2.1. Объем авторского текста
Правила подсчета объема авторского текста определены «Инструкцией по исчислению объема литературного произведения в авторских листах» (Приложение Б).
Пример:
Для подсчета объема авторского текста необходимо:
а) определить среднее количество знаков в строке (путем подсчета среднеарифметического количества знаков в 10 полных строках):
(57 + 53 + 62 + 55 + 60 + 51 + 54 + 57 + 59 + 62): 10 = 57 знаков
б) определить емкость одной полосы (среднее количество знаков в строке умножит на количество строк на одной полной полосе):
57 х 50 (количество строк на полосе) = 2850 знаков на полосе
в) определить объем авторского текста в издании (емкость одной полосы умножить на количество полос авторского текста в издании):
322,5 – сумма полос авторского текста издания (полных и не полных).
2850 х 322,5 (количество полос авторского текста) = 917 700 знаков авторского текста.
г) определить количество авторских листов в издании (количество знаков авторского текста разделить на 40 000 (количество знаков в одном авторском листе):
|
|
917 700: 40 000 = 22, 94 авторских листов
Объем авторского текста составляет 22, 94 авторских листа.
2.2. Объем иллюстрационного материала
Правила подсчета объема иллюстрационного (графического) материала определены «Инструкцией по исчислению объема книжно-журнальных и изобразительных изданий в учетно-издательских листах» (Приложение Б).
Расчет объема иллюстрационного (графического) материала проводится путем вычисления реальной площади всех иллюстраций в издании или установлении процента иллюстраций в общем объеме издания. Объем иллюстрационного (графического) материала подсчитывается по площади прямоугольника, в который может быть вписан рисунок (в том числе и рисунок непрямоугольной формы).
Для расчета объема иллюстрационного (графического) материала необходимо:
а) определить площадь каждой иллюстрации:
Пример: 3,5 см х 5 см = 17,5 см 2
4 см х 10 см = 40 см 2
10 см х 10 см = 100 см 2
21 см х 3 см = 63 см 2
б) сложить площади всех иллюстраций:
17,5 + 40 + 100 + 63 = 220,5 см 2 (площадь всех иллюстраций)
в) определить количество авторских листов иллюстрационного (графического) материала (сумму площадей всех иллюстраций разделить на 3000 см 2):
220,5: 3000 = 0,07 авторских листа
Объем иллюстрационного (графического) материала составляет 0,07 авторских листа.
3. Объем стихотворного текста
При расчете объема стихотворного текста в авторских листах необходимо посчитать количество стихотворных строк в произведении. Затем разделить общее количество строк на 700 (1 авторский лист стихотворного текста).
Пример:
Объем авторского стихотворного текста: 2579 (стихотворных строк): 700 = 3,68 авторских листа
|
|
4. Общий объем авторского материала в издании
Общий объем авторского материала в издании подсчитывается путем сложения количества авторских листов текста (прозы и стихов) и иллюстраций.
Пример:
22, 94 (авторских листов текста) + 3,68 (авторских листа стихов) + 0,07 (авторских листа иллюстрационного материала) = 26,69 авторских листа
Общий объем авторского материала в издании составляет 26,69 авторских листа.
5. Объем издательской информации
В издательскую информацию включается информация, не являющаяся результатом труда автора (колонцифры, содержание, издательская аннотация, выходные сведения, редакционное предисловие, иллюстрационный материал издательства, титульные данные и выходные сведения). Колонцифру считают за 0,5 строки основного текста, а колонцифру с подвижным колонтитулом – за 1 строку. Методика подсчета объема неоплачиваемой части автору аналогична методики подсчета авторского материала (Приложение Б).
Пример:
а) рассчитываем объем издательской текстовой информации:
1000 зн. (титульные данные и выходные сведения) + 1675 зн. (содержание) + 2563 зн. (аннотация) + 10 260 зн. (57/2зн. х 360 (колонцифры) = 15498зн.
15498: 40 000 = 0,39 издательских листов текста
б) рассчитываем объем издательского иллюстрационного материала:
2091 см 2 (4 фотографии размером 20,5 см х 25,5 см): 3000 см 2 = 0,7 издательского листа иллюстраций
в) общий объем издательскойинформации = 0,39 (текст) + 0,7 (иллюстрации) = 1,09 листов
6. Объем издания в учетно-издательских листах
Учетно-издательский лист – единица объема издания, равная, как и авторский лист, 40000 печатных знаков прозаического текста, или 700 стихотворным строкам, или 3000 см2 площади изображений. Объем издания в учетно-издательских листах определяется путем сложения общего объема авторского материала (текстового и иллюстрационного) и издательской информации (текстовой и иллюстрационной).
Пример:
26,69 (общий объем авторского материала) + 1,09 (издательская информация) = 27,78 учетно-издательских листа.
7. Объем издания в печатных листах
Печатный лист – единица измерения объема полиграфически оформленного издания.
Различают физические печатные листы и условные печатные листы.
Физический печатный лист – это единица измерения объема печатного издания, представляющая поверхность бумажного листа какого-либо формата, запечатанного с одной стороны.
Расчет количества физических печатных листов производится делением количества полос в издании на долю листа. Иногда объем издания не укладывается в целое число физических печатных листов, тогда появляется дробная часть листа. На стандартном листе бумаги размещаются два печатных листа (лицо и оборот), т.е. для издания, например, объемом 20 печатных листов потребуется 10 бумажных листов.
Дробная часть печатного листа – половина, четверть, восьмая доля, образуется, когда объем издания не укладывается в целое число физических печатных листов.
Условный печатный лист – это бумажный лист формата 60х90 см., запечатанный с одной стороны.
Коэффициенты приведения физических печатных листов (листов разных форматов) к условному печатному листу представлены в Приложении В.
Пример:
а) 380 (количество полос в издании): 16 (доля печатного листа) = 23,75 физических печатных листов
б) 23,75 физических печатных листов (формат 84х108/16) х 1,68 (коэффициент приведения) = 39,9 условных печатных листа.
1.6. Организационный план
В данном разделенеобходиморазработать организационную схему издательства и определить планируемую численность сотрудников издательства, в соответствии с особенностями издательства и планируемой к выпуску продукции.
1.6.1. Организационная схема издательства
Организационная схемаиздательства зависит от объема выпуска и характера издательской продукции, иллюстративностииоформления изданий,технологии подготовки издательских оригиналов,уровня автоматизациипроизводственныхпроцессов,коммерческойполитики и сферы деятельности издательства.Организационная схема должна быть оптимальной, обеспечивать наиболее целесообразную функциональную взаимосвязь и соподчиненность отдельных подразделений, оперативностьи экономичность деятельностииздательства.Организационные схемы издательств обычно построены по производственно-технологическому принципу с распределением функций между подразделениями в соответствии с организацией издательского процесса.
|
|
Перечень возможных подразделений издательства включает:
1. Руководство (директор, заместители директора, главный редактор, заместители главного редактора, главный художник).
2. Редакция тематического планирования и координации.
3. Редакции (книжные,журнальные).
4. Редакция (отдел) художественного оформления.
5. Графический отдел.
6. Производственный отдел.
7. Техническая редакция.
8. Бильд-редакция (фотослужба).
9. Корректорская.
10. Отдел подготовки издательских оригиналов-макетов.
11. Финансовый отдел.
12. Бухгалтерия.
13. Отдел маркетинга (распространения и рекламы).
14. Отдел снабжения.
15. Административно-хозяйственный отдел.
16. Отдел кадров.
17. Юридический отдел.
18. Канцелярия (общий отдел).
19. Библиотека.
20. Архив.
При директоре издательства возможно создание на общественных началах редакционного и художественного советов.
Примерныеорганизационные схемы представлены в Приложении Г.
1.6.2. Расчет численности редакционно-издательских работников (литературные редакторы, младшие литературные редакторы, технические редакторы, корректоры, художественные редакторы).
Численность и состав работающих в штате издательства работников зависит от направления и масштаба деятельности издательства, характера выпускаемых изданий, квалификации сотрудников, организации системы маркетинга и многого другого. Важным требованием рыночной экономики, предъявляемым к сотрудникам издательства, является универсализм, т.е. сочетание в одном лице знаний всех или нескольких сторон издательского процесса.
|
|
Штатных издательских работников подразделяют на следующие категории:
1) редакционные работники, принимающие непосредственное участие в работе над авторским оригиналом – редакторы (литературный, художественный, технический, научный), корректоры .
2) редакционные работники, выполняющие наряду с редакционными и производственными функциями также управленческие функции. К ним относятся заведующие: редакциями, отделом художественно-технического оформления, технической редакцией, корректорской, отделом подготовки оригинала-макета, фотолаборатории, выпускающий .
3) работники аппарата управления издательства – руководство издательства (директор, главный редактор, главный художник и др.), работники бухгалтерии, отделов снабжения, маркетинга, распространения, кадров .
4) младший обслуживающий персонал – уборщицы, охранники.
В издательской практике издательских работников первой и второй группы называют редакционно-производственными. Редакционных работников подразделяют на работников с нормированным и ненормированным трудом. К работникам с нормированным трудом относятся: редакторы, технические редакторы и корректоры. Для этой группы работников устанавливаются штатно-расчетные нормы, по которым определяется их численность на планируемый период.Нормы выражают величину затрат труда на осуществление отдельных видов производственнойдеятельности.В нормах учитывают все процессы, связанные с обработкой авторских оригиналов и выпуском изданий в свет.
Численность младшего обслуживающего персонала (уборщицы и др.) устанавливается исходя из специальных норм для каждой профессии.
Количество основных редакционно-издательских работников зависит от многих факторов: объема выпуска продукции в издательских листах, характера и сложности выпускаемых изданий, квалификации сотрудников, объема и содержания издательского портфеля, организации системы маркетинга и др.
Число штатных единиц редакторов, младших редакторов, технических редакторов, корректоров определяется на каждый год делением общего числа учетно-издательских листов плана выпуска на соответствующие годовые нормативы загрузки этих работников (с учетом времени на отпуск).Исходные данные для расчета представлены в плане подготовки авторских текстовых оригиналов (табл. 2) и нормативах расчета штата редакционно-издательских работников. (ПриложениеД).
Численность основных редакционно-издательских работников обычно составляет 70-80% от общего количества работающих в издательстве.
Опыт работы издательств показывает, что издательству необходимы следующие специалисты: по маркетингу . по производству (арт-директор по полиграфии, полиграфист, электронщик) . по ресурсам (бумаге и переплетным материалам) . художественный редактор, художник (дизайнер, оформитель, художник компьютерной графики), редактор, научный редактор, технический редактор, корректор, выпускающий.Указанные специалисты могут быть штатными или выполнять свои функции по договору с издательством.
1.7. Финансовый план
Раздел должен включать расчет себестоимости выбранного издания, определение прибыли и оптовой (отпускной) и розничной цен.
Себестоимость издательской продукции – это выраженная в денежной форме совокупность затрат на производство и продажу готовой продукции. Затраты на производство образуют общеиздательскую себестоимость, а затраты на производство и внепроизводственные расходы – полную издательскую себестоимость. Расчет себестоимости издания рекомендуется проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности» (далее – Методические рекомендации). В соответствии с Методическими рекомендациями для целей планирования, учета и калькулированияполной себестоимости издательской продукции рекомендуется применять следующие калькуляционные статьи:
1) расходы на авторский гонорар
2) расходы на гонорар за художественно-графические работы
3) расходы на полиграфические работы
4) расходы на материалы
5) редакционные расходы
6) общеиздательские расходы
7) расходы на продажу
8) потери от брака (только в отчетных калькуляциях).
В случаях, вызванных издательской спецификой, при планировании и учете затрат на выпуск и реализацию издательской продукции могут быть выделены затраты на изготовление переплетных крышек по следующим статьям:
1) расходы на бумагу для наклейки на переплетные крышки .
2) расходы на картон .
3) расходы на переплетные материалы .
4) расходы на комплектующие изделия и покупные полуфабрикаты .
5) расходы на полиграфические работы .
6) потери от брака (только в отчетных калькуляциях).
