“Растения- часть живой природы”
цели:
· Сформировать удетей целостный взгляд на природу и место человека в ней.
Задачи
образовательная:
· Закреплять ипополнять знания детей о природе;
· Учитьсогласовывать слова в предложения;
· Активизироватьсловарь детей.
-развивающая:
· Совершенствоватьумение выразительно читать стихи;
· Развиватьумение логически мыслить;
· Развиватькоммуникативные умения;
· Развиватьмонолог и связную речь.
· Развиватьумение слушать классическую музыку
· Развивать умениенахождение образов с помощью музыки
-воспитательная:
· Воспитыватьлюбовь и бережное отношение к природе;
· Воспитыватьответственное отношение к окружающей среде;
· Вырабатыватьнавыки грамотного и безопасного поведения в природе.
· Воспитывать и прививатьлюбовь к музыкальным произведениям о природе
-Здоровьесберегающая:
· Чередоватьвиды деятельности, предупреждая переутомление детей.
Интеграция образовательныхобластей:
“Коммуникация”, “Социализация”,“Познание”, “Физическая культура”, “Художественное слово”, «Творчество»,«Музыкальная деятельность»
Развивающая среда:
Слайды, схема-модель “Строениерастений”, стихи, загадки, экологическая сказка, музыкальные произведения ПоляМариа «В мире животных» и Чайковский «вальс цветов», «Октябрь», Вивальди«Осень», Грик «Утро»,
«Угадай про что я говорю»
«Хорошо-плохо»
Предварительная работа:
· Беседа на тему“Из чего состоит любое растение”;
· Просматриваниесхемы-модели “Строение растений”;
· Прослушиваниямузыки Поля Мариа «В мире животных»
· Разучиваниенаизусть стихотворений;
· Отгадываниезагадок;
· Показэкологической сказки «Все живое нуждается в воде»;
· Наблюдения напрогулке;
· Проведениеопыта: как растение живет без воды;
· Беседа натему: «Как вести себя на природе»
· Рисованиелистьев деревьев;
· Изготовлениеподелок из природного материала.
Методы и приемы:
· Рассматривание;
· Обсуждения;
· Пояснения;
· Беседа;
· Слушание .
Словарная работа:
Растения, дуб, береза, клен,рябина, одуванчик, крапива, подсолнух, ромашка, зверобой, шиповник, подорожник,мать-и-мачеха, корень, стебель, цветок, листья.
Ход занятия:
I. Организационнаячасть
II. Основная часть
III. Заключительнаячасть
I. Организационнаячасть
Дети заходят под музыкуЧайковского «Октябрь».
— Ребята, я вчера читала очень интереснуюкнигу . Называется он «» и знаете, что я узнала: «Природа на нашей планете всесильней загрязняется
, все больше растений заносится в «Красную книгу». А к чему это может привести?(рассуждения детей)»
Звучит мелодия «В мире животных».На фоне приглушенной музыки воспитатель читает стихи:
II. Основная часть
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
Это все вокруг-Природа!
Природа- это то, что создано исуществует само по себе, без помощи человека.
Слайд № 1-13
Назовите, что относится к природе- Воздух,вода, растения, небо, облака, река, камень, животные- Молодцы.
Все, что вы видели — это природа.Природа бывает живая и неживая.
Неживая природа-это горы , камни,небо, облака, вода.
-А что относится к живой природе?
Живая природа-это то, что растет,питается, развивается и размножается.
Живая природа- это растения,животные, насекомые и бабочки..
Комнатные растения-это живаяприрода? А почему?
Что растет в природе? — Деревья, кустарники, цветы,трава.
А деревья относятся к живой илинеживой природе?
Какие вы знаете деревья? — Клен, береза, дуб, рябина.
Вы знаете, из каких частей состоитдерево? Давайте посмотрим на дерево.
Слайд№ 14
Что у дерева под землей? – Корни.
А зачем они? – Деревья держатся корнями за землюи берут из нее питание.
А дальше? — Дальше идет ствол.
А на стволе? — На стволе находится кора.
Потом идут? — Ветки. А на ветках — листочки.
Деревья бывают лиственные ихвойные.
Как вы думаете какие деревьяявляются лиственными?
Лиственные- это деревья, у которыхна ветках листья, а хвойные- это те, у которых хвоя или иголочки.
Слайд № 15,16
Какие вы знаете лиственныедеревья? — Дуб,клен, осина, береза.
Какие вы знаете хвойные деревья?– Сосна, ель.
Какую пользу приносят деревья?
Зачем деревья осенью сбрасываютлистья?
МОЛОДЦЫ!!!
А сейчас мы потанцуем! (Танец слисточками)
КУСТАРНИК
Очень красивый танец получился, алисточки были у вас как с деревьев, так и с кустарников.
А чем отличаются деревья икустарники?- Деревья выше, а кустарник- ниже. У дерева один ствол,а укустарника- несколько стволов.
А чем они похожи? – У деревьев и кустарников естьветки и листья, они дают плоды.
Человеку кустарники дают ягоды,орехи, лекарственнные плоды. Человек наслаждается их красотой и тенью.
Какие вы знаете кустарники?- Шиповник,сирень, орешник, малина, черная смородина.
Ой, смотрите, какой красивыйцветочек оказался среди наших листочков.
Звучит Чайковский «Вальс цветов»
ЦВЕТЫ
Ребята, а вы знаете, что цветытоже часть нашей природы. Они растут и в саду
, и на лугу.
Садовые цветы- это цветы, которыевыращивает человек.
Какие вы знаете садовые цветы?- Флоксы,бархатцы, георгины, розы.
Луговые- это те, которые растут вполе, в лесу.
Какие вы знаете луговые цветы? — Васильки, ромашки,одуванчики, колокольчики.
Молодцы.
Слайд № 23, 24
Давайте поиграем в игру «Угадай,про что я говорю»:
У него есть один ствол, ветки и листья- Дерево.
Они растут в траве, красиво цветут, бывают разного цвета- Цветы.
У него есть корень, несколько тонких стволов, ветки илистья- Кустарник.
Что покрывает всю землю? — Трава.
Молодцы.
Физкультминутка
Вивальди «Осень».
Станем мы деревьями, сильными, большими.
Ноги- это корни, их расставим шире,
Чтоб держали дерево, падать не давали,
Из глубин далеких воду доставали.
Тело наше- ствол могучий, он чуть-чуть качается,
И своей верхушкой острой в небо упирается.
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют,
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют.
Пальцы веточками будут, листья закрывают их.
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!
Молодцы.
-Ребята, посмотрите, какиекрасивые листочки нам ветерок занес. Ой, на них загадки написаны. А вы любитеотгадывать загадки?
Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (Ель)
***
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки (Одуванчик)
***
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки (Береза)
***
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит (Колокольчик)
***
Стоят в лугах сестрички
Золотой глазок, белые реснички (Ромашка)
***
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица.
Что это за диво?
Это же……(Крапива)
***
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает (Подснежник)
***
На солнце я похожий,
И солнце я люблю.
За солнцем поворачиваю
Голову свою (Подсолнух)
Молодцы, все загадки отгадали.
Ребята, а вы знаете, что в лесуесть своя лесная аптека? Что такое аптека? —Это где продают лекарства.
Правильно. А в природе аптека- это растения, которые помогаютлюдям избавляться от многих болезней.
Много трав растет полезных,
На земле страны родной!
Помогают от болезней:
Липа, мята, зверобой.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем!
Ребята, а какие лекарственныерастения вы знаете? (ответы детей)
В природе очень многолекарственных растений.- человек ими пользуется, когда болеет или плохо себячувствует.
Список лекарственных трав оченьбольшой. Надо уметь правильно пользоваться
Ты натер ногу в пути, упал и иободрал коленку, какое растение может облегчить боль? (Подорожник)
Чем полоскают горло, когдаболит? (настойиз коры дуба)
Какое растение помогает от кашля?(Ромашка)
А сейчас, ребята, давайте с вамипоиграем! У меня есть волшебное лечебное растение, ромашка! Я вам предлагаюприготовить отвар и полечить ребят, которые кашляют. Ведь ромашка – эторастение, которое помогает от кашля. А помогать мне будут мои друзья, Зайчик иЕжик. (заваривание травы и лечение детей отваром ).
Ребятки, вот мы с вами иубедились, что растения это чудесное творение природы. Они очень важны длячеловека. Растения нас лечат, а еще они укрепляют воздух. Чтобы сохранитьрастения надо любить и охранять природу и тогда она ответит нам зеленымилесами, пушистой травой и цветущими кустарниками. Природа- это такой же дом,как и тот, в котором мы живем. А значит мы должны ухаживать, беречь его,ухаживать и оберегать растения в природе, не загрязнять свой второй дом.
А сейчас мы с вами посмотриминсценировку экологической сказки «Все живое нуждается в воде».
Подвеселую музыку выходят Зайчик и ЁЖ
Жилбыл заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный,шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку породному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы неножек.
-«Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»
-«Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утродождь идет, настроение отвратительное».
-«Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегдасветило солнце».
-«Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
-«Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, всеживое засохнет и погибнет».
-«Да ну заяц, я тебе не верю».
— «Адавай проверим»?
— «И как же это мы будем проверять»?
-«Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».
-«Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!
— «Ежик и ты мне подари цветы».
-«Да запросто на держи».
— «Атеперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Япоставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы ввазу, но воду не наливай».
-«Хорошо заяц. До свидания»!
Прошлотри дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркоесолнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречуему ежик не головы не ножек.
-«Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит,птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
-«Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне такжалко, это же был твой подарок».
-«Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?
-«Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазебез воды».
-«Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет ипогибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы,растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».
-«Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоватьсявсему вокруг»!
Веселыйтанец
Спасибо, вам, зайчик и ежик, зато, что вы нам так хорошо объяснили, что все живое нуждается в воде.
— Ребята, а вы знаете как надовести себя на природе? (спрашивает зайчик)
Ответы детей:
Не ломать деревья и кустарники, неделать надрезы на деревьях- от этого они сохнут и погибают.
Не рвать цветы. Пусть люди,которые пойдут за тобой полюбуются ими.
Не сорить в лесу. Стараться ходитьпо тропинкам, чтобы не топтать растения.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
-А я сейчас я проверю, как вызапомнили, как надо вести себя на природе.(говорит ежик)
Поиграем в игру «Хорошо-плохо»-«Если я приду в лесок»
Я буду говорить вам свои действия,а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим “Да”, если плохо — всевместе кричим “Нет”.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да)
Да, я вижу, что вы знаете как себявести в лесу и в поле.
Ребята, теперь вы поняли, как надоотноситься к природе?- Да.
Любите родную природу
Озера, леса и моря
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней,
Давайте же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
IV. Заключительнаячасть
— Ой, ребята, а что у вас здесьтакое красивое?(говорит зайчик)
-ты, что,зайчик, не видишь, чтоэто рисунки наших ребят. Сколько красивых осенних листиков они намнарисовали.(говорит ежик)
-А теперь, ребята, давайтеотдохнем.(говорит зайчик)
Звучит музыка Грик «Утро»
Закроем глаза и послушаем музыку.
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок, я вдыхаюсвежий чистый воздух.
Колышутся травы,
Звонко поют птицы.
Мне хорошо и приятно, я хочу житьв мире с природой.
Мы нужны друг другу.
Я буду другом и защитником всемуживому.
Спасибо, вам, ребята, за нашеудивительное путешествие в страну растений. До новых встреч.
Звучит музыка Чайковский«Октябрь». Дети выходят из зала.