3.1.Учебный текст как средство обучения. Внешняя и внутренняя формы учебного текста
Наиболее полно система предметных знаний выражена в научных и учебных текстах. Однако знания здесь содержатся не в своём «чистом» виде, а в языковой «упаковке». Для выделения знаний необходима определённая интеллектуальная деятельность, связанная с восприятием текста, его пониманием, соотнесением понятий. В качестве наиболее специфических видов текстов, с которыми приходится встречаться студенту-физику и ученику физико-математического класса — те, в которых выражены знания теоретического содержания.
Одним из основных свойств текста является единство его внешней и внутренней формы. При этом под внешней формой подразумевается совокупность языковых средств, под внутренней — содержательная сторона, реализующая замысел автора. Внутренняя форма – это то, что должно быть осмыслено и понято при прочтении. Это мыслительное образование, которое формируется в интеллекте человека и соотносится с внешней формой не поэлементно, а в целом соответствует всей совокупности данных языковых средств (рис.5)
|
|
![]() |
![]() |
Рис. 5. Формы текстов
Содержание текста представляет собой непосредственный результат понимания и соответствует денотативному уровню отражения. Денотат — смысловой кусок текста.
Формализация, как правило, осуществляется на уровне языкового и логического компонентов текста. Однако изучение физических текстов невозможно без учёта смысловой, содержательной стороны текста. Для их понимания необходимо, чтобы формализация распространялась и на семантическую (смысловую) сферу текста (Новиков А.И., 1983). Методика построения денотатной структуры текста включает в себя, во-первых, выделение «ключевых» элементов текста как наиболее важных для понимания, которые выделяются не на уровне отдельных слов, а на уровне смысловых единиц содержания.
Совокупность наиболее существенных элементов внутренней формы, включая главный предмет, образует тему текста. «Тема — это свёрнутое содержание, которое сопоставимо с замыслом» (Новиков, с 23). Развёрнутость текста находит своё выражение в количестве непосредственных отношений главного предмета с другими предметами, выступающими в роли аспектов его описания, которые можно назвать подтемами а также в количестве уровней опосредованных отношений с другими второстепенными предметами, выступающими в роли микротем (Новиков А.И., 1983, Тарасов Е.Ф., 1989),. Таким образом, развёрнутость текста означает, что содержание главного предмета раскрывается за счет конкретизации элементов его описания.
|
|
Последовательность текста означает порядок распределения микротем, который определяется законами логики и обеспечивает развёртывание замысла в текст. Процесс развития мысли в тексте сопровождается сравнением, противопоставлением, аргументацией, которые подчиняются логическим правилам и определяют необходимую последовательность элементов текста. Эта последовательность обеспечивает доказательность (выводимость одного положения из другого) и непротиворечивость высказываний (Новиков, 1983, с.25).
Связность текста осуществляется на разных уровнях его организации: на уровне слов, предложений, отдельных его фрагментов. Связность обеспечивается внешними и внутренними средствами связи. Внешние связи имеют формальные показатели, выраженные грамматическими и лексическими средствами. Внутренняя связь имеет глобальный характер и функционирует на всём пространстве текста и обеспечивает ход мысли (Дейк Т.А., 1988, Жинкин Н.И.).
Законченность текста не имеет формальных показателей, она определяется на содержательном уровне. Если замысел автора реализован полностью, тема раскрыта и выделена в полном объеме текст считается законченным. Глубинная перспектива текста: «переход от внешней формы текста к внутренней составляет его глубинную перспективу, проходящую через различные этапы этого процесса» (Новков, 1983,с.30). Вышеперечисленные характеристики способствуют формированию целостного образа содержания, соответствующего замыслу автора, при восприятии и понимании текста.
Статика и динамика текста. Текст имеет два состояния: статическое и динамическое. «Статическое состояние соответствует тексту, рассматриваемому как некоторый результат, продукт речемыслительной деятельности. Динамическое состояние — это текст в процессе его порождения, восприятия и понимания». Понимание текста как аналитико-интеллектуальный процесс, характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, в качестве объекта восприятия здесь выступают символы (материальная форма текста), которые являются непосредственными раздражителями, воздействующими на органы чувств. На втором этапе осуществляется переход от образа языкового знака как материального объекта к образу его содержания. Оба этапа сопровождаются осмыслением, пониманием текста, базирующимися на активной интеллектуальной переработке воспринимаемого материала (членение текста на смысловые отрезки, выделение «смысловых вех», «опорных пунктов» и объединение их в общий смысл (Зимняя И.А., 1991). Краткие характеристики учебного текста представлены в таблице 2.
Табл. 2. Характеристики научного или учебного текста
Характеристики научного или учебного текста | |
Развёрнутость | Выражается в количестве непосредственных отношений главного предмета изучения с аспектами его описания, а также в количестве отношений с другими предметами, выступающими в роли микротем. |
Последовательность | Означает порядок распределения микротем, который определяется законами логики и обеспечивает развёртывание замысла в текст. Эта последовательность обеспечивает доказательность (выводимость одного положения из другого) и непротиворечивость высказываний. |
Связность | Связность обеспечивается внешними и внутренними средствами связи. Выражается в логической связи между денотатами, организации текста на уровне слов, предложений, отдельных его фрагментов. |
Законченность | Не имеет формальных показателей, выражается в реализации замысла автора, полном раскрытии темы |
Глубинная перспектива | Определяется этапами процесса перехода от внешней формы текста к внутренней. |
Статика | Соответствует тексту, рассматриваемому как некоторый результат, продукт речемыслительной деятельности |
Динамика | Выражается процессом порождения текста, его восприятием и пониманием |
С понятием учебный материал тесно связаны понятия сложности, трудности,
Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1421 |
|
доступности изучаемого материала при восприятии его учащимися.
Сложность является объективной характеристикой, зависящей от структуры учебного материала (Сохор А.М., 1967). Сложность определяется количеством слов, строк, символов в тексте, числом элементарных и составных объектов, наличием связей между элементами и т.д.
Трудность — совокупность субъективных факторов, выражающих особенности деятельности обучаемого. Сложность учебного материала и его трудность не всегда связаны между собой прямо пропорционально: для способного ученика сложный материал может быть легким, а для слабого ученика несложный материал — трудным.
По А.М. Сохору, под доступностью учебного материала понимается различие в понимании одного и того же материала при различных способах его изложения (Сохор А.М., 1967). Доступность выступает регулятором меры трудности в усвоении учащимися нового материала. При этом принцип доступности рассматривается как принцип посильной трудности. Доступным считается то содержание учебного материала, которое создает перед учащимися преодолимые трудности, не вызывая перенапряжения физических и умственных сил. Доступность учебного материала зависит от многих факторов: от объёма учебной темы, способа её изложения, от предшествующей подготовки учащихся, от применения средств наглядности и т.д.. В настоящее время в дидактике не до конца выделены педагогические условия, дидактические приёмы, позволяющие регулировать доступность учебного материала для учащихся.
![]() |
|||
|
|||
|
|
|
Рис.3. Характеристики учебного текста
Особенностями научных и учебных текстов являются:
— экономия языковых средств .
— предикативность .
-формализация .
-обезличивание .
Основная функция научного языка – сообщение научной информации. Эта информация воспринимается умом – умственным планом сознания и требует экономичной словесной упаковки — минимального количества слов с использованием экономичных конструкций предложений. Такую конструкцию предложений обеспечивает предикативность. Научный язык – это сухой язык с использованием однотипных конструкций предложений, в отличие от литературного языка или языка поэзии, миссия которого — воздействие на эмоциональную сферу человека и стремящихся использовать в своем арсенале максимальное количество языковых средств, т.е. стереотипность считается плохим тоном.
Предикативность составляет ведущую стилеобразующую черту языка научного текста (Кузьмина Е,С., 2002, с.146). Предикат — элемент простого суждения, обозначающий какой-либо признак (свойство) субъекта. Субъект – это предмет о котором идёт речь.
Предикат (от лат. praedicatum — сказуемое) — то, что высказывается о субъекте . то, что говорится о предмете речи (субъекте). Предикативное высказывание — высказывание, содержащее предикат. Предикативная связь — атрибутивная связь, обозначающая, что предмету (субъекту) присущ определенный признак. При этом субъект суждения, как правило, отождествлялся с грамматическим подлежащим, а предикат — с именной частью грамматического сказуемого, выражаемого, напр., прилагательным: материя протяженна» . «физическая величина равная…» . «сила прямопропорциональная…» и т.д. (Филос. Словарь, 2001)
