X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа №91 имени Надежды Курченко

суглубленным изучением отдельных предметов»

 городаИжевска Удмуртской Республики

 

 

 

 

Составлена на основе авторской программы к учебному пособию

«Первоклассная газета»

Авторы: А.А. Никитченко,

П.С. Пинженина  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

Чтение.Работа с текстом

Возрастдетей: 6-11 лет.

Срокреализации: 4 года.

(1 час в двенеделю: 15 часов в 1-4 классах  в год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

Кедрова О.Г., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса «Чтение. Работас текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основнойобразовательной программой начального общего образования ина основании на основе учебного пособия А.А. Никитченко, П.С.Пинженина  «Первоклассная газета». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

В результате изучениявсех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образованиявыпускники приобретут первичныенавыки  работы     с       содержащейся  в       текстах       информацией                    в           процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью  удовлетворения      познавательного   интереса, освоения    и использования информации.  Выпускники        овладеют          элементарными        навыками чтения информации, представленной в наглядносимволической форме,приобретут опыт работы с текстами,содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников   будут        развиты      такие        читательские     действия,  как  поиск информации, выделение нужнойдля решения практической или учебной задачиинформации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщениеимеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся   смогут использовать     полученную    из            разного    вида текстовинформацию для установления несложных причинноследственных связейи зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятиярешений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научитьсясамостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичныйопыт критического отношения к получаемой информации,сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Цель курса:

Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.

Задачи:

·      Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.

·      Расширить кругозоршкольников.

·      Укрепить семейныеотношения в процессечтения, поиска информации детьми совместно с родителями.

·      Развивать        познавательный         интерес,        формировать         стремление        детей      к размышлению и поиску.

·      Способствовать духовно-нравственному развитиюи воспитанию школьников.

 

Реализация курса

Курс внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»» представляет системуинтеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальнойшколы.

Курс относится к общеинтеллектуальномунаправлению. Программа курса включает в себя 60 занятий: одно занятие в 2недели, по 15 часов – в 1 — 4 классах, Занятиеобеспечивается отдельным пособиемсерии «Первоклассная газета».

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

·     По количеству детей, участвующих в занятии:индивидуальная, коллективная, групповая, работа впарах.

·     По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра,деловая игра.

·     По дидактической цели: вводные занятия,занятия по углублению знаний, практические занятия,мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс 30минут.

2-4 классы – 40 минут.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1489

Курс поддержан подпискойномеров «Первоклассной газеты».Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 ивключает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Заданиянаправлены на разные умения работы с информацией и предполагают разныйформат ответа.

 

Планируемые результаты реализации курса

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Выпускник научится:

   находить в текстеконкретные сведения, факты,заданные в явномвиде;

   определять тему и главную мысль текста;

   делить тексты на смысловые части,составлять план текста;

     вычленять содержащиеся в тексте основныесобытия и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

      сравнивать между собой объекты, описанныев тексте, выделяядватри существенных признака;

       понимать информацию, представленную в неявномвиде (например, находитьв тексте несколькопримеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явлениепо его описанию; выделять общий признак группы элементов);

     понимать информацию, представленную разными способами: словесно,в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

        использовать           различные          виды       чтения:         ознакомительное,             изучающее, поисковое, выбирать нужныйвид чтения в соответствии с целью чтения;

   ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

     использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поисканужной информации;

  работать с несколькими источниками информации;

  сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

   пересказывать текст подробнои сжато, устно и письменно;

    соотносить факты с общей идеей текста,устанавливать простые связи,не показанные в текстенапрямую;

       формулировать            несложные          выводы,        основываясь          на     тексте;       находитьаргументы, подтверждающие вывод;

         сопоставлять            и      обобщать          содержащуюся             в      разных         частях       текста информацию;

   составлять на основании текстанебольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

   делать выпискииз прочитанных текстовс учётом цели их дальнейшего     использования;

      составлять          небольшие         письменные          аннотации к   тексту,                 отзывы              о прочитанном.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКАИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

      высказыватьоценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

   оценивать содержание, языковые особенности и структурутекста; определять место и рольиллюстративного ряда втексте;

      на основе имеющихсязнаний, жизненного опыта подвергать сомнениюдостоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

        участвовать в учебном диалогепри обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  сопоставлять различные точки зрения;

  соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

      в процессе работыс одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

 

    Структура занятий курса

Основная работа с         «Первоклассной газетой»           разделена       на    этапы:     ВВЕДЕНИЕ,РАЗМИНКА,         ЧТЕНИЕ        ТЕКСТА,        РАБОТА        С      ТЕКСТОМ,         ЗАКРЕПЛЕНИЕ

МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбиратьупражнения для каждого этапа самостоятельно.

ВВЕДЕНИЕ

Перед началом работы с очередным выпуском«Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубриканомера, имя сказочного героя.

РАЗМИНКА

Для разминки предлагаем использоватьупражнения, которые можно провести перед началом работы с текстомдля снятия трудностей. При желании учительможет использовать собственные упражнения.

·     «Ассоциации и предположения».

Учащиеся индивидуально, либо в группахотвечают на следующиевопросы:

Ø С чем ассоциируется названиевыпуска (рубрики)?

Ø Что, по вашему мнению,написано в этом номере?

Ø Где можно найти информацию по этойтеме?

Ø Почему данная тема важна?

Ø В какой ситуации могутпригодиться знания по данной теме?

·     «Трудные слова»

Учитель выписывает на доску трудныеслова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значениикаждого слова/выражения, о смыслеслов, подбираются синонимы.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Чтение текста может быть построено по-разному,в зависимости от типовой структуры занятия, его целии задач. Возможныеварианты организации работыс текстом:

·     Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учительзадаёт вопросы по содержаниютекста.

·     Чтение по цепочке. Детичитают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) по выбору учителя.

·     Работа в мини-группах. Учительделит класс на мини-группы. Дети в группахчитают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

На этапе работы с текстом предлагаетсяиспользовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.

·     Дискуссия

После прочтения текста учитель ставит передучащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делитсяна две группы, которым присваиваются противоположные точкизрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.

·     Ролевая игра

Например, ролевая игра «Суд».В соответствии с тематикойномера выбирается подсудимый. Это может быть как реальноесущество, так и абстрактные понятия. Роли (судья,адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются междуучащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.

·     Обсуждение

Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связаннойс содержанием газеты. Дети поочереди высказывают свою точкузрения, каждый последующий можетсогласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задаватьвопросы.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Каждый выпуск газеты имеет не менее пятизаданий, нацеленных преимущественно на формированиеумений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе,так и самостоятельно дома.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводитьеё всегда после того как прочитаночередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Детямпредлагается определить самые интересные и самые трудные задания. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное заданиепоказалось им интересным или трудным.

ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

·     «Дефиниция»

Учитель выносит фрагменттекста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиесязаменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслуххором.

·     «Изменение типа текста»

Дети представляют тематику определённогораздела номера (по выбору) в форме:

Øрекламы

Øобъявления

Øдневника.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГОЗАДАНИЯ

Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводитсяпроверка. Возможные вариантыорганизации проверки домашнего задания:

·     Фронтально. Учительопрашивает детей по очереди.

·     По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1489

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет