Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа №91 имени Надежды Курченко
суглубленным изучением отдельных предметов»
городаИжевска Удмуртской Республики
|
Составлена на основе авторской программы к учебному пособию «Первоклассная газета» Авторы: А.А. Никитченко, П.С. Пинженина |
|
|
|
|
|
|
ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению
Чтение.Работа с текстом
Возрастдетей: 6-11 лет.
Срокреализации: 4 года.
(1 час в двенеделю: 15 часов в 1-4 классах в год)
|
Составители: Кедрова О.Г., учитель начальных классов
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Чтение. Работас текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основнойобразовательной программой начального общего образования ина основании на основе учебного пособия А.А. Никитченко, П.С.Пинженина «Первоклассная газета». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
В результате изучениявсех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образованиявыпускники приобретут первичныенавыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,научно—познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно—символической форме,приобретут опыт работы с текстами,содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужнойдля решения практической или учебной задачиинформации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщениеимеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстовинформацию для установления несложных причинно—следственных связейи зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятиярешений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научитьсясамостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичныйопыт критического отношения к получаемой информации,сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Цель курса:
Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией.
Задачи:
· Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
· Расширить кругозоршкольников.
· Укрепить семейныеотношения в процессечтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
· Развивать познавательный интерес, формировать стремление детей к размышлению и поиску.
· Способствовать духовно-нравственному развитиюи воспитанию школьников.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»» представляет системуинтеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальнойшколы.
Курс относится к общеинтеллектуальномунаправлению. Программа курса включает в себя 60 занятий: одно занятие в 2недели, по 15 часов – в 1 — 4 классах, Занятиеобеспечивается отдельным пособиемсерии «Первоклассная газета».
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
· По количеству детей, участвующих в занятии:индивидуальная, коллективная, групповая, работа впарах.
· По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра,деловая игра.
· По дидактической цели: вводные занятия,занятия по углублению знаний, практические занятия,мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
1 класс – 30минут.
2-4 классы – 40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан подпискойномеров «Первоклассной газеты».Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 ивключает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Заданиянаправлены на разные умения работы с информацией и предполагают разныйформат ответа.
Планируемые результаты реализации курса
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Выпускник научится:
• находить в текстеконкретные сведения, факты,заданные в явномвиде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части,составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основныесобытия и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанныев тексте, выделяядва—три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявномвиде (например, находитьв тексте несколькопримеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явлениепо его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно,в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужныйвид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поисканужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробнои сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста,устанавливать простые связи,не показанные в текстенапрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находитьаргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текстанебольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выпискииз прочитанных текстовс учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКАИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• высказыватьоценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структурутекста; определять место и рольиллюстративного ряда втексте;
• на основе имеющихсязнаний, жизненного опыта подвергать сомнениюдостоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалогепри обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работыс одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Структура занятий курса
Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: ВВЕДЕНИЕ,РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ
МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбиратьупражнения для каждого этапа самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом работы с очередным выпуском«Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубриканомера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагаем использоватьупражнения, которые можно провести перед началом работы с текстомдля снятия трудностей. При желании учительможет использовать собственные упражнения.
· «Ассоциации и предположения».
Учащиеся индивидуально, либо в группахотвечают на следующиевопросы:
Ø С чем ассоциируется названиевыпуска (рубрики)?
Ø Что, по вашему мнению,написано в этом номере?
Ø Где можно найти информацию по этойтеме?
Ø Почему данная тема важна?
Ø В какой ситуации могутпригодиться знания по данной теме?
· «Трудные слова»
Учитель выписывает на доску трудныеслова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значениикаждого слова/выражения, о смыслеслов, подбираются синонимы.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Чтение текста может быть построено по-разному,в зависимости от типовой структуры занятия, его целии задач. Возможныеварианты организации работыс текстом:
· Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учительзадаёт вопросы по содержаниютекста.
· Чтение по цепочке. Детичитают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел)– по выбору учителя.
· Работа в мини-группах. Учительделит класс на мини-группы. Дети в группахчитают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На этапе работы с текстом предлагаетсяиспользовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
· Дискуссия
После прочтения текста учитель ставит передучащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делитсяна две группы, которым присваиваются противоположные точкизрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.
· Ролевая игра
Например, ролевая игра «Суд».В соответствии с тематикойномера выбирается подсудимый. Это может быть как реальноесущество, так и абстрактные понятия. Роли (судья,адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются междуучащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.
· Обсуждение
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связаннойс содержанием газеты. Дети поочереди высказывают свою точкузрения, каждый последующий можетсогласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задаватьвопросы.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Каждый выпуск газеты имеет не менее пятизаданий, нацеленных преимущественно на формированиеумений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе,так и самостоятельно дома.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводитьеё всегда – после того как прочитаночередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Детямпредлагается определить самые интересные и самые трудные задания. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное заданиепоказалось им интересным или трудным.
ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
· «Дефиниция»
Учитель выносит фрагменттекста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиесязаменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслуххором.
· «Изменение типа текста»
Дети представляют тематику определённогораздела номера (по выбору) в форме:
Øрекламы
Øобъявления
Øдневника.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГОЗАДАНИЯ
Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводитсяпроверка. Возможные вариантыорганизации проверки домашнего задания:
· Фронтально. Учительопрашивает детей по очереди.
· По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.
