Разбордрамы Александра Сумарокова «Дмитрий Самозванец» с точки зрения классическихканонов.
Классицизм– это и литературное течение, и направление в искусстве.
В европейскойкультуре классицизм начал своё существование с XVIIпо XIXв.В основе классицизма лежат идеи античности.
Художественноепроизведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгихканонов,тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес дляклассицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении онстремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасываяслучайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромноезначение общественно-воспитательной функции искусства.
Во многомклассицизм опирался на античноеискусство (Аристотель,Гораций),взяв его за идеальныйэстетический образец, «золотой век»
Жанры классицизма
В классицизме все жанры делилисьна:
— Высокие(их характерные черты – абстрактность, самые общие идеи, государственныеили философские проблемы).
- Эпопея — героическая поэма об экстраординарном событии в жизни государства,
- Ода — воодушевленное стихотворение о важном государственном событии или тех или иных философских взглядах автора,
- Ораторская речь – то же, что ода, только в прозе.
— Средние (характерные черты– борьба высоких идей или идеалов с эгоистическим стремлением к личномусчастью).
- Трагедия – борьба между долгом, разумом и чувством, при этом обязательно побеждал долг.
- В стихах – идиллия, эклога и др.
— Низкие (характерные черты– конкретная жизнь и характеры людей, обычно в комическом ключе).
- Бытовой роман,
- Басня,
- Комическая и пародийная поэзия,
- Комедия.
Законыклассицизма:
· Закон триединства: единства времени, местаи действия;
· Произведение должно включать в себя 5актов;
· Конфликт героев построен на противоречиидолга и личных чувств, где герой должен пожертвовать личное долгу;
· Сюжеты трагедий черпались из античности.
· Основные герои имеют в произведении неменее одного монолога.
Ярчайшимпредставителем классицистической русской драматургии 18 векаявился Александр Сумароков (1717 – 1777).Русский поэт,драматурги литературныйкритик. Один из крупнейших представителей русскойлитературы XVIII века.
Цельюсвоего творчества – и драматургии, и поэзии – Сумароков считал воспитание удворян благородных черт характера. Он рисковал даже поучать монарших особ,поскольку они не соответствовали нарисованному им идеалу.
Егодраматургия носила откровенно дидактический характер. Но это не значит, что онабыла неинтересна или неоригинальна. Пьесы Сумарокова написаны блестящим языком.Драматург снискал у современников славу «российского Мольера».
Сумароковымбыло написано 9 трагедий. Литературоведы разделяют их на две группы.
· Впервую входят трагедии, написанные в 1740-1750 года.
Это «Хорев» (1747), «Гамлет»(1748), «Синав и Трувор» (1750), «Аристона» (1750), «Семира» (1751), «Димиза»(1758).
· Втораягруппа трагедий была написана после 10-летнего перерыва:
«Ярополк и Димиза» (1768)(переработанная «Димиза» 1958 г.) «Вышеслав» (1768), «Димитрий Самозванец»(1771), «Мстислав» (1774).
Герои трагедий в соответствии сэстетикой классицизма четко делятся наположительных и отрицательных. В трагедиях практически минимум действий.Основную часть времени занимают монологи главных героев, зачастую обращенные кзрителю, а не к происходящему на сцене. В монологах автор со свойственной емупрямотой излагает свои нравоучительные мысли и принципы морали. За счет этоготрагедии проигрывают в динамике, но суть пьесы оказывается заключенной не вдействиях, а в речах героев.
Попробуемохарактеризовать трагедию Сумарокова «Дмитрий Самозванец» с точки зренияклассических традиций. В основу сюжета трагедииположены реальные события 17в., «Смутное время», благодаря поддержке поляков в1605г. Лжедмитрий ( он же монах Григорий Отрепьев) захватывает власть а потом егосвергает взбунтовавшийся народ 17 мая 1606 года на рассвете по приказу Шуйскогоударили в набат на Ильинке.
Действующиелица трагедии:
ДмитрийСамозванец
КнязьШуйский
Георгий– князь Галицкий
Ксения– дочь Шуйского
Пармен– наперсник Димитриев
Начальникстражи
Бояреи прочие
Всёдействие происходит в Кремле, в царском доме. В основном это не меняющеесяпомещение, в котором меняются только персонажи. Хотя на мой взгляд для болеелогичного восприятия пьесы я выделил бы отдельно покои Дмитрия, где онпроизносит один из своих монологов и в конце там же укрывает Ксению:
ДЕЙСТВИЕ V
ЯВЛЕНИЕ 1
Димитрий
(один)
Занавесподымается: Димитрий спящий сидит на креслах, возле него стол, на которомцарские утвари, и, проснувся, говорит:
Довольно я терплюдушевных огорчений,
Не умножайте вы, мечты, моих мучений!
Мне всё приснилося, чем страшен мне сей град,
И весь перед меня предстал ужасный ад.
И так втрагедии 5 актов, соблюдено единство места и единство времени: всё происходитза одни сутки.
А теперьдавайте посмотрим на чём построен конфликт героев?
Шуйский и Пармен –это бояре, которые ратуют за свою страну, и они не желают отдавать свою странуни под ярмо поляков, ни под прихоти папы римского.
Сам Дмитрий,упоённый властью, ослеплённый ей является безусловно отрицательным персонажем.В нём нет ничего положительного он на столько заигрался и убедился всобственной власти, что ставит себя рядом с Богом. Убить для него ничего нестоит, так же как взять чужое по собственной прихоти. Дмитрий влюблён в Ксениюи собирается силой отнять её у Георгия. Молодые люди любят друг друга, и онивступают в конфликт с самодержцем, они не хотят сдаваться и отпускать другдруга, но чувство долга перед русским народом и отечеством заставляет их идтина жертвы. Дмитрий, циничный правитель для которого есть только один авторитет– это, он сам. Он говорит Пармену что хочет жениться на Ксении на что тотзамечает:
Пармен
У Ксении жених, ау тебя супруга…
Димитрий
Я чту тебя,Пармен, как верного мне друга.
Так я не кроюся. Могу прервати брак,
И тайный яд мою жену пошлет во мрак.
Пармен
Объемлет трепет…
Димитрий
Ты пугаешьсянапрасно.
Пармен
О действии такомпомыслити ужасно.
Димитрий
Я к ужасу привык,злодейством разъярен,
Наполнен варварством и кровью обагрен.
А так Дмитрийотзывается о русском народе и открыто не стесняясь говорит о том, что оннамерен с ним сделать:
Димитрий
Российскийя народ с престола презираю
И власть тиранскую неволей простираю.
Возможно ли отцем мне быти в той стране,
Котора, мя гоня, всего противней мне?
Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,
Что россам ссылку, казнь и смерть определяю.
Сыны отечества — поляки будут здесь;
Отдам под иго им народ российский весь.
Тогда почувствую, последуя успеху,
Я сан величества и царскую утеху,
Когда притом и то я в добычь получу,
Что я давно уже иметь себе хочу.
Оноткрыто заявляет, что хочет отдать русский народ Полякам и даже Пармен не всилах его переубедить.
Тут приходитначальник стражи с сообщением, что народ волнуется и что кое-кто дажеотваживается прямо говорить о том, что нынешний государь не царский сын,а беглый монах Отрепьев, самозванец. Димитрий подозревает в заговореШуйского и требует, чтобы Шуйского с Ксенией привели к нему.
Дмитрий
Мятеж — отШуйского. В лице его то зрю.
Когда во друга я врага не претворю,
В сей день пожрет его, пожрет земли утроба,
Отверзу и ему и Ксении дверь гроба. – Мы видим, что Дмитрий готов на всё радисвоего эгоизма, даже убить любимую.
Шуйский уверяетцаря в том, что и народ, и сам он, Шуйский, любят Димитрияи послушны его воле. Тогда в доказательство покорности самозванецвелит отдать за себя Ксению. Но девушка гордо отказывает ему: дажеугроза смерти не может заставить её забыть своего жениха Георгия.Шуйский обещает царю убедить дочь.
Кактолько Ксения остаётся наедине с отцом, тот открывает ей, что намеренвскоре свергнуть Дмитрия с престола, а пока, что нужно потерпеть иподыграть. Шуйский просит дочь притвориться покорною Димитрию. Позже в ихзаговор вступит и Георгий и сё это их жертва долгу.
Следующийпункт классицизма «Жертвенность Героев собственными интересами ради долга»лейтмотивом пойдёт через всё произведение, когда Ксения останется с Дмитриемнаедине, она как настоящая положительная героиня, будет пытаться хоть как то нанего повлиять:
Ксения
Достойно,государь, злодеев истребляти,
Однако должно ли невинных погубляти?
Не беззаконию ль определенна месть?
Димитрий
Достойны мщеньявсе, колико смертных есть.
Ксения
Когда такими всехДимитрий примечает,
Себя ль единого он только исключает,?
Димитрий
Когда бы менеесамолюбив я был,
Давно б Димитрия Димитрий погубил,
И если б было лъзя с собою разделиться,
Я стал бы мукою своею веселиться,
Готовый сам себе в мученьи сострадать
И на отчаянье отчаян соглядать.
Вконце, жертвенность главных героев (положительных) достигнет самой высокойточки когда Дмитрий схватит Ксению и прикажет Шуйскому и Георгию под угрозойубийства Ксении, успокоить восставших, но все троя откажутся это выполнитьжелая лучше принять смерть:
Димитрий
Когда содеятихотите ей пощаду,
Ступайте вон отсель и объявите граду,
Что я им дарствую и милость и приязнь,
Или над сей княжной свершится града казнь.
Шуйский
За град отеческийвкушай, княжна, смерть люту!
Георгий
Стремится на менязло всё в сию минуту!..
Судьбина, ждал ли я толь страшного часа?!.
Вельможи и народ!.. Димитрий!.. Небеса!..
Оставь невинную, моей лей токи крови
И сотвори конец несчастнейшей любови!
Димитрий
Мне жертва та малак отмщенью моему.
Георгий
(отступив иобратився к народу)
Спасения лишен, насмерть лечу к нему.
(Бросаяся нанего.)
Прости, любезная!
Ксения
Прости!
Димитрий
(устремився Ксениюзаколоть)
Увяньте, розы!
Пармен
(с обнаженныммечем, вырывая Ксению из рук его)
Прошли уже твоижестокости и грозы!
Избавлен наш народ смертей, гонений, ран,
Не страшен никому в бессилии тиран.
Ксчастью, Пармен спасает главных героев и им не приходиться приносить жертву. Намой взгляд это не значительное отхождение от канона (умирает толькоотрицательный герой) делает драму более мягкой, более гуманной для зрителя,ведь герои готовы были жертвовать и доказали это, и этого вполне для Сумароковаоказалось достаточно.
Следующийпункт классического построения драмы, который тоже необошёл стороной автор – это многочисленные монологи главных героев, черезкоторые мы узнаём больше об их переживаниях.
Напримеродин из монологов Дмитрия заставляет обратить на него внимание как на обычного человекакоторый тоже может любить:
Димитрий
Смягчает мя любвижелаемая сладость.
Как я ее люблю, хоть я о ней стонал,
Я то до сих минут еще не прямо знал.
Любовью чувствие мое не утешалось,
И сердце славою единой украшалось.
Подвластен нежности простонародный дух,
И сей увеселял меня единый слух,
Что мой божественный венец ко страху блещет,
Москва во ужасе, Россия вся трепещет,
Дворяня знатные у ног моих лежат,
Вельможи предо мной, как пленники, дрожат.
Должнали нежности порфира быть причастна?!
О гордая душа! И ты любви подвластна.
Ачего стоит монолог Дмитрия, когда он осознаёт весь ужас своих поступков ипытается найти хоть какой-то выход, и понимает, что его в конечном итоге ждётпропасть ада:
ЯВЛЕНИЕ 7
Димитрий
(один)
Нетвердо на главемоей лежит венец,
И близок моего величия конец.
Повсеминутно жду незапныя премены.
О устрашающи меня Кремлевы стены!
Мне мнится, что всяк час вещаете вы мне:
«Злодей, ты — враг, ты — враг и нам и всей стране!»
Гласят гражданя: «Мы тобою разоренны!»
А храмы вопиют: «Мы кровью обагренны!»
Уныли вкруг Москвыпрекрасные места,
И ад из пропастей разверз на мя уста.
Во преисподнюю зрю мрачные степени
И вижу в тартаре мучительские тени.
Уже в геенне я и в пламени горю.
Воззрю на небеса: селенье райско зрю,
Там добрые цари природы всей красою,
И ангели кропят их райскою росою.
А мне, отчаянну, на что надежда днесь?!
Ввек буду мучиться, как мучуся я здесь.
Не венценосец я в великолепном граде,
Но беззаконник злой, терзаемый во аде.
Я гибну, множество народа погубя.
Беги, тиран, беги!.. Кого бежать?.. Себя?
Не вижу никого другого пред собою.
Беги!.. Куда бежать?.. Твой ад везде с тобою.
Убийца здесь; беги!.. Но я убийца сей.
Страшуся сам себя и тени я моей.
Отмщу!.. Кому?.. Себе? .. Себя ль возненавижу?
Люблю себя… Люблю… За что?.. Того не вижу.
Всё вопит на меня: грабеж, неправый суд,
Все страшные дела, все купно вопиют.
Живу к несчастию, умру ко счастью ближних.
Завидна участь мне людей и самых нижних.
И нищий в бедности спокоен иногда,
А я здесь царствую и мучуся всегда.
Терпи и погибай, восшед на трон обманом,
Гони и будь гоним, живи, умри тираном!
Вэтом на мой взгляд тоже прослеживается индивидуальный подчерк Сумарокова, унего даже персонаж который должен быть абсолютно злым, в этом его крайность, водиночестве своём проявляется как живой человек со своими чувствами и страхами.Герой отдаёт себе трезвый отчёт в том кто он и что его ждёт.
Ипоследний пункт: сюжет трагедии черпается изантичности. Сюжеты должны воспитывать зрителя. В данном случае этот пункт не полностьюсоблюдается Сумароковым, но и не игнорируется вовсе. Он берёт реальныеисторические события и героев этих событий. Он показывает, как развращаетчеловека власть и превращает его в ничтожество, убивая то лучшее, что заложеноБогом, и даже любовь этого человека превращается во что-то уродливое иэгоистичное. Но есть и такие которые всегда остаются людьми не взирая натрудности и обстоятельства, так например Ксения, готова была жить с Георгием вбедности, хоть в шалаше, только бы быть с любимым а значит в этом мире не всёещё потеряно.