Формирование функциональной грамотности науроках информатики
Учитель Киселева С.А.
Международные исследования (PISA—Program for International Student Assessmentмеждународная программа по оценке образовательных достижений учащихся)оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, втом числе и в России. С 2000 года Россия стала участвоватьв международных исследованиях PISА.ПозицииРоссии в 2015 году были такими: 23-е место по математике, 26-е место почтению и 33-е место по естественным наукам.
Цель мониторинга качества образованияв школе PISA — оценка способности применять в реальной жизни знания, полученныеза школьной скамьей. Объект исследования — образовательные достижения учащихся15-летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного среднегообразования еще не так сильно различаются, как в старших классах. (Вариантызадай на слацдах)
PISA – уникальный мониторинг оценкикачества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоенияучебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания врешении жизненных проблем, возможность школьников руководствоваться здравымсмыслом и логикой. Задания PISA проверяют не заученный материалпо биологии, географии, физике и обществознанию, а владениеучеников компетенциями в различных контекстах этих предметови межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы,окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии.
Хорошая школа должна привить навыкирешения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы синформацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самаяфункциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования вшколе Programm for International Student Assessment (PISA).
Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапеобеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далееФГОС) всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способнаиспользовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения инавыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различныхсферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональнаяграмотность складывается из:
Общаяграмотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать навопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написатьзаявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сетиИнтернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты;работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотностьдействий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощьпострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам;заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбиратьнеобходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатныхтекстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ;пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализироватьчисловую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде;расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения,приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организоватьработу группы.
Владениеиностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе,своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различныхтоваров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомымина различные бытовые темы.
Грамотностьпри решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разныхсервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями;ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правоваяи общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы;объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства,Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным идисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программыразных кандидатов и партий.
Данные качествафункционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портретсовременного выпускника школы.
Формированиефункциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно черезрешение трех основных задач:
— Достижениеуровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающегодальнейшее развитие личности и возможность самообразования.
-Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимойдеятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
— Накоплениеу учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
В эпохуцифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональнойграмотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на урокахинформатики необходимо соблюдать следующие условия:
— учебныйпроцесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика зарезультаты своей деятельности на основе ИКТ;
— обучение науроках информатики должно носить деятельностный характер;
-предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
— правилаоценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;
-используются продуктивные формы групповой работы;
— обеспечитьпереход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальнойобразовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектнойдеятельности.
Как учитель, считаю, что дляэффективного формирования функциональной грамотности на уроках информатикинеобходимо использовать методы активного обучения на основе реальных ситуаций.Яркими примерами таких методов являются кейс-метод и метод проектов.
Суть кейс-технологиисостоит в том, что обучающимся дается описание определенной ситуации, с которойстолкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделированакак реальная. Обучающиеся должны ознакомиться с проблемой и обдумать способы еерешения. В группе происходит коллективное обсуждение приведенного случая изпрактики.
Кейс-технология — этообщее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа.
К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа;ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стадии);метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбораделовой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.
Что из себя представляеткейс? Кейс — это полный комплект учебно-методических материалов разработанныхна основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки
самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.Можно сказать, что кейс — это единый информационный комплекс. Как правило, кейссостоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализакейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Кейс может бытьпредставлен в бумажном виде, электронном или в форме видео-документации.
Кейс активизируетслушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические икоммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один среальными ситуациями.
Использование кейсов приизучении информационных технологий позволяет научиться организовывать изучениеобъекта, работать с данными, уметь понимать, создавать, анализировать иобрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией — еепоиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстроразвиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия ипроцедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придетсясталкиваться во время своей практической деятельности. Преимуществом кейсовявляется возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляетсядостаточно важным при подготовке учеников.