Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Щёлковского муниципального района Московскойобласти
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ № 1 ЩМР МО ______________Ю.В. Петрова
«30» августа 2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
социального направления
Общественно полезные практики
«Школа развития речи»
(ФГОС НОО)
для обучающегося на дому
по медицинским показаниям
ФИ ученика
(3 В класс)
Составитель:
Филистеева Алла Анатольевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса повнеурочной деятельности «Школа развития речи» для 3 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действиефедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования» от 06.09.2009 г. № 373, с изменениями, утверждёнными приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576),основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №1 ЩМР МО.Содержание реализуется с помощью авторской программы обучающего и развивающего курса для младшихшкольников «Речь» Т. Н. Соколовой, М.: Издательство РОСТкнига, 2017 г.
Даннаярабочая программа рассчитана на 0.5 часа в неделю, обучение в объеме 17 часов вгод. Обучение началось с 1сентября 2018 года. В целях оптимизации учебногопроцесса по согласованию с родителями (законными представителями) урокипроводятся один раз в две недели.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
«Школа развития речи» в 3 классе
Изучениекурса формирует следующие универсальные учебные действия:
· коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задаватьвопросы, уточнять непонятное);
— договариваться и приходить к общему решению, работаяв паре;
— участвовать в коллективном обсуждении учебнойпроблемы;
— строить продуктивное взаимодействие и сотрудничествосо сверстниками и взрослыми;
— выражать свои мысли с соответствующими возраступолнотой и точностью;
— быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их всовместной работе.
— оформлять свои мысли в устной иписьменной форме с учетом речевых ситуаций;
— адекватно использовать речевыесредства для решения различных коммуникативных задач;
— владеть монологической и диалогическойформами речи.
· личностные:
У обучающихся будут сформированы:
— ориентация в нравственном содержании и смыслепоступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующемвозрасту);
— осознание роли речи в общении людей;
— понимание богатства и разнообразия языковых средствдля выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
— устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,интереса к изучению курса развития речи.
— чувство прекрасного – уметь чувствовать красотуи выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
— интерес к изучению языка.
· Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— вносить необходимые дополнения, исправления в своюработу;
— в сотрудничестве с учителем ставить конкретнуюучебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того,что еще неизвестно.
— составлять план решения учебной проблемы совместнос учителем;
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценкии определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии сэтими критериями.
Предметные результаты:
— понимание литературы как явления национальнойи мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей итрадиций;
— осознание значимости чтения для личногоразвития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире,культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
— достижение необходимого для продолженияобразования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е.овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализахудожественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованиемэлементарных литературоведческих понятий;
— использование разных видов чтения (изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оцениватьсодержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать иобосновывать нравственную оценку поступков героев;
— умение самостоятельно выбирать интересующуюлитературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получениядополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
— умение использовать простейшие виды анализаразличных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определятьглавную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлятьпростой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
— умение работать с разными видами текстов,находить характерные особенности научно-познавательных, учебных ихудожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторымивидами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение— письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умениенаписать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей,умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
2. Содержаниекурса
Речь. Техника и выразительность речи
Общее понятие о культуре речи.Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительностьречи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться квыразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст послесамостоятельной подготовки.
Слово (16ч)
Слово, егозначение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка:метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте,определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественномстиле.
Крылатые слова.Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданнойречевой ситуации.
Научные слова.Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря,употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова.Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря.Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство спроисхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова.Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическуюпринадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение.Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядокчастей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние ивосстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст (10ч)
Тема, микро-тема, основная мысльтекста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи:разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определятьстилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста.Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов иявлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлятьповествование с элементами описания.
Связь междупредложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепномпостроении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Стили речи (8ч)
Волшебные слова: слова приветствия,прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использоватьвежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
3. Календарно-тематическое планирование
№ Представленная информация была полезной? ДА 58.83% НЕТ 41.17% Проголосовало: 1008 п/п |
Наименование разделов и тем. |
Плановые сроки прохождения. |
Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения. |
Слово (8 часов) |
|||
1 |
Многозначные слова. Омонимы, омоформы и омофоны. |
03.09.18-14.09.18 |
|
2 |
Фразеологизмы. Сравнения.
|
17.09.18-28.09.18 |
|
3 |
Олицетворение. Эпитеты.
|
01.10.18- 12.10.18 |
|
4 |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Откуда приходят слова. |
15.10.18-26.10.18 |
|
5 |
Этимология. Как тебя зовут?
|
05.11.18-16.11.18 |
|
6 |
Как тебя зовут? Наши фамилии.
|
19.11.18-30.11.18 |
|
7 |
Топонимы. Устаревшие слова. Проверочная работа.
|
03.12.18-14.12.18 |
|
8 |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» урок развития речи. |
17.12.18-28.12.18 |
|
|
Итого |
8 ч |
|
Текст (5 часов) |
|||
9 |
Типы текстов. Связь слов в тексте.
|
14.01.19-25.01.19 |
|
10 |
Тема текста. Опорные слова.
|
28.01.19-08.02.19 |
|
11 |
Цепная связь предложений в тексте. |
11.02.19 – 22.02.19 |
|
12 |
Параллельная связь предложений в тексте. Единый временной план текста |
25.02.19-08.03.19 |
|
13 |
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание» урок развития речи. |
11.03.19-22.03.19 |
|
|
Итого |
5 ч |
|
Стили речи (4 часа) |
|||
14 |
Единый временной план текста. Стили речи. |
01.04.19-12.04.19 |
|
15 |
Культура речи. Научный стиль.
|
15.04.19-26.04.19 |
|
16 |
Словари. Проверочная работа.
|
29.04.19-10.05.19 |
|
17 |
Стили речи. |
13.05.19-24.05.19 |
|
|
Итого |
4 ч |
|
|
ИТОГО |
17 ч |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Т.Н. Соколова. Школа развития речи: Курс«Речь»: Методическое пособие. 3 класс / Т. Н. Соколова. – М.: ИздательствоРОСТ, 2017 г.
2. Т.Н. Соколова. Школа развитияречи: Курс «Речь»: Рабочие тетради в 2-х частях./ Т. Н. Соколова. – М. :Издательство РОСТ, 2017 г.