Работа с одарёнными детьми на урокахизобразительного искусства и во внеурочной деятельности
Нельзя кого-либо изменить,передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К.Роджерс
Е.С.Белова в своей книге «Одаренность малыша» сравниваетэто уникальное явление со звездой, свет которой пронизывает каждого человека,пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов. Ведь детство -неповторимая по своим возможностям пора развития.
Проблема определения одаренности, ее выявление,развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетийназад. …Многие известные ученые, художники, музыканты и даже писатели проявилисвои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны выдающиесяуспехи в детстве К.Брюллова, блестящие творческие достижения маленькогоА.Моцарта, Ф.Шуберта И.И.Мечникова, Н.Винера, В. Гюго, и этот список можнодолго продолжать. Сегодня в обществе отмечается новый всплескзаинтересованности в исследовании детей с нестандартныммышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальныенеповторимые личности. Только человек, наделенный непохожестью, талантом,творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современныйжизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
Лично мне одаренность раньше казалась явлениемнеобычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людейпрошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов.
Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренныхдетей и понаблюдав за учениками, я выделила для себя наиболее важныехарактерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужилиопорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одаренными учениками.
- Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
- Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
- Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
- Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
Одаренный ребенок — это ребенок с более высокой, чему его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению, болеевыраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями (илиимеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности,интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые импока еще недоступны, и в решении некоторых из них добиваютсяуспеха.
Своеобразны и важны не только проявления одаренности, но и путиее становления. Увлеченность искусством сама не рождается, она создается,программируется учителем. Существуют различные формы работы с одаренными детьмипо изобразительному искусству в школе. Это прежде всего привлечение их ккружковой или студийной деятельности, индивидуальные занятия, организацияперсональных выставок и экспозиций в школьной картинной галерее, встречи схудожниками, посещение выставок, участие в различных творческих конкурсах,поисковая и исследовательская работа.
Так как на территории гимназии расположен детский сад, начальнаяшкола и старшая школа, то одаренных детей уже видно с раннего возраста детскогосада. Выявление одаренных детей начинается с детского сада на занятияхизобразительной деятельности. Лепка, аппликация и рисование способствуютразвитию мелкой моторики, индивидуальных способностей у детей дошкольноговозраста. У них высокий уровень подготовленности к школьному обучению и высокоеразвитие творческих способностей. Одаренный ребенок обладаетуникальными качествами. И что бы ни было причиной тому — наследственность илисреда, в которой ребенок растет, важно поддерживать и развивать егоспособности.
На протяжении 4 лет работа проводится с учащимися разныхвозрастных групп. Основная идея данной работы состоит в последовательномвыявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательнойдеятельности школьной системы.
Уровень 1. Работа над выявлением иразвитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся.
Выявление одаренных детей в школе начинается на уроках. На своихуроках я не только закладываю базовые знания по предмету, но и создаю условиядля развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счетиспользования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов иметодов на основе индивидуального подхода к каждому ученику. Основной прием -использование индивидуальных заданий и заданий по интересам. Для эффективнойорганизации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарийдля формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсеналиндивидуальных, нестандартных, творческих заданий.
Наблюдения за работой учащихся показывают: работы одних ребятотличаются большим количеством ошибок, другие не справляются с заданием, третьи- старательны, и их работы отвечают поставленной на уроке цели. Одни учащиесяполно проявляют себя в тематических рисунках, другие — в декоративных, третьи -в рисовании с натуры. Одаренные дети, как правило проявляют себя во всех видахизобразительного искусства. Материалы, которыми предпочитают работать дети,также различны.
На некоторых уроках я делю ребят (условно) на группы. «Сильную»группу составляют дети, имеющие некоторые умения и навыки, необходимые длявыполнения конкретной работы, а также имеющих способности к изобразительнойдеятельности. «Среднюю» группу составляют дети, работы которых не имеют грубыхошибок, но невыразительны. В «слабую» группу включаются школьники, имеющиеслабую подготовку, в их работах можно обнаружить множество ошибок.
Остановимся детальней на одарённости в художественноизобразительной деятельности. Художественная одарённость поддерживается иразвивается в школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения вхудожественном творчестве и исполнительском мастерстве — в частности в графике,живописи, скульптуре, фотоискусстве, музыке и пр. Художественные способности обнаруживаютсебя раньше других. Дети одарены во всех видах искусства, но более всегозаметны их успехи в рисовании (как считают и они сами, и взрослые). Продукт ихдеятельности (рисунки, картины, эскизы) можно хранить, показывать, изучать каксвидетельство талантливости маленького автора.
При проведении уроков изобразительного искусства педагогпреимущественно ориентируется:
- на основной метод обучения — от знаний к творчеству;
- на требование обязательной грамотности исполнения работы — композиционной и изобразительной;
- на требование завершённости, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе (независимо от её характера);
- на обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;
- на требование умения защитить и объяснить свой замысел, рефлексию, анализ результатов работы;
- на стимулирование активного участия в конкурсах (для поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения).
Так же положительные результаты обеспечивает использование:
- мультимедийного оборудования, позволяющего сочетать информацию различного типа (голосовую, графическую, видео- и аудиоинформацию). Усиление наглядности повышает интерес к предмету и стимулирует высокие результаты;
- графического редактора Paint, принцип собирания — выполнение натюрморта с использованием фигур и линий, от общего к частному);
- различных техник и материалов для выполнения заданий, что тоже развивает творческую индивидуальность учеников;
- диагностики уровня сформированности навыков рисования в конце каждого звена.
Специфика предмета «Изобразительное искусство» в школе такова,что главным в обучении является ориентирование на развитие познавательныхпроцессов и формирование самостоятельности в выполнении творческих работ.Важно, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои творческие возможности, таланти фантазию.
Собственный педагогический опыт в работе с одарёнными детьмираскрыл многие нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые также развивают способности и творчество: это кляксография, ниткография (изонить),пластилинография ,коллаж, раздувание краски, рисование на мокрой бумаге,рисование ладонями, рисование пальчиковыми красками, разбрызгивание, рисованиемыльными пузырями, монотипия, оттиски и отпечатки предметами, граттаж,акватипия, рисование свечой или восковыми карандашами, рисунок точками, рисунокпоролоном, рисование мелом, песочная анимация.
Уровень 2. Работа над выявлением иразвитием одаренности учащихся на занятиях кружка «Изобразительное искусство» в1-4 классах. Задействовано более 50% учащихся.
Грамотная организация работы кружка является неотъемлемойсоставляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствуетрешению следующих педагогических задач:
- позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;
- позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению предмета;
- формирует круг общения учащихся с общими интересами;
- создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;
- создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности обучающихся.
На занятиях кружка «Изобразительное искусство» детииспользуют разнообразные материалы во время рисования, спомощью которых можно добиться интересных эффектов:
- чтобы получить размытые контуры, капают водой на лист, покрытый акварелью. Таким способом хорошо получается изобразить небо, затянутое облаками;
- эффект хлопьев, снежинок, ледяной корки можно получить, посыпав солью на нанесённое акварельное изображение;
- хаотичное неравномерное ретуширование получается благодаря скомканной бумаге
- рисование с трафаретом имеет множество вариантов. Попробуйте приложить вырезанную фигурку к листу бумаги и покрыть их акварелью. Теперь уберите трафарет, дав возможность краске растечься. Контуры трафаретного изображения получатся размытыми, а цвет будет усиливаться от центра
- интересной фактурности можно добиться при помощи наждачной бумаги
- сочетание рисунка с аппликацией позволяет достичь интересного результата
- сочетание рисунка с природным материалом придает оригинальность работе
- роспись деревянных изделий позволяет лучше почувствовать объем предмета и освоить декоративно-прикладное искусство
- рисование на снегу цветной водой один из видов занятий в зимнее время года
- рисунки на асфальте летом цветными мелками
- пленэр на свежем воздухе позволяет изучить природу, рисовать с натуры окружающий мир
Бывают такие темы, когда на уроке дети работают в смешанныхгруппах. И тогда четко мы наблюдаем, как ослабленные дети тянутся в знаниях,стараются достичь высокого уровня работы и мотивируют их к этому сильные группыдетей.
В работе с одаренными детьми на уроках изобразительногоискусства я ставлю своей целью создание необходимых условий для развитияинтеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков вусловиях общеобразовательной школы.
Особенности работы с одаренными детьми в школе.
Выделяют две формы проявления у детей одарённости:
- явная (обнаруживает себя в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребёнка очевидны);
- скрытая (проявляется в замаскированной форме).
Представляю портрет одарённого ребенка:
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Многие из них имеют четкую, ёмкую память.
- Обладает богатой фантазией, воображением.
- Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Ответы и рассуждения детей отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями.
- Могут демонстрировать окружающим независимость, индивидуализм, желание выполнять самостоятельно сложные задания.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
В работе с одаренными детьми целесообразно следоватьследующим принципам педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находятотражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
С одарёнными детьми предпочтительны такие методы работы,как:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проектный;
Система работы с одарёнными детьми логически выстроена ипроходит несколько этапов:
- Выявление одаренных детей. Создание банка данных.
- Планирование работы с одаренными детьми.
- Создание условий и организация работы с одарёнными детьми.
- Развитие способностей во внеурочной деятельности, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
- Организация участия одаренных детей в различных делах и мероприятиях.
- Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для пополнения портфолио ученика.
Для учащихся с высокой степенью развития одаренности длядальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный,зачастую личный контакт с учителем, наставником. Организуя индивидуальнуюработу с учащимися, я зачастую действует интуитивно и даже, возможно,бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует большихэмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит кизмеримому результату.
На любом уровне работа ведется исключительно, основываясь наинтересе, желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении,т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.
Выявление одарённых детей — продолжительный процесс, связанный санализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённостипосредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтомувместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный,поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.
В заключение хотелось бы добавить, что для достижения высокихрезультатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника,но и школы в целом. В нашей школе создана среда, которая позволяетвысокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать своивозможности. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной ивнешкольной работе.
Пути развития работы с одаренными детьми на базе ПМГ.
Песочная анимация.
В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле)прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей уребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка неоставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в созданиирисунка привлекает и детей, и взрослых.
Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, этопростота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любятрисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развиваетсямелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное созданиеобразов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящиехудожники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резервчистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишьразровнять песок — и можно начинать. Песочная анимация, как нельзя кстати,подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок спользой тратит лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют оберуки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимациейразвивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональноесостояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически втемноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности,который не оставит равнодушным даже самого капризного ребенка.
Заниматься песочной анимацией очень интересно и увлекательно.Картины создаются из сыпучего материала — песка. На специальном столе сподсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и переливается,открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга,сливаясь в единую линию повествования. Дети создают неповторимые шедевры толькосвоими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается впейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживаетсясоответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусстваназывается Sand-art, т.е. «искусство песка». Песок — эта та же краска, толькоработает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает всечеловеческие чувства, мысли и стремления.
Работа с семьей одаренных детей.
Развитие любого ребенка, в том числе одаренного, не может и недолжно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношенииневозможно переоценить, потому что именно родители создают климат семьи, а этотак важно одаренному ребенку. Одаренность ребенка, как правило, родителизамечают первыми, хотя это не всегда легко сделать, так как не существуетопределенного стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет своиспособности по-своему. Организация работы с родителями одаренных детей вдошкольной образовательной организации включает в себя систему совместныхмероприятий с родителями и детьми. С целью создания ребенку и его семьекомфортных условий для развития творческого и познавательного потенциала,определены следующие цели:
- сформировать позитивный опыт семейного воспитания.
- повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье.
- организовать разнообразный семейный досуг.
- преодолевать затруднения в детско-родительских отношениях.
Планирование психолого-педагогической деятельности должно бытьнаправлено на решение следующих задач:
- посвящение родителей в особенности образовательного процесса;
- предупреждение о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;
- овладение некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.
Организация работы с родителями одаренных детей состоит изчетырёх этапов организованной деятельности. Каждый этап имеет определенныевнутренние и внешние цели, задачи, содержание, предполагаемые формы работы.
Первый этап — знакомство с семьей.На первом этапе организуется деятельность по изучению индивидуальныхособенностей каждого ребенка, его способностей, возможностей, склонностей,осмыслению необходимости трансляции родителям положительного образа ребенка. Сцелью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителейопределены следующие формы работы с родителями: анкетирование, опросы, беседы,тематические родительские собрания, круглые столы, родительские практикумы.
Второй этап — информированиеродителей. Эффективными формами взаимодействия с родителями на втором этапеявляется следующее: дни открытых дверей, оформление информационных стендов,индивидуальное консультирование, оформление выставок детского творчества,размещение информации на сайте организации. Тематические родительские собранияпроходят в разной форме: круглые столы, тренинги, практикумы, родительскиелаборатории и т.д. Индивидуальные консультации — одна из важнейших формвзаимодействия с семьей, помогает преодолеть беспокойство родителей, боязньразговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта междуродителями и педагогом. Тренинг — это активная форма работы с родителями,которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию ссобственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.Педагогические практикумы — родителям предлагаются различные ситуации,необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию.Дискуссии — активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессеобсуждения актуальных проблем;
Третий этап — образованиеродителей. На этом этапе происходит сопровождение по индивидуальному запросусемьи и ознакомление родителей с методами развития творческого потенциаларебенка. Здесь актуальными задачами остаются: — индивидуальная работа с семьей,- дифференцированный подход к семьям одаренных детей, — забота о том, чтобы неупустить из поля зрения важные вопросы семьи. Результат работы с родителями -рост их педагогической компетентности.
Четвертый этап — совместнаядеятельность родителей и детей. Для этого этапа характерно эффективноесотрудничество педагогов и родителей в процессе гармоничного развития личностиребенка. Важнейшим результатом организации системы работы с родителямиодаренных детей является: создание содержательного общения педагогов иродителей, в процессе которого формируется активная позиция родителей втворческом развитии ребенка. В целом работа с родителями должна быть направленана то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким,какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовитьродителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, иобъяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это — замечательно. Главнаяцель психологической помощи родителям одаренных и способных детей — помочь импонять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего ребенок. Работа содаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требуетпостоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Будущее,гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно — совсем рядом: плачет, смеется,ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее -дети.
Организация изостудии с учетом интересов желающих рисовать. Интереск живописи у человека не пропадет никогда. Проблема в том, что сама живописьстановится «проще», в лучших традициях современных минималистичных тенденций.Взгляните на картины Ротко, Малевича, Поллака. Многие из них входят в спискисамых дорогих полотен, но при этом сами художники не обладали особыммастерством реалистичного рисунка. Их картины становятся ярким примером того,что художником может стать каждый, а утверждение «я совершенно не умеюрисовать» не может быть верным.
Рисовать действительно могут все. Если у вас проблемы санатомическими пропорциями, то рисуйте в стилях авангард, кубизм,абстракционизм, примитивизм, сюрреализм, конструктивизм. Если вы плохочувствуете цвета, то почему бы не попробовать себя в направлении гризайль? Еслиу вас ничего кроме моря не получается, то станьте маринистом.
Любителям монотонной работы подойдут гиперреализм или точечнаяроспись. В живописи каждый может найти направление для себя, с которым ондействительно справится. В этом и проявляется многогранность искусства:талантлив каждый, но не все могут правильно определить талант. Ваша задача, каксоздателя студии живописи, донести эти знания до начинающих художников.
ИНФОРМАЦИЯ. Помимо обретения новых навыков человек, которыйучится рисовать, избавляется от депрессии и стресса, улучшает работу головногомозга, учится сосредотачиваться и развивает в себе чувство прекрасного.
Известный американский психолог Михаем Чиксентмихайи выдвинулконцепцию так называемого потока. Процесс рисования, как один из наиболее яркихпримеров творчества, стал предметом его изучения.
Чиксентмихайи установил, что во время работы над рисункомчеловек достигает особого психического состояния полной сосредоточенности,которая затмевает конечную цель. Это помогает человеку стать более терпеливым,собранным и научиться выкладываться по полной, чтобы достичь успехов во всехсвоих начинаниях.
Формат студии
Студии живописи можно разделить на два типа:
- Студии, где учат академической живописи. Они ничем не отличаются от учебных заведений, где ученики получают среднее специальное или даже высшее образование. Занятия делятся на теоретические и практические. Мастерству здесь учат долго и методично. Ученикам придется потратить много времени на то, чтобы довести свое мастерство до совершенства.
- Креативные студии, здесь процесс обучения проводится нестандартно. Главная цель преподавателей — не оттачивание навыков учащихся, а демонстрация того, что рисование — это увлекательное, веселое занятие. Они практикуют экспресс-курсы для быстрого обучения.
Каждый из этих двух форматов имеет свои недостатки ипреимущества. К студиям где учат академическому рисунку, не будут выстраиватьсядлинные очереди из желающих. Больше половины новичков отсеются по истеченииодного-двух месяцев, когда поймут, что занятия живописью — это утомительный,тяжелый труд, который требует терпения и самоотдачи. Зато ученики, которыепройдут этот отбор, станут постоянными клиентами на длительное время.
Креативные студии не ставят перед собой цели взращивать великиххудожников. Здесь значение имеет только увлекательность процесса. Они частопрактикуют нестандартные способы обучения, превращая его в игру. Здесь неттакого жесткого отбора, как в студиях, обучающих академической живописи.
Однако, клиенты после нескольких месяцев посещений обычнопрекращают свои уроки. Программа надоедает, теряется эффект новизны. Креативныестудии находятся в постоянном поиске новых клиентов, но недостатка в желающихони не испытывают. Именно этот формат мы и будет рассматривать в качествеосновной идеи для открытия студии живописи.
Видытворческой работы на уроках, (кружке) изобразительного искусства
Сочетание рисунка с аппликацией позволяетдостичь интересного результата
Лепка, аппликация и рисование способствуют развитию мелкоймоторики, индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста.
Выбор любого материала для осуществления своей задумки позволяеттворчески подойти к заданию
Сочетание рисунка с природным материалом придает оригинальностьработе
Роспись деревянных изделий позволяетлучше почувствовать объем предмета и освоить декоративно-прикладное искусство
Организация персональных выставок и экспозиций в школьнойкартинной галерее
Участие в различных творческих конкурсах.
Организация школьных тематических выставок, оформление интерьерадетского сада и школы к празднику, знаменательной дате
Тематические выставки к знаменательным датам нашей стран
Рисование на снегу цветной водойодин из видов занятий в зимнее время года
рисунки на асфальте летом цветнымимелками
Пленэр, рисование на природе с изучением окружающего мира.
Список литературы
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.
- Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных», м., 1991.
- Одаренные дети: пер. с англ./ Общ.ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
- Одаренный ребенок /под ред. О.М.Дьяченко — М; 1997 г.
- Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю.Д.Бабаева, Н.С.Лейтес, Т.М.Марютина и др; — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с. 5.
- Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. — М.: Прогресс 1991.
- Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2002.
- Попова Е.В., Думанова О.В. Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014.
- Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011.
3.11.2022