МОУ«Нелидовская начальная школа-детский сад»
Тема: «Работа стекстом, как одно
из средств повышения
качества образования
(формирования ключевыхкомпетенций)».
Подготовила:
учительначальных классов
Акимова М.А.
Волоколамск
2020
Поэтапные виды работы с текстом
Рассмотримпоэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальнойшколе, согласно требованиям ФГОС НОО.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, егоосознанного восприятия.
Практическоеотличие текста от набора предложений.
Знаниеструктуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательностьсобытий.
Выделениеабзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Составлениесхематического или картинного плана под руководством учителя.
Озаглавливаниетекста (подбор заголовков).
2 класс – обучение детей работать с текстом:
Нахождениепропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
Смысловоечтение.
делениена абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).
Владение пересказомразного вида.
Выделениеопорных слов (словосочетаний).
Подборантонимов и синонимов к словам.
Характеристикагероев и их поступков.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты ирефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.
Самостоятельноевыделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).
Нахождениеинформации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.
Выделениеглавной и второстепенной информации.
Выявлениеразных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями(знаниями).
Прогнозированиесодержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.
Самостоятельноеформулирование вопросов по тексту.
Сравниваниетекстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный,публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Сегоднянаучить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно»,«эффективно», продуктивно – важная задача учителя. Достижение высокихрезультатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху.
Работас текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучениюшкольников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой сторонетекста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленныес учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Иучетом возрастных особенностей восприятия текста. Работа с иллюстративнымматериалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.
Данный материал может использоваться с любым УМК. Пособие адресованоучащимся начальных классов и родителям. Один урок – это 1 вариант(текст с заданиями). Каждый вариант содержит 8 заданий.
Почемуя обратила внимание на эту программу?
Во-первых,постоянно ищешь пути и методики, которые помогают научить детей в работе надтекстом (это от обучения чтению в первом классе и подготовки к аттестационнымработам в конце года по чтению – до подготовки к ВПР).
Во-вторых,система в комплексе, разработанная от 1 – 4 классов, с готовыми текстами изаданиями.
Программаданного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четырегода обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе накаждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первогокласса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамкахкружка.
Дляработы используется методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа стекстом: 1-4 класс / О.Н.Крылова. – 25-е изд.- перераб. и доп.- М.:Издательство «Экзамен», 2019. (Серия «Учебно–методический комплект»).
Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развитиячитательских умений.
Основные задачи:
1. Учить работать с текстомлитературного произведения;
2. Расширять читательскийкругозор.
3. Укреплять в сознании идеятельности детей нормы морали и нравственности;
4. Способствовать раскрытиютворческого потенциала ребёнка.
5. Формировать у детейвнимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.
Планируемыерезультаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом» Личностные результаты:
1. овладение начальныминавыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
2. принятие и освоениесоциальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности иформирование личностного смысла учения;
1. развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах общения;
2. развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умениясравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственнымипоступками, осмысливать поступки героев;
3. развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманияи сопереживания чувствам других людей;
4. формирование чувства гордостиза свою Родину, её историю, российский народ;
5. формирование средствамилитературных произведений целостного взгляда на мир;
6. воспитаниехудожественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей ичувств.
Метапредметныерезультаты:
1. овладение способностьюпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еёосуществления;
2. освоение способов решенияпроблем творческого и поискового характера;
3. формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;
4. формирование уменияпонимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. использованиезнаково-символических средств представления информации о книгах;
6. активное использованиеречевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7. использование различныхспособов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях иинтерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательнымизадачами;
8. овладение навыкамисмыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанногопостроения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации исоставления текстов в устной и письменной формах;
9. овладение логическимидействиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10. готовность слушатьсобеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждогоиметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
11. умение договариваться ораспределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль всовместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливатьсобственное поведение и поведение окружающих;
12. готовность конструктивноразрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметныерезультаты:
1. формированиепредставлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о
добре изле, дружбе и честности;
1. достижение необходимогоуровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарнымиприемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов сиспользованием элементарных литературоведческих понятий;
2. использование различныхвидов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оцениватьсодержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, даватьнравственную оценку поступков героев;
3. умение самостоятельновыбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками дляпонимания и получения дополнительной информации;
4. умение использоватьпростейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственныесвязи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности;
5. умение работать с разнымивидами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебныхи художественных произведений;
6. умение создаватьсобственный текст на основе художественного произведения, репродукции.
Личностными результатами изучениякурса «Работа с текстом» в 1-2 классе является формирование следующих умений:
–Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всехлюдей правила поведения при сотрудничестве.
– Впредложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор приподдержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во1-2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий(УУД).
РегулятивныеУУД:
§ Определять иформулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
§ Проговариватьпоследовательность действий на уроке.
§ Учиться высказывать своёпредположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
§ Учиться работать попредложенному учителем плану.
§ Учиться отличать верновыполненное задание от неверного.
§ Учиться совместно сучителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса науроке.
ПознавательныеУУД:
§ Ориентироваться в своейсистеме знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
§ Делать предварительныйотбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, воглавлении, в словаре).
§ Добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт иинформацию, полученную на уроке.
§ Перерабатывать полученнуюинформацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
КоммуникативныеУУД:
§ Донести свою позицию додругих: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одногопредложения или небольшого текста).
§ Слушать и понимать речьдругих.
