X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СМЕНЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «ЛЕНЁВСКИЙ»

П.М. Смирнова

Россия, г. Нижний Тагил,МБУ «ЗОЛ «Ленёвский»

smirnova.polina.1997@mail.ru

Ключевые слова: оздоровительный лагерь,досуг, дети группы риска.

Аннотация: описывается опытоздоровительного лагеря детей «Ленёвский». Представлены теоретическиенаблюдения в ходе проведения летней смены; условия и результаты проведениясмены.

 В настоящее время, когда очень остро стоит проблема детскойбезнадзорности, все больше подростков оказываются, предоставлены сами себе.Начинают с раннего детства пробовать алкоголь, наркотики, совершаютсистематические правонарушения и не успевают в обучении. Детская безнадзорностьимеет целый ряд причин. Это и занятость родителей, и их неумение налаживатьконтакты со своими детьми, организовывать совместный досуг. Но наиболее остропроблема безнадзорности стоит для детей из неблагополучных, асоциальных семей.В таких семьях доминирует аморальный образ жизни родителей, их низкийобщеобразовательный уровень, эмоционально — конфликтные отношения в семье,неполная семья, плохое материальное положение. Дети из таких семей, какправило, проводят большую часть своего времени на улице, рискуя попасть подвлияние криминогенных и асоциальных структур. Все это заставляет задуматься отом, что от того, чем занимается подросток в свободное время, какорганизовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностныхкачеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а вцелом предопределяет его положение в обществе. Таким образом, данная темаактуальной.

Потребность в совершенствовании воспитательного процесса всовременных условиях предполагает поиск путей повышения эффективностипедагогического воздействия на личность подростка. Одним из условий повышенияэффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которойвходит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков.Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методовпедагогического воздействия на подростков с девиантным поведением и именнотакими средствами может обладать правильно организованный досуг в детскомоздоровительном лагере.

Дети группы риска — этота категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни болеедругих категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороныобщества; это дети, для которых характерно проявление различных девиаций исуществует риск укоренения девиантного поведения, как основополагающего, всознании ребенка, т.е. риск зарождения и развития соответствующих особенностейличности.

Проявленияотклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальномразвитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальныхособенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельствжизнедеятельности.

Особую роль организациядосуга играет в жизни детей и подростков. Досуг для них – это сфера, в которой,выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро иполнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости,активной деятельности и самовыражении. Правильно организованный досуг являетсяцелым социальным институтом, который выполняет ряд определенных функций испособствует успешной социализации детей и подростков.

Досуг являетсяблагоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношествомфундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздопроще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можнопреодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степениответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качествкак инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность,выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

Отличительнойособенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы,воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать ирадоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначеговоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов ивыработки системы ценностных предпочтений.

Досуговое времяподрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательнуюдеятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнаваниенового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественныйкругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство систорией спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговымивидами деятельности.

Чтобы постоянно получатьинформацию о детях группы риска, учреждение «ЗОЛ Ленёвский» тесно сотрудничаетс различными организациями, например как «Специальнаяшкола № 124» и «Верхнетагильский детский дом».

В начальном  этапе лагеря дети осматриваются, усваивают моделиповедения, соответствующие нормам организации, находят подходящий круг общенияпо интересам, знакомятся с правилами организации. Правила пребывания в лагере сформулированы четко и позитивно, следует отказаться от употребления запретов иугроз. Так как одной из главных задач реабилитационного досуга являетсядемонстрация трезвых способов получения удовольствия, решения проблем,поведения в стрессовых ситуациях.

Следующее, это  активноевключение детей в коллективную деятельность лагеря, принятием коллективныхнорм, отказом от асоциальных форм поведения, с заменой их социально-одобряемымидействиями. На этом этапе из всей группы начинают выделяться активные лидеры,ребята начинают раскрываться, показывают те стороны своей личности, которые онитак тщательно скрывали под маской «трудного». Наиболее активные подросткиначинают брать на себя организаторские функции.

Главной особенностьюлагеря для детей группы риска является многодневная оторванность их отсоциального окружения. Естественным путём формируется психологиявзаимоотношений, так как интересы группы оказываются в прямой зависимости отдеятельности каждого. Подросток начинает самостоятельно соотносить своипоступки с интересами группы. Подростки в летнем лагере забывают о дворовыхкомпаниях, где они могли бы совершать асоциальные поступки.

Общий вывод можно сделать следующий:  досуг является важнейшиминститутом социализации и адаптации для всех детей и подростков. В досуговоевремя дети получают навыки общения, реализуются творчески, развиваются исамосовершенствуются, получают положительный социальный опыт. В лагере«Ленёвский» дети получают колоссальный опыт. В лагере«Ленёвский» методика проведения лагерной смены построена так,  чтопозволяет интенсивным образом  детям пройти школу по социальномустановлению личности и усвоению социальных нормативов через сюжетно-ролевуюигру, с одновременным усвоением теории о положительных качествах человека.Созданию позитивных лидерских качеств и формированию у подростковвзгляда на себя как на человека, позитивно влияющего на окружающий мир,руководствующегося его мнением и вызывающим его интерес.

Особую роль в данном лагере играют неформальныелидеры, которые выдвигаются в процессе самоорганизации подростковых групп.Обстоятельства соревнований, игр и тренингов позволяют им закалить лидерскиекачества характеров, отточить навыки управления группой, приобрести знания вразличных областях гуманитарных технологий необходимых в дальнейшемучебно-воспитательном процессе.         

Используемыеметоды и приемы работы в лагере, прежде всего, направлены на включение детей вуспешную и осознанную деятельность, на развитие их личности и умение работать вколлективе, с коллективом, на индивидуализацию социальных требований через диалогическиеформы занятий. Но наиболее приемлемо для детей данного возраста – диалог,однако, используются и такие формы работы:

·                     групповые формы работы;

·                     разнообразные творческиеработы воспитанников;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

·                     уроки творчества;

·                     совместная (с активом) подготовка,проведение и анализ мероприятий;

·                     создание ситуации выбора(многовариантность заданий и действий);

·                     ролевые игры;

·                     интеллектуальные марафоны;

·                     организация выставоквоспитанников;

·                     конкурсы стенгазет,посвященные правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, «Скажи«Нет» наркотикам и табакокурению».

Общий выводможно сделать следующий:  досуг является важнейшим институтом социализации иадаптации для всех детей и подростков. В досуговое время дети получают навыкиобщения, реализуются творчески, развиваются и самосовершенствуются, получаютположительный социальный опыт. В лагере «Ленёвский» дети получают колоссальныйопыт в раскрытие своей личности, а так же своих творческих способностей.


Список литературы

1.          Селенина Е.В. «Методическоепособие по организации реабилитационного досуга для детей и подростков группыриска по социальному сиротству».

2.          Воронина Т.Д.«Реабилитационный досуг для детей группы риска по социальному сиротству впериод школьных каникул» // «Инновационные услуги в профилактике социальногосиротства. Опыт Томской области», М., 2006.

3.          Пежемская Ю.С.«Психологическая помощь подросткам. Работающие программы», М., 2004.

4.          Ерошенков И.Н.«Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков», М., 2004.

5.          Киселева Т.Г. «Основысоциально-культурной деятельности», М., 1995.

6.          «Психолого-педагогическая исоциальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: состояние, проблемы,перспективы», Тверь, 1998.

7.          Трегубов Б.А. «Свободное времямолодежи: сущность, типология, управление», СПб, 1991.

8.          Штейнберг Е.Б. «Педагог иподростки: трудности и радости совместного бытия», М., 2002.

9.          Захаров А.П. «Отклонения вповедении ребенка», М., 1993.

10.      Регуш Л.А. «Психологиясовременного подростка», СПб, 2005.

11.      Дементьява И.Ф. «Отклоняющеесяповедение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия», М., 2004.

12.      Степанов В.Г. «Психологиятрудных школьников», М., 1988.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет