Работа с одаренными детьми в условияхреализации нового ФГОС
Сохранениеи развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителемстоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
Одаренный ребенок, в отличиеот одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё неопределено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Работа по обучениюодарённых детей — задача, требующая совместных действий многих специалистов:классного руководителя, учителей-предметников, тьютора и в целом развитияинститута наставничества.
Не случайнофедеральные стандарты третьего поколения делают акцент на практическиерезультаты и навыки в реальной жизни. Важно направить одарённого ребёнка не наполучение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку,воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Можно выделить основныепроблемы в организации работы с одарёнными детьми:
— отсутствие у педагогов знанийоб особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
— функционально — целеваянаправленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
— ориентация школы науравнивание под среднего без прогноза на индивидуальноеразвитие;
— как правило, отсутствиекадров, указанных в новом ФГОС, например, тьюторов, недостаточно развитыйинститут наставничества. .
В работе содаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогическойдеятельности:
• принципмаксимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принципвозрастания роли внеурочной деятельности;
• принципиндивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип созданияусловий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободывыбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, всеперечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеяхновых федеральных стандартов.
В работе с одареннымидетьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являютсятехнологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологиипозволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своейточек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные,проектные виды деятельности.
Цельорганизации работы с одаренными детьми:
· Создание благоприятных условий для развития одаренных детей винтересах личности, общества и государства
· Помощь одаренным учащимся в самораскрытии
Всевозможные формы и видыдеятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты:
· классно-урочная (работа в парах, в малых группах),разноуровневые задания, творческие задания;
· научные кружки, общества;
· различные конкурсы и викторины;
· проекты по различной тематике.
· олимпиады по предметам;
· научно-практические конференции;
· выступления и доклады;
· активная внеклассная работа;
· предметные недели;
· вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
· Организация развития творческих задатков через совместныепрограммы с центрами дополнительного образования (ДМШ, детская библиотека, идр.).
· Обобщение и систематизация материалов и результатов работы содаренными детьми — «Портфолио».
В целяхподдержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся яиспользую творческие задания, даю задания поисково – исследовательскогохарактера, требующие работы с дополнительной литературой.
В качестве материала длязанятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический ипрактический материал, собранный из самых различных источников. Высокаяэффективность достигается, если такая работа ведется систематически, а не отслучая к случаю.
В работе с одарённымиучащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них –одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у нихмотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряемсамостоятельное мышление.
В заключение хотелось быотметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда непрекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших,постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, атакже тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией иобязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерствапедагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалосьтворческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
