Практикумдля педагогов на тему:
«Психологическая поддержка учащихся при подготовке кЕГЭ
Цель: интеграция усилийпедагогов по психологической поддержке учащихся в период подготовки к экзаменамв выпускных классах.
Задачи: оценка значимости и действенности поддержкиучащихся при подготовке к ЕГЭ со стороны педагогов;
ознакомление педагогов с основнымиспособами снижения тревоги у учащихся в стрессовой ситуации, развития у нихнавыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
проигрывание с педагогамиупражнений, направленных на профилактику нарушений психоэмоциональногосостояния учащихся при подготовке к экзаменам.
Ход семинара Добрый день, уважаемыепедагоги. Мы сегодня поговорим о том, как необходимо оказывать психологическуюподдержку детей при подготовке к ЕГЭ, как помочь обучающимся в стольответственный для них период времени.
Для осознания распределения ответственности мы рекомендуемследующее упражнение. Упражнение «Строим дом».
«Представьте себе, что в течение 11 лет обучения ребенка в школе мыстроим дом. Построенный дом — это тот результат, который мы получаем навыпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть свояфункция: кто-то закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кладеткрышу, кто-то украшает фасад. Как вы думаете, а что делаете именно вы на вашихуроках? С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома?» Учителяпишут ответы на стикерах, приклеивают их на изображение дома и комментируют.Когда все выполнят это задание,
психолог обращает внимание педагогов на то, что у каждого из нас естьсвой маленький вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемсятого, что дом будет построен.
Подготовка к экзамену — это неответственность только психолога или только педагогов, работающих в старшихклассах. Ведь они строят свою работу на том фундаменте, который заложили в начальнойи средней школе.
Слайд Факторы, определяющие успех наэкзамене
1. Интеллектуальный фактор – знание учебного предмета,обусловленное особенностями психического развития учащихся, уровнем развитияпамяти, логического мышления. Это один из мощных факторов, влияющий нарезультат сдачи экзамена.
2. Мотивационный – нацеленность на выполнение учебныхзадач и преодоление возможных трудностей. Это индивидуальный, личностныйфактор, определяется волевой зрелостью, прилежанием и трудолюбием. Психологамидоказано, что вредна как чрезмерно низкая мотивация, так и чрезмерно высокая. Вэтом отношении здесь действует правило «Золотой середины».
3. Знакомство с процедурой проведения экзамена. Этузадачу решают пробные экзамены, занятия по текстам ЕГЭ.
4. Стратегия подготовки к экзамену. Важно познакомитьвыпускников с приемами, техниками подготовки к экзамену, чтобы они смогливыработать свой индивидуальный стиль подготовки.
5. Эмоциональный фактор – это уровень тревоги,способность не терять самообладание в стрессовых ситуациях. Зависит отиндивидуальных особенностей нервной системы.
Ваши правильные действия вомногом будут определять успешность психологического настроя выпускника. Приэтом важно помнить, что вы сможете поддерживать его лишь в том случае, еслисами будете излучать положительные посылы, будете спокойны и уверены. Т.е.сначала нужно обратить внимание на свой настрой и только потом помогать детям.
ІІ. Практическая часть. Ход работы.
1. Упражнение «Нарисуй свой характер».
Нарисуем свой характер. Заполните 8 предложенных квадратов,дополнив изображения по своему усмотрению.
2. Упражнение «Составьте кисти рукв «замок».
Цель: обучить педагогов кинезиологическим упражнениям,позитивно влияющим на развитие психических процессов.
— Составьте кисти рук в «замок». Теперь посмотритевнимательно на большие пальцы. Палец какой руки у вас сверху? Вы сделали этоавтоматически — так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот:если сверху был палец правой кисти, то сейчас пусть будет левой.
Если у вас появилось ощущениенеудобства и дискомфорта, то это говорит о том, что одно из полушарий чутьболее развито, чем второе. Каждая рука связана со своим полушарием мозга иявляется индикатором его деятельности. Развить функции «отстающего» полушарияможно с помощью простых кинезиологических упражнений, которыеспособствуют стимуляции познавательных способностей.
Например, большим и указательнымпальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки,начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевойплоскости. Потом меняем руки.
А следующие упражнения для координации движений, усиления взаимодействия двух полушарий, что такжеблагоприятно сказывается на умственной деятельности.
1.Положите руки на колени крест-накрест, по команде надохлопнуть 2 раза в ладоши и поменять руки.
2.. Отдать честь правой рукой, алевую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав приэтом: «ВО». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменивруки.
3. Ухо – нос. Взятьсяодной рукой за кончик носа, второй — за противоположное ухо. Быстро менятьруки.
4.Двумя руками одновременнорисовать квадрат, цветок, буквы, будто руки «зеркалят» друг друга.
5.Кулак-ребро-ладонь.
6. Правой рукой гладим живот почасовой стрелке, левой голову.
3. Упражнение «Эксперимент»
Цель: дать возможность учащимся понятьсмысл и необходимость самообладания.
Инструкция: Вам необходимо за 30секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
наКОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГУщиХног.
Анализ:
— Сразу ли вы справились с заданием? — Что понадобилось вам дляего быстрого выполнения? (Абстрагироваться, т.е. отвлечься от внешнихраздражителей в виде нестандартного шрифта написания текста)
— Какое качество помогло вам справиться с заданием? (Самообладание,не растерялись, искали способ решения поставленной перед вами задачи)
Самообладание — устойчивость влюбой ситуации, способность принятия решения в экстремальных ситуациях, умениевладеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.
Конечно же, экзамендаже для самого подготовленного учащегося — это стресс. Но уровеньстресса бывает разный. Если стресс является оптимальным стимулом, т.е. золотойсерединой, к которой и необходимо стремиться, потому что необходимое идостаточное количество тревоги во время испытаний все же способствуетмобилизации сил, возможности организовать себя, настроить на деловой лад, тоэто нормальное рабочее состояние. Если же психоэмоциональное состояниево время подготовки и на экзамене достигает крайних точек: таких как полноебезразличие, либо чрезмерный стресс, то такое состояние может помешать сдачеэкзамена.
Учитель может минимизироватьреакцию на стресс, может сделать так, чтобы ученик не паниковал, неволновался до потери памяти. Но педагоги часто нагнетают ситуацию, а это неспособствует подготовке к экзаменам.
Слайд 13 Причины вызывающиестресс:
1. Негативныйнастрой. Бесконечное напоминание, что дети мало занимаются. Высказывания «Вы несдадите».
2. Неопределенностьи ограниченное время. (Выполнение пробных ЕГЭ).
3. Индивидуальныеособенности организации нервной системы. Особенно обратить внимание на детейвозбудимых, эмоционально не стабильных, болезненных. Им нужна особаяподготовка.
4. Перенапряжение,с которым многие дети приходят на экзамен.(нерациональное использование труда иотдыха, ребенок перегорит, не будет сил для сдачи экзамена). Важно не подчеркиватьвысокий груз ответственности перед школой
Какие могут быть мысли у ребенка в состоянии чрезмерногостресса? Ничего не помню, не успею подготовиться, разочарую родителей, подведушколу, т.е. много страхов и опасений. Присутствуют следующие поведенческиереакции: проявление гнева, либо упадок сил и настроения, отсутствие аппетита,либо наоборот, его обострение, дрожь, онемение определенных частей тела. В этомсостоянии приходится готовиться, а это не рабочее состояние.
Что нужно сделать, чтобыпрофилактировать нарушение психоэмоционального состояния учащихся?
1 .Нужно формировать навыкиуверенного поведения, а также выявить ресурсы учащихся, на которые каждый изних сможет опереться в стрессовой ситуации. (Педагоги выполняютупражнения, которые они смогут в дальнейшем проиграть с учащимися).
Упражнение«Мои ресурсы» Цель: помочь учащимся найти в себе те качества,которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.
Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. Водной части напишите: «Какими качествами моей личности я могу гордиться?» Здесьвы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можетегордиться, которые считаете своими сильными сторонами.
А теперь озаглавьте вторую часть листа: «Чем это может мнепомочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать,каким образом она сможет помочь вам во время подготовки или на экзамене. Слайд14 Одним из приемов снятия психологического напряжения является расслабление,которое позволит уменьшить внутреннее беспокойство.
Наиболее популярные из них:дыхательные, метод самовнушения, т.е. убеждение словом, способы саморегуляции сиспользованием образов. Техники нужно опробовать заранее, потому что они длявсех индивидуальны, кому-то подходит одна, кому-то другая и важна практика.
1) Дыхание.Меняя частоту и глубину дыхания, мы влияем на тонус мышц и деятельностьголовного мозга. Медленное и глубокое дыхание способствует расслаблению иуспокоению.
2) Упражнение«Сосредоточение на пульсе» (3 мин.) попробовать сосредоточиться насобственном пульсе, найдя пульс на руке и начать считать. У спокойного человекапульс не более 80 ударов в минуту, а у взволнованного – гораздо больше. Задача– усилием мысли выровнять его и заставить биться реже.
3) Самовнушение. Подбирается словесная формула (простоеутверждение без приставок «не»), которая произносится про себя, либо вслух.
-Эта ситуация мне по силам. Я полон сил. Я готов кэкзамену!
-Я знаю, что меня поддерживают родные!
-Мне повезет!
-Все хорошо!
-Я удачлив!
После экзамена:
Восстановиться. Восстановить нервную систему – этопереключиться:
отдохнуть, выспаться, побывать на свежем воздухе, съездитьк родственникам, друзьям.
По сути дети не просто сдаютэкзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности, испытываютхарактер, силу воли, умение не растеряться, справиться с волнением.
Слайд 15 Рекомендации:
1. Неподчеркивайте непреодолимые трудности при сдаче ЕГЭ.
2. Нефиксируйте внимание ребенка на невозможности сдачи ЕГЭ.
3. Напробных ЕГЭ выделите все сложные ситуации и отработайте четкий план какпреодолевать эти трудные ситуации в процессе сдачи ЕГЭ.
Слайд 16. Поддерживайтепозитивный настрой учащихся. Настраивайте на успех.
Для снятия личной тревожности педагогов:
1.Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводуподготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе сразличными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы поподготовке учащихся к ЕГЭ. И такие мероприятия по обмену опытом этомуспособствуют.
ІІІ. Заключительная часть
1. «Притча» (3 мин.)
Цель: обрести уверенность в себеи своих силах.
Как-то ученики попросили Учителя представитьследующую ситуацию – он находится на краю обрыва, а внизу за спиной – пропасть,справа – разъяренный тигр, слева — кобра, впереди – отвесная скала…
Что он будет делать в этомслучае? Ответ мудрого учителя был неожиданным, но резонным: а зачем я тамокажусь? Какой же вывод мы можем сделать из этой притчи? Не следует бояться ещене случившихся неприятностей , так как уверенность в себе – это уже половинауспеха.
На этом наше занятие окончено.Благодарю вас за участие.
Успехов вам и вашим ученикам!