ФРАГМЕНТ УРОКА |
РАБОТА С ПРИТЧЕЙ |
Учитель |
Калинина Елена Викторовна |
Класс |
4 «А» |
Урок 27 |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. |
Литература или притчи, используемые в работе |
« ПРИТЧА О СТРАШНОМ СУДЕ» , «ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ» Возможно использование адаптированных текстов, к примеру «Библейские сказания». — М. : Эксмо, 2011.- (Классика в школе). |
Цель работы |
Дать документальные источники для исследования; формировать творческий подход к изучению документов; развивать самостоятельность в познании мира людей и себя. |
Работа над притчей по теме урока «Милосердие,забота о слабых, взаимопомощь»
Этапы работы над притчей |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||
1. Подготовка к восприятию. Словарная работа. Работа по группам. |
Предоставляет возможность для работы со словарями, помогает группам в ориентировке . Обсуждение полученной информации.
-Назовите тему урока. |
1 группа. Работа с «Толковым словарём В. И. Даля». Милосердие — сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердие. 2 группа. Работа с «Толковым словарём Ожегова». Взаимопомощь— взаимная помощь, помощь друг другу. 3 группа. Работа с «Толковым словарём В. И. Даля». Взаимопомощь — друг другу равно отвечающий, отплатный, обоюдный, круговой. 4 группа. Интерпретация выражения «забота о слабых»
— «Милосердие, взаимопомощь, забота о слабых» |
||||||||||||||||||
2. Как разные религии учат милосердию, взаимопомощи, заботе о слабых. Иудаизм и Христианство. Знакомство со смыслом «ПРИТЧИ О СТРАШНОМ СУДЕ» |
— О чём говориться в «Притче о страшном суде»? -Как назвал Иисус людей добрых, пришедших на страшной суд? -Чему удивились добрые?
-Чему учил их Христос?
-Как вы поняли смысл притчи? Прочитаем и уточним в учебнике на с. 72. |
-О том, что в конце человеческой истории Иисус придёт снова на землю и будет судить все народы. -Наследниками Царствия Божьего.
-Словам Иисуса «когда Я голодал, вы накормили Меня, когда хотел пить, напоили Меня, когда был странником, приютили Меня, когда был болен и был в тюрьме, вы пришли ко мне».- «Когда же это случилось?», -удивились добрые. — «Истинно говорю вам: так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших (одному из людей), то сделали Мне. — Если делаешь добро людям, то делаешь его Богу.
«Иисус учил своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.» |
||||||||||||||||||
Знакомство со смыслом «Притчи о богаче и Лазаре » |
— Прочитайте название ещё одной притчи. -Как называют героев притчи? -Вы хотите сказать, что одному дали имя, а другому нет. -Какими вы представляете себе её героев?
-Знаете ли вы выражение «петь лазаря»? Это значит быть в трудном положении. -Как по другому можно было бы назвать эту притчу? —Интересно ли вам узнать, почему же один получил в притче имя, а другой, хотя и был богат, остался без имени? |
— «ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ » -богач и Лазарь
Один богатый, хорошо одетый, а другой …,
наверное, бедный.
— «Притча о богатом и бедном», «Притча о богаче и бедняке».
-Скорее да, чем нет. |
||||||||||||||||||
Объяснительное чтение. |
Зачитывается начало «Спаситель сказал однажды следующую притчу « В одном городе жил очень богатый человек; он одевался роскошно и каждый день веселился и пировал. В том же городе жил нищий Лазарь. Всё тело его было покрыто ранами, он тяжело страдал и проводил всё время на улице около дома богача, надеясь напитаться остатками с его стола. Псы подходили к нему и лизали его раны.» -Как жил богатый? -Какой была жизнь Лазаря? Зачитываются ещё два предложения» Нищий умер и был отнесён ангелами в рай. Затем умер богатый и был пышно похоронен.» -Что разное заметили в лексике?
-Почему так произошло?
-Что хотел сказать автор о богатом?
-Как вы думаете, что произойдёт с богатым?
Учитель читает продолжение «Страдая, он поднял глаза и увидел Лазаря рядом с Авраамом. «Отче Аврааме!-Сказал богач.-Сжалься надо мною: пошли Лазаря смочить в воде конец пальца и прохладить мой язык-я невыносимо мучаюсь». -Как вы думаете, что ответил Авраам?
-Прочитайте продолжение и подумайте, о чём говорит Авраам, понял ли его богатый?
-Понял ли богатый, о чём на самом деле говорил Авраам? -А вы? Хорошо, дочитаем до конца.
-Как вы думаете, о какой пропасти говорил Авраам? Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435 -Почему не послал к братьям Лазаря?
-Кого из героев вы хотели бы называть по имени, а кого нет и почему? -В каком случае богатый бы тоже был назван по имени?
-Чему учит эта притча? |
— «Одевался роскошно и каждый день веселился и пировал». «Жил нищий Лазарь. Всё тело его было покрыто ранами, он тяжело страдал и проводил всё время на улице около дома богача, надеясь напитаться остатками с его стола. Псы подходили к нему и лизали его раны.»
— «Нищий отнесён ангелами в рай. Богатый был пышно похоронен.» -У нищего ничего не было, страдал, только ангелы помогли ему, увидели страдания и отнесли душу в Рай. -Его похоронили люди. За его деньги, но в Рай его не отнесли, его жизнь и так была полна удовольствий. -Будет страдать, наказан за равнодушие. -Продолжит жить так, как жил.
—Посочувствовал, откликнулся на страдания. -Сказал, что Лазарь страдал, а теперь ты страдай! -Сказал, что не может просит об этом Лазаря, он не обязан помогать и др. «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.» -Наверное богатый решил, что через пропасть нельзя перейти, она огромная и поэтому Лазарь не может принести воды. -Может быть что-то не так. «Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.
— … ?
-«Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. -Лазарь достоин имени. Он страдал и терпел.
—Богатому можно было бы дать имя. Если бы он помог Лазарю. -Милосердию, помощи ближним, слабым. |
||||||||||||||||||
Обобщение по «ПРИТЧЕ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ» Работа в группах |
-Соберите пословицу. |
— «Нищий милостыней питается, богатый молитвой нищего спасается». |
||||||||||||||||||
Сравнение некоторых особенностей притч. |
-Как вы думаете, знакома ли богатому «ПРИТЧА О СТРАШНОМ СУДЕ» ? Почему вы так считаете?
-Предположите, какая из притч появилась раньше и почему?
-В чём сходство этих притч?
-В чём различие? |
-Обе о Страшном суде. -Обе говорят, что доброму, помогающему ближнему, дорога в Рай, в Царствие небесное, а злому, равнодушному — страдания. -Первая учит, предостерегает. -Вторая показывает наказание, изменить уже ничего нельзя, по словам Авраама «между нами пропасть». |
||||||||||||||||||
Обобщение по теме. |
-Какие основные понятия вы бы выделили в обеих притчах, добавьте слова.
—Какое из понятий отражено в этих притчах? Подчеркните. |
—Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь (?). |
Приложение 1 к работе.
ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ (Лк.16:19-31).
Некоторыйчеловек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовалблистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у воротего в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер ибогач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увиделвдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме!умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в водеи прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо!вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне жеон здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вамиутверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут,также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошлиего в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им,чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисейи пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто измертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея ипророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.
(Лк.16:19-31)
Приложение 2 к работе.
ПРИТЧА О СТРАШНОМ СУДЕ
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святыеАнгелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним всенароды; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; ипоставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царьтем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные ОтцаМоего,наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и выдали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и выпришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы виделиТебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебястранником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или втемнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так каквы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажети тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал,и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не оделиМеня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ:Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим,или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ:истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то несделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мт. 25,31-46)
Синодальныйперевод
