X-PDF

Работа с одарёнными детьми

Поделиться статьей

Работас одарёнными детьми

науроках физики и во внеурочное время.

 

Прежде чем говорить оборганизации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость?Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организоватьработу с одарёнными детьми?

Посмотрим в толковыйсловарь.

Одаренность – это системное,развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможностьдостижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одномили нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, которыйвыделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеетвнутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинствопсихологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развитияодаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности(природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка(игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеютсобственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвитияличности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

 Одаренные дети обычно обладаютотличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Ихотличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широкопользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийсясложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всегопривлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» судовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по ихмнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитаютигры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легкосправляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности незаставляют их отклоняться.

Они с удовольствием воспринимаютсложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовыйответ.

Одаренного ребенка отличает иповышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатав сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженностив задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затеваютпредприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание инекоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание наих неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Работа с одарёнными детьми требуетмного времени и усилий как со стороны родителей, учителей так и со сторонысамого ребёнка.

Обучаемость — это сложное образование,которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и впервую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать,сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебныепроблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации,целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения,устойчивости в достижении цели и др.

 

 

 

 

Обучаемость —  как интегральнаяиндивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темпдвижения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степенипознавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученикаопределяются его темпом учения.

 

При этом организовывая своюдеятельность на уроках физики для работы с одарёнными детьми я предусматриваю:

 

1.        реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развитиячеловека как субъекта творческой деятельности;

2.        создание системыразвивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогическихисследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческогопотенциала детей повышенного уровня обучаемости;

3.       изучение факторовпсихолого-педагогического содействия процессам формирования личности,эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

4.        управление процессомразвития интеллектуальных способностей учащихся.

 

Я выделяю несколько принциповпедагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках физики:

 

*     принципмаксимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,

*     принципвозрастания роли внеурочной деятельности, принцип индивидуализации идифференциации обучения, принцип создания условий для совместной работыучащихся при минимальном участии учителя,

Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1346

*     принципсвободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,наставничества.

 

Для реализации указанных принциповпри изучении физики я использую следующие идеи.

Идея опоры — роль опор при обучениифизики могут играть обобщённые планы ответов о физическом понятии, законе, явлении,теории и др., таблицы, систематизирующие формулы, мнемонические правила,программированные задания, демонстрационные опыты, алгоритмы решения задач, планыизучения текста и др. Цель их использования — помочь ученику в овладенииисходными знаниями и умениями, привитие изначально навыков учения. Важноакцентировать внимание школьников на этих опорах, показать их роль.Впоследствии дети сильные не только используют готовые опоры, но и стремятся ксозданию своих новых опор, позволяющих усваивать материал на более глубоком уровне.

 Идея«от частного к общему» — практически на каждом учебном занятиипо физике можно через единичное подводить учащихся к осознанию всеобщего: черезпроцесс изучения отдельного физического явления — к пониманию познаваемостимира; через показ становления конкретных физических понятий ,законов, теорий- кметодологическим знаниям общенаучного содержания; через биографию учёного — краскрытию специфики работы физиков прошлого и настоящего; через решениеконкретной задачи — к умению анализировать и решать не только разнообразныеучебные, но и жизненные проблемы.

Идея использованиядиаметральных объектов— физика обладает богатым материалом для иллюстраций и разъяснения принципаединства и борьбы противоположностей.

Идея перспективы — её сущность заключаетсяв систематической подготовке учащихся к восприятию наиболее трудных квосприятию тем путём включения некоторых вопросов из них в текущий материал.Такой приём позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданностистимулирует умственную деятельность.

 Идея погружения — реализовываетсянесколькими способами: проведение декад или недель физики, экскурсии, встречи слюдьми различных профессий тем или иным образом связанных с физикой.

Идея интеграцииучебных занятий— интеграция с предметами гуманитарного, математического, информационного циклапозволяет детям в полной мере раскрыть свои способности.

 

Опыт работы показывает, что большиевозможности для развития одарённых детей, их мышления и творческих способностейдаёт специально организованная в школе внеклассная работа и работа по методу проектов или проектная деятельность.Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся.Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяютосуществить свободный поиск нужной информации ; регулярные наблюдения иизмерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. При

 

организациитакой работы широко применяется как на уроках, так и во внеурочной деятельностипроектно-ориентированное обучение. Что это такое?

Проектно-ориентированноеобучение является технологией организации образовательных ситуаций, в которыхучащиеся ставят и решают собственные задачи, данная технология сопровождаетсясамостоятельной деятельностью учащихся. Метод проектов позволяет учащимсяставить и решать собственные задачи, завершающихся созданием продукта их труда.

 Я использую в своей работе компетентностно -ориентированный подход к обучению,в основе которого лежит активизация познавательной деятельности учащихся,превращающая школьника из объекта в субъект образовательной деятельности.Школьный курс предмета              «физика» с использованием метода проекто — ориентированногообучения представляет мне возможность воспитывать выпускника, способногоуспешно самореализоваться в условиях динамичного развития социальных отношенийобщества , развития научно-технического прогресса и формировать следующиеключевые компетентности- готовность к решению проблем, физическуюкомпетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованиюинформационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию,коммуникативную компетентность. Оптимальным средством формирования и развитиякоммуникативной компетентности школьников, по моему мнению, является,интерактивное обучение и метод проектов (исследовательский, обучающийличностно-ориентированный и здоровьесберегающий).

При организации проектнойдеятельности учащихся я использую различные типы проектов: по числу учащихся:личностный — между двумя партнёрами, находящимися в разных классах), групповойпроект (между группами участников), парный (между парами участников Учащиеся судовольствием создают интегрированные естественно — научные проекты. Работаянад исследовательским проектом ученики имеют чётко обозначеннуюисследовательскую проблему (например исследование физических свойств солнечнойактивности; физических факторов влияющих на содержание углерода в атмосфере итак далее); Внедряя практико-ориентированный проект, ученики используют вработе научные методы, обязательным условием является интегрированность знаний(создание измерительных или регистрирующих приборов, игр, моделей).

В ситуации сложности предмета,различного склада ума учащихся, его способностей самореализовать себя, дефицитавремени весьма полезными оказываются все нетрадиционные формы обучения. натаких уроках мои ученики проявляют творческую активность, раскрывают своиспособности, привыкают критически относится к получаемой информации).

Одним из методов работы содарёнными детьми является работа сиспользованием Информационно-коммуникативных технологий.  Использованиеинформационно-коммуникативных технологий позволяет мне развивать у школьниковинтеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичностьмышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения иумения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, нои такие качества как мотивация достижения, стремление к поиску. Информационныетехнологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс. Возможностьпрактической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступностьвсех групп учащихся к освоению программного материала по физике. Использованиесовременных мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многиефизические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычнойфизической лаборатории на основе опытов . Такие сложные физические явления детиувидели в компьютерном исполнении.

 

 

 

Такие технологии позволили: организоватьаналитическую работу учащихся по выявлению физических особенностей изготовленияфизических приборов, проводить сравнение различных физических процессов,составлять различные физические карты при анализе физиопроцессов изготовленияобъекта, формировать у учащихся образную, зрительную, слуховую и эмоциональнуюпамять, воспитывать у учащихся эстетические, познавательные качества,формировать ключевые компетентности необходимые учащимся вне школьных стен.

Целенаправленная организация работыс презентационным материалом на уроках физики позволяет наиболее полноиспользовать естественно — научный потенциал данного предмета и компетентностно- ориентированный подход. При выборе различных технологий в преподавании физикия выявляю наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихсязатруднений и проблем, на каждом уроке целенаправленно и системно используюоптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целяхреализации личностно- ориентированного подхода.

 Через поиск новых способовстимулирования учебного труда обучающихся, использование интерактивных форм иметодов обучения реализуются инновационные подходы к контролю и оцениваниюзнаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированного,индивидуального, личностно ориентированного. Реализация данных подходовприменяется мною через оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнямиусвоения ими знаний (узнавание, репродуцирование, продуктивную деятельность,творческую деятельности. Осознание важности этой работы каждым членомколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формированияположительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствованиеметодической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективомпедагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одареннымидетьми —  является одним из приоритетных направлений работы школы.

 

Учитель физики: Малютин Сергей Юрьевич

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1346

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет