X-PDF

«Работа с текстом, как одно из средств повышения качества образования (формирования ключевых компетенций)»

Поделиться статьей

МОУ«Нелидовская начальная школа-детский сад»

 

 

 

 

 

Тема: «Работа стекстом, как одно

из средств повышения

качества образования

(формирования ключевыхкомпетенций)».

 

 

 

 

 

 

                                                                      Подготовила:

учительначальных классов

                                                                     Акимова М.А.

 

 

 

 

Волоколамск

2020

 

Поэтапные виды работы с текстом

Рассмотримпоэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальнойшколе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, егоосознанного восприятия.

Практическоеотличие текста от набора предложений.

Знаниеструктуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательностьсобытий.

Выделениеабзаца, смысловых частей под руководством учителя.

Составлениесхематического или картинного плана под руководством учителя.

Озаглавливаниетекста (подбор заголовков).

2 класс – обучение детей работать с текстом:

Нахождениепропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Смысловоечтение.

делениена абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).

Владение пересказомразного вида.

Выделениеопорных слов (словосочетаний).

Подборантонимов и синонимов к словам.

Характеристикагероев и их поступков.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты ирефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.

Самостоятельноевыделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).

Нахождениеинформации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.

Выделениеглавной и второстепенной информации.

Выявлениеразных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями(знаниями).

Прогнозированиесодержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.

Самостоятельноеформулирование вопросов по тексту.

Сравниваниетекстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный,публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

      Сегоднянаучить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно»,«эффективно», продуктивно – важная задача учителя. Достижение высокихрезультатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху.

      Работас текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучениюшкольников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её.     В ходе работы развивается речевое внимание к языковой сторонетекста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленныес учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Иучетом возрастных особенностей восприятия текста. Работа с иллюстративнымматериалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.
Данный материал может использоваться с любым УМК. Пособие  адресованоучащимся начальных классов  и родителям. Один урок – это 1  вариант(текст с заданиями). Каждый вариант содержит 8 заданий. 

      Почемуя обратила внимание на эту программу?

Во-первых,постоянно ищешь пути и методики, которые помогают научить детей в работе надтекстом (это от обучения чтению в первом классе и подготовки к аттестационнымработам в конце года по чтению – до подготовки к ВПР).

Во-вторых,система в комплексе, разработанная от 1 – 4 классов, с готовыми текстами изаданиями.

Программаданного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четырегода обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе накаждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первогокласса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамкахкружка.

Дляработы используется методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа стекстом: 1-4 класс / О.Н.Крылова. – 25-е изд.- перераб. и доп.- М.:Издательство «Экзамен», 2019. (Серия «Учебно–методический комплект»).

Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развитиячитательских умений.

Основные задачи:

1.     Учить работать с текстомлитературного произведения;

2.     Расширять читательскийкругозор.

3.     Укреплять в сознании идеятельности детей нормы морали и нравственности;

Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

4.     Способствовать раскрытиютворческого потенциала ребёнка.

5.     Формировать у детейвнимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.

Планируемыерезультаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом» Личностные результаты:

1.     овладение начальныминавыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

2.     принятие и освоениесоциальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности иформирование личностного смысла учения;

 

1.     развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах общения;

2.     развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умениясравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственнымипоступками, осмысливать поступки героев;

3.     развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманияи сопереживания чувствам других людей;

4.     формирование чувства гордостиза свою Родину, её историю, российский народ;

5.     формирование средствамилитературных произведений целостного взгляда на мир;

6.     воспитаниехудожественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей ичувств.

Метапредметныерезультаты:

1.     овладение способностьюпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еёосуществления;

2.     освоение способов решенияпроблем творческого и поискового характера;

3.     формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;

4.     формирование уменияпонимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5.     использованиезнаково-символических средств представления информации о книгах;

6.     активное использованиеречевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7.     использование различныхспособов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях иинтерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательнымизадачами;

8.     овладение навыкамисмыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанногопостроения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации исоставления текстов в устной и письменной формах;

9.     овладение логическимидействиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10. готовность слушатьсобеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждогоиметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;

11. умение договариваться ораспределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль всовместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливатьсобственное поведение и поведение окружающих;

12. готовность конструктивноразрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметныерезультаты:

1.     формированиепредставлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о

 

добре изле, дружбе и честности;

1.     достижение необходимогоуровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарнымиприемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов сиспользованием элементарных литературоведческих понятий;

2.     использование различныхвидов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оцениватьсодержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, даватьнравственную оценку поступков героев;

3.     умение самостоятельновыбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками дляпонимания и получения дополнительной информации;

4.     умение использоватьпростейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственныесвязи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности;

5.     умение работать с разнымивидами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебныхи художественных произведений;

6.     умение создаватьсобственный текст на основе художественного произведения, репродукции.

 

Личностными результатами изучениякурса «Работа с текстом» в 1-2 классе является формирование следующих умений:

 

–Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всехлюдей правила поведения при сотрудничестве.

– Впредложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор приподдержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во1-2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий(УУД).

РегулятивныеУУД:

§ Определять иформулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

§ Проговариватьпоследовательность действий на уроке.

§ Учиться высказывать своёпредположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

§ Учиться работать попредложенному учителем плану.

§ Учиться отличать верновыполненное задание от неверного.

§ Учиться совместно сучителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса науроке.

 

ПознавательныеУУД:

§ Ориентироваться в своейсистеме знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

§ Делать предварительныйотбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, воглавлении, в словаре).

§ Добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт иинформацию, полученную на уроке.

§ Перерабатывать полученнуюинформацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 

КоммуникативныеУУД:

§ Донести свою позицию додругих: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одногопредложения или небольшого текста).

§ Слушать и понимать речьдругих.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет