ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ
О.В. Плотникова, ГБПОУ ВО «ВТМД», старший методист,преподаватель
Процесс совершенствования педагогических технологий,совокупности методов, приемов и средств обучения носит название инновационныетехнологии.
Инновационные методыосновываются наиспользовании современных достижений науки и информационных технологий вобразовании.
Современный образовательный процесс немыслим без поискановых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческихспособностей и самостоятельности обучающихся.
Перед преподавателем химии встаёт проблема, какразвивать творческие способности обучающихся и формировать их творческиекомпетентности.
Для решения проблемы используется личностно-ориентированныйподход и система сочетания технологий.
Одной из них являетсятехнология проблемного обучения, которое пронизывает весь курс химии.Каждый урок становится проблемным. Преподаватель ставит проблему, подводит обучающихсяк её решению.
Так, например,при изучении темы «Белки» задается проблемный вопрос: «В современномобществе актуально увлечение вегетарианством. Многие родители, являясь последователямиэтого модного течения, приучают своих детей с раннего возраста квегетарианству. Как вы считаете, не опасно ли так поступать?» Выслушав ответы обучающихся,преподаватель предлагает изучить тему и сделать вывод по данному вопросу вконце урока.
Качество усвоения предмета можно обеспечитьтехнологией разноуровневого обучения, где уровень подготовки постепенно повышается.Усвоение содержания для оценки успехов обучающихся определяется на уровневоспроизведения фактов, их воссоздания или на уровне мыслительных операций.
Пример проверочной работы по теме «Химические реакции»:
Вариант 1. (заданиярепродуктивного уровня).
Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:
1) Na + Cl2→ NaCl;
2) Р + O2 → P2O5;
3) Na + Н2О→ NaOH +H2↑
Вариант 2. (заданиячастично-поискового уровня познавательной деятельности обучающихся).
Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:
1) P + ?= P2O5
2) ? + ?→ CH4
3) Mg + ? = MgO
4) ? + O2 →K2 O
Вариант 3 .(заданияисследовательского уровня познавательной деятельности обучающихся).
Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощьюкоторых их можно получить:
1) NH3
2) СО2
3)Al2О3
4) Al2 S3
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности,но должны быть посильными для обучающихся.
Технология игрового обучения способствует повышениюинтереса обучающихся к различным видам учебной деятельности и познавательнойактивности. В своей практике часто использую. игровые технологии, провожу уроки– игры. В органической химии при изучении отдельных тем используются различныеигровые технологии: урок-соревнование по теме «Карбоновыекислоты», деловая игра «Нефть и ее свойства», игровые задания: «Ктобыстрее» или «Найди родственников».
При изучении темы «Карбоновые кислоты» даетсяследующее задание: в приведённом списке вычеркните формулы углеводородов, подчеркнитеодной чертой формулы спиртов, а двумя чертами формулы кислот. Это упражнениенужно выполнять быстро, точно, просматривая каждую формулу один раз:
CH3-COH, CH3-CH2-COOH, C2H5-C2H5,CH3-CH(OH)-CH3, C2H5-C3H7,C5H12,
CH3-CH2-CO-CH3, HCOOH,HCOH, CH2(OH)-CH(OH)-CH2(OH), C3H7-COH,C4H10, CH3-OH, HOOC-COOH, CH3-CO-CH3,C4H9-COOH, HOOC-CH2-COOH, CH3-CH2-CH3.
В ходе выполнения упражнения тренируетсяпереключение и распределение внимания. Дух соревновательности делает выполнениеэтого упражнения увлекательным.
В обучении химии использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности и перспективы.
В связи с внедрением в процесс обучения химии компьютерных технологий,можно разработать и использовать мультимедийные презентации и анимационныесхемы, которые позволяют более наглядно и доступно объяснить обучающимсясущность химических процессов.
В предлагаемых вариантах по изучению темы имеет место сочетаниекомпьютерных и интерактивных технологий, а также традиционных подходов вобучении, которое будет способствовать развитию познавательного интереса, болеедоступному усвоению и активизированию деятельности обучающихся на занятии.
Например, в теме «Алканы: состав, строение, изомерия, номенклатура, химические свойства,получение» используются следующие технологии:
Задание:
1) Найти в электронном учебнике определения: гомолог,гомологический ряд, гомологическая разность.
2) Изучить строение гомологического ряда с помощью анимации.
3) Посмотреть анимацию (при возможности выхода в интернет обучающиесянаходят этот ресурс по адресу: (http:// www. сhemistry. ssu. samara. ru/).
Преподаватель сообщает, что следующим этапом урока будет изучение электронногостроения молекулы метана и его гомолога с помощью flash-анимации«Образование молекулы метана».
С целью закрепления материала дается задание смоделировать молекулыалканов с помощью упражнения на интерактивной доске.
Далее преподаватель отмечает, что обучающиеся знают основы номенклатурыорганических соединений. Для расширения и закрепления знаний по этой темедемонстрируется flash-анимация «Образование названийалканов по номенклатуре ИЮПАК».
Интерес у обучающихся вызывают интернет-проекты по химии идистанционные эколого-биологические олимпиады.
Среди инновационных педагогических средств иметодов обучения особое место занимают технологииметода проектов, которые создают условия для сотрудничества обучающийся-обучающийсяи обучающийся — преподаватель, помогают обучающемуся стать талантливым.
В своей практике использую различные виды проектныхи творческих работ:
· Информационные проекты.
В реализации данных проектов обучающиеся изучаютспособы получения информации (Интернет ресурсы, библиотечные фонды и т.д.),методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известнымифактами, аргументированные выводы), составление презентаций.
Примеры проектных работ: «Зубная паста в нашей жизни», «Экоикра — что это такое?», «Чипсы – польза или вред здоровью?».
· Творческие проекты.
Форма представления таких проектов самая разнообразная:видеофильм, репортаж и пр.
Примеры проектных работ: «Пища, которую мы едим» (форма предоставления результатов –сочинение, выставка рисунков, фотографий), «Мой выбор – здоровый образ жизни»(форма выполнения: представление команды, выполнение коллажа на тематику ЗОЖ,создание видеоблога).
Метод проектов ориентирован на достижение целейобучающихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опытдеятельности.
Средством использования всех вышеперечисленныхпедагогических технологий является интеграция.
Интегрированный урок расширяетпространство урока. Однако подготовка к такому занятию — сложная работа,которая требует от преподавателя большой самоотдачи. Интеграция помогаетобучающимся усвоить материал, воссоздать общую картину мира, устранитьразобщённость предметов, повысить практическую направленность обучения иинтерес обучающихся.
На занятиях осуществляется связьхимии с биологией, математикой, географией, физикой, литературой. Например, литературныеотрывки придают изучаемому материалу особую привлекательность, развиваютинтерес обучающихся, логическое мышление.
В теме «Одноатомные спирты»привожу отрывок из произведения Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан»: «Какзагорелся спирт, как красиво заплясали на его поверхности синие огоньки!..». Приизучении темы «Жиры» привожу отрывок из романа Жюль Верна «Таинственныйостров»: «Охота принесла Сайресу Смиту около трёхсот килограммов тюленьегожира… Будь у Сайреса Смита одна только серная кислота, и то он мог бы,обработав ею какое-либо вещество, вроде тюленьего жира, выделить из этой смесиглицерин, а затем, залив полученное соединение крутым кипятком, он без трудавысвободил бы из него олеин, пальмитин и стеарин».
При изучении темы «Нуклеиновые кислоты» прослеживается межпредметнаясвязь химии с биологией.
Таким образом, интеграция обучения дает обучающимся те знания, которыеотражают связанность отдельных частей мира как системы, учит представлять миркак единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция не должназаменять обучение традиционным предметам, она должна соединять получаемыезнания в единую систему.
Подвестиитог представленного педагогического опыта инновационных технологий обученияхимии можно в виде рефлексии – синквейна.
1. Технологии (тема)
2. Интерактивные, инновационные (описание темы)
3. Привлекают, развивают, вдохновляют (описаниедействия).
4. Совершенствуют творческие способностиобучающихся (отношение к теме).
5. Компетентность (синоним, повторяющий суть темы)
Литература
1. Веденина Т. И. Дифференциацияобучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.http://festival.1september.ru.
2. Инновации в общеобразовательнойшколе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. — М.:ГНУ ИСМО РАО, 2006.
3. Матвеева И. А. Реализация компетентностного подходапосредством технологии метода проектов. http://festival.1september.ru.
4. Муравлева О. И. Инновационныетехнологии обучения, реализуемые в практике учителей химии. http://festival.1september.ru.
5. Селевко Г.К. Энциклопедияобразовательных технологий, Москва, НИИ школьных технологий, 2006.
6. ХуторскойА. В. Современныепедагогические инновации на уроке.www.eidos.ru