Карточка№1.
Первый ученик называетвторому падежи своей карточки (не говоря при этом ответ), второй ученикназывает падежные вопросы. Первый ученик по карточке сверяет ответ. Еслинапарник ошибается, то называет правильный ответ.
______________________________________________________________
Карточка№2.
Второй ученик называет первому падежисвоей карточки (не говоря при этом ответ), первый ученик называет падежныевопросы. Второй ученик по карточке сверяет ответ. Если напарник ошибается, тоназывает правильный ответ.
![]() |
![]() |
|||
![]() |
МКОУ«Нехочская основная общеобразовательная школа»
КОНСПЕКТ
урокарусского языка
в9 классе
Учитель
русского языка
и литературы
Евсикова Т. А.
2022г.
Темаурока. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Цель деятельности учителя |
Создать условия для формирования знаний о структурно-семантических признаках сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными; способствовать формированию умений правильно строить, писать и употреблять их в речи. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать смысловые и грамматические особенности СПП с придаточными изъяснительными; уметь находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения; определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением; правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы предложений с указанными придаточными; различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи. Метапредметные УУД. Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности. Познавательные: формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме и применять знания на практике, объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования текста, в котором присутствуют СПП с придаточными изъяснительными. Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки. |
Методы и формы обучения |
Частично – поисковый метод; эвристическая беседа; индивидуальная, фронтальная, работа в парах; тестовый контроль. |
Оборудование |
Ноутбук, экран, мультимедийный проектор, нетбуки для учащихся. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем; презентация, выполненная учащимся (проектная работа). Раздаточный материал: карточки для выполнения развивающего задания, карточки – схемы, листы самооценки, тест. |
Организационнаяструктура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, создание условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. |
Слайд 1. Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята. На уроках русского языка в 9 классе мы продолжаем работать с единицами синтаксиса. О какой синтаксической единице речь пойдёт сегодня на уроке вы сможете узнать, выполнив задание «Корректурная проба». Слайд 2. Методика «Корректурная проба» для тренировки внимания. (Приложение 1) Слайд 3. -Уточним определение предложения. Слайд 3. (Вставка)
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, выполняют развивающее задание «Корректурная проба». |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции. Личностные: формируют эмоциональное отношение к учебной деятельности. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новой ситуации. Защита проекта. |
Грамматическая разминка. Слайд 4. — Назовите основные виды сложных предложений. (Сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные).
Беседа с классом. — Ребята, сложные предложения – это сложно? -Поговорим о сложностях сложного предложения. Слайды 5, 6. Контроль домашнего задания: защита творческого проекта по теме «Сложное предложение». (Лингвистическая миниатюра). (Приложение 2) — Ребята, какой раздел лингвистики будет нашим спасательным кругом? (Синтаксис и пунктуация) Слайд 7. Беседа с классом. — Посмотрите на схемы предложений и скажите, с каким типом сложных предложений мы будем сегодня работать? (Со сложноподчинёнными). — Почему вы так решили? — Что вам известно о строении сложноподчинённых предложений? (В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточное предложение зависит от главного, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово). Слайд 8. — Что вы знаете о СПП с придаточными определительными? — Чем отличаются придаточные местоименно-определительные от собственно определительных придаточных? (Заполняем таблицу на слайде). (Приложение 3)
|
Слушают ученика, защищающего учебно-исследовательскую работу, отвечают на вопросы. |
Познавательные: демонстрируют умение раскрывать сущность реализованного проекта и его основные результаты. Коммуникативные: формируют умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы. |
Создание проблемной ситуации и ее разрешение.
— Как вы думаете, почему в следующей колонке таблицы я поставила вопросительный знак? (Есть другие виды придаточных предложений, которые мы не изучали). Слайд 8. (Вставка) — К ним относятся придаточные изъяснительные. Запись темы урока. (с. 70. Русский язык, 9 класс. Бархударов С. Г.) — Ребята, знаете ли вы, на какой вопрос отвечают придаточные изъяснительные? Известны ли вам средства связи придаточных изъяснительных с главным предложением? Умеете ли вы находить эти придаточные в составе СПП? Составлять схемы предложений с указанными придаточными и правильно расставлять в них знаки препинания? Сумеете ли вы различить придаточные определительные и изъяснительные? |
Формулируют с учителем тему урока, записывают тему урока в тетрадь; осуществляют наблюдение, вместе с учителем ищут способ разрешения проблемной ситуации. |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа.
|
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. — Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия: а) познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными, б) будем учиться применять полученные знания на практике: — находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения; — определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением; — правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; — составлять схемы предложений с указанными придаточными; — различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи. |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Личностные: осознают свои возможности в учении. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
|
Составление таблицы – характеристика придаточных изъяснительных. |
Работа с учебником: — упр. 135 (с. 70 – 71, Русский язык, 9 класс. Бархударов С. Г.) (Самостоятельное чтение теоретической информации) Слайд 9. (Заполняем коллективно таблицу на слайде). (Приложение 4) — Какие падежи называются косвенными? (Все, кроме именительного) Организация работы в парах по методике взаимотренажа. (Повторяем косвенные падежи и падежные вопросы) (Приложение 5)
|
В сотрудничестве с учителем делают выводы, работают с учебником, заполняют таблицу, работают в парах. |
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
|
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Физкультминутка. |
-А сейчас применим свои знания на практике. Работа с учебником: — упр. 136 (с. 71, Русский язык, 9 класс. Бархударов С. Г.) (Списываем, расставляя запятые; находим главные предложения и придаточные изъяснительные; указываем, к каким словам относятся придаточные и какими союзами и союзными словами они присоединяются; составляем схемы предложений). — Давайте немножко отдохнём. Предлагаю вам отправиться в плавание по Синтаксическому морю. Слайд 10. — Ребята, как вы думаете, кто нас встречает на берегу? (Конечно же, это придаточные изъяснительные) |
Выполняют упражнение, проговаривая алгоритм решения вслух.
Выполняют гимнастику для глаз. |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (материалы учебника,таблица). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Выполнение разноуровневых обучающих заданий, обсуждение результатов. |
Самостоятельное выполнение разных по сложности заданий, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.
— упражнение №1 вариант 1 вариант 2 (Параграф 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 9 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта). |
Выполняют самостоятельно тренировочное задание на интерактивном тренажёре, осуществляют самопроверку по эталону.
|
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют ошибки.
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, контроль, оценивание работы на уроке. |
Тест по теме : «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными». (Приложение 6)
Контроль и оценивание работы. Слайд 11.
|
Отвечают на вопросы теста, осуществляют самопроверку. |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443 |
Заключительная беседа, методический приём «Корзина идей».
|
— Подведём итоги урока. Слайд 12.
Подведение итогов урока. Методический приём «Корзина идей». (Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Слайд 13. Оцените свою работу: Слайды 14, 15. (Приложение 7)
Домашнее задание. 1. Упражнение 138 или 144 (по выбору). 2. Подготовить сообщение по таблице (СПП с придаточными определительными и изъяснительными).
|
Подводят итоги урока, работают в парах, определяют свое эмоциональное состояние на уроке, дают оценку своей работе на уроке, записывают домашнее задание. |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
Приложение1
![]() |
Приложение2
Моресинтаксических сложностей
Сложностей сложного предложения очень много. Так чтонадо запастись большим спасательным кругом даже тем, кто умеет отлично плаватьв бурных водах Синтаксиса, иначе уже на первых метрах можно простозахлебнуться.
В Синтаксическом море есть три водоворота:Сложносочинённый, Сложноподчинённый и Бессоюзный.
Попадая в Сложносочинённый водоворот, вы встречаетесьсо сложносочинёнными предложениями. Вооружившись запятыми, вы можете немножкоуспокоиться. Но еще минута — и на вас обрушиваются сразу две пунктограммы:“тире” и “отсутствие запятой”, которая так и норовит найти себе место впредложении с общим второстепенным членом.
В Сложноподчинённом водовороте ещё сложнее. Надонаучиться быстренько выделять запятыми придаточные предложения, перебегающието влево, то вправо, а бывает и в середину главного залезут и со всеми словамиперессорятся. Затем вы встретите союзы и союзные слова. С ними предстоитразобраться и определить, где кто. Только после этого можно плыть дальше. Апотом вы попадёте в плавучий театр. Актёры там – указательные слова, они играютразличные роли, но постоянно забывают их. Наиболее сложное в Сложноподчинённомводовороте — придаточные. Они бывают разные. Придаточные встанут перед ваминеприступной стеной, которую надо брать штурмом.
Кое-как выбравшись, вы тут же попадёте в Бессоюзный водоворот. Двоеточия, запятые и тире набросятся на вас. И если вдруг повезёт ивы выплывете оттуда, вы счастливчик; и теперь знаете столько, что самипотопите любой знак препинания, появившийся не там, где надо.
Приложение3
№ п/п |
Вид придаточных |
На какой вопрос отвечают |
К чему относятся |
Место придаточных |
При помощи чего присоединяются |
1 |
Определительные |
Какой? |
К существительным в главном предложении |
После определяемого слова |
Союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда |
Местоименно-определительные |
Какой? Кто именно? Что именно? |
К местоимениям в значении существительного тот, всякий, любой, каждый, то, все, всё |
До и после определяемого слова |
Союзных слов кто, что |
|
2 |
? |
? |
? |
? |
? |
Приложение4
№ п/п |
Вид придаточных |
На какой вопрос отвечают |
К чему относятся |
Место придаточных |
При помощи чего присоединяются |
1 |
Определительные |
Какой? |
К существительным в главном предложении |
После определяемого слова |
Союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда |
Местоименно-определительные |
Какой? Кто именно? Что именно? |
К местоимениям в значении существительного тот, всякий, любой, каждый, то, все, всё |
До и после определяемого слова |
Союзных слов кто, что |
|
2 |
Изъяснительные |
Вопросы косвенных падежей |
К словам со значением мысли, речи, чувства: глаголы (сказал, спросил и др.), прилагательные (рад, доволен, уверен, убеждён и др.), наречия и слова категории состояния (надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.), существительные (сообщение, вопрос, мысль, разговор, известие и др.), фразеологизмы (проявить заботу, дать слово, высказать предположение, подать знак и др.) |
Придаточное предложение стоит до, после, внутри главного |
Союзов что, как, будто, чтобы, ли (частица в значении союза); союзных слов что, как, сколько, где, зачем, когда, куда, почему |
Приложение5
Карточка№1.
Первый ученик называетвторому падежи своей карточки (не говоря при этом ответ), второй ученикназывает падежные вопросы. Первый ученик по карточке сверяет ответ. Еслинапарник ошибается, то называет правильный ответ.
Карточка№2.
Второй ученик называет первому падежисвоей карточки (не говоря при этом ответ), первый ученик называет падежныевопросы. Второй ученик по карточке сверяет ответ. Если напарник ошибается, тоназывает правильный ответ.
![]() |
Приложение 6
№ п/п |
Вид придаточных |
На какой вопрос отвечают |
К чему относятся |
Место придаточных |
При помощи чего присоединяются |
1 |
Определительные |
Какой? |
К существительным в главном предложении |
После определяемого слова |
Союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда |
Местоименно-определительные |
Какой? Кто именно? Что именно? |
К местоимениям в значении существительного тот, всякий, любой, каждый, то, все, всё |
До и после определяемого слова |
Союзных слов кто, что |
|
2 |
Изъяснительные |
Вопросы косвенных падежей |
К словам со значением мысли, речи, чувства: глаголы (сказал, спросил и др.), прилагательные (рад, доволен, уверен, убеждён и др.), наречия и слова категории состояния (надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.), существительные (сообщение, вопрос, мысль, разговор, известие и др.), фразеологизмы (проявить заботу, дать слово, высказать предположение, подать знак и др.) |
Придаточное предложение стоит до и после главного |
Союзов что, как, будто, чтобы, ли (частица в значении союза); союзных слов что, как, сколько, где, зачем, когда, куда, почему |
Творческийпроект
потеме: «Сложное предложение»
«Море синтаксических сложностей»
Лингвистическая миниатюра
Евсиков Алексей
ученик 9 класса
МКОУ «Нехочская
основная школа»
Моресинтаксических сложностей
Сложностей сложного предложения очень много. Так чтонадо запастись большим спасательным кругом даже тем, кто умеет отлично плаватьв бурных водах Синтаксиса, иначе уже на первых метрах можно простозахлебнуться.
В Синтаксическом море есть три водоворота:Сложносочинённый, Сложноподчинённый и Бессоюзный.
Попадая в Сложносочинённый водоворот, вы встречаетесьсо сложносочинёнными предложениями. Вооружившись запятыми, вы можете немножкоуспокоиться. Но еще минута — и на вас обрушиваются сразу две пунктограммы:“тире” и “отсутствие запятой”, которая так и норовит найти себе место впредложении с общим второстепенным членом.
В Сложноподчинённом водовороте ещё сложнее. Надонаучиться быстренько выделять запятыми придаточные предложения, перебегающието влево, то вправо, а бывает и в середину главного залезут и со всеми словамиперессорятся. Затем вы встретите союзы и союзные слова. С ними предстоитразобраться и определить, где кто. Только после этого можно плыть дальше. Апотом вы попадёте в плавучий театр. Актёры там – указательные слова, они играютразличные роли, но постоянно забывают их. Наиболее сложное в Сложноподчинённомводовороте — придаточные. Они бывают разные. Придаточные встанут перед ваминеприступной стеной, которую надо брать штурмом.
Кое-как выбравшись, вы тут же попадёте в Бессоюзный водоворот. Двоеточия, запятые и тире набросятся на вас. И если вдруг повезёт, ивы выплывете оттуда, вы счастливчик; и теперь знаете столько, что сами потопителюбой знак препинания, появившийся не там, где надо.
Вариант1
1. Какоепредложение содержит придаточное определительное?
1) Начинало смеркаться, когда я пришёл к комендантскому дому.
2) Она не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон улыбкой.
3) Я собрал книги, которые отложил раньше, и подошел к библиотекарю.
4) Он спросил, что мы будем делать летом.
2. Укажитепредложение с придаточным изъяснительным.
1) Чтобы понять народ, надо вспомнить его историю.
2) Я долго смотрел на степь, по которой неслась тройка.
3) Он медленно шёл по широкой аллее, что вела от площадки дома в дебри парка.
4) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
3. Вкаком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые?
Я по-прежнему такой же нежный (1) и мечтаю только лишь о том (2)чтоб (3) скорее от тоски мятежной (4) воротиться в низенький наш дом.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2
4) 2, 4
4. Вкаком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые?
Перед глазами ребят (1) расстилалась широкая река (2) по обеимберегам (3) которой (4) выросли дома.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 4
3) 1, 4
4) 2
Вариант 2
1. Какоепредложение содержит придаточное определительное?
1) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.
2) Видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака и их тени.
3) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
4) Она не любила, чтобы к ней приходили в старый дом.
2. Укажитепредложение с придаточным изъяснительным.
1) Вдруг рванул ветер с такой силой, что чуть не вырвал у Егорушкиузелок и рогожку.
2) Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в душе его.
3) Он оглянулся и увидел в конце улицы угол дома, где он только что жилминувшим.
4) После чаю молодёжь пошла в диванную, в свой любимый уголок, где проходиливсе задушевные беседы.
3. Вкаком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должныстоять запятые в предложении:
Ты прохладой (1) меня не мучай (2) и (3) не спрашивай (4) сколькомне лет.
1) 2, 3
2) 1, 3
3) 2
4) 4
4. Вкаком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должныстоять запятые в предложении:
Вчера (1) я встретил старого знакомого (2) в жизни которого (3)произошло немало интересного.
1) 1,2,3
2) 1,3
3) 2
4) 3
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок русского языка
9 класс -
2 слайд
Корректурная проба
Зачеркивая буквы Б, В, Ф, вы получите слово, обозначающее синтаксическую единицу. -
3 слайд
Предложе́ние — это единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.
-
4 слайд
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СОЮЗНЫЕ
БЕССОЮЗНЫЕ
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ -
5 слайд
Лингвистическая миниатюра
«Море синтаксических сложностей»
Творческий проект ученика 9 класса
Евсикова Алексея -
6 слайд
СИНТАКСИС
И
ПУНКТУАЦИЯ
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЙ
ВОДОВОРОТ
ВОДОВОРОТ
ВОДОВОРОТ
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЙ
БЕССОЮЗНЫЙ -
7 слайд
[ ], (который…).
[ ], (что…).
[ ], ( когда…).
-
8 слайд
Изъяснительные
-
9 слайд
-
10 слайд
-
11 слайд
Тест по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»
Ключи к тесту
1 вариант
2 вариант
Оцените свою работу.Оценка «5» – верно 4 задания.
Оценка «4» – верно 3 задания.
Оценка «3» – верно 2 задания. -
12 слайд
Приём «Корзина идей»
Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. На втором этапе (коллективном) каждый называет одно сведение по теме (без повторов!). -
13 слайд
-
14 слайд
Рефлексия
Оцени свою работу на уроке
Я усвоил (а) тему урока.
Я умею находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчинённого предложения и составлять схемы предложений с указанными придаточными.
Я умею правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.
Я смогу различить виды придаточных – определительное и изъяснительное.
Свою работу я оценю в баллах:
Да – 5 баллов
Частично – 3 балла
Нет – 0 баллов -
15 слайд
Выберите фразу для оценки работы соседа.
-… молодец.
-… доволен твоей работой.
-… кажется, … мог бы работать лучше.
