Тема: Разделительный мягкий знак.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цель: формировать навык правописания слов сразделительным Ь.
Личностные УУД:
— формировать мотивацию к обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности;
— применять правила делового сотрудничества;
Познавательные УУД:
— обобщать и классифицировать по признакам;
— ориентироваться на страницах учебника;
— находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД :
— сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленнымизадачами;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
— организовывать совместную работу в паре, в группе;
Регулятивные УУД:
— оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей;
— осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
— анализировать свою работу, находить ошибки, исправлять ихпричины
Оборудование: компьютер, интерактивная доска,электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, алгоритмы.
Ход урока.
1.Мотивация к коррекционной деятельности.
— Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашимигостями.(дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваютсяобратно) (Слайд 1)
-Прозвенел уже звонок-
Начинается урок.
Мы друг к другу повернулись
И друг другу улыбнулись.
(НА ДОСКЕ появляется пословица с ошибками: (Слайд 2) Учене– свет, а неученее – тьма)
— Прочтите пословицу. На что обратили внимание? (есть ошибки) Вкаких словах? (УченЬе и неученЬе) (Слайд 3)
— Да. Там должен быть Ь. Какую функцию он выполняет в этих словах?(разделяет согласную и гласную)
— Как вы можете сформулировать тему нашего урока? (РазделительныйЬ) (Слайд 4)
(НА ДОСКЕ появляется тема + перевернуть листок с названием темы наобычной доске, чтобы она была весь урок)
2.Актуализация и пробное учебное действие.
1)Чистописание.
— Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. (17октября)
— Понаблюдайте за буквосочетаниями: (НА ДОСКЕ) (Слайд 5) ньнья мь мья
бь бьи вь вьи
— Какую роль выполняет Ь в буквосочетаниях: нь, мь, бь, вь?(Смягчает согласную) Приведите примеры слов с этими буквосочетаниями.
— Какую роль выполняет Ь в буквосочетаниях: нья, мья, бьи, вьи?(Разделяет согласную и гласную) Значит он…? (разделительный) Приведите примерыслов с этими буквосочетаниями.
— Запишите слова, используя данные буквосочетания, в которых естьразделительный Ь и подчеркните его.
— Проверьте свои работы. (Слайд 6) (НА ДОСКЕпоявляется запись: нья, мья, бьи, вьи.)
— У вас должны быть слова с данными буквосочетаниями: нья, мья,бьи, вьи. Прочтите свои слова. (…)
— У вас на партах у каждого есть ЛИСТОК САМООЦЕНКИ. На нёмизображены незаконченные смайлики. Вам после каждого задания нужно оценить своюработу, дорисовав нужный знак. Если всё правильно, то …, (Слайд 7)еслинемного ошибся, то …, (Слайд 8) если совсем неправильно, то… (Слайд 9) .
— Оцените свою работу на листе самооценки.
2)Словарная работа.
— Сейчас вам нужно по моим описаниям отгадать слова и записать их втетрадь. (сначала отвечают, потом пишут)
- Дождливая пасмурная погода (ненастье) (Слайд 10)
- Домики для пчёл (ульи) (Слайд 11)
- Мама, папа и дети (семья) (Слайд 12)
- Очень любит есть бананы. Это точно… (обезьяна) (Слайд 13)
- Чувство огромной радости (счастье) (Слайд 14)
— Что общего у всех этих слов? (есть разделительный Ь)
— Сверьте свои работы с эталоном на доске. (Слайд 15) (НАДОСКЕ появляется запись всех этих слов) Подчеркните орфограмму.
— У кого все слова записаны верно?
— У кого были ошибки?
— Оцените свою работу на листе самооценки.
3.Локализация индивидуальных затруднений.
— Что вызвало затруднение? (забыл правило написанияразделительного Ь)
— Что нужно сделать, чтобы справиться с данным затруднением? (вспомнить правило, вспомнить алгоритм грамотного письма, вспомнить алгоритмдействий при написании слов с разделительным Ь)
— Кто готов нам напомнить правило написания разделительного Ь? (…)
— Давайте послушаем более точную формулировку. (включаетсязапись) (2 — 2)
— Теперь давайте вспомним алгоритм грамотного письма. (на обычнойдоске прикреплены на магнитах полоски с пунктами из алгоритма)
— Поставьте пункты в правильную последовательность. (выходитученик) Проверьте. (если нужно– исправьте)
Алгоритм грамотного письма. 1.Произнеси слово. 2.Определи опасное место. 3.Назови орфограмму. 4.Вспомни и примени правило. 5.Обозначь орфограмму. |
— Теперь давайте вспомним алгоритм действий при написании слов сразделительным Ь. (на обычной доске прикреплены на магнитах полоски с пунктамииз алгоритма)
— Поставьте пункты в правильную последовательность. (выходитученик) Проверьте. (если нужно- исправьте)
|
4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленныхзатруднений.
— Итак, какие цели мы можем поставить перед собой на уроке?(отработать правило написания слов с разделительным Ь; тренироваться писать безошибок слова с разделительным Ь; развивать внимание, память, речь)
— Что будем для этого использовать? (правило написания разд. Ь;алгоритм действий при написании слов с разд. Ь; эталоны – образцы; учебник)
5.Реализация построенного проекта.
1.Игра.
— Правило вспомнили, алгоритмы вспомнили. Теперь поиграем.
— Я сейчас буду называть слова. Если вы услышали слово с разд. Ь ,то издаёте один хлопок, если нет разд. Ь, то ничего не делаете. (лень, воробьи,стулья, деньки, редька, варенье, дождь, огоньки, ручьи, новоселье, колосья)Молодцы.
— Оцените свою работу на листе самооценки.
2.Игра «Проверь свою память» . (Слайд16)
(НА ДОСКЕ: верные друзья СПРАВА КАРТИНКИ друзей
удобное жильё жилья
тёплой осенью осени
шустрые воробьи воробьёв)
— На какое правило все слова справа? (разд. Ь)
— Постарайтесь запомнить эти словосочетания. (затем пропадаютправые слова и картинки) (Слайд 17)
— По первому слову каждой пары восстановите и запишитесловосочетания. Подчеркните разд. Ь.
— Проверьте себя по эталону. (НА ДОСКЕ появляется запись) (Слайд18)
— У кого нет ошибок?
6.Обобщение затруднений во внешней речи.
— У кого есть ошибки?
— Оцените свою работу на листе самооценки.
— Анализируем с проговариванием. (ученики, допустившие ошибки,проговаривают по алгоритмам, которые у каждого на парте)
(Слово ДРУЗЬЯ. Здесь опасное место между буквами З и Я. Орфограмма«Правописание разд. Ь». Правило- Разд. Ь пишется в корне слова после букв,обозначающих согласные звуки, перед буквами е,ё,и,ю,я. Здесь гласная Я несливается с согласной З. Значит нужно написать разд. Ь.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Теперь, ребята, вам нужно выполнить индивидуальные заданияразного уровня сложности.
— Те ребята, которые ошибались при написании слов с разд. Ь,возьмите конверт с красным значком, а те, которые не ошибались – конверт сзелёным значком. На обратной стороне конверта напечатано задание. Задача всех –выполнить задание в тетради. (Слайд 19)
Красный:
— Запишите слова, соответствующие данным картинкам. Подчеркните разделительный мягкий знак. Картинки: листья, деревья, перья, сосулька, печенье, деньги, муравьи, ружьё. |
Зелёный:
— Спишите словосочетания, исправив ошибки. Подчеркните разделительный мягкий знак. Жёлтые листя, подарить колцо, постирать белё, сварить варьене, поют солови. |
— А теперь достаньте из конвертов эталоны для самопроверки.Сверьте свою работу с эталоном. (Слайд 20)
— Кто работу выполнил верно? Сделайте вывод (мы усвоили эту тему)
— Кто ошибался? Сделайте вывод : что нужно предпринять? (ещёпотренироваться)
— Оцените свою работу на листе самооценки.
8.Включение в систему знаний и повторение.
1.Работа по учебнику. (Слайд 21)
— Теперь, ребята, откройте учебник на странице 69. Упражнение 126.
— Читаем задание. (Прочитайте. Озаглавьте текст) (дети читают поодному предложению)
— Как можно озаглавить? (Мышки)
— Что обозначает каждое выделенное слово? (…) Обратите внимание навыделенные слова. Что вы заметили? (Звучат и пишутся одинаково, а лексическоезначение у них разное) К какой лексической группе относятся такого рода слова?(К омонимам)
— В каких словах употреблён разделительный Ь? (Компьютер, спомощью)
— В каких словах мягкий знак как показатель мягкости согласногозвука? (маленькая)
— Спишите второе предложение. Обращаю внимание, там есть кавычки.Они пишутся … .Подчеркните в словах разделительный Ь. (один ученик работает удоски) Проверьте.
— Оцените свою работу на листе самооценки.
2.Работа со словарным словом КОМПЬЮТЕР.
— Рассмотрите картинку и прочитайте слово. (на обычной доскепоявляется карточка слова КОМПЬЮТЕР)
— В каком словаре можно посмотреть значение этого слова? (втолковом)
— Откройте словарь и прочитайте о лексическом значении слова. (…)
— Какую роль выполняет Ь? (разделительный)
— Какие ещё есть орфограммы в этом слове, помимо разд. Ь?(правописание непроверяемых гласных О и Е.
— Постарайтесь запомнить, как пишется это слово. Повторите вместе,проговаривая каждую букву. (…)
3.Повторение правил переноса слов с Ь.
— Теперь давайте вспомним правила переноса слов, в которых есть Ь.(дети отвечают)
— Давайте послушаем более точную формулировку. (включается запись)
— Теперь поиграем. (НА ДОСКЕ появляется задание – раздели словадля переноса.) (дети по-одному выходят к доске и передвигают чёрточку в нужноеместо) Молодцы.
4.Работа по учебнику.
— Посмотрите в учебник упражнение 127. Прочтите все слова. (…)
— Прочтите теперь только выделенные слова. (компьютер, самолёт,паровоз.)
— Какое из выделенных слов самое «молодое»? (компьютер)
— Какие изученные орфограммы есть в данных словах? (разд. Ь, Ь –показатель мягкости согласного, непроверяемая гласная в корне слова, парнаясогласная)
— Запишите только слова с разд. Ь, разделяя чёрточкой дляпереноса. (один ученик выполняет у доски)
— Взаимопроверка. Меняемся тетрадями с соседом по парте ипроверяем работу, сверяясь с эталоном. (НА ДОСКЕ появляется вернаязапись) (Слайд 22) (Ком-пью-тер, обе-зья-на, ва-ре-нье,вью-га) Верните тетради друг другу. Рассмотрите свои ошибки.
— Оцените свою работу на листе самооценки.
5.Работа с пословицами.
— Теперь поиграем. Помоги гномам починить домик. (НА ДОСКЕпоявляется)
— Вставь подходящие слова в пословицы. (ученики по-одному подходяти передвигают нужное слово) Объясните пословицы. (…) (Ученье – свет, а неученье– тьма. Честь лучше бесчестия. Курить – здоровью вредить. Друзья познаются вбеде.)
6.Работа в группах.
— Кстати о друзьях. Сейчас мы будем работать в группах. Вы должныпомогать друг другу. Объединитесь в группы.
-У вас на листках есть задание. Прочтите его. (Слайд23) ( Исправьте ошибки в предложениях, сосчитайте их и запишите внизучисло)
(Друзя нашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутсяежи. Сыновя тёти Дари – рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильныекрыля.)
— Сколько ошибок вы нашли? (должно быть 10)
-Проверяем. Называем слова с ошибками по очереди. (и сразу НАДОСКЕ появляется правильная запись)
— Та группа, которая где-то не нашла ошибку – исправьте.
— Оцените свою работу на листе самооценки.
7.Тест.
— А теперь вам предстоит выполнить небольшой тест.
— У каждого на листе напечатан тест. (Слайд 25) Вашазадача отметить в нём верные ответы и поднять руку.
Тест
- Разделительный Ь пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) на конце слова;
В) в корне слова после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.
- В каком ряду во всех словах пропущен разделительный Ь:
А) печен*е, руж*ё, дерев*я; Б) хлоп*я, апел*син, кол*цо;
В) друз*я, суч*я, мал*чик
- Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) крылья; Б) листя ; В) перья
- Укажи «лишнее» слово:
А) пеньки; Б) пальчики; В) соловьи
- Укажи слово с правильным переносом.
А) вь – юга; Б) крыль – я; В) маль – чик
— Проверяем свою работу по ДОСКЕ. (появляются правильныеответы) (Слайд 26)
— Кто всё сделал верно? Поставьте оценку «5». Кто допустил однуошибку? Поставьте оценку «4». Две? Поставьте оценку «3».
— Оцените свою работу на листе самооценки.
9.Рефлексия деятельности на уроке.
— Какие цели мы ставили сегодня перед собой на уроке? (отработатьправило написания слов с разделительным Ь; тренироваться писать без ошибокслова с разделительным Ь; развивать внимание, память, речь)
— Достигли ли мы их?
— Что нам помогало? (правила, алгоритмы)
— Подведём итоги. Посмотрите на свой оценочный лист. У кого всесмайлики вот такие … ?
У кого есть такие … ? У кого были такие … ?
— Теперь оцените свою работу на уроке. Поднимите соответствующийзнак. (Слайд 27)
КРАСНЫЙ КРУГ — В следующий раз все получится!
ЖЁЛТЫЙ КРУГ — Я старался, но у меня не все получилось!
ЗЕЛЁНЫЙ КРУГ — Я старался и у меня все получилось!
— Оценки за урок. (…)
Домашнее задание. (Слайд 28)
— Тем ребятам, которые очень хорошо усвоили тему «РазделительныйЬ», нужно придумать и записать 5 предложений со словами с разд. Ь, а темребятам, кто пока испытывает трудности, нужно вспомнить и записать 10 слов сразд.Ь.
— Молодцы! Спасибо за хорошую работу. (Слайд 29)
— Урок окончен. Встаньте и попрощайтесь с гостями.
(можно число и кл. работа с детьми записать заране
Друзянашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари– рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.
Друзянашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари– рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.
Друзянашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари– рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.
Друзянашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари– рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.
Друзянашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари– рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.
Друзянашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари– рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.
Друзянашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари– рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.
Друзянашли волчю стаю. Из трубы вётся дымок. Под елю прячутся ежи. Сыновя тёти Дари– рабочьие. У грача жилё из прутев. У орла сильные крыля.
Произнесислово
Определиопасное место
Назовиорфограмму
Вспомнии примени правило
Обозначьорфограмму
