Родительскоесобрание Как помочь ребенку учиться
«Трудныйдиалог с учебой или как помочь своемуребенку учиться»
(семинар-практикум)
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в eго учебнойдеятельности со стороны родителей.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолениюучебных затруднений.
3. Отработка с родителями воспитательных и психологически приемов поддержкиучебной деятельности ребенка.
Формапроведения: семинар-практикум.
Ход собрания.
1. Вступительноеслово классного руководителя.
Добрый день, уважаемые родители! «Притча оМудреце»
Сегодня мы поговорим о проблемах учебыв 3 четверти. Учеба наших детей — это то, что сопровождает вашу жизнь напротяжении длительного времени, и в чем вы обязательно участвуете. Вспомним, скакой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколькосчастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все изних сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, аее формальный признак — оценка — увы, часто не радует. Вероятно, одной из такихпричин данной проблемы явилось неумение (а порой и нежелание) вовремя оказатьподдержку своему ребенку в учебной деятельности.
Школьные психологи все чаще говорят оновом явлении — синдроме третьей четверти. Этим термином называютпостоянную усталость школьников, головные боли, сонливость, рассеянное внимание,жалобы на плохое самочувствие… Откуда берется синдром и чем помочь детям?
В детстве мы все больше всего не любили третьючетверть — самую трудную и нескончаемую. Она длится дольше трех других — почтидва с половиной месяца. Да еще погода холодная, сырая, световой день короткий,нового материала на уроках много, контрольные самые трудные… Врачи добавляют:в этот период дети чаще болеют острыми инфекциями, плюс у них начинаетсявесенний авитаминоз…
Интенсивная нагрузка на фоне того, что ребенок меньшедвигается, реже бывает на улице, несомненно, усиливает неблагоприятное сезонноевоздействие на сердечно-сосудистую и нервную систему школьников. А это приводитк увеличению сосудистых расстройств со склонностью к гипертоническим реакциям.
Наша задача сегодня состоит в том, чтобывместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработатьпрактические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
2. Мотивация учебной деятельности школьников среднихклассов
Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновение ушкольника стойкого интереса к определенному предмету. При этом у многихподростков наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие,изменяются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо.Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов являетсяналичие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок,часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится,например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотятподсказывать на уроке.
У подростков становится ярко выраженнойпотребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышеннуючувствительность к оценке окружающих. Следствием является их ранимость,обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные реакции на словаи поступки окружающих.
Важным стимулом к учениюявляется при этом притязания на признание среди сверстников. Высокая оценкадает возможность подтвердить свои способности.Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.В противном случае могут возникать внутренний дискомфорт и даже конфликт. Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуютсянеопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих — к большинству из них
Учебная деятельностьимеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:
1) учебная задача — то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоениюспособ действия;
2) учебныедействия — то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образецусваиваемого действия и воспроизводить этот образец;
3) действие контроля — сопоставление воспроизведенного действия собразцом;
4) действие оценки — определение того, насколько ученикдостиг результата, степени изменений, которые произошли в ребенке.
Самое существенное вучебной деятельности — это рефлексиясамого на самого себя, отслеживание новых достижений ипроизошедших изменений. «Не умел» — «Умею», «Не мог» — «Могу», «Был» — «Стал»— ключевые оценки результата углубленной рефлексии своихдостижений.
3. А сейчас,уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться»до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности
Родители распределяются по трём группам.
Упражнение «Дерево проблем»
В группах обсудить вопрос «Почему у наших детейснижается интерес к учению?»
Каждая группа на листочках записывает причиныи последствия данной проблемы.
Возможные причины:
Недостаточнаяусидчивость, неустойчивое внимание.
Недостаточноеумение читать и понимать текст.
Недостаточныесловарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
Несформированностьнастойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.
Неумениесравнивать, находить аналогии.
Отсутствиев учении опоры на желания и мотивы школьника.
Однообразиеучебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
Авторитарнаяпозиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.
Низкаясамооценка школьника.
Работа в группах с ситуациями(практическая часть).
Вам будут предложены проблемные ситуации. Каждаягруппа обсуждает свои варианты и отвечает на вопросы:
-как НЕ надо поступать в этой ситуации?
-как НАДО поступить в данной ситуации?
1 группа.
«Ребенок не любит какой-топредмет либо не выполняет его вообще, либооткладывает на последнюю очередь и делает кое-как».
Вариант решения: Выведите ребенкана разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимыйпредмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую онизучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете,насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудныеуравнения решать интересно или просто наработайте определенную схему решений.
2группа
«Ребенок получил четвёртную«двойку» по одному из предметов».
Вариант решения: Проблемы подобны снежному кому: если их не решать, они обрастают новыми. Составьте с ребенком пошаговый план решения проблемы.
Шаг первый. Вижу свою проблему.
Шаг второй. Знаю про свою проблему все.
Шаг третий. Хочу решить свою проблему вместе сродителями.
Шаг четвертый. Составляю вместе с родителями пландействий (сходить к учителю, договориться о возможности ликвидациипробелов, написать распорядок дня, посоветоваться спсихологом и т. д.).
Шаг пятый. Действую.
Шаг шестой. Изучаю результат (получили ли то, чтоожидали).
Шаг седьмой. Даю оценку того, что сделано (учитывать нетолько свое мнение, но и мнение педагогов и родителей).
3группа
«У ребенка конфликт на почве учебы в школе».
Вариант решения: У психологов естьпонятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте,потормошите ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.Постарайтесь устранить конфликт, но не обсуждайте с детьми все егоподробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствиидетей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не обязательнодолжно обсуждаться с ребенком. Принимайте по возможности участие в жизни классаи школы. Ребенок гордится этим, а вы лучше осведомлены в том, что происходит сним в школе.
Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении. Общий вывод обычно бывает таков: нет правильных илинеправильных решений в какой-то сложной дляребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниями ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых,следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.
Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности — учебе мы должныпонять, чего мы хотим достичь, кчему стремимся и зачем. Если мыдумаем, что уметь учиться — это значит, получать одни «пятерки», мы подменяемпонятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, чтоуметь учиться — это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание навнешнюю сторону процесса обучения.
Для начала надо усвоить, что цель — это не оценка, а овладение знаниями иумениями.Самое главное, чтобы ребенок был рад полученномурезультату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этойрадости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведьэмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чемхорошая оценка.
Еслипоявились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете емупомочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздается их текст либо простоозвучивается):
Советыродителям, разделяющим учебные проблемы детей
1. Постарайтесь не особенно ругатьребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им какнаказание.
2. Выясните, за что именно поставленане удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и«четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силахсамостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю — почерк,ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть,что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.
3. Проанализируйтеошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка какличности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты неумеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно:«Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
4. Хвалите ребенка за то, что у негополучилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенокстарался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всеголишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайтетого, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность,последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсемудачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, какможно их исправить или избежать.
6. Ставьтеперед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он ихили нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него числодополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.
4. Мызавершаем работу в группах, благодарим участников и просим каждогосформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секретподдержки учебной деятельности ребенка.
Рефлексиюпостроим следующим образом:
япередаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой предмет, символическипредставляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске началофразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а)для себя, что никогда не буду…», а завершает ее в соответствии ссобственным пониманием проблемы. Затем микрофон передается следующему участнику,и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержкеучебы ребенка — это…» И так поочередно. Мы признаем за вами ижелание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас.Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицамиродительского опыта.
Подведениеитогов собрания.
Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детейочень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете тольковы, разумеется при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на всеслучаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вылучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать»его, посмотреть на мир его глазами.
Увас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случаепомните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических,поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностямисемьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоитприсмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания»и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор(раздает текст «Заповедей»).