Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Формирование читательской грамотности обучающихся
как базовой основы ключевых универсальных учебных действий -
2 слайд
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский -
3 слайд
Национальные цели развития системы образования РФ 2020–2030 гг.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года» от21.07.2020г.
Проведение в субъектах Российской Федерации оценки качества общего образования на основе практики международных исследований.
Приказ № 219 Министерства просвещения Российской Федерации, приказ № 590 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 06.05.2019 -
4 слайд
В федеральных образовательных стандартах обязательными для реализации являются междисциплинарные программы:
• в начальной школе — «Чтение. Работа с текстом»;
• в основной школе — «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Междисциплинарные — то есть способствующие созданию целостной системы работы по формированию читательской грамотности. Чтение, или по-другому работа с информацией, лежит в основе формирования любых универсальных учебных действий. -
5 слайд
Читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. С опорой на разнообразные тексты читатели должны конструировать собственные знания. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для собственного удовольствия».
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Что такое читательская грамотность?
-
6 слайд
Основная школа.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. -
7 слайд
Выпускник школы
Навыки полноценного чтения
Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, и многое другое. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.
-
8 слайд
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
-
9 слайд
Читательская грамотность
(по PIRLS и PISA)
определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений: -
10 слайд
Первая группа
связана с общими умениями работы с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.
Учащиеся должны уметь:определять основную идею, тему текста;
искать и находить очевидную и неочевидную информацию (ориентация в тексте);
формулировать выводы и делать заключения с опорой на факты, поданные в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, осознание основной идеи).
найти в тексте конкретные сведения;
с опорой на содержание текста объяснить значение слова, выражения;
определить тему или основную мысль текста;
определить время и место действия;
установить связь между событиями -
11 слайд
Вторая группа умений
направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
Необходимо сформировать у учащихся умения:анализировать, интерпретировать и обобщать информацию из текста;
формулировать более сложные выводы и давать оценку воспринятым фактам.
-
12 слайд
Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.
Для проявления данной группы умений ученик должен :
читать объёмные тексты;
работать с информацией, которая не лежит на поверхности;
находить нужную информацию, когда составные части этой информации сообщаются не в прямом порядке;
работать в ситуации, когда часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков, карт;
работать с противоречивой информацией, которая требует критической оценки;
формулировать гипотезы с опорой на предложенную в тексте информацию;
работать с высказанными мнениями, которые не соответствуют его личным представлениям. -
13 слайд
Результаты международного
мониторинга PISA – 2018 по читательской грамотности -
14 слайд
умение вычитывать информацию, данную в неявном виде;
понимание смысла текста в целом;
истолкование текста.
Недостаточные показатели читательской грамотности: -
15 слайд
Причины
низкой читательской грамотности:обучение русскому языку и литературе происходит в сложных условиях снижения общей культуры населения, расшатывания норм литературного языка;
теоретические сведения о русском языке и литературе изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на других предметах;
большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов разных видов. -
16 слайд
Как научить школьников эффективно читать тексты на уроках по разным предметам?
-
17 слайд
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»
Это:
-Пробно-поисковые ситуации;
-Беседы-дискуссии;
-Сам задай вопрос;
-Личный пример учителя;
-Приём устного словесного рисования;
-Словарно-стилистическая работа;
-Элементы драматизации; -
18 слайд
Чтение, — говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.
-
19 слайд
Грамотность чтения – это способность
понимать письменные тексты,
размышлять над содержанием,
оценивать прочитанное,
излагать свои мысли о прочитанном,
использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) -
20 слайд
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ*
Конспект (опишите явление в пяти предложениях, опираясь на данный текст, составьте планЛексическая работа (объясните слова и выражения из текста)
Интервью (поговорите с одноклассником на заданную тему и запишите его ответы)
Работа с таблицей (найдите в тексте информацию, которая является фактами и мнениями, ответ занесите в таблицу, дополните таблицу фактами из текста)
Создание собственного текста (составьте рекламный слоган, напишите письмо, представьте себя учёным и докажите гипотезу)
Составление диаграммы (познакомьтесь с данными и составьте диаграмму)
Ответы на вопросы по тексту (прочитайте текст и ответьте на вопросы)
Оцените утверждения (верноневерно)
*(по методическим рекомендациям Министерства просвещения) -
21 слайд
Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
(Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста)
Прием «Верите ли вы, что…»
(Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию)
Прием «Ассоциация»
(К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.)
Прием «Составление кластера»
(Кластер является приемом графической систематизации материала)
Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
(Сложение целого текста из частей)
«Синквейн»
«белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. -
22 слайд
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ*
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
(от чтения по ролям до инсценировки ФРАГМЕНТОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)
СХЕМАТИЗАЦИЯ
(составление систем действующих лиц произведения)
ФАКТОЛОГИЗАЦИЯ
(оцените данный факт, верен он или ложен)
СОЧИНИТЕЛЬСТВО
(создайте собственный текст по заданным критериям)
*по педагогическому опыту Разживиной А.И. -
23 слайд
Применение разных приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы помогает учащимся понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, вычитывать информацию из текстов разных видов.
-
24 слайд
Результативность опыта
-
25 слайд
-
26 слайд
Что опыт по формированию читательской грамотности
дал лично мне?
Переосмысление роли учителя в качестве партнёра, наблюдателя и вдумчивого наставника.
Возможность совершенствования своего мастерства.
Диссеминация опыта работы. -
27 слайд
Спасибо за внимание!
Желаю всем коллегам продуктивных уроков и крепкого здоровья!
