Приобщениеродителей к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных формработы
Проблемавзаимодействия школы и семьи в последнее время попала в разряд самыхактуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение,обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности полученияобразования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Родителям необходимо помнить, что начальная школа – очень важная, но не единственнаясоставляющая обучения и воспитания ребёнка, и потому они не должныперекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно -образовательного процесса.
Работа сродителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Поэтому весьпроцесс работы с семьями построен через индивидуальный подход, понимание иуважение – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать,контролировать, указывать.
Сделатьродителей активными участниками педагогического процесса – одна из главныхзадач школы. Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительскуюмиссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, чтовоспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывныйпроцесс.
Работа сродителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя, особеннов младших классах.
Насегодняшний день в работе начальной школы с родителями мы можем выделитьнесколько направлений.
Информационно –аналитическое направление
Одним из важнейшихпутей получить информацию о семье можно считать анкетирование родителей в 1классе и анкетирование родителей и детей в последующих классах начальной школы.Анкетирование — анализ особенности структуры родственных связей каждогоребенка, специфики семьи и семейного воспитания школьника.
Познавательноенаправление
Познавательноенаправление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитаниядетей школьного возраста. Совместнаяработа педагогов по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьина всех этапах школьного образования, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Активные формы и методы работыс родителями
— Родительскиесобрания;
На первойвстрече важно ознакомить родителей с процессом адаптационного периода, с особенностямиразвития детей младшего школьного возраста. Важно убедить родителей стать активнымиучастниками в жизни класса и школы в целом.
— Круглый стол
Этосовременная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов,когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или вопределенном порядке.
— Мессенджер
Всовременных условиях удобно работать с родителями, создав группу класса всоциальных сетях. Есть возможность быстро донести информацию до всех родителейи получить обратную связь.
— Консультации;
Родителимогут получить консультации учителя, психолога, медицинского работника. Вработе практикуем как групповые, так и индивидуальные консультации.
— Дни открытыхдверей;
Деньоткрытых дверей в школе даёт возможность родителям ознакомиться с условиями исистемой работы заведения.
— Открытые уроки сучастием родителей;
На такихмероприятиях родители могут увидеть не только работу педагога, но и работусвоего ребёнка в условиях, отличных от домашних, работу других детей класса.
— Совместныепроекты;
— Выставки детскихработ, виртуальные выставки, оформление фотовыставок;
Эти формыработы способствуют более глубокому проникновению родителей во внутренний мирдетей, их тесному общению.
— Совместныеэкскурсии в театр, школу, библиотеку, музей;
— Дни добрых дел;
— Участиеродителей в подготовке и проведении праздников;
Совместнаяподготовка и проведение различных мероприятий всегда объединяет как коллективкласса, так и родительский коллектив. Такие мероприятия помогают родителямпонять учителя и увидеть его устремления в воспитании детей.
— Беседы с детьмии родителями всегда помогают выявить нерешённые проблемы и наметить пути ихрешения.
Наглядно –информационное направление
— Родительскиеуголки; — семейный и классные альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровьесберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;
Дляобогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей младшего школьноговозраста в уголке для родителей учителя начальной школы и воспитатели групппродлённого дня размещают нормативные документы, регламентирующие деятельностьшколы, материал консультации: «Адаптация ребенка в школе», «Как научить ребенкалюбить читать», «Как правильно выполнять домашнее задание», информационныелисты, памятки и рекомендации по вопросам безопасности жизнедеятельности.
— Фотомонтажи «Изжизни класса», «В кругу семьи»;
— Фотовыставки«Моя мама — лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я -дружная семья»;
Досуговоенаправление
Мероприятияэтого направления способствуют организации досуга детей, который будетполезным, расширит рамки развивающей среды учащихся. Такими являются:
— Развлечения(например «Лучшая мама на свете» ,«Самый лучший папа на свете» , «Супермама », «Наши бабушки»;
— Спортивный досуг(например, «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «Заздоровьем всей семьёй»;
— Выставкисемейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;
— Совместныепоходы «В мир прекрасного», « В мире природы», «Памятные места моего города».
Проводимаяработа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей ввопросах детско-родительских отношений. В результате данной работы, при использованииразличных форм и методов общения с родителями, повышается успеваемостьучащихся, психолого-педагогическая грамотность родителей; повышается культурамежличностного взаимодействия детей в классе. Работа в тесном взаимодействии сродителями приносит отличные результаты.
