Муниципальное казенноеобщеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа№4 городского округа «Город Йошкар-Ола»
Рабочая программа педагога
элективного курсапо литературе «Ключи от новеллы» 10 класс
Составитель БашковаГ.М.
учитель русскогоязыка и литературы
Йошкар-Ола
2022-2023учебный год
Пояснительнаязаписка
Предметныйэлективный курс «Ключи от новеллы» предназначен для реализации в 10 классе. Назанятиях новелла рассматривается как литературный жанр. Главнымиорганизационными формами занятий предпочтительны работа в группах илииндивидуально и метод «медленного чтения». На занятиях идет кропотливая работас текстом. Метод «медленного чтения» позволяет раскрыть красоту литературногопроизведения, понимать его глубже. Содержание курса дает возможностьобучающимся получить знания о новелле, познакомиться с произведениями русских изарубежных писателей, учиться анализировать текст, что способствует развитиюречи.
Курс рассчитан на17 часов и имеет практическую направленность: ребята учатся не только работатьс чужим текстом, но и пытаются создавать свои.
Цель курса:
— Обучениевнимательному чтению произведения;
— Систематизациязнаний о новелле.
Задачи:
— совершенствоватьнавыки вдумчивого прочтения текста;
— учиться видетьпроблему и находить способы ее решения;
Учиться обобщать,делать выводы;
— учиться видетьособенности жанра новеллы.
Содержаниепрограммы
1. Введение. Чтотакое новелла? Сведения об особенности жанра. Обзорное знакомство со сборникомновелл Боккаччо «Декамерон».
2. Художественнаяформа новеллы. На примере новеллы Куприна повторяются понятия формы исодержания.
3. Содержаниеновеллы. Отработка понятий «тема, проблема, конфликт».
4. Проблемы вновелле «Куст сирени». Выход на поставленные автором проблемы черезхарактеристики героев.
5. Художественноепространство новеллы О.Генри «Дары волхвов». Внимание к библейскому сюжетупроизведения.
6. Герои новеллыО.Генри. детали, дополняющие описание героев. Приемы создания образов.
7.Сопоставительный анализ новелл Куприна и О.Генри. Критерии оценки произведений.
8. Композицияновеллы И.Бунина «Легкое дыхание». Влияние формы на содержание.
9. Тема и идеяновеллы Бунина. Значение второстепенных героев в понимании темы и идеи.
10. В.Набоков«Месть». Смысл названия. Работа со словами «месть, сострадание. Жалость,прощение, совесть».
11. Особенностиновеллы Набокова. Символика. Использование приемов кинематографа начала 20-говека.
12. П.Зюскинд «Зовглубины». Проблемы в новелле. Работа по разноуровневым вопросам к новелле.
Учебно-тематическийплан
№ |
Тема |
Всего часов |
лекции |
Практическая работа |
семинары |
Форма контроля |
1 |
Введение. Что такое новелла? |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Художественная форма новеллы |
1 |
|
1 |
Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504 |
Участие в беседе |
3 |
Содержание новеллы (на примере новеллы «Куст сирени») |
1 |
|
1 |
|
Участие в беседе |
4 |
Проблемы в новелле «Куст сирени» |
2 |
|
|
2 |
Участие в семинаре |
5 |
Художественное пространство новеллы |
1 |
|
1 |
|
Участие в беседе |
6 |
Герои новеллы О.Генри «Дары волхвов» |
2 |
|
2 |
|
Участие в беседе |
7 |
Сопоставительный анализ новелл Куприна и О.Генри |
2 |
|
|
2 |
Участие в семинаре |
8 |
Композиция новеллы И.Бунина «Легкое дыхание» |
1 |
|
1 |
|
Участие в беседе |
9 |
Тема и идея «Легкого дыхания» |
1 |
|
|
1 |
Участие в семинаре |
10 |
В.Набоков «Месть». Смысл названия новеллы |
1 |
|
1 |
|
Участие в беседе |
11 |
Особенности новеллы Набокова |
1 |
|
|
1 |
Участие в семинаре |
12 |
П.Зюскинд «Зов глубины». Проблемы в новелле |
2 |
|
|
2 |
Участие в семинаре |
Прогнозируемыерезультаты
— пониманиеспецифики, проблематики новеллы как жанра;
— умение выбиратьлитературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения;
— развитие навыковработы с текстом;
— успешноенаписание сочинения-рассуждения ЕГЭ.
