X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Рольклассного руководителя в адаптации первоклассников к обучению в школе»

Адаптация — это механизм социализацииличности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. Припоступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условиясуществования и новый круг общения. Психологический анализ особенностейадаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться отдвух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от такихфакторов:

Целью адаптационного процесса являетсяадекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

1 сентября, когдаребята впервые пришли в школу со своими страхами и недоверием ко всему новому,я взяла волшебную палочку, и превратилась в Фею, которая проводила детей вСтрану Знаний. Там они встретились с любимыми героями и веселыми заданиямиНаследующий день в их глазах уже читалось любопытство: «А что же сегодня будет?»,а от страха не осталось и следа. Теперь каждый день я стараюсь придумать что-тоновое, чтобы не обмануть их надежды и ожидания. Поэтому я поставила перед собойследующую 

ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих,личностно-нравственных качеств обучающихся в условиях адаптивнойобразовательной среды.

Впериод адаптации я, как классный руководитель, поставила перед собой следующиезадачи:

 1.Изучение личностных качеств учащихся, особенностей их характера с целью правильной организацииучебно —  воспитательного процесса.

2.Создание доброжелательной атмосферы вклассе, условий эмоционального комфорта.

3.Оказание помощи первоклассникам восознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

4.Создание благоприятных условий длязнакомства детей друг с другом.

5.Организация взаимодействия между детьмикак предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

6.Создание предпосылок для сплоченностиклассного коллектива.

     7.Созданиеусловий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

   Считаю, что решениепоставленных задач, способствует успешной адаптации первоклассников.

Первые 2-3 месяцапосле начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новомуобразу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны являетсядля любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживаетэмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений отребованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормахповедения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состояниемвнутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Ослабленные дети (аих, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являютсянаиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся оченьшумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятсяочень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда кним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детейможет нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряютсяхронические заболевания. Может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгамдля очень маленьких детей. Независимо от того, каким образом начинается учебныйгод в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, скольковремени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будетэффективен. По статистике Половина детей в классе адаптируется за первоеполугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новойшкольной жизни.

 Как же проходил процесс адаптациив моём классе?

   В начале учебного года спомощью различных диагностик, анкетирования, бесед и наблюдения я постараласьизучить личность каждого ребёнка с разных сторон:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

— состояние его здоровья;

— уровень готовности к обучению в школе;

— личностные качества и особенностихарактера;

— увлечения;

— состав семьи и детско-родительскиевзаимоотношения.

 

Физиологическая адаптация.

Организм ребенка проходитнесколько стадий, чтобы привыкнуть к новым условиями требованиям:

1) Первые две-три неделипосле начала обучения известны как физиологический шторм. В этот периодорганизм ребенка реагирует на все новые воздействия с большой нагрузкой почтина все системы. Другими словами, ребенок потребляет значительную часть ресурсоворганизма, именно поэтому многие дети начальной школы заболевают  в сентябре.

2) Следующий этападаптации -неустойчивая адаптация. Организм ребенка находит приемлемый и близкийк оптимальному ответ на новую ситуацию.

3)Затем следует периодотносительно стабильной адаптации. Организм отвечает на стресс с меньшим стрессом.

Многие родители иучителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников.Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ойчетверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что являетсяпризнаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признакпереутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головныеболи, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностейпривыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома,снижение способности к саморегуляции поведения. Социально-психологическаяадаптация. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит черезособый этап своего развития — кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статусбывшего малыша — появляется новая социальная роль ученик. Можно считатьэто рождением социального Я ребенка. Изменение внешней позициивлечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходитпереоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным,а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным В период 6-7 летпроисходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольномдетстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своейвнешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинальнона становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) летинтеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщениювлекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, вобщении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.Такое приобретение в 6-7 лет самым негативным образом влияет наразвитие самооценки ребенка, уровня его притязаний. Эта особенность психикидетей учтена в школьном обучении — первый год учебы является без оценочным, тоесть при оценке работы учеников не используются отметки, делается большийакцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитыватьобобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать всемалейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя онеудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка впреодолении различных трудностей. Для оптимизации адаптационного периодапервоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями,с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Роль классногоруководителя не только в воспитании детей, но, что гораздо сложнее, и вприобщении к воспитательному процессу родителей. Мне повезло: родители в моемклассе с энтузиазмом откликаются на любую мою инициативу. Например, когда вшколе были открытые уроки, несколько родителей с удовольствием приняли участие,подготовились и прекрасно провели урок.   

В классе 15 учеников: 8 девочек и 7мальчиков. Все учащиеся класса активно участвуют в учебной деятельности  и убольшинства учащихся  сформирована стойкая учебная мотивация, выраженнаявысокой активностью на уроках, стремление получить хорошую оценку на уроке.Можно считать, что по истечении двух месяцев почти всем детям нравится ходить вшколу. Все ученики хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех этополучается, так как у многих учащихся еще не сформированы такие качества, какусидчивость и внимательность.

Есть и такие дети, которые находятсяпостоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобысообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненнойнеправильно, либо небрежно. Такое поведение свойственно детям этого возраста,но это не мешает им  все воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя.К концу первой четверти дети научились здороваться со взрослыми, выражатьблагодарность, оказывать помощь одноклассникам.

Меня радуютрезультаты моей работы: дети с желанием идут в школу, делятся своимирадостями и огорчениями со мной и с друзьями, стремятся помочь друг другу,учатся сочувствовать и сопереживать. Благодаря такой эмоциональной обстановке ямогу формировать познавательную активность детей и помогать им развивать навыкив различных видах деятельности.

Главное,дети привыкли к школе, друг к другу, ко мне. Адаптационныйпериод в 1 классе проходит удовлетворительно.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет