X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Родительскоесобрание Как помочь ребенку учиться

«Трудныйдиалог с учебой или как помочь своемуребенку учиться»

(семинар-практикум)

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в eго учебнойдеятельности со стороны родителей.

2.      Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолениюучебных затруднений.

3.      Отработка с родителями воспитательных и психологически приемов поддержкиучебной деятельности ребенка.

Формапроведения: семинар-практикум.

Ход собрания.

1.     Вступительноеслово классного руководителя.

Добрый день, уважаемые родители!   «Притча оМудреце»

 

    Сегодня мы поговорим о проблемах учебыв 3 четверти. Учеба наших детей — это то, что сопровождает вашу жизнь напротяжении длительного времени,  и в чем вы обязательно участвуете. Вспомним, скакой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколькосчастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все изних сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, аее формальный признак — оценка — увы, часто не радует. Вероятно, одной из такихпричин данной проблемы явилось неумение (а порой и нежелание) вовремя оказатьподдержку своему ребенку в учебной деятельности.

Школьные психологи все чаще говорят оновом явлении — синдроме третьей четверти. Этим термином называютпостоянную усталость школьников, головные боли, сонливость, рассеянное внимание,жалобы на плохое самочувствие… Откуда берется синдром и чем помочь детям?
       В детстве мы все больше всего не любили третьючетверть — самую трудную и нескончаемую. Она длится дольше трех других — почтидва с половиной месяца. Да еще погода холодная, сырая, световой день короткий,нового материала на уроках много, контрольные самые трудные… Врачи добавляют:в этот период дети чаще болеют острыми инфекциями,  плюс у них начинаетсявесенний авитаминоз…
      Интенсивная нагрузка на фоне того, что ребенок меньшедвигается, реже бывает на улице, несомненно, усиливает неблагоприятное сезонноевоздействие на сердечно-сосудистую и нервную систему школьников. А это приводитк увеличению сосудистых расстройств со склонностью к гипертоническим реакциям.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобывместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработатьпрактические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

 

2. Мотивация учебной деятельности школьников среднихклассов


   Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновение ушкольника стойкого интереса к определенному предмету. При этом у многихподростков наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие,изменяются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо.Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов являетсяналичие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок,часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится,например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотятподсказывать на уроке.

    У подростков становится ярко выраженнойпотребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышеннуючувствительность к оценке окружающих. Следствием является их ранимость,обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные реакции на словаи поступки окружающих.

    Важным стимулом к учениюявляется при этом притязания на признание среди сверстников. Высокая оценкадает возможность подтвердить свои способности.Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.В противном случае могут возникать внутренний дискомфорт и даже конфликт. Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познава­тельные интересы подростков сильно различаются. У одних они ха­рактеризуютсянеопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих — к большинству из них

Учебная деятельностьимеет свою структуру. Д. Б. Эльконин вы­делил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

1)      учебная задача — то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоениюспособ действия;

2)  учебныедействия — то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образецусваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

3)  действие контроля — сопоставление воспроизведенного дейс­твия собразцом;

4) действие оценки — определение того, насколько ученикдостиг результата, степени изменений, которые произошли в ребенке.

Самое существенное вучебной деятельности — это рефлексиясамого на самого себя, отслеживание новых достижений ипроизошедших изме­нений. «Не умел» — «Умею», «Не мог» — «Могу», «Был» — «Стал»— ключевые оценки результата углубленной рефлексии своихдостижений.

3.      А сейчас,уважаемые участники, мы по­работаем в группах и попытаемся вместе «докопаться»до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Родители распределяются по трём группам.

Упражнение «Дерево проблем»

В группах обсудить вопрос «Почему у наших детейснижается интерес  к   учению?»

 

Каждая группа на листочках записывает причиныи последствия данной проблемы.

 

Возможные причины:

Недостаточнаяусидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточноеумение читать и понимать текст.

Недостаточныесловарный запас, начитанность и умение выра­жать мысль.

Несформированностьнастойчивости, целеустремленности, тер­пения, аккуратности, организованности.

Неумениесравнивать, находить аналогии.

Отсутствиев учении опоры на желания и мотивы школьника.

Однообразиеучебной работы, отсутствие ярких впечатле­ний, примеров.

Авторитарнаяпозиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.

Низкаясамооценка школьника.

 

Работа в группах с ситуациями(практическая часть).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

 Вам будут предложены проблемные ситуации. Каждаягруппа обсуждает свои варианты и отвечает на вопросы:

-как НЕ надо поступать в этой ситуации?

-как НАДО поступить в данной ситуации?

 

1 группа.

«Ребенок не любит какой-топредмет либо не выполняет его вооб­ще, либооткладывает на последнюю очередь и делает кое-как».

 

Вариант решения: Выведите ребенкана разговор о том, что они изучают по предме­ту. Скажите ему, что его нелюбимыйпредмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую онизучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы пой­мете,насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудныеуравнения решать интересно или просто на­работайте определенную схему решений.

 

2группа

«Ребенок получил четвёртную«двойку» по одному из предметов».

Вариант решения: Проблемы подобны снежному кому: если их не решать, они обраста­ют новыми. Составьте с ребенком пошаговый план решения проблемы.

Шаг первый. Вижу свою проблему.

Шаг второй. Знаю про свою проблему все.

Шаг третий. Хочу решить свою проблему вместе сродителями.

Шаг четвертый. Составляю вместе с родителями пландействий (сходить к учителю, договориться о возможности ликвидациипробе­лов, написать распорядок дня, посоветоваться спсихологом и т. д.).

Шаг пятый. Действую.

Шаг шестой. Изучаю результат (получили ли то, чтоожидали).

Шаг седьмой. Даю оценку того, что сделано (учитывать нетоль­ко свое мнение, но и мнение педагогов и родителей).

 

3группа

«У ребенка конфликт на почве учебы в школе».

Вариант решения: У психологов естьпонятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте,потормошите ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения про­блем.Постарайтесь устранить конфликт, но не обсуждайте с де­тьми все егоподробности. Не говорите плохо о школе и не крити­куйте учителей в присутствиидетей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не обязательнодолжно обсуждаться с ребенком. Принимайте по возможности участие в жизни классаи школы. Ребенок гордится этим, а вы лучше осведомлены в том, что происходит сним в школе.

 

     Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении. Общий вывод обычно бывает таков: нет правильных илинеправильных решений в какой-то сложной дляребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его при­тязаниями ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы мень­ше принималось вторых,следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.

    Для того, чтобы помочь ребенку в слож­ной для него деятельности — учебе мы должныпонять, чего мы хо­тим достичь, кчему стремимся и зачем. Если мыдумаем, что уметь учиться — это значит, получать одни «пятерки», мы подменяемпонятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, чтоуметь учиться — это не шалить и слушаться учителя, мы обра­щаем внимание навнешнюю сторону процесса обучения.

Для начала надо усвоить, что цель — это не оценка, а овладение зна­ниями иумениями.Самое главное, чтобы ребенок был рад получен­номурезультату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этойрадости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведьэмоциональная поло­жительная реакция гораздо важнее для ребенка, чемхорошая оценка.

Еслипоявились плохие оценки и ребенок не может с ними спра­виться, вы можете емупомочь, соблюдая ряд простых правил (учас­тникам раздается их текст либо простоозвучивается):

Советыродителям, разделяющим учебные проблемы детей

1.     Постарайтесь не особенно ругатьребенка, стыдить и наказы­вать его: плохая оценка уже и так воспринята им какнаказание.

2.     Выясните, за что именно поставленане удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и«четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силахсамостоятельно понять, что в его работе не понравилось учите­лю — почерк,ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть,что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3.     Проанализируйтеошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка какличности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты неумеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно:«Конечно, офор­мил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4.     Хвалите ребенка за то, что у негополучилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенокстарался, стре­мился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всеголишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5.  Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайтетого, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность,последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсемудачно. Лишь после похвалы пере­ходите к разбору неудач и сразу намечайте, какможно их испра­вить или избежать.

6. Ставьтеперед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он ихили нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него числодополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

 

4.     Мызавершаем работу в группах, благо­дарим участников и просим каждогосформулировать свой, прове­ренный жизнью либо найденный сегодня секретподдержки учебной деятельности ребенка.

Рефлексиюпостроим следующим образом:

япередаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой пред­мет, символическипредставляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске началофразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а)для себя, что ни­когда не буду…», а завершает ее в соответствии ссобственным пони­манием проблемы. Затем микрофон передается следующему участ­нику,и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержкеучебы ребенка — это…» И так поочередно. Мы при­знаем за вами ижелание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас.Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицамиродительского опыта.

 

Подведениеитогов собрания.

  Итак, мы сегодня убедились, что при­чин «неуспешной» учебной деятельности детейочень много. Уз­нать эти причины, найти способ избавиться от них можете тольковы, разумеется при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на всеслучаи жизни. Каждый ребенок уникален, уни­кальны и наши с ним отношения. Вылучше знаете своего ребен­ка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать»его, пос­мотреть на мир его глазами.

Увас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случаепомните, что нет в жизни маленького ребенка ни­каких психологических,поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностямисемьи, окружающий его взрос­лых, их чувств, действий. Может быть, стоитприсмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания»и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний раз­говор(раздает текст «Заповедей»).

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет