Работас одарёнными детьми
науроках физики и во внеурочное время.
![]() |
Прежде чем говорить оборганизации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость?Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организоватьработу с одарёнными детьми?
Посмотрим в толковыйсловарь.
Одаренность – это системное,развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможностьдостижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одномили нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, которыйвыделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеетвнутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинствопсихологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развитияодаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности(природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка(игровой, учебной, трудовой).
При этом особое значение имеютсобственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвитияличности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладаютотличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Ихотличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широкопользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийсясложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всегопривлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» судовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по ихмнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитаютигры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легкосправляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности незаставляют их отклоняться.
Они с удовольствием воспринимаютсложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовыйответ.
Одаренного ребенка отличает иповышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатав сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженностив задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затеваютпредприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание инекоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание наих неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Работа с одарёнными детьми требуетмного времени и усилий как со стороны родителей, учителей так и со сторонысамого ребёнка.
Обучаемость — это сложное образование,которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и впервую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать,сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебныепроблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации,целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения,устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость — как интегральнаяиндивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темпдвижения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степенипознавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученикаопределяются его темпом учения.
При этом организовывая своюдеятельность на уроках физики для работы с одарёнными детьми я предусматриваю:
1. реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развитиячеловека как субъекта творческой деятельности;
2. создание системыразвивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогическихисследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческогопотенциала детей повышенного уровня обучаемости;
3. изучение факторовпсихолого-педагогического содействия процессам формирования личности,эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
4. управление процессомразвития интеллектуальных способностей учащихся.
Я выделяю несколько принциповпедагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках физики:
принципмаксимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
принципвозрастания роли внеурочной деятельности, принцип индивидуализации идифференциации обучения, принцип создания условий для совместной работыучащихся при минимальном участии учителя,
принципсвободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,наставничества.
Для реализации указанных принциповпри изучении физики я использую следующие идеи.
Идея опоры — роль опор при обучениифизики могут играть обобщённые планы ответов о физическом понятии, законе, явлении,теории и др., таблицы, систематизирующие формулы, мнемонические правила,программированные задания, демонстрационные опыты, алгоритмы решения задач, планыизучения текста и др. Цель их использования — помочь ученику в овладенииисходными знаниями и умениями, привитие изначально навыков учения. Важноакцентировать внимание школьников на этих опорах, показать их роль.Впоследствии дети сильные не только используют готовые опоры, но и стремятся ксозданию своих новых опор, позволяющих усваивать материал на более глубоком уровне.
Идея«от частного к общему» — практически на каждом учебном занятиипо физике можно через единичное подводить учащихся к осознанию всеобщего: черезпроцесс изучения отдельного физического явления — к пониманию познаваемостимира; через показ становления конкретных физических понятий ,законов, теорий- кметодологическим знаниям общенаучного содержания; через биографию учёного — краскрытию специфики работы физиков прошлого и настоящего; через решениеконкретной задачи — к умению анализировать и решать не только разнообразныеучебные, но и жизненные проблемы.
Идея использованиядиаметральных объектов— физика обладает богатым материалом для иллюстраций и разъяснения принципаединства и борьбы противоположностей.
Идея перспективы — её сущность заключаетсяв систематической подготовке учащихся к восприятию наиболее трудных квосприятию тем путём включения некоторых вопросов из них в текущий материал.Такой приём позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданностистимулирует умственную деятельность.
Идея погружения — реализовываетсянесколькими способами: проведение декад или недель физики, экскурсии, встречи слюдьми различных профессий тем или иным образом связанных с физикой.
Идея интеграцииучебных занятий— интеграция с предметами гуманитарного, математического, информационного циклапозволяет детям в полной мере раскрыть свои способности.
Опыт работы показывает, что большиевозможности для развития одарённых детей, их мышления и творческих способностейдаёт специально организованная в школе внеклассная работа и работа по методу проектов или проектная деятельность.Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся.Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяютосуществить свободный поиск нужной информации ; регулярные наблюдения иизмерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. При
организациитакой работы широко применяется как на уроках, так и во внеурочной деятельностипроектно-ориентированное обучение. Что это такое?
Проектно-ориентированноеобучение является технологией организации образовательных ситуаций, в которыхучащиеся ставят и решают собственные задачи, данная технология сопровождаетсясамостоятельной деятельностью учащихся. Метод проектов позволяет учащимсяставить и решать собственные задачи, завершающихся созданием продукта их труда.
Я использую в своей работе компетентностно -ориентированный подход к обучению,в основе которого лежит активизация познавательной деятельности учащихся,превращающая школьника из объекта в субъект образовательной деятельности.Школьный курс предмета «физика» с использованием метода проекто — ориентированногообучения представляет мне возможность воспитывать выпускника, способногоуспешно самореализоваться в условиях динамичного развития социальных отношенийобщества , развития научно-технического прогресса и формировать следующиеключевые компетентности- готовность к решению проблем, физическуюкомпетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованиюинформационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию,коммуникативную компетентность. Оптимальным средством формирования и развитиякоммуникативной компетентности школьников, по моему мнению, является,интерактивное обучение и метод проектов (исследовательский, обучающийличностно-ориентированный и здоровьесберегающий).
При организации проектнойдеятельности учащихся я использую различные типы проектов: по числу учащихся:личностный — между двумя партнёрами, находящимися в разных классах), групповойпроект (между группами участников), парный (между парами участников Учащиеся судовольствием создают интегрированные естественно — научные проекты. Работаянад исследовательским проектом ученики имеют чётко обозначеннуюисследовательскую проблему (например исследование физических свойств солнечнойактивности; физических факторов влияющих на содержание углерода в атмосфере итак далее); Внедряя практико-ориентированный проект, ученики используют вработе научные методы, обязательным условием является интегрированность знаний(создание измерительных или регистрирующих приборов, игр, моделей).
В ситуации сложности предмета,различного склада ума учащихся, его способностей самореализовать себя, дефицитавремени весьма полезными оказываются все нетрадиционные формы обучения. натаких уроках мои ученики проявляют творческую активность, раскрывают своиспособности, привыкают критически относится к получаемой информации).
Одним из методов работы содарёнными детьми является работа сиспользованием Информационно-коммуникативных технологий. Использованиеинформационно-коммуникативных технологий позволяет мне развивать у школьниковинтеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичностьмышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения иумения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, нои такие качества как мотивация достижения, стремление к поиску. Информационныетехнологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс. Возможностьпрактической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступностьвсех групп учащихся к освоению программного материала по физике. Использованиесовременных мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многиефизические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычнойфизической лаборатории на основе опытов . Такие сложные физические явления детиувидели в компьютерном исполнении.
Такие технологии позволили: организоватьаналитическую работу учащихся по выявлению физических особенностей изготовленияфизических приборов, проводить сравнение различных физических процессов,составлять различные физические карты при анализе физиопроцессов изготовленияобъекта, формировать у учащихся образную, зрительную, слуховую и эмоциональнуюпамять, воспитывать у учащихся эстетические, познавательные качества,формировать ключевые компетентности необходимые учащимся вне школьных стен.
Целенаправленная организация работыс презентационным материалом на уроках физики позволяет наиболее полноиспользовать естественно — научный потенциал данного предмета и компетентностно- ориентированный подход. При выборе различных технологий в преподавании физикия выявляю наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихсязатруднений и проблем, на каждом уроке целенаправленно и системно используюоптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целяхреализации личностно- ориентированного подхода.
Через поиск новых способовстимулирования учебного труда обучающихся, использование интерактивных форм иметодов обучения реализуются инновационные подходы к контролю и оцениваниюзнаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированного,индивидуального, личностно ориентированного. Реализация данных подходовприменяется мною через оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнямиусвоения ими знаний (узнавание, репродуцирование, продуктивную деятельность,творческую деятельности. Осознание важности этой работы каждым членомколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формированияположительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствованиеметодической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективомпедагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одареннымидетьми — является одним из приоритетных направлений работы школы.
Учитель физики: Малютин Сергей Юрьевич
