Динамическим фактором автомобиля D называют отношение разности силы тяги на ведущих колесах автомобиля и силы сопротивления воздуха
к полному весу автомобиля G.
,
Значения динамического фактора автомобиля изменяются в зависимости от номера включенной передачи в КПП и от скорости движения автомобиля. Динамический фактор автомобиля при включении различных передач КПП определяется по формуле-20
,
(20)
Рисунок 4 – График мощностного баланса проектируемого автомобиля
Значения сил РTi для различных передач КПП и скоростей движения автомобиля приведены в таблице 4, значения сил PWi для различных скоростей движения автомобиля можно определить по формуле-21
, Н (21)
Величина динамического фактора ограничивается условиями сцепления ведущих колес автомобиля с дорогой. Динамический фактор по условиям сцепления колес с дорогой может быть определён по формуле-22
для заднеприводных автомобилей (22)
где — коэффициент сцепления шин с дорогой . принимается
= 0,2…0,4 (соответствует движению автомобиля по укатанному снегу).
|
|
Принимаем = 0,2.
,
— коэффициенты перераспределения нормальных реакций для передней-1 и задних-2 осей . для рассматриваемого случая принимаются
=0,8…0,9 .
=1,1…1,2.
Принимаем =1,2
,
— часть полного веса автомобиля, приходящаяся на переднюю-1 или задние-2 оси, Н . см. п. 1.2.3.(
= 49049Н)
G=mg
где m — масса автомобиля (m =7150 кг)
G= 7150*9,8=70070 Н.
Dφ = 0,2*((1,2*49049)/70070) =0,168 Н
Используя формулы 20 и 21, определяем значения динамического фактора автомобиля для 5…6 скоростей его движения при включении каждой передачи КПП, и строим динамическую характеристику автомобиля на свободном поле первого листа графической части проекта. Здесь же наносим предварительно подсчитанный по одной из формул 22 динамический фактор по условию сцепления колес с дорогой и сделать вывод о возможности движения автомобиля без буксования по укатанному снегу. Расчет динамического фактора автомобиля представляем в виде таблицы 8.
Таблица 8 – Расчет динамического фактора проектируемого автомобиля
Передача КПП | Скорость движения автомобиля, V, км/ч (см. табл. 5) | Сила тяги на ведущих колесах автомобиля, PTI, H | Сила сопротивления воздуха, PWI, H | Разность сил (PTI – PWI), Н | Динамический фактор автомобиля, Di, Н/Н | ||
I |
2,6 | 26879,2 | 1,07 | 26878,13 | 0,384 | ||
5,2 | 28949,7 | 4,2 | 28945,5 | 0,413 | |||
7,8 | 29631,6 | 9,6 | 29622,0 | 0,423 | |||
10,3 | 28949,7 | 16,8 | 28932,9 | 0,413 | |||
13 | 26966,0 | 26,8 | 26939,2 | 0,384 | |||
15,5 | 23692,8 | 38,1 | 23654,7 | 0,338 | |||
II |
4,9 | 14279,6 | 3,8 | 14275,8 | 0,204 | ||
9,7 | 15379,5 | 15 | 15364,5 | 0,220 | |||
14,6 | 15741,0 | 33,8 | 15707,2 | 0,224 | |||
19,5 | 15379,5 | 60,3 | 15319,2 | 0,219 | |||
24,3 | 14325,7 | 93,6 | 14232,1 | 0,203 | |||
29,2 | 12586,8 | 135,11 | 12451,7 | 0,178 | |||
III |
8,7 | 7978,2 | 12 | 7966,2 | 0,114 | ||
17,4 | 8592,8 | 48 | 8544,8 | 0,122 | |||
26,1 | 8795,2 | 107 | 8688,2 | 0,124 | |||
34,8 | 8592,8 | 191 | 8401,8 | 0,120 | |||
43,5 | 8004,0 | 300 | 7704,0 | 0,110 | |||
52,2 | 7032,5 | 431 | 6601,5 | 0,100 | |||
IV
|
16,5 | 4162,6 | 43 | 4119,6 | 0,058 | ||
33 | 4483,2 | 172,6 | 4310,6 | 0,061 | |||
49,5 | 4588,8 | 388,3 | 4200,5 | 0,060 | |||
66 | 4483,2 | 690,3 | 3792,9 | 0,054 | |||
85 | 4176,0 | 1144,9 | 3031,1 | 0,043 | |||
99 | 3669,12 | 1553,1 | 2116,02 | 0,030 |
Форма графика динамической характеристики автомобиля приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Динамическая характеристика проектируемого автомобиля.
