X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Эссепо теме «Медиация в школе»

«Ubi Concordiaibi Victoria”- «Гдесогласие – там победа»

Медиациюя для себя открыла совсем недавно. Я и не предполагала, насколько изучениемедиации окажется сложным и в то же время интересным процессом. Что же такоемедиация и для чего она нужна в школе?

Медиацияэто особым образом организованный процесс, основной целью которого являетсяразрешение конфликтов между двумя сторонами при помощи третьей стороны-медиатора. Медиатор — это специально обученное лицо, которое помогает сторонамразрешать конфликт мирным путем.

Всюсвою жизнь я старалась разрешать возникающие конфликты мирными средствами, припомощи диалога, простить или попытаться услышать аргументы другой стороны, сдетства пыталась встать на место другого человека и посмотреть на проблемы поддругим углом. Не читая никакой специальной литературы на эту тему, я самаприходила к выводу, что любую проблему можно решить мирным путем, договорившисьс собеседником. Это гораздо проще, чем доводить до конфронтации.  И у меня этополучалось.

Придя в школу, японяла, что работа учителя включает в себя не только умение преподавать свойпредмет, но и умение общаться с учениками, родителями, умение взаимодействоватьс окружающими людьми и, конечно же, умение искать выход из конфликтныхситуаций, которые, неизбежны.

Поэтому,когда мне предложили поработать в качестве медиатора, я сразу же согласилась,так как мне интересна и близка эта тема. На мой взгляд, развитие медиации вшколе имеет большое значение в нашей современной жизни. Ведь именно в школеребенок проводит большую часть своего времени, приобретает не только знания, нои жизненный опыт, формирует систему взглядов и ценностей. В школе ребенокучится взаимодействовать с коллективом, учителями, он включается в широкийдиапазон отношений, разнообразных проблемных ситуаций, которые в последствиимогут перерасти в конфликты. Конечно же, без конфликтных ситуаций невозможнообойтись в жизни, иногда они даже полезны, но зачастую приводят к стрессам,обидам, разрушая отношения между людьми. Именно поэтому и нужна в школемедиация, так называемая служба примирения, которая должна создавать всеусловия для урегулирования конфликтных ситуаций мирными способами. Такимобразом, основной целью школьной медиации является развитие восстановительногоспособа реагирования на конфликты.

Накаких же принципах строится медиация?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.13%
НЕТ
41.87%
Проголосовало: 898

Основной принцип —это добровольное участие всех сторон конфликта. Принуждение в любой форменедопустимо и никогда не принесет положительного результата. Медиатор такжедолжен обязательно информировать участников о сути процесса и возможныхпоследствиях. Служба примирения должна гарантировать полную конфиденциальностьпроцесса.  Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также засоблюдение принципов и стандартов процесса медиации в школе.

Еще одним важнымпринципом является нейтральность медиатора. Это очень важно. Медиатор долженбыть беспристрастным, то есть для медиатора важно не одинаково относится ксторонам процесса, а важно отсутствие отношения вовсе. Что же это означает?Медиатор должен помочь увидеть, что позиция оппонента основана на системе еговнутренних ценностей, которую нужно тоже уважать, даже если она кажетсянеправильной. Медиатор не может считать одну систему ценностей лучше другой. Такимобразом, позиция медиатора, уважающего чужую систему ценностей, должна помочьобеим сторонам процесса почувствовать взаимопонимание и взаимоуважение друг кдругу. Собственно, в этом и есть отличие медиации от психотерапии. Психотерапияпомогает человеку измениться, избавиться от какого-либо поведения, поменятьсвою систему ценностей. Медиация же помогает обеим сторонам найти общий язык иначать взаимодействовать друг с другом, не меняя личности медиантов.

Есть еще одинпринцип, который нужно обязательно знать и применять. Это принцип заглаживаниявреда обидчиком. Если в конфликте есть обидчик и жертва, ответственность запринятие решения лежит в первую очередь на обидчике.

Я считаю, что,если в ОУ есть служба медиации и она работает, это большое преимущество дляшколы, так как эта служба примирения поможет облегчить работу как классномуруководителю, так и школьному психологу и социальному педагогу. Службапримирения состоит из 10 человек, среди которых не только учителя, но иученики, а также куратор, который всегда имеет доступ к информации опроисходящих в школе конфликтах и организовывает работу службы. Интересно былопонять, какие именно формы работы должны проводиться, чтобы добиться желаемогорезультата. Выбрав участников конфликта медиаторы устраивают примирительнуювстречу, где сначала выслушивают все стороны конфликта, выясняют информацию,чтобы в дальнейшем им было проще решить конфликт. Далее медиаторам важносоздать безопасную атмосферу для обоих участников конфликта. Создав ее, важнымэтапом является обеспечение принятия и понимания сторонами чувств и мыслейучастниками встречи. После чего проходит сбор предложений по заглаживанию вредаи вероятным способам выхода из конфликтной ситуации. Важным этапомпримирительной встречи является заключение договора и обговаривание условий еговыполнения. Завершающим этапом является контрольная встреча, на которойпроисходит окончательное примирение сторон. Очень часто, в качестве ведущихпривлекают подростков. Такое решение иногда является эффективными, так как, детибольше доверяют своим сверстникам, и, конечно же, для самих детей медиаторовэто серьёзное и самостоятельное мероприятие, формирующие у них навыки, которыев дальнейшем обязательно пригодятся им в реальной жизни.

Интересна такжепрофилактическая работа школьной службы примирения. Они часто используютразличные восстановительные программы и игровые тренинги, которые направлены наформирование навыков конструктивного общения.  Ребята, которые входят в службумедиации, проводят занятия в начальной и средней школе, помогающиепредотвратить конфликтные ситуации и развить у учеников навыки коммуникативногообщения. Ведь развитие именно коммуникативных навыков способствует снижениюуровня конфликтности и сокращает появление спорных проблем и конфликтов.

В заключении хочусказать, что, прочитав много интересной и полезной литературы по даннойпроблеме, я вижу, в каком направлении нужно идти, чтобы создать успешную средудля развития школьной службы примирения. Считаю, что медиация нужна вобразовательном учреждении, где я работаю, так как хочу, чтобы наша школапревратилась в безопасное и комфортное пространство для всех участниковобразовательного процесса.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.13%
НЕТ
41.87%
Проголосовало: 898

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет