X-PDF

Работа над грамматикой при изучении немецкого языка

Поделиться статьей

                        МКОУДУБРОВСКАЯ СОШ

 

 

 

 

 

 

 

«Работа надграмматикой при изучении немецкого  языка»

 

                              

                            Подготовила: учитель немецкогоязыка                                                                                                            

                                           КочетковаВ.В.

 

 

   Грамматикаявляется структурой языка. Грамматика превращает язык в речь. Изучениеграмматики неизбежно при владении иностранным языком. Сторонники прямых методовстоят на позиции имплицитного подхода к обучению грамматике, считая, чтомногократное повторение одних и тех же фраз в соответствующих ситуацияхвырабатывает, в конце концов, способность не делать грамматических ошибок вречи. Подсознательное овладение иностранным языком, конечно, возможно, но приусловии постоянного и длительного нахождения в иноязычной среде и всравнительно молодом возрасте. В условиях изучения иностранного языка у себя народине и тем более при наличии нескольких уроков в неделю грамматикуприходиться усваивать эксплицитно, то есть обращаться к правилам, заучиватьграмматические структуры, многочисленные формы слов и грамматический метаязык.

   Усвоение грамматикилюбого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическимитерминами и правилами и бесконечным числом исключений. Все это обычно невызывает восторга у большинства учащихся неязыковых учебных заведений.

   Грамматическиправильная речь обусловлена тем, что говорящий владеет особого рода навыками –автоматизированными компонентами речевой деятельности. Этим-то навыкам и надообучать тех, кто изучает иностранный язык.

   Что же из себяпредставляют грамматические навыки? Это, прежде всего действия – действия порасстановке лексических единиц в предложении, действия по отбору служебных слови частиц, действия по образованию форм знаменательных слов или по отбору ихформ из парадигмов.

     В нормальнопротекающей речи действия не вычленяются говорящим, они совершаются безосознания, автоматически. Но их приходиться вычленять в целях обучения.

   Помимо действий, в составграмматических навыков входят мыслительные операции – ими учащиесяруководствуются в ходе обучения, так как первоначально они выполняют действияосознанно. По мере овладения навыком, в результате тренировки мыслительныеоперации свертываются и становятся, в конце концов, ненужными. Мыслительныеоперации предполагают знание учащимися некоторых понятий – таких как время,лицо, число, артикль. Многие из этих понятий бывают известны из родного языка,а некоторые требуют объяснений из грамматики иностранного языка (например,артикль). Таким образом, теория не исключается из обученияграмматическимнавыкам, но используется не напрямую, а опосредованно, в составе правил,которыми учащиеся руководствуются, выполняя действия.  Как же осуществитьтренировку навыков? Прежде всего учащимся надо выполнить ряд упражнений,закрепляющих действия по образованию форм или по выбору форм из заученныхпарадигмов. Это упражнения, в которых тренируемая форма выступает вне контекстапредложения. Например:

а)заменить при имени существительном неопределенный артикль определенным.

б)соединить имена существительные с помощью предлога (das Buch von Gaidar).

Чтобы закрепитьформы, параллельно с упражнениями в действиях, следует выполнять и такие, вкоторых форма дана; это упражнения для усвоения слухо – моторных образов.Например: 

а)устное воспроизведение за учителем пары слов: eine Katzedie Katze,ein Hundder Hund,ein Kinddas Kind.

В процессеотработки действий запоминаются не только они сами, но и готовые парадигмы. Этополезно, так как в памяти остаются некие образцы для действия по аналогии.Особенно это хорошо для парадигм спряжения глаголов.  Но все свести кзапоминанию готовых форм не представляется возможным, нужны и навыки вобразовании форм, незаменимые в тех случаях, когда надо употребить в речи ранеене использовавшиеся слова. Ясно, что запомнить наизусть в готовом виде формывсей лексики, которая войдет в лексический запас учащихся, немыслимо.

   Вслед заупражнениями в отработке форм вне контекста предложения должны последоватьтакие, которые обучают выбору форм в составе предложения.

Например:

а)составить предложения, в которых действие относится к будущему времени;

б)составить пары предложений, в одних из которых действие относится к настоящему,а в других – к будущему времени.

в)ответить на вопросы (время глагола подсказано в вопросе, но надо выбрать формулица); 

г)ответить отрицательно на вопросы.

   Третья группаупражнения непосредственно включает тренировку навыка в речевую деятельность. Вэтих упражнениях применяется контекст нескольких связанных между собойпредложений.

Например:

а)расскажите, что вы будете, и чего не будете делать на каникулах;

б)скажите, что вы делали на уроке сегодня, и что будете делать завтра.

Таких конкретныхупражнений должно быть большинство, но они могут быть полезны только послевыполнения упражнений первой и второй групп.

Организуя речевоеобщение, надо стараться создавать такие ситуации, в которых необходимоиспользовать ранее усвоенные грамматические навыки.

   Начинать жеработу надо каждым новым грамматическим навыком следует не с правила, как эточасто делается, а с восприятия учащимися на слух речевых образцов, в которыхиллюстрируется употребление нужной формы. Учащиеся должны несколько разповторить воспринятые со слуха примеры и только после этого можно записать ихна доске (или показать написанное заранее) и объяснить, какие действия надопроизвести для выражения данного значения. После этого начинается выполнениеустных упражнений (в домашнее задание могут быть включены и упражнения вписьменной форме).

   В ходеовладения речевой деятельностью отдельные правила обобщаются и образуют в сознанииучащихся системные представления о грамматических явлениях иностранного языка.Систематизации знаний, периодически проводимые на уроках, помогают этомупроцессу. Так, после усвоения учащимися навыков употребления различных формпрошедшего времени, целесообразно привести их в систему. В  этом случаеиспользуются уже не правила- инструкции, а правила-обобщения. Систематизацииследует проводить с помощью постановки познавательных задач – это способствуетразвитию творческого мышления учащихся, вызывает у них интерес к теории языка.Например, учащимся можно предложить самостоятельно составить схему временныхпланов, выражаемых прошедшими временами глагола в изучаемом иностранном языке.

   Таким образом,понимание учащимися грамматического строя изучаемого языка проходит индуктивныйпуть – путь осмысления собственной речевой практики.

   Системноепредставление о грамматическом строе иностранного языка содействует закреплениюнавыков, служит опорой при изучении наиболее сложных грамматических явлений,помогает при изучении второго иностранного языка, имеет большое образовательноезначение.

   В связи с тем,что на тренировку навыков требуется много времени, которое приходится частичноотнимать у речевой практики, важно также организовать материал так, чтобы повозможности сократить число действий и упростить систему мыслительных операций,а также установить такую последовательность, при которой последующееподготавливается предыдущим. В целом, распределение грамматического материалаподчинено задачам развития речи, но в деталях возможны варианты. Минимизацияколичества действий часто зависит от того, какая форма будет выбрана в качествеисходной для образования других.

   Примером  можетслужить приобретение навыка употреблять артикль. Возникает ряд вопросов: учитьли учащихся запоминать имена существительные без артикля и научить ихподставлять тот или другой артикль или предлагать учащимся запоминать именасуществительные с артиклем, и тогда учиться заменять один другим; и в этомслучае, с каким из артиклей запоминать имена существительные? Запоминать именасуществительные следует с артиклем, особенно это важно в немецком, испанском ифранцузском языках, в которых артикль указывает также и род существительных,что отразится при усвоении имен прилагательных, а в немецком языке – исклонения имен. Запоминать имена существительные с артиклем экономнее потому,что в этом случае приходиться учить только действию замены одного артиклядругим. В случае же заучивания имен существительных без артикля требуется ещемыслительная операция выбора, что значительно сложнее. Что касается вопроса отом, с каким артиклем заучивать имена существительные, то практика показывает,что это должен быть неопределенный артикль (имеется в виду счисляемые именасуществительные). Значение определенного артикля более конкретно и потому болеепонятно учащемуся. Поэтому анализировать ситуацию и подставлять определенныйартикль ему будет легче, чем неопределенный.

   Грамматическиенавыки входят в состав не только диалогической и монологической речи, но исостав всех других видов речевой деятельности.

   Коммуникативнаяприрода языка все еще остается не до конца познанным явлением. Согласнотрадиции при обучении иностранному языку с самого начала моделируется «книжный»вариант формулирования замысла, что не только лишает речь необходимойестественности, но и затрудняет процесс практического формирования иформулирования мысли на иностранном языке. Изучение естественных процессовграмматического конструирования высказывания при овладении не только родным, нои иностранным языком позволяет повысить эффективность обучения иноязычнойграмматики с самого начала овладения ею, придать естественность высказыванияучащихся в учебных условиях на основе грамматики разговорного языка.Разговорная грамматика (упрощенные предложения) соответствует важному принципу«доступности» материала. Учащиеся нередко «сопротивляются» усвоениюграмматических структур, которые положены по программе, но с трудомвоспринимаются на уроке. Наблюдения показывают, что трудно воспринимаемыеграмматические структуры даже после интенсивной тренировки в дальнейшем неиспользуются учащимися в спонтанной речи. Это явление известно как «избегание».В других случаях учащиеся упрощают изученные структуры доступными способами.Наблюдения и фрагменты опытной работы показывают, что в процессе обученияиноязычному общению возможно и целесообразно использовать элементарныеграмматические конструкции для организации диалогических высказываний учащихся.Простейшие конструкции могут состоять из одного – двух – трех слов и адекватновыражать взаимоотношения между говорящими.

Например:

   -Кофе?               — Нет, спасибо.

    -Чай?                  — Без сахара.

    — Хорошо.

  Упрощеннуюграмматику в некоторых случаях целесообразно использовать для обучения сложнымграмматическим явлениям, когда ставится задача в начале научить учащихсявыражать соответствующую грамматическую семантику более простым способом, азатем обучить более полному грамматическому варианту высказывания.

   Постоянныепоиски резервов повышения качества и результативности обучения способствуютболее глубокому усвоению грамматического материала учащимися и развитию ихтворческих способностей. Большую роль играет использование различных наглядныхпособий: рисунков, картин, схем, таблиц, что вносит разнообразие в учебныйпроцесс, делает его более интересным для учащихся. Для введения и закрепленияграмматического материала я использую опорные схемы. Они призваны облегчитьучащимся процесс овладения иностранным языком, снять различного рода сложности,обеспечить преодоление нарастающих трудностей, стимулировать общение учащихся,сконцентрировать внимание на новом изучаемом материале, сформировать прочныенавыки и умения.

   Посколькупринципы построения опор одинаковы во всех грамматических структурах, то, учащиеся однажды ознакомившись с ними, обычно не испытывают в дальнейшемтрудностей в чтении и других предъявляемых им опор. Принцип построения такихопорных схем довольно прост: каждая геометрическая фигура обозначаетопределенную часть речи и имеет свой постоянный цвет. Остальное изображаетсярисунками типа кроки или наклеиваются картинки из старых книг и журналов. Всеэти опоры после предъявления объясняются учителем, с ними проводитсяопределенная работа. Например: при изучении в 7 классе грамматической темы«Модальные глаголы» с неопределенно личным местоимением «man»сначала повторяем значение модальных глаголов, их спряжение. Затем предъявлениенового материала на употребление местоимения с модальными глаголами проходит посхеме:

 

  Схема №1:      man = 3 л.ед. ч.

                                    arbeitet

                                    liest

                                        läuft

 

   Схема № 2:    muss    —       нужно

                           kann     —       можно

        man           soll        —      нужно

                          darf        —      можно, разрешается

                          darf nicht —    нельзя, не разрешается

 

   При обработкеграмматических навыков при спряжении глаголов в Prasensмы строим домик, в котором живут личные местоимения, и к которым в гостиприходят самые разные глаголы.

 

 

 

 


Ich

 

Wir

e

 

en

Du

Ihr

 

st

 

t

Er, Sie, Es

Sie

 

t

 

en

 

Лучшему усвоениюграмматического материала способствует также использование на уроках игры.Включение игр в систему упражнений приводит к более быстрому усвоению изучаемыхграмматических явлений. Игра «Чей ход» — используется при обработке трехосновных форм немецкого глагола. Играют 2 – 4 человека. 24 карты (6 глаголов иих формы) перемешиваются, а затем их раздают учащимся. Каждый играющий получает6 – 12 карт. Первый ход делает тот, у кого на руках инфинитив первого поалфавиту глагола. Он кладет карту с инфинитивом на стол и называет все триформы этого глагола. Если ученик назвал их правильно, остальные ребята, имеющиекарты с этими формами отдают ему их. Выигравший кладет карты на стол передсобой, а затем делает следующий ход: выкладывает на стол другую карту синфинитивом и называет все формы глагола. Если у него нет карты с инфинитивом,то ход делает другой участник игры (по часовой стрелке). Если один из играющихнеправильно называет формы глагола, то карту забирает партнер, у которого наруках имеется одна из форм данного глагола. Ход переходит к нему. Когда всекарты разыграны, ребята подсчитывают количество имеющихся у них карт.Выигрывает тот, у кого их больше.

   Очень помогаетпри работе над грамматическим аспектом речи рифмованный материал. Рифмовкилегко заучиваются, образны, содержат важные грамматические структуры, которыезапоминаются без труда.

 

        Washast du im Sommer gemacht.

    Ich habe gespielt und gelacht,

    Ich hab’ meine Oma besucht,

    Und Pilze im Walde gesucht,

    Gebadet, geturnt und gemalt.

    Nun, sag’ ich dem Sommer Bis bald !

 

Или:

    —   Ich kann tanzen,ich kann singen,

Представленная информация была полезной?
ДА
58.43%
НЕТ
41.57%
Проголосовало: 979

        Ich kann turnen,ich kann springen,

        Ich kann malenund jonglieren,

        Spielen,lachen,musizieren.

 

Учащиеся встречаютсяс трудностями при изучении артикля, так как существительное с одним и тем жезначением в русском и немецком языках часто по роду не совпадают, например:

      die Stadt (жен.р.) – город (муж.р.)

      der Kopf (муж.р.) – голова (жен.р.)

      das Buch (ср.р.) – книга (жен.р.)

Поэтому немецкиесуществительные нужно заучивать с артиклем. Для облегчения этой задачи можнообъединять существительные одного рода в ассоциограммы по какому-либо признаку.Например, по теме «Школьные принадлежности» обратить внимание учащихся на то,что все предметы, связанные своим происхождением с бумагой,- среднего рода.

 

 einBlatt Papier

 

 


  das Bild                             PAPIER                        dasHeft

 

 


das Abziehbild                            das Buch                       das Vokabelheft

 

 

das Tagebuch                  das Lehrbuch                                 dasNotizbuch

 

aber: der Notizblock

 

А все остальныесуществительные, что мы используем для письма и рисования, — мужского рода.

 


  derKugelschreiber                 der Bleistift

  derSpitzer                              der Filzstift

  der Malkasten                        der Radiergummi

 

При описанииклассной комнаты лексические единицы (с одинаковыми артиклями) можносгруппировать по следующим признакам:

а)слова, обозначающие мебель, которая находится и в школе, и дома, — мужскогорода.

   derSchrank            der Sessel

   derSpiegel               der Stuhl

   der Tisch

б)слова, обозначающие мебель для спальни, — среднего рода:

   dasSofa               das Bett           

   das Nachttischchen

Конечно, всегдавстречается слово, которое по своему артиклю выпадает из предложеннойассоциограммы, но одно-два слова в виде исключения всегда легче запомнить, чемвыучить артикли у целого ряда слов.

   Для итоговойпроверки знаний по грамматике я использую тестовые задания или карточки сграмматическими заданиями. Тестовые задания на знание определенных правилграмматики, например:

1) при первичном упоминании предмета существительное употребляется с артиклем:

   а)определенным;

   б)неопределенным;

   в) нулевым.

2)   определить склонение существительных:

    а)слабое                     Ader Maler

    б)сильное                  Bdie Meinung

    в)женское                 C.   derLőwe

                                       D.  das Haus

                                       E.   der Mensch

                                       F.  die Katze  

   И тесты, где нужноправильно употребить грамматическую конструкцию в предложении, например:

 DerJunge … gut deutsch.

а)sprecht,    b) sprechen, c) spricht.

 

   Насреднем и старших этапах обучения допускаемые в ответах ошибки или неточности(при передаче содержания рассказа, при составлении плана или письменной работе)исправляются учениками. Этот прием развивает внимание школьников, приучает их кколлективным формам работы, вырабатывает стремление общими усилиями находитьнаиболее удачное выполнение заданий учителя.

   Таким образом,занимательные формы презентации и закрепления грамматического материаласпособствуют более глубокому и прочному усвоению его учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1) Мильруд Р.П.«Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике».

Журнал« Иностранные языки в школе», №2, 2002 год.

2)  Цетлин В.С. «Как обучать грамматически правильной речи».

Журнал«Иностранные языки в школе»,№1, 1998 год.

3)  Карпова Р.М.«Опорные схемы для обучения немецкому языку».

Журнал«Иностранные языки в школе»,№2, 2000год.

4)  Кослор И.Ю.«Тестовые задания по грамматике немецкого языка».

Журнал«Иностранные языки в школе»,№3, 1998 год.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.43%
НЕТ
41.57%
Проголосовало: 979

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет