X-PDF

Работа педагога-наставника c одаренными детьми

Поделиться статьей

Сведения об авторах:

Никифорова Евдокия Егоровна, учительанглийского языка,

Высшая квалификационная категория,

Отличник профессионального образованияРеспублики Саха (Якутия),

Член регионального Учебно-методическогосовета учителей иностранных языков Республики Саха (Якутия)

Магистрант Института зарубежнойфилологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова

nee_vpc@mail.ru

Игнатьев Богдан Аркадьевич, учительанглийского языка,

Выпускник Института зарубежной филологиии регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

bogdanignatev.work@gmail.com

Место работы авторов:

Муниципальное общеобразовательноебюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 ГО «город Якутск»

Российская Федерация, Республика Саха(Якутия), г. Якутск

Корреспондентский почтовый адрес:677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина, 50.

About the authors:

Nikiforova Evdokia Egorovna, a teacher of English,

Highest qualification category,

Excellence in vocational education of the Republic ofSakha (Yakutia),

Member of the Regional Educational and MethodologicalCouncil of Teachers of Foreign Languages ​ of the Republic of Sakha (Yakutia)

Masters student of the Institute of ForeignPhilology and Regional Studies of the North-Eastern Federal University namedafter M.K. Ammosov

nee_vpc@mail.ru

Ignatev Bogdan Arkadievich, a teacher of English,

Graduated from Institute of Foreign Philology andRegional Studies of the North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov

bogdanignatev.work@gmail.com

The authors place of work:

Municipal Secondary Educational Budgetary InstitutionSecondary school No. 1 of the city of Yakutsk

Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia), the RussianFederation

Correspondent postal address: 677007, the Republic ofSakha (Yakutia), Yakutsk, Lenin Street, 50.

 

Работа педагога-наставникаc одаренными детьми

A mentor’s interaction with giftedchildren

Аннотация.

В данной статье учителя-наставники,имеющие большой стаж работы с детьми, одаренными в области иностранных языков,делятся своим педагогическим и методическим опытом. Основное кредо наставника:каждый ребенок одарён в той или иной области наук, основной цельюпедагогического взаимодействия является – разглядеть этот талант. Особенно яркои в полной мере талант ребенка раскрывается при организации соответствующейвнеклассной деятельности по учебному предмету: это и участие внаучно-практических конференциях, творческих и интеллектуальных конкурсах, иподготовка к олимпиадам муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Авторы также описывают своюдеятельность за три года работы в профильных (гуманитарных) классах суглубленным изучением английского языка. Подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭявляется также частью работы педагога-наставника, которая является основой дляпередачи методического опыта, лингвистических знаний, формирования УУД,необходимых для будущей педагогической профессии.

Кроме того, авторы особое вниманиеуделяют роли социального партнерства в формировании высокой языковойкомпетенции и положительных личностных качеств обучающихся.

 

 

Abstract

In this article, the teacher-mentors who have a longexperience of working with children gifted in the field of foreign languagesshare their pedagogical and methodological experience. The main credo of thementor is that each child is gifted in a particular field of sciences, the maingoal of the pedagogical interaction is to find out this talent. The childstalent is especially vividly and fully revealed if to organize the appropriateextracurricular activities connected with the educational subject: this isparticipation in scientific and practical conferences, creative andintellectual competitions, and preparation for Olympiads of the municipal,regional and country levels.

The authors also describe their activities for thelast three years of work in specialized (humanitarian) classes with advanced studyof the English language. Training for the successful passing of the OGE and theUnified State Exam is also a part of the work of a teacher-mentor, which is thebasis for transferring methodological experience, developing linguisticknowledge and forming the necessary skills for the future pedagogicalprofession.

In addition, the authors pay special attention to therole of social partnership in the formation of high linguistic competence andpositive personal qualities of students.

Ключевые слова

Наставник, подготовка к будущейпрофессии, формирование ключевых компетенций, мониторинг, оценка, одаренныйребенок, углубленное изучение языков, социальное партнерство.

Key words

A mentor, preparation for the future profession,formation of the key competencies, monitoring, assessment, a gifted child,advanced study of languages, social partnership.

 

Работапедагога-наставника c одаренными детьми

A mentor’s interaction with giftedchildren

 

В каком возрасте школьный учительстановится наставником, сколько лет работы необходимо, чтобы начать делитьсясвоим опытом? Универсального ответа на этот вопрос нет, так как педагогическоемастерство не имеет возраста, оно имеет сердце: любовь к своему делу, желаниепередавать свой опыт, знания другим и взамен приобретать новые умения и навыки– вот что ценно в работе каждого педагога. Мы учим детей своему предмету, но иучимся, взаимодействуя с ними. Каждый день, проведенный в общении с учеником –это бесценный опыт для обеих сторон. Радость от общих побед, гордость за успехисвоего воспитанника – вот наивысшая награда для каждого учителя. А когдасозданы все условия для творческой работы, то это многократно преумножаетрезультат.

В 2020-2021 учебном году вМуниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняяобщеобразовательная школа №1 ГО «город Якутск» была разработана образовательнаяпрограмма для профильного обучения в старших классах по трем направлениям: информационно-технологическом,химико-биологическом и гуманитарном. Несмотря на век цифровых технологий ирасцвет IT-индустрии, как оказалось, гуманитарноеобразование остается одной из наиболее востребованных областейжизнедеятельности человека.  Многие выпускники выбирают в качестве будущейпрофессии сферы, где приоритетными являются модели взаимодействия:человек-человек, человек-общество. Наши выпускники получают образование потаким высоко конкурентным специальностям, как юрист-переводчик, филолог. И чтоособенно радует, выбирают педагогические профессии: учитель, педагог-психолог.

В текущем учебном году на базеМуниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняяобщеобразовательная школа №7 ГО «город Якутск» впервые был организован V муниципальный этап чемпионата «Молодыепрофессионалы – 2022» (World Skills Russia — 2022 вкатегории «Юниоры») по направлению «Преподаваниеанглийского языка в дистанционном формате». В этом престижном конкурсе успешноприняли участие Кристина Слепцова и Наталья Федорова, обучающиеся 10Гуманитарного класса нашей школы.  Кристина, набрав 333 балла, сталапобедителем [1].

Работы конкурсантов проверило и оценилокомпетентное жюри в составе:

 

1.                 Сидорова Людмила Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническими естественным специальностям ИЗФиР СВФУ.

2.                 Алексеева ЕфросиньяАфанасьевна, заведующая кафедрой иностранных языков АОУ РС (Я) ДПО «Институтразвития образования и повышения квалификации им.С.Н. Донского-II».

3.                 Степанова Алена Владимировна,учитель английского языка, эксперт ОГЭ, аспирант.

4.                 Кириллина Зиляра Викторовна,учитель английского языка, эксперт ЕГЭ.

Несомненно, к одной из эффективных иобъективных систем внешней оценки результативности обучения иностранным языкамявляется ГИА.

Важнымифакторами успешной тренировки к ОГЭ и ЕГЭ являются осознанное и ответственноеотношение обучающихся к процессу подготовки к экзамену и их систематическаясамостоятельная работа, что отвечает требованиям системно-деятельностногоподхода. В этом процессе существенная роль отводится умению преподавателядавать возможность каждому обучающемуся оценивать собственные учебныерезультаты и добиться желаемого уровня подготовленности по предмету. Средствомдля оценивания результативности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ являетсямониторинг, аналитический контроль текущего состояния учебного процесса идинамики изменений учебных результатов.

Цельмониторинга – проверка и оценивание эффективности учебного процесса,обеспечение участников обратной связью, а также поиск рациональных способовустранения пробелов для повышения качества результатов ГИА.
Система мониторинга, которую мыприменяем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, состоит изнескольких этапов.

На первом этапе необходимо выявить в среднем звене учащихся, комув будущем понадобится английский язык для поступления в образовательныеучреждения высшего профессионального образования, что способствует началу болееранней подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а также подготовке к олимпиадам разного уровня. Некоторыезадания ГИА-9 и ГИА-11 в последнее время становятся аналогичными к форматумеждународных экзаменов, поэтому целесообразнее дополнительно готовить детей наих материалах. Мы в своей работе используем материалыследующих экзаменов Кембриджской группы:

1)                Key English Test (KET)для учащихся 5 – 6 классов, соответствующий базовому уровню владения языком(A2);

2)                Preliminary English Test (PET) для учащихся 7 – 9 классов, соответствующий среднему уровнювладения языком (B1);

3)                First Certificate in English (FCE) для учащихся 9 – 11, соответствующийвысокому уровню владения языком (B2) [4].

На втором этапе начинается постепенная работа с материалами КИМ ГИА поанглийскому языку. Для отражения результата мониторинга проделанной работысоставляется таблица оценки каждого выполненного обучающимися варианта. По этомумониторингу видно количество вариантов, выполненных учащимися, наличие илиотсутствие положительной динамики результатов, их стабильность или нестабильность, а также видно, какие задания, в каком разделе КИМ вызываюттрудности.

На третьем этапе проводятся тренировочные тестирования по ОГЭ и ЕГЭ,показывающие степень готовности учащихся к ГИА.  По итогам первоготренировочного тестирования учащихся целесообразно разделить на 3 группы:

1 группа: учащиеся, которые не набрали достаточно баллов по предмету(от 40 до 50 баллов). С ними планируются и проводятся дополнительныеиндивидуальные занятия.

2 группа: учащиеся, которые при усердном отношении могут набратьдостаточно высокие баллы (от 50 до 70).

3 группа: учащиеся, которые могут набрать высокие баллы (80-100).

Все учащиеся совместно с учителями составляют следующие индивидуальныеобразовательные маршруты для самостоятельной и индивидуальной работы. Здесьнеобходимо подчеркнуть участие в составлении плана дальнейшей работы самогоучащегося – путем самоанализа, рефлексивной деятельности совместно вырабатываетсястратегия подготовки:

Примерный индивидуальный образовательный маршрут _________
на 2022 – 2023 уч.г.

Консультации, подготовка к ГИА

Дни недели, сроки

Вид деятельности

Отметка о выполнении

Понедельник, среда

Выполнение тестов банка открытых заданий ФИПИ, Решу ЕГЭ

 

Вторник, четверг

Индивидуальные занятия с учителем

 

Пятница

Факультатив «Пишем эссе»

 

Воскресенье

Самостоятельное изучение материалов дома

 

По отдельному расписанию

Занятия в Языковом центре ИЗФиР СВФУ

 

Ежемесячно по субботам

Выполнение Тренировочных тестов

 

Внеклассная деятельность по английскому языку

Сроки

Наименование мероприятий

Отметка о результатах

Сентябрь — февраль

Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам по английскому языку

Октябрь

Участие в школьном этапе ВСОШ

 

Ноябрь

Участие в муниципальном этапе ВСОШ

 

Ноябрь — февраль

Участие в Северо-Восточной Олимпиаде Школьников СВФУ

 

Ноябрь – январь, март

Участие в Герценовской олимпиаде по иностранным языкам, олимпиадах РГГУ, ВШЭ

 

 

Назавершающем этапе должен быть проведён сравнительный анализ сведений орезультатах участия учащихся в ГИА. Качество сдачи результатов ОГЭ и ЕГЭво многом зависит от степени организации процесса подготовки, основанного насистематическом контроле на всех ступенях образования.

Врезультате такой системной плановой работе удалось добиться увеличенияколичества выпускников, сдающих английский язык, а также повышения среднегобалла, приближенного к всероссийскому уровню:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Учебный год

Количество сдающих

Средний балл

Высокие баллы

2020-21

9

70

78,78,87

2021-22

13

76

81,84,86,89,95

2022-23

15

 

2023-24

18

 

Среализацией ФГОС, а вместе с ним и требований к письменной речи появиласьнеобходимость в определении основных проблем, возникающих при совершенствованииданного вида речи в старших классах. Одной из трудностей письменной речиявляется то, что при оформлении письменного высказывания обучающийся не имеетпредставления, кто будет читать данное сообщение. При устном общении – глаза вглаза – собеседники могут по реакции второй стороны судить о том, что понятныли мысли говорящего. При оформлении письменного задания ученику необходимообдумывать предложение тщательно, чтобы сформулировать мысль, передатьсвои ощущения, обозначить свою позицию.

Отличнымрешением стало включение в образовательную программу гуманитарных классовфакультатива «Пишем эссе», который в 11-м классе ведет Никифорова Е.Е., а в 10-м– Игнатьев Б.А. Примечательно, что данные факультативы посещают и учащиесядругих направлений: информационно-технологического и химико-биологического, те,кому в будущем необходимы языковые знания и умения в профессиональнойдеятельности, работе с документацией и каждодневном общении с носителямианглийского языка. 

Исходяиз целей изучения языка, содержание и задачи курса в каждом классе разные: впервый год обучения это эссе разных жанров и видов, в основном, выполнениекоторых требуется на олимпиадах и при сдаче международных экзаменов. Крометого, ведется обучение и другим видам письменной речи: деловое письмо,составление аннотаций и отзывав, резюме, анализ статистических отчетов,стилистическая интерпретацияхудожественных текстов и многое другое.

НиколаевИван, ученик 11 химико-биологического класса, стал победителем конкурса эссе на английском языке “Scientia Vinces” [6]. В своем эссе онпроанализировал роль патриотических идей, принципиальной позиции, бесценныйвклад первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева вразвитие системы здравоохранения. Следует отметить, что Иван много летзанимается научно-исследовательской деятельностью под руководством Поповой АнныДаниловны, учителя родного языка и литературы, и Евсеевой Мадлены Васильевны,учителя биологии. Будучи обучающимся 8 класса, Иван стал абсолютным победителемзащиты проекта о роли вакцинации на региональном этапе НПК «Шаг в будущее».

Ввыпускном классе ставится цель: подготовка к выполнению Задания 40 ЕГЭ. Письмо, как и говорение, характеризуетсяструктурой, включающей два основных этапа:

— побудительно-мотивационный;

— аналитико-синтетический.

Привыполнении задания «Развернутое письменное высказывание» напобудительно-мотивационном этапе мы наблюдаем искусственный мотив строго врамках задания, он все равно выступает в виде потребности что-то передатьписьменно, передать определенную информацию в виде анализа сведений (данных) втаблице или диаграмме. У пишущего возникает замысел высказывания.

У пишущего в аналитико-синтетической частипишущий составляет собственно высказывание, при этом производит отбор нужныхслов и словосочетаний, фраз, конструирует предложения. При этом ему необходимоуделять внимание на ключевые слова и фразы, логические ударения, синтаксическиеи семантические связи между словами. Нередко полезным является знание основиспользования тема-рематических отношений внутри сверхфразовых единств.Учащиеся выпускного класса достаточно компетентны, чтобы выделять тему(микротему) внутри абзаца, сверхфразового единства.

В результате верно выстроенного плана работы скаждым годом увеличивается количество выпускников, получающих максимальныебаллы по выполнению заданий 39 и 40:

Учебный год

Задание 39 (6 баллов)

Задание 40 (14 баллов)

Итого (20 баллов)

2019-2020

2

3

5

2020-2021

4

1

5

2021-2022

6

3

9

 

Введение в образовательную программу учебногопредмета по индивидуальному проектированию стало еще одной прекрасной возможностьюстать не только научным руководителем, но и самым настоящим наставником дляучащихся. Основной целью данного проекта является не только развитие УУД, нопривитие любви к исследовательской деятельности. Благодаря этому предмету внашей школе появились уникальные совместные исследования и проекты детей и ихнаставников в гуманитарных науках:

Ф.И.О.

Тема

Наставник

1.       

Андреева Камилла

Проблема «маленького человека» в рассказах Ф.М. Достоевского «Подросток» и П.А. Ойунского «Оҕо куйуурдуу турара»

Сергеева Т.В.

2.       

Герасимова Любовь, Павлова Элина

О чем говорит одежда человека?

Никифорова Е.Е.

3.       

Данилова Дарина, Дьячковская Екатерина

Волонтерское движение в России и Великобритании

Никифорова Е.Е.

4.       

Курилова Кристина

Функции сна в романах Ивана Александровича Гончарова и Герберта Джорджа Уэллса

Никифорова Е.Е.

5.       

Игнатьева Кюннэй

Особенности перевода алгыс на английский язык

Никифорова Е.Е.

6.       

Процюк Спартак

Территории  Якутии в начале XX века

Корякина Л.И.

7.       

Тарасова Дария

Влияние королевской семьи на внешнюю и внутреннюю политику Соединенного Королевства

Никифорова Е.Е.

8.       

Федоров Тимур

Правовой статус подростков при их экономической деятельности

Корякина Л.И.

9.       

Щелчкова Владислава

Влияние музыки на эмоциональное состояние школьников

Абрамова О.В.

 

Исследовательские работы по анализу текстаявляются мощным стимулом для формирования и развития лингвистических знаний,умений:

— «Социально-психологическая проблематика в рассказе Кена Лю «Бумажныйзверинец» («The Paper Menagerie»)» (Гоголева Мария);

— «Персонификациякак способ выражения пацифизма в футуристическом рассказе Рэя Брэдбери «ThereWill Come Soft Rains»» (Колодезникова Екатерина);

«Психологический портрет главного героя романа «ПортретДориана Грея» (Заболотник Ольга);

— «Эмоциональнаяхарактеристика главных героинь сказки Флоры Анни Стил “The Bogey Beast” иякутской народной сказки “Таал-Таал эмээхсин”» (Игнатьева Кюннэй);

— «Моральный выбор главных героев в книге Пирса Пола Рида «Живые:история спасшихся в Андах («Alive: the story of theAndes survivors») и в повести Амма Аччыгыйа «Алдьархай» («Беда»)(Иванова Алина).

Учащиеся гуманитарных классов со своимиисследованиями принимают активное участие в различных чтениях,научно-практических конкурсах. Так, в текущем учебном году Бочкарева Сардаана,ученица 11 Гуманитарного класса стала победителем регионального этапа конкурса«Высший пилотаж-Якутск» с исследованием «Достоевский жив!» (наставник ДьяконоваЛ.В., учитель русского языка и литературы) в направлении «Культурология», аучащиеся 10 гуманитарного класса Павлова Элина и Герасимова Любовь сталипризерами в секции «Социология», наставник Никифорова Е.Е.  

Немаловажной частью развития языковыхумений учащихся и совершенствования методических навыков учителя являетсяучастие в различных олимпиадах, когда необходимо работать с материаломповышенного уровня сложности, что соответствует уровням B2,C1 и C2  международных квалификаций. Отрадно,что в последние годы  задания муниципального этапа Всероссийской олимпиадышкольников приближены к содержанию международных экзаменов, что даетвозможность интегрировать тренировку к ГИА с подготовкой к олимпиаде [5]. Несомненно,это способствует снятию лишней нагрузки на ребенка, одновременно повышаярезультативность. Если в 2021-2022 учебном году призеров муниципального этапабыло 4, то в этом учебном году их количество стало 6:

— Ючюгяева Юлия, 7 класс (учитель ИгнатьевБ.А.);

— Мунхалов Артем, 8 класс (учитель ИгнатьевБ.А.);

— Антонова Рафаэлла, 8 класс (учитель ИгнатьевБ.А.);

— Игнатьева Кюннэй, 10 Гуманитарныйкласс (учитель Никифорова Е.Е.);

—  Эверстова Розалия, 11 Гуманитарныйкласс (учитель Никифорова Е.Е.);

— Индеев Денис, 11Информационно-технологический класс (учитель Игнатьев Б.А.).

В среднем по школе доля правильновыполненных заданий составила 78,2%, что соответствует ожидаемым результатамГИА.

В нашей стране внешнююоценку знаний учащихся школ производит также Центр национальных и международныхисследований качества образования Федерального института оценки качестваобразования (ФИОКО) [3]. Эти исследования дополняют изучение уровня профессиональныхкомпетенций учителей. Согласно Приказу АОУ РС (Я) ДПО «Институт развитияобразования и повышения квалификации имени С.Н. Донского – II» от 01/1-08/30от 28 марта 2022 г. был утвержден состав региональных учебно-методическихобъединений педагогических работников.  23 августа 2022 года состоялосьтестирование с использованием автоматизированных систем, в котором принялоучастие 10 учителей иностранных языков Республики Саха (Якутия), в том числедвое учителей МОБУ СОШ №1 г. Якутска Никифорова Е.Е. и Игнатьев Б.А. Согласноданным, размещенным на сайте, средний балл правильного решения КИМ составил89%, что позволило рекомендовать их войти в состав регионального методическогоактива «Учитель-методист» [2].

Таким образом, наставник – это тот, ктоне ограничивается рамками лишь одного предмета, это тот человек, которыйнаправляет ребенка в нужное русло, чтобы тот в полной мере раскрыл свой талант– ведь все дети одаренные!

Список использованнойлитературы

1.                 https://dpc.yaguo.ru/rubrika-2/itogi-munitsipalnogo-otborochnogo-etapa-chempionata-molodyie-professionalyi.html

2.                 https://edutest/obrnadzor.gov.ru

3.                 https://fioco.ru/ru/osoko

4.                 https://pro-ielts.ru/cambridge-english-language-assessment

5.                 https://yaguo.ru/node/10824

6.                 https://yaguo.ru/node/12534

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет