• искатьинформацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частностииспользовать различные определители;
• формироватьсобственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать вних нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Основыучебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийсянаучится:
• планироватьи выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбиратьи использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознаватьи ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научногоисследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающиеиз исследования выводы;
• использоватьтакие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение иисполнение алгоритма;
• использоватьтакие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы,выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использованиематематических моделей, теоретическое обоснование, установление границприменимости модели/теории;
• использоватьнекоторые методы получения знаний, характерные для социальных и историческихнаук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческоеописание, объяснение, использование статистических данных, интерпретацияфактов;
• ясно,логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличатьфакты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям,оценкам, реконструировать их основания;
• видетьи комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральныхсуждений при получении, распространении и применении научного знания.
Стратегиисмыслового чтения и работа с текстом
Работа стекстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийсянаучится:
• ориентироватьсяв содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определятьглавную тему, общую цель или назначение текста;
— выбиратьиз текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслутекста;
— формулироватьтезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищатьсодержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснятьпорядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлятьосновные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие междучастью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснятьназначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находитьв тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основныеэлементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находитьнеобходимую единицу информации в тексте);
• решатьучебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста:
— определятьназначение разных видов текстов;
— ставитьперед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный моментинформацию;
— различатьтемы и подтемы специального текста;
— выделятьне только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозироватьпоследовательность изложения идей текста;
— сопоставлятьразные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнятьсмысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формироватьна основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённойпозиции;
— пониматьдушевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа стекстом: оценка информации
Обучающийсянаучится:
• откликатьсяна содержание текста:
— связыватьинформацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оцениватьутверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находитьдоводы в защиту своей точки зрения;
• откликатьсяна форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а вцелом — мастерство его исполнения;
• наоснове имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверностьимеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• впроцессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в нихпротиворечивую, конфликтную информацию;
• использоватьполученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственногоопыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученномсообщении (прочитанном тексте)..
Основыкомплексной безопасности
Обучающийсянаучится:
• классифицироватьи описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики,расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного итехногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализироватьи характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций вповседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины ипоследствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязненияокружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера;
• выявлятьи характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасныхситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасностижизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формироватьмодель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасностив повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира иводителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровьенеблагоприятной окружающей среды;
• разрабатыватьличный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; плансамостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечениюбезопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайныхситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоватьсярекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасногоповедения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Защитанаселения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Обучающийсянаучится:
• характеризоватьв общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерацииот чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимостьподготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь междунравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороныгосударства от внешних врагов;
• характеризоватьгражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальнойбезопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные награжданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного ивоенного времени;
• моделироватьсвои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районепроживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре,библиотеке и др.), дома.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
• формироватьосновные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихсяи персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• различатьинженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, длязащиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера,классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основыпротиводействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Обучающийся научится:
• негативноотноситься к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризоватьтерроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозуличности, обществу и национальной безопасности России;
• характеризоватьосновные меры уголовной ответственности за участие в террористической иэкстремистской деятельности;
Обучающийсяполучит возможность научиться:
• использоватьзнания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве длявыработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушенийобщественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любымвидам экстремистской и террористической деятельности.
Основымедицинских знаний и здорового образа жизни
Основыздорового образа жизни
Обучающийсянаучится:
• характеризоватьздоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную системуповедения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование егодуховных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образежизни как средство физического совершенствования;
• систематизироватьзнания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности иобщества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди,решившие вступить в брак;
• анализироватьосновные демографические процессы в Российской Федерации; описывать икомментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечениядемографической безопасности государства..
Основымедицинских знаний и оказание первой помощи
Обучающийсянаучится:
• характеризоватьразличные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и ихвозможные последствия для здоровья;
• характеризоватьпредназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства,используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действийпри оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее частослучающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи иразличать её средства в конкретных ситуациях;
Календарно-тематическоепланирование,
34 часов,1час в неделю.10 класс:
№ урока |
Дата По плану |
№ &
|
Название ТЕМА |
Урок 1 |
07.09. |
Введение |
Вводное занятие. |
Урок 2 |
14.09. |
№1.1 |
Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования. |
Урок 3 |
21.09. |
№1.2 |
Автономное существование человека в условиях природной среды. |
Урок 4 |
28.09. |
№2.0 |
Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера. |
Урок 5 |
05.10. |
№3.1;3.3 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. «ПДД»-Закон дорог. |
Урок 6 |
12.10. |
№4.0 |
Правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. |
Урок 7 |
19.10. |
№5.1;5.3 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). |
Урок 8 |
26.10. |
№6.0 |
Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению личности, общества и государства |
Урок 9 |
09.11. |
№7.0 |
Гражданская оборона. |
Урок 10 Урок 11 |
16.11. 23.11. |
№8.1;8,2 №8.3 |
Современные средства поражения и их поражающие факторы |
Урок 12 |
30.11. |
ПДД |
Оповещение и информирование населения об опасностях. |
Урок 13 |
07.12. |
№9.1 |
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. |
Урок 14 Урок 15 |
14.12. 21.12. |
№9.2-9.4 Р № 1 |
Зачет (Раздел 1). Средства индивидуальной защиты. Организация аварийно-спасательных работ в зонах «ЧС». |
Урок 16 |
11.01. |
№1.1 |
Сохранение и укрепление здоровья. |
Урок 17 Урок 18 |
18.01. 25.01. |
№1.2 |
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. |
Урок 19 |
01.02. |
№2.1 |
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
Урок 20 |
08.02. |
№2.2 |
Значение двигательной активности и закаливание организма для здоровья человека. |
Урок 21 Урок 22 |
15.02. 22.02. |
№2.3 |
Вредные привычки и их влияние на здоровье. |
Урок 23 |
01.03. |
Т № 1-2 |
«Зачёт Т. №1;2» |
Урок 24 |
15.03. |
№1.1 |
История создания вооруженных сил России. |
Урок 25 |
29.03 |
№1.1 |
История создания вооруженных сил России. |
Урок 26 |
05.04. |
№1.3 |
Функции и основные задачи ВС России. Значение «ПДД». |
Урок 27 |
12.04. |
№1.2 |
Структура, виды Вооруженных сил России. |
Урок 28 |
19.04. |
№1.2 |
РВСН, Сухопутные войска. |
Урок 29 |
26.04. |
№1.2 |
ВМФ, ВВС и ПВО. |
Урок 30 |
03.05. |
№1.4 |
Другие войска их состав назначение. |
Урок 31 |
10.05. |
№2.1;2.2 |
Боевые традиции ВС России. |
Урок 32 |
17.05. |
№3.1 |
Боевое Знамя воинской части, символ воинской чести. «Зачёт Т.2 — 3» |
Урок 33 |
24.05. |
№3.2 |
Ордена — почетные награды за воинские заслуги в бою и службе. |
Урок 34 |
31.05. |
№ 3.2 |
Ритуалы В.С. России. |
Календарно-тематическоепланирование,
34 часа,1час в неделю. 11 класс:
№ урока |
Дата По плану |
№ &
|
Название ТЕМА |
Урок 1 |
07.09. |
Введение |
Вводное занятие. |
Урок 2 |
14.09. |
№1.1 |
Правила личной гигиены и здоровья. |
Урок 3 |
21.09. |
№1.2 |
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. |
Урок 4 |
28.09. |
№1.3 |
Семья в современном обществе. Законодательство о семье. |
Урок 5 |
05.10. |
№1.4 |
Болезни, передаваемые половым путем. |
Урок 6 |
12.10. |
№2.1,
|
Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях их виды. |
Урок 7 |
19.10. |
№2.2 |
Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях, переломах |
Урок 8
|
26.10. |
№2.3
|
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. |
Урок 9 |
09.11. |
№2.4, 2.5 |
Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и травматическом шоке |
Урок 10
|
16.11.
|
№2.6 |
Первая медицинская помощь при попадании инородных тел в пищевод и дыхательные пути. Уголовная ответственность за нарушение «ПДД». |
Урок 11 |
23.11. |
№ 2.7, 2.8 |
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и остановке сердца |
Урок 12 |
30.11. |
№1.1 |
Патриотизм и верность воинскому долгу |
Урок 13 |
07.12. |
№1.2 |
Дружба и воинское товарищество |
Урок 14 |
14.12. |
№2.1 |
Боевое Знамя воинской части, символ воинской чести. |
Урок 15 |
21.12. |
№2.2 |
Ордена — почетные награды за воинские заслуги в бою и службе. «Зачёт Т.2 — 3» |
Урок 16 |
11.01. |
№2.3 |
Ритуалы В.С. России. |
Урок 17 |
18.01. |
№3.1 |
Правовые аспекты военной службы. |
Урок 18 |
25.01. |
№3.2 |
Общевоинские уставы ВС России. |
Урок 19 |
01.02. |
№3.3 |
Военная присяга – клятва война на верность Родине. |
Урок 20 |
08.02. |
№3.4;3,5 |
Прохождение военной службы по контракту и призыву. |
Урок 21 |
15.02. |
№3.6 |
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. |
Урок 22 |
22.02. |
№3.7 |
Воинские звания военнослужащих ВС России, военная форма одежды. |
Урок 23 |
01.03. |
№3.8 |
Права и ответственность военнослужащих. «Зачёт Т.3» |
Урок 24 |
15.03. |
№4.1 |
Военнослужащий – патриот своего Отечества. |
Урок 25 |
29.03. |
№4.2 |
Военнослужащий – специалист. |
Урок 26 |
05.04. |
№4.3 |
Требование воинской деятельности |
Урок 27 |
12.04. |
№4.4 |
Военнослужащий – подчиненный |
Урок 28 |
19.04. |
№4.5 |
Как стать офицером Российской армии. |
Урок 29 |
26.04. |
№ 4.6 |
Международная (миротворческая) деятельность ВС России |
Урок 30 |
03.05. |
№5.1 |
Международное гуманитарное право. |
Урок 31 |
10.05. |
Р 1;2 |
«Зачёт Р 1, 2» |
Урок 32 |
17.05. |
№ 5.2 |
Защита жертв вооруженных конфликтов. |
Урок 33 |
24.05. |
№6.1;6.8 |
Психологические основы подготовки к военной службе. |