X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Проектирование урока истории сиспользованием технологии интерактивного моделирования

Однойиз важнейших целей педагогической деятельности является создание условий длясамореализации учащихся. И такие условия в наше время учитель может создаватьна уроке, используя интерактивные технологии, которые позволяют развивать самыеразнообразные компетенции учащихся в соответствии с их возрастными,психологическими и индивидуальными особенностями.

В5-х, 6-х, 7-х классах хорошо работают технологии коллективного интерактивногообучения. Они позволяют сформировать у каждого ребенка максимально полную базуфактических данных, развивают умение самостоятельного получения знаний и ихсистематизации, учат историческому моделированию процессов и явлений.

Вотнекоторые виды интерактивного обучения, используемые мной, и хорошозарекомендовавшие себя на уроках истории:

— Работав парах, когда поочередно учащиеся выступают в роли обучающих при проработкеопределенных вопросов темы.

Каждыйученик, выступая в роли обучающего, предлагает свой вариант обучения. Это можетбыть план, вопросы для контроля знаний, свои задания по изучаемому тексту ит.д.

Учетвыполнения задания осуществляет учитель в индивидуальной карточке ученика.Можно доверить выставление итоговой оценки самим учащимся, корректируя их входе диалога с «обучающим учеником».

— Этоможет быть работа в группах, с последующим представлением результатов работывсему классу. При этом вопросы для проработки каждой группе предоставляетучитель. Он же контролирует общую работу групп.

— Ещеодной формой работы на уроках истории является коллективное историческоемоделирование в результате мозгового штурма. Оно способствует формированию уучащихся причинно – следственных связей и позволяет создавать целостную картинуисторического явления на основе отрывочных фактов путем логических рассуждений.

Фрагменты уроков истории в 5 классе сиспользованием интерактивных технологий для исторического моделирования

Пример1. Тема урока: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье» 5 класс

Однуиз образовательных задач этого урока: показать значение дипломатии в установленииРимского господства в Восточном Средиземноморье, можно решать через созданиемодели административного управления в Римской империи, используя технологиюмозгового штурма.

Дляэтого на экран выводится слайд с основными положениями политики Рима визучаемый период:

Вкачестве раздаточного материала с дополнительными сведениями и заданиямииспользуется следующий чек – лист:

ПРОВИНЦИЯ СИРИЯ (справка)

Население – сирийцы,греки, финикийцы, евреи, армяне. Все национальности живут обособленно идружеских чувств друг к другу не испытывают.

Соседи:

1)            СоюзникиРима – Пальмирское царство, Набатейское царство

2)            ПротивникиРима – Персия, кочевые арабские племена, пираты Киликии

Основные занятиянаселения:

Земледелие ведетсятолько там, где достаточно воды (у реки Евфрат, в долине реки Иордан, впредгорьях Ливанских гор). Остальные земли плодородны, но только в случаеирригационного орошения. Развитию земледелия мешают грабительские набегиарабских кочевников из пустыни.

В неорошаемыхрайонах население занимается скотоводством (овцы, козы). Ремесло развито вгородах. Основные отрасли – кожевенное, ювелирное, гончарное, кузнечное дело.

Развитию торговлимешает отсутствие хороших дорог.

Финикийцы известныкак искусные мореходы и кораблестроители. В Ливанских горах растут кедры,пригодные для строительства кораблей. У берегов Финикии добывают ракушки, изкоторых добывается дорогая и пользующаяся большим спросом красная (пурпурная)краска для окрашивания тканей и кожи.

                                                                                                                   

Задания

Ответ

После того, как по приказу сената два из четырех охранявших спокойствие провинции римских легионов были направлены на подавление восстания в Македонию, персидская армия перешла Евфрат и заняла восточную часть Сирии. Их поддерживают сирийцы и армяне. Какие мероприятия нужно провести, чтобы изгнать персов и сохранить Сирию под властью Рима?

 

Сенат прислал наместнику Рима в Сирии секретное послание. В нем говорилось, что через два года предстоит война Рима против галльских племен и потребуется много денег, продовольствия и военного снаряжения. Наместнику приказано провести мероприятия по развитию хозяйства провинции для увеличения сбора налогов и доставке в Рим всего необходимого для ведения намеченной войны. Какие это мероприятия?

 

Римский наместник докладывает в Рим, что римлян в провинции мало и просит разрешения привлечь представителей местного населения на следующие должности: писцы, сборщики налогов, полицейские, надсмотрщики над рабами, специалисты по строительству дорог и каналов,

специалисты по устройству гаваней,

специалисты-кораблестроители,

командиры гарнизонов римских войск,

жрецы римской религии,

палачи.

На какие из перечисленных должностей сенат даст согласие набрать местных жителей и из каких национальностей?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

 

                                                                  

Спомощью мозгового штурма учащиеся соотносят данные со слайда и из информационнойсправки и решают задания. Обобщенные итоги работы заносятся в чек-лист.

Пример2. Тема урока: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» 5 класс.

Однойиз образовательных задач урока является выяснение основных занятий древнихгреков. Для ее решения можно использовать обучающий текст, на основе которого ипроводится историческое моделирование.

Учащимся раздается чек-лист с описанием повседневнойтрапезы древних греков:

 

Стол древнего грека

Основные занятия греков

Первый завтрак афинянин обычно съедал на заре. Трапеза состояла из нескольких кусочков хлеба, намоченных в вине.

Второй завтрак был более плотным, в крытом портике или внутреннем дворике ели похлебку, гороховую или чечевичную, белый хлеб, козий сыр, оливки, запивали второй завтрак вином, разбавленным водой.

Основной пищей бедняков были ячменная похлебка, лепешки, каша из бобов, репа, соленая рыба, дешево вино, овощи, а иногда даже кузнечики.

Обед среднего афинянина состоял из трех блюд. Сначала подавалась растительная пища, затем следовали мясное или рыбное кушанье  и десерт, состоящий из фруктов и лакомств.

Богачи могли позволить себе полакомиться привезенными из других стран деликатесами – миндалем, рисом и пряностями.

Обед обычно ели вечером, торжественный обед назывался «симпосий2. Сначала подавали плетеные корзины с хлебом, кравчий резал мясо коз, свиней, баранов, зайчатину и оленину, мясо диких кабанов. Порции раздавали сотрапезникам. Пищу брали руками, вытирая их затем хлебным мякишем или особым тестом.

Чтобы зачерпнуть соус, лепешку складывали наподобие ложки. Ложками ели яйца и моллюсков. Супа не подавали. Рубу и птицу ели с приправами из зелени, уксуса и масла. Предпочитали зажаренных голубей, воробьев, жаворонков, фазанов, перепелок, приправленных оливковым маслом, уксусом, соусами и пряностями.

Подавали так же козий сыр. Сливочное масло афиняне не изготавливали. Из растительных блюд за обедом ели стручковые плоды (бобы, горох),лук, салат, капусту. На десерт подавали груши, яблоки, виноград, гранаты, маслины, миндаль, пирожки. Пили вино, сильно разбавленное водой. Пить допьяна считалось неприличным.

 

 

Задачаучащихся на основе текста определить основные занятия древних греков на примереафинян.

Работус чек – листом можно вести как в парах, так и в группах, либо используятехнологию мозгового штурма – в зависимости от подготовленности класса.

Пример3. Тема урока: «Древняя Спарта» 5 класс

Однойиз образовательных задач урока является создание модели спартанского общества.Для этого можно использовать документ «Ликург об «общине равных», которыйвыводится на слайд:

Учащимсяраздаются чек-листы с заданием:

Жизнь спартанского общества

Основные слои населения

Обязанности разных групп населения

 

 

 

 

 

 

 

Входе мозгового штурма происходит создание модели общественных отношений вдревней Спарте. Итоги работы заносятся в таблицу.

Ребятана таких уроках чувствуют себя раскованно, но в то же время понимают своюответственность не только за личные успехи, но и за результат всего коллектива,что способствует росту мотивации к обучению, создает ситуацию психологическогокомфорта и, как следствие, ситуацию успеха для каждого ученика. Это особенно важнодля детей с низкой самооценкой. Школьники учатся обмениваться опытом, развиваютсвои творческие навыки и формируют критическое мышление.

Сохранениепсихического здоровья учащихся так же является одним из важных следствийиспользования интерактивных технологий, поскольку они снимают повышеннуюумственную и учебную нагрузку за счет более легкого усвоения материала. Приэтом расширяются познавательные и творческие возможности школьников.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет