Построение образовательного процесса черезособенности обучающихся.
Каждый ребенок имеетиндивидуальные личностные характеристики – это индивидуально-личностныеспособности, интеллектуальная деятельность, уровень самооценки,работоспособности и т.д. Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастномпериоде характерны общие черты.
В возрастной ипедагогической психологии существует много возрастных периодизаций. Нопользуются общепринятой периодизацией:
— младенчество (догода),
— ранний детский возраст(2-3 года),
— преддошкольный возраст(3-5 лет),
— дошкольный возраст (5-6лет),
— младший школьныйвозраст (6-10 лет),
— средний школьный, илиподростковый возраст (11-15 лет),
— старший школьныйвозраст, или ранняя юность (15-18 лет).
Хочу показатьпсихологические особенности каждого возраста и каким образом можно использоватьэти знания для построения эффективного процесса обучения.
Младенчество и раннийдетский возраст рассматривать не будем…
1. Первый период – преддошкольный(3 -5 лет)
Он характеризуетсякризисом 3-х лет. Начало со второй половины 3-го года до первого полугодия 4-гогода.
Длительность – примернонесколько месяцев.
Проявляется:негативностью, упрямством, строптивостью, своеволием, протестами,обесцениванием, стремлением к деспотизму.
Выстраивание деятельности:
— стоит убратьавторитарный стиль взаимоотношений и гиперопеки;
— поощрятьпознавательный интерес и самостоятельность ребенка;
— применять игровыеприемы в общении и обучении самостоятельности;
— проявлять спокойствиепри требовании выполнения этих правил;
— акцентироватьвоспитание на свободе действий и осознания их последствий;
— совместно искатькомпромиссные решения в конфликтных ситуациях, предоставлять ребенку правовыбора.
— обучать ребенка навыкамобщения со сверстниками и взрослыми.
2. второй период – дошкольныйвозраст (5 – 7 лет)
Ведущая деятельность –игра, посредством которой происходит овладение другими видами деятельности,складывается новая социальная ситуация развития, происходит интенсивноеинтеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Что нового формируется:
Творческая деятельность –преобразование окружающей действительности, создание нового. Черезконструкторы, художественное творчество.
Интенсивнее развиваетсяинтеллект.
Формирование и развитиевнутренней речи – мышление. Произвольное поведение.
Осознание норм и правил.Поведение регулируется ими.
Моральные установки – чтохорошо, что плохо.
Возникновениемировоззрения.
Выстраивание деятельности:
В этот период ребенокзапоминает информацию, если может ее увидеть, услышать, дотронуться.
— использовать игровуюформу работы;
— менять вид деятельностикаждые 15-20 минут, из-за низкой концентрации внимания;
— хвалить и оцениватьдостижения, не акцентируя внимание на ошибках, неудачах.
3. третий период –младший школьник.
Готовность к учебнойдеятельности (высокая физиологическая, психическая и интеллектуальнаяактивность). Готовность взять на себя новые обязанности.
Формированиеэстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения кжизни. Развитие форм мышления (понятие, суждение, умозаключение).
трудности:
— новый режим дня,
— смена главенствующихавторитетов;
— новые отношения содноклассниками и преподавателями;
— апатия, связанная сневозможностью преодолеть эти трудности.
Необходимо учитывать:произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется пристолкновении с различными дисциплинами.
Выстраиваниедеятельности:
Самоорганизовывать исамодисциплинировать ученика посредством групповых игр, вызывания любопытства,интереса к различным творческим заданиям.
Координировать иорганизовывать правильный режим дня.
Привлекать родителей ксовместным воспитательным мероприятиям.
4. Четвертый этап –подростковый возраст.
Главная деятельность –общение со сверстниками. Основная деятельность – учебная,общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подростокначинает познавать себя в системе моральных ценностей, эстетическихобщественных отношений. Приобретает социальный, трудовой опыт.
Делится на три этапа:
1. локально-капризную (11-12 лет) – потребность в признании взрослых;
2. право-значимую (12-13лет) – потребность в социальном признании через «я тоже имею право», «я могу»,«я должен»
3.утверждающе-действенную (14-15 лет) – потребность показать себя, выразить своисилы.
Выстраиваниедеятельности.
Через интересы кразличным видам деятельности, интереса к противоположному полу и общению сними;
Учитывать обостренноечувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии;
Достигать четкогопонимания детьми их целей в деятельности, активизировать психологическиемеханизмы;
Поддерживать в подросткеего исключительность, что усиливает познавательную деятельность;
5. пятый период – ранняяюность
Значение имеетценностно-ориентационная активность, она обусловлена стремлением кнезависимости.
Основной компонент этогопериода – дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в болееглубокие – как любовь.
Здесь главная задача –определить дальнейшую стратегию – выбор учебного заведения. Здесь чаще всеговыбор останавливается не только склонностью к какому – либо предмету, но ипрактической выгодой профессии.
Наиболее главноеновообразование этого периода – планировать свою дальнейшую жизнь, а так жеискать и находить средства для ее реализации. Повышается уровень ценностно-мотивационнойсферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в самоопределении школьника.
В это период происходитьсозревание личности, где выражены профессиональные интересы, развитиетеоретического мышления, самовоспитания, развитие умения рефлексировать,формируется уровень притязания.
Выстраиваниедеятельности.
Приобщать личность кобщественным ценностям и стимулировать к выбору личных.
Поддерживать свободуличности в выборе целей, путей их достижения, своевременно корректировать инаправлять.
Четко ставить цели передподростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
Определять прикладнуюнаправленность обучения (зачем знать и как пригодится)
Позитивная регулярнаяподдержка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
Не сравнивайте результатыобучения подростка с ровесниками, это может вызвать раздражение.
Конечно же прииндивидуальном обучении нам необходимо помимо общих характеристик видеть ипонимать индивидуальность каждого ребенка, которая формируется в семье и наоснове лисностно-психологических особенностей. И выстраивать результативноеобучение.
