Рабочий лист по теме:«Глобализация
17. Авторподчеркивает противоречивость процессов глобализации и информатизации обществав XXI веке. Найдите два подтверждения этому выводу.
XXI век глобализации и информатизации не толькооткрывает новые возможности экономического роста, социального прогресса,урегулирования межгосударственных конфликтов, но также повышает уязвимостьчеловека, создает вызовы, ответы на которые не под силу частному капиталу итребуют как международных усилий, так и национальной политики повышенияустойчивости общества, социальной защищенности каждого человека к воздействиювнешних и внутренних угроз, превращения социальной составляющей в ключевойэлемент государственной стратегии.
Глобализации предполагает комплекс двух процессов:интеграции и унификации. В процессе интеграции государства объединяются вединые взаимодействующие системы для сотрудничества в различных сферахобщественной жизни. Последствием такого взаимодействия выступает унификация,предполагающая стандартизацию культурных и иных ценностей государств.
Осознание необходимости ответственности государства заэкономическую и социальную защищенность каждого его жителя стало доминирующейтенденцией развития в прошлом столетии… Опыт разных стран показывает, чтообеспечение социально- экономических гарантий населению является не толькоусловием социальной стабильности, но также важнейшим фактором трудовоймотивации, расширения налоговой базы, увеличения потребительского спросанаселения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынкетруда граждан; более полного использования трудового, интеллектуального,творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но я фактором ееэкономического роста.
Уровень развития интеллектуального потенциала икачество «человеческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющимконкурентоспособность современных национальных экономических систем.Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов,наличие передовых научных школ определяют степень использования,восприимчивость тех или иных стран к достижениям научно-технического прогресса.
Соответственно, страны, не способные обеспечитьадекватные стандарты образования и качество жизни своему населению, реальныегарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состояниивыдерживать требования современной конкурентной борьбы.
В России, несмотря на определенные позитивные сдвигив динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких проблемсоциальной сферы, как крайне высокая дифференциация населения по уровню доходови заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий,т. е. доходов, связанных с нынешней или прошлой трудовой деятельностью,которые не обеспечивают для значительной части населения даже доход на уровнепрожиточного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы,не выполняющей свои экономические и социальные функции.
Такая ситуация является тормозом развития внутреннегоспроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положениинаселения…
Несмотря на то, что в последние годы в Россиинаметились позитивные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетныхассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политикиостаются платежи по государственному долгу (35,9% расходной части федеральногобюджета на 2002 г.), в то время как расходы на социальную политику составляютвсего 27,5% (в США на социальные статьи приходится около 2 /3 федеральногобюджета)… Движение к «социальному государству» (каковым объявила себяРоссийская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиальноусилить социальную ориентацию бюджета и контроль за ее исполнением.
18. В тексте отмечено значение обеспечениясоциально-экономических гарантий населения как фактора экономического роста встране. На основе текста укажите любые четыре социально-экономических эффекта,которые обеспечивают исполнение социально-экономических гарантий. Опираясь наобществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономический рост».
19.Перечислите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три государственныемеры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитиечеловеческих ресурсов страны. Проиллюстрируйте каждую из них конкретнымпримером. Каждый пример должен быть развернутым.
20. Авторподчеркивает необходимость усиления социальной направленности бюджетнойполитики Российского государства. Назовите три направления расходов государственногобюджета России, направленные на развитие человеческого и интеллектуальногопотенциала нации.
22. Встране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большоеколичество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества представляет собойстрана Z? Как относятся к природе в таком обществе? Какой основной факторпроизводства в таком обществе? Как такой тип общества влияет на требования ккадрам (работникам)? Укажите два требования.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:
1) Тип общества — постиндустриальный.
2) В обществе данноготипа люди уделяют внимание окружающей среде, борются за охрану и сохранениеприроды.
3) Основной факторпроизводства — информация (знания).
4) Требования:
— требуются люди свысшим образованием;
— требуются работники,связанным с наукоёмкими технологиями, например, интернет-технологи.
22. Вгосударстве Z происходит широкое внедрение инновационныхтехнологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие иресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образованияв жизни общества.
В ходе социологическихопросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правомвыбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями иинтересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системыобразования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся ипедагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Социологические опросыпоказали, что в стране Z преобладают семьи демократическоготипа.
Государство Z включаетв себя восемь территориальных единиц, не обладающих политическойсамостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародноизбираемый глава государства формирует правительство и возглавляетисполнительную власть.
К какому типу относитсяобщество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируютприведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведителюбые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделатьвывод, что Z — унитарное государство?
24. Составьте план по теме — Глобализация современного общества»
Тип 17
Автор подчеркиваетпротиворечивость процессов глобализации и информатизации общества в XXI веке.Найдите два подтверждения этому выводу.
Прочитайте текст ивыполните задания 21—24.
XXI век глобализации иинформатизации не только открывает новые возможности экономического роста,социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов, но такжеповышает уязвимость человека, создает вызовы, ответы на которые не под силучастному капиталу и требуют как международных усилий, так и национальнойполитики повышения устойчивости общества, социальной защищенности каждогочеловека к воздействию внешних и внутренних угроз, превращения социальнойсоставляющей в ключевой элемент государственной стратегии.
Глобализациипредполагает комплекс двух процессов: интеграции и унификации. В процессеинтеграции государства объединяются в единые взаимодействующие системы длясотрудничества в различных сферах общественной жизни. Последствием такоговзаимодействия выступает унификация, предполагающая стандартизацию культурных ииных ценностей государств.
Осознание необходимостиответственности государства за экономическую и социальную защищенность каждогоего жителя стало доминирующей тенденцией развития в прошлом столетии… Опытразных стран показывает, что обеспечение социально- экономических гарантий населениюявляется не только условием социальной стабильности, но также важнейшимфактором трудовой мотивации, расширения налоговой базы, увеличенияпотребительского спроса населения; повышения конкурентоспособноститрудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использованиятрудового, интеллектуального, творческого потенциала страны, а значит, нетолько следствием, но я фактором ее экономического роста.
Уровень развитияинтеллектуального потенциала и качество «человеческого фактора» стали важнейшимфактором, определяющим конкурентоспособность современных национальныхэкономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификациятрудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степеньиспользования, восприимчивость тех или иных стран к достижениямнаучно-технического прогресса.
Соответственно, страны,не способные обеспечить адекватные стандарты образования и качество жизнисвоему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываютсяне в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.
В России, несмотря наопределенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, неснижается острота таких проблем социальной сферы, как крайне высокая дифференциациянаселения по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровеньзаработной платы, пенсий, т. е. доходов, связанных с нынешней или прошлойтрудовой деятельностью, которые не обеспечивают для значительной частинаселения даже доход на уровне прожиточного минимума; не говоря уже о размерахминимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социальныефункции.
Такая ситуация являетсятормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря ужео бедственном положении населения…
Несмотря на то, что впоследние годы в России наметились позитивные сдвиги в направлении социальнойориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетомбюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9% расходнойчасти федерального бюджета на 2002 г.), в то время как расходы на социальнуюполитику составляют всего 27,5% (в США на социальные статьи приходится около 2/3 федерального бюджета)… Движение к «социальному государству» (каковымобъявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязываетпринципиально усилить социальную ориентацию бюджета и контроль за ееисполнением.
Л.Ф. Лебедева
Пояснение.
Содержание верногоответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие егосмысла).
В ответе могут бытьприведены следующие подтверждения:
1) с одной стороны,процессы глобализации и информатизации открывают новые возможностиэкономического роста и социального прогресса, урегулирования межгосударственныхконфликтов;
2) с другой стороны,эти процессы повышают уязвимость и социальную незащищенность человека передновыми угрозами в условиях нестабильного общества.
Тип 22
В стране Z наблюдаетсякомпьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты всфере услуг. Какой тип общества представляет собой страна Z? Как относятся кприроде в таком обществе? Какой основной фактор производства в таком обществе?Как такой тип общества влияет на требования к кадрам (работникам)? Укажите дватребования.
Пояснение.
1) Тип общества —постиндустриальный.
2) В обществе данноготипа люди уделяют внимание окружающей среде, борются за охрану и сохранениеприроды.
3) Основной факторпроизводства — информация (знания).
4) Требования:
— требуются люди свысшим образованием;
— требуются работники,связанным с наукоёмкими технологиями, например, интернет-технологи.
Тип 22
В государстве Z происходитширокое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активноразвиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастаетроль науки и образования в жизни общества.
В ходе социологическихопросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правомвыбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями иинтересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системыобразования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся ипедагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Социологические опросыпоказали, что в стране Z преобладают семьи демократическоготипа.
Государство Z включаетв себя восемь территориальных единиц, не обладающих политическойсамостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародноизбираемый глава государства формирует правительство и возглавляетисполнительную власть.
К какому типу относитсяобщество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируютприведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведителюбые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделатьвывод, что Z — унитарное государство?
Пояснение.
1. К обществампостиндустриального / информационного типа.
2. Гуманизацияобразования.
3. Семью демократическоготипа характеризует:
— муж и жена обладают всемье равными статусами (являются равноправными партнёрами);
— все виды домашнихработ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашнихобязанностей по гендерному признаку);
— решения по семейнымвопросам принимаются совместно.
4. Государство Z включаетв себя восемь территориальных единиц, не обладающих политическойсамостоятельностью.
Тема —глобализация современного общества
1. Понятие глобализации.
2. Основные причины глобализации:
а) переход от индустриального общества кинформационному, к высоким технологиям;
б) использование новых коммуникационныхтехнологий: Интернета, спутникового телевидения;
в) переход от альтернативного выбора(или/или) к многообразию выбора и др.
3. Основные направления:
а) деятельность транснациональных корпораций;
б) глобализация финансовых рынков;
в) глобализация миграционных процессов;
г) мгновенное перемещение информации;
д) международная экономическая интеграция врамках отдельных регионов;
е) создание международных организаций вэкономической и финансовой сферах и др.
4. Позитивные последствия процесса глобализации:
а) возникновение социокультурного единствачеловечества;
б) сближение государств;
в) стимулирующее влияние на экономику.
5. Негативные последствия процесса глобализации:
а) насаждение единого стандарта потребления;
б) создание препятствий для развитияотечественного производства;
в) игнорирование/утрата экономической икультурно-исторической специфики развития разных стран и др.
6. Глобальные проблемы современного мира.
18. В тексте отмеченозначение обеспечения социально-экономических гарантий населения как фактораэкономического роста в стране. На основе текста укажите любые четыресоциально-экономических эффекта, которые обеспечивают исполнениесоциально-экономических гарантий. Опираясь на обществоведческие знания,объясните смысл понятия «экономический рост».
Пояснение.
Содержание верногоответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие егосмысла).
1. В ответе должно быть отмечено, чтообеспечение социально-экономических гарантий населению дают следующие эффекты:
1) условием социальнойстабильности;
2) фактором трудовоймотивации;
3) причиной расширенияналоговой базы;
4) условием увеличенияпотребительского спроса;
5) фактором повышенияконкурентоспособности населения.
2. Раскрыто понятие, например:экономический рост — долговременное повышение уровня реального ВВП государствакак в абсолютных значениях, так и на душу населения.
19. Перечислите,опираясь на текст и обществоведческие знания, три государственные меры,направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческихресурсов страны. Проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждыйпример должен быть развернутым.
Пояснение.
Содержание верногоответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие егосмысла).
В ответе могут бытьназваны:
1) законодательноеустановление минимального размера оплаты труда (например, в государстве Х был Парламентомустановлен МРОТ, ниже которого работодатели не могут устанавливать ставкузаработной платы);
2) меры по обеспечениюзанятости населения (например, в государстве Х были открыты государственныебесплатные курсы переквалификации на профессии, пользующиеся спросом на рынкетруда, а также курсы малого предпринимательства);
3) меры по социальнойподдержке малоимущих слоев населения (например, в государстве Х пожилым людям,пенсионерам, выплачивается государственная пенсия);
4) гарантии расширениядоступности образования и медицинских услуг.
20. Авторподчеркивает необходимость усиления социальной направленности бюджетнойполитики Российского государства. Назовите три направления расходовгосударственного бюджета России, направленные на развитие человеческого иинтеллектуального потенциала нации.
Пояснение.
Содержание верногоответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие егосмысла).
В ответе могут бытьназваны следующие направления государственных расходов:
1) образование;
2) здравоохранение ифизическая культура;
3) социальная политика;
4) фундаментальныеисследования и содействие научно-техническому прогрессу.
