Работа с одарёнными детьми. Подготовка колимпиадам.
Из опыта работы
Учитель иностранного языка
МБОУ «Ивнянская СОШ №1»
Григорьева М.Н.
Всероссийская олимпиада для учащихся школ представляетсобой целую систему олимпиад по предметам, входящим в обязательную программуобщеобразовательных учреждений страны. Участие в такой олимпиаде – почетная иответственная миссия, ведь это шанс школьника показать накопленный багажзнаний, защитить честь своего учебного заведения, а в случае победы – еще ивозможность получить денежное стимулирование и заработать привилегию припоступлении в лучшие университеты России.
Статус олимпиады, ее цели и задачи, структура и иерархияэтапов, цикличность проведения, обязанности субъектов, участвующих ворганизации и обеспечении олимпиад, на сегодняшний день полностью определяютсяс одной стороны Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, а с другой -сложившимися традициями и регламентирующими документами региональных органовобразования. Всероссийская олимпиада проводитсяпо большинству предметов естественно-математического и гуманитарного блоковшкольной программы. На сегодняшний день ее роль как первичного инструмента поприобщению учащихся к научной деятельности и профессиональной ориентациинаиболее талантливой части учащейся молодежи бесспорна и есть все основанияожидать, что олимпиада не утратит этой роли и в будущем. Олимпиадыявляются важнейшим фактором поиска и выявления одаренной молодежи, формированиеминтеллектуального потенциала будущей элиты страны. Олимпиада по предмету – этоне только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное,эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческомприменении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартныхзаданий и заданий повышенной сложности. Подготовка к олимпиаде проводитсяучителем-предметником, который выступает тьютором, партнером, наставником итренером одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считаетсяпрофессиональным достижением учителя.
Итак,что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?
1.Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любомделе, если нет внутренней мотивации. Ведущим фактором любого обучения является личностьучителя. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем»учителе. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти впрофессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, несчитаться с личным временем для дела. Учителя, подготовленные к работе содаренными детьми, используют методы и технологии, для работы с одареннымидетьми; больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируютсложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценкуинформации); ориентируются на творчество; поощряют учащихся к принятиюответственности.
2.Во – вторых, учитель, занимающийся подготовкой и осуществлением олимпиад,должен иметь глубокие знания своего предмета, быть осведомлен в организационныхвопросах проведения олимпиад, владеть методикой подготовки школьников к этойособой форме деятельности. Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинаетсяс выявления одаренных и заинтересованных учебным предметом школьников. Выявитьодаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящаяпедагогическая интуиция либо серьезная психологическая подготовка. Познавательнаяпотребность – это главная потребность каждого одаренного ребенка, независимо отего возраста, пола, темперамента, характера, интересов и здоровья. И еще оченьважно, чтобы деятельность, которой занимается ребенок с целью удовлетворенияпознавательной потребности, была связана с положительными эмоциями, приносила радость,удовольствие. У одаренных школьников связь радости и умственного труда почтинепрерывная. Практически любая умственная деятельность – чтение, решение задач,придумывание историй доставляет им огромную радость, и благодаря этому ихспособности развиваются семимильными шагами.
3.Выработка у учащихся позитивной мотивационной стратегии. Для эффективной подготовки колимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие.Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. Но, прежде чем учительначнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо выработатьу учащихся позитивную мотивационную стратегию, чтобы они сами захотелиготовиться и участвовать в олимпиаде. Целью данного этапа является выделение иосознание учащимися мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как значимых. Мотивы,возникающие у школьников, предлагается классифицировать следующим образом:мотивация содержанием: в процессе подготовки и участия ученики узнают новыефакты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей.Именно поэтому задания необходимо выстраивать по дидактическому принципу «отпростого к сложному», чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных,академических способностей ребенка; мотивация процессом: учащимся необходимосознавать себя частью единого сообщества единомышленников.
Педагогам,проводящим олимпиаду, необходимо одновременно с выявлением одаренныхшкольников, интересующихся учебным предметом, работать над созданием группы,команды учащихся, готовящихся к олимпиадам. Командная работа позволяет реализоватьвзаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовкуновых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку учителя, так как частьработы по подготовке младших могут взять на себя старшие, а, обучая других, онибудут совершенствовать и свои знания. Постоянно находясь в атмосфере решенияпроблем, методов решения задач, обсуждения, любой школьник будет даженеосознанно впитывать новые знания, умения, психологические установки. Имдолжны двигать мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации(узнать, на что я способен, определить уровень моих знаний), общественно ценныемотивы долга, ответственности, чести. На ученике, представляющем на олимпиадесвою школу, область или регион, лежит огромная ответственность. Для пробужденияданного мотива необходимым условием является самостоятельное волеизъявлениешкольника на участие в соревнованиях.
Солимпиадниками работать и сложно, и интересно. На смену «субъект-объектной»логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества.Учащийся становится субъектом своего собственного развития.
Подготовка«ученика-олимпиадника» начинается с подготовки учителя:
•изучение новых форм проведения олимпиад;
•знание алгоритмов решения олимпиадных задач;
•наличие самих задач;
•время на изучение, отладку и проверку задач;
•обучение учащихся правильной организации деятельности на олимпиаде;
• проблемапсихологической и физической перегрузки.
Ученики,которые участвуют в олимпиадах, отличаются большой работоспособностью, и поройучителя, видя это, начинают понемногу повышать планку требований и оценок. Аведь при подготовке к олимпиадам любого уровня учащемуся приходится много иупорно работать дополнительно дома, на уроках и факультативных занятиях, дажена начальных этапах. Многие темы учебных предметов учащийся изучает на базовомуровне ускоренно только благодаря старанию, большой работоспособности, припомощи учителей и родителей. Задача учителей и администрации школы – непревышать планку по другим предметам на период подготовки. Поэтому требуетсяконтроль и поддержка не только со стороны родителей, но и учителя, а иногдапомощь, и понимание администрации. Ситуация олимпиад стрессовая сама по себе,поскольку схожа с ситуацией экзаменов, но усугубляется к тому же незнакомойобстановкой, ограниченностью времени на выполнение заданий, ответственностью.Волнение перед действием, эмоционально окрашенное отношение к делу способствуетего результативности. Если ученик стал победителем или призером олимпиады,похвалите его и себя. Важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринималсякаждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другимиучастниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требуетсерьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будетспособствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всехобластях. Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересныезадачи, возможные другие способы решения. Такая информация будет показыватьперспективы участия в олимпиаде, формировать интерес и уважение к предмету умладших школьников. Поражение — это позитивный опыт, который был получен,прекрасная возможность научиться чему-то новому. Отрицательный результат — этотоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. И, тем не менее,не забывайте о том, что участие в олимпиаде – это всего лишь проверка знаний, ане приговор жизненным перспективам.
10 советов, с чегоначать занятия с олимпиадниками.
1 совет. Когда начинаешькакое — либо дело, вначале сосредоточься на четырех заповедях и устранисебялюбие. Тогда неудача станет невозможной. Вот эти заповеди: не опоздайвстать на этот путь, стремись быть полезным, чти историю, поднимись над личнойлюбовью и личным страданием, существуй во благо человеческое.
2 совет. Составьтедолгосрочное планирование, рассчитанное на все время обучения вашегоподопечного, выберите свой путь (стратегию) и придерживайтесь его.
3 совет. У Вас должнабыть копилка олимпиадных задач от школьных до международных. Не зацикливайтесьна задачах только Вашего региона — смотрите шире. Мир развивается параллельно.
4 совет. К каждомуизучаемому вопросу необходимо подборка как дополнительной литературы, так изадач на отработку элементарных навыков. Не забывайте принцип: от простого ксложному, или от школьной олимпиады к Международной.
5 совет. Большедавайте работать своим подопечным самостоятельно. Не навязывайте своего мнения.Помогайте только в крайнем случае.
6 совет.Систематичность — один из важнейших принципов при занятиях и воспитанииолимпийцев. Обязательно продумайте о том, чем будут ваши ученики заниматьсяпослезавтра.
7 совет. Используйтеразличные методы в обучении. Помните: даже самое вкусное блюдо может набитьоскомину.
8 совет. Чтобы чего -то требовать от Ваших учеников, потребуйте это от себя самого. Вы являетесьпервым примером для подражания. Развивайтесь вместе с вашими учениками.
9 совет. Каждыйчеловек — уникальная личность, но стоит помнить о команде, используйтепреемственность. Подключайте к спору младших школьников старшеклассников, пустьпопытаются найти истину в общении, дискуссии.
10 совет. Упорный итерпеливый увидит благоприятный конец начатого дела. Невозможное станетвозможным!