МИНИСТЕРСТВО НАУКИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО«ЮУрГГПУ»)
ФАКУЛЬТЕТ «Физическаякультура,»
Тема курсовойработы:
«Двигательныеумения и навыки как результат эффективного обучения школьников на урокахфизической культуры»
НаправлениеПедагогическое образование
«ЗФ-309-106-3-2»
Направленностьпрограммы бакалавриата/магистратуры
«Физическаякультура»
Форма обучения заочная
Выполнила:
Студентка группыЗФ-309-106-3-2
Хайретдинова ЮлианаРуслановна
Проверил:
Заместительдиректора
Семченко АнтонАлександрович
Челябинск,2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика двигательныхумений и навыков: понятие, сущность и особенности их формирования
1.1. Сущность понятий «двигательное умение» и«двигательныйнавык»…7
1.2. Основные закономерности образованиядвигательных умений и навыков в процессе обучения двигательному действию………………………12
1.3. Формирование двигательных умений и навыковкак процесс эфективного обучения школьников на уроках физической культуры……….16
Глава 2. Закономерности развития двигательныхнавыков в процессе обучения двигательным действиям
2.1. Структура процесса обучения двигательнымдействиям и особенности егоэтапов……………………………………………………………………………22
2.1.1. Этап начального разучивания…………………………………………….23
2.1.2. Этап детализированного разучивания (формированиеумения)……….26
2.1.3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования(формирование навыка…………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………33
ВВЕДЕНИЕ
Ведущее место в процессе физического воспитания занимаетобучение, обязательными слагаемыми которого является деятельность занимающихся(повторение активных двигательных действий — физических упражнений) и действияпреподавателя (по формированию у них двигательных умений и навыков). [13]
Двигательные умения имеют большуюдидактическую ценность, поскольку их формирование требует от обучаемогоактивного участия в учебном процессе, приучает анализировать сущностьпоставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной,перцептивной и двигательной деятельностью. В целом ряде случаев материалпрограммы должен быть усвоен именно на уровне умения.
Двигательные навыки, как высшая ступеньвладения двигательным действием, имеют исключительно важное значение в учебной,трудовой, бытовой, физкультурно-спортивной деятельности. [2]
Предметом обучения в физическом воспитании являютсядвигательные действия, занимающие ведущее место в физическом образовании,обучение технике двигательных действий. Эффективность процесса обучениядостигается, в первую очередь, за счет реализации закономерностей построенияфизического воспитания. [5]
Специфическим результатом обучения в физическом воспитаниикак в педагогическом процессе будут сформированные двигательные умения и навыки. Сформированные двигательныеумения и навыки характеризуют степень овладения двигательными действиями.
Следовательно,цель обучения — двигательная компетентность и мастерство. При обучениидвигательным действиям формируются навыки, но одновременно происходит иразвитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости -качественных проявлений двигательной деятельности человека. Оба процессасопутствуют друг другу. Взаимосвязь двигательных навыков и физических качествможно рассматривать как диалектическое единство формы и содержаниядвигательного действия. Невозможно выполнение двигательных навыков безопределенного уровня развития силы, быстроты, ловкости или выносливости; такженевозможно проявление физических качеств вне двигательного навыка. Однако вкаждом двигательном действии можно выделить его главную сторону, которая будетсостоять в преимущественном проявлении навыка или качества [2].
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темыкурсовой работы
Все более актуальной становитсяразработка такой программы начального обучения упражнениям, которая позволитоптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков. Данная тема имеет актуальность и в современномобществе, т.к. является важным этапом в изучении теории и методики физическоговоспитания.
Научное и теоретическоезначение работы заключаетсяв том, что на основе анализа научной и методическойлитературы обобщены и систематизированы данные, определяющие особенностиметодики воспитания двигательных умений и навыков.
Практическое значениеработы заключается в предпринятой попыткевыявить закономерности развитиядвигательных навыков в процессе обучения двигательным действиям.
Гипотеза
Предполагалось, что специфическим результатом обучения в физическом воспитании как в педагогическомпроцессе будут сформированные двигательные умения и навыки.
Цель исследования
Изучить характер формированиядвигательных умений и навыков в процессе обучения двигательным действиям.
Задачи исследования
1. Определить основные закономерности формированиядвигательного навыка на основе анализа литературных источников;
2. Выявить особенности методики обучения;
3. Определить закономерности развития двигательных навыков в процессе обучениядвигательным действиям.
Методы исследования
1. Библиографический розыск,сбор и систематизация литературных источников.
2. Теоретический анализ и обобщениелитературных источников.
3. Анализ и обобщение данныхнаучно-методической литературы.
Структура и объёмкурсовой работы
Работа выполнена в объеме 34страницы компьютерного текста. Включает в себя общую характеристику, введение,две главы, заключение. В работе использованы 19 литературных источников.
ГЛАВА 1. Двигательное умение и навыки: понятие, сущность иособенности их формирования
1.1. Сущность понятий «двигательное умение» и«двигательный навык»
Двигательное умение —это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдаетсянестабильное решение двигательной задачи [10].
Характерными признаками двигательного умения являются:
§ управление движениями происходитнеавтоматизированно;
§ сознание ученика загружено контролем каждогодвижения;
§ невысокая быстрота выполнения действия;
§ нействие выполняется неэкономно, при значительной степениутомления;
§ относительная расчлененность движений;
§ нестабильность действия;
§ непрочное запоминание действия;
§ в процессе дальнейшего овладения двигательнымдействием умение превращается в навык. [3]
В процессе многократного повторения разучиваемогодвигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык. [11]
Двигательный навык —такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью. [10]
Характерные признаки навыка:
§ автоматизированноеуправление движениями. Сознание освобождается от подробного контроля над каждымдвижением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означаетнеосознанности действий. Сознание направлено в основном на узловые компонентыдействия, на применение его в различной обстановке, на творческое решениедвигательной задачи;
§ слитностьдвижений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;
§ отсутствиеизлишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость,экономичность и точность движений при его выполнении;
§ высокаяустойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу подвлиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активномпротиводействии соперников и т.д.);
§ прочностьзапоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, неисчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить навелосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже послемноголетнего перерыва). [3]
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой определенные функциональные образования, которые возникаютв процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с темдвигательное умение и двигательный навык имеют существенные отличия,вытекающие, прежде всего, из характера управления движениями и выражающиеся внеодинаковой степени владения действием.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предварительногодвигательного опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений.
В процессе возникновения умения происходит постоянный поискадекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного умения. В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в егосостав операции становятся все более привычными, координационные механизмыдействия постепенно автоматизируются и двигательное умение переходит внавык. Его главной отличительной чертой является автоматизированноеуправление движениями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность действия.
Двигательный навык можно охарактеризовать как такуюстепень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокойнадежностью [6,7].
Значение двигательных навыков определяется их отмеченнымичертами:
Автоматизированное управление движениями — определяющая и ценная особенность двигательного навыка. Автоматизация движений существенно помогает выполнению двигательного действия. Сознание освобождается от необходимости постоянного контроля задеталями движений, что, во-первых, облегчает функционирование высшихмеханизмов управления движениями и, во-вторых, позволяет переключатьвнимание и мышление на результат и условия действия. Слитность движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности иустойчивой ритмичности двигательного действия.
Надежность двигательного действия при навыке характеризуется повышенной способностью сохранять его эффективность при различных неблагоприятных факторах: необычном психологическом состоянии, сниженных физических возможностях,неблагоприятных внешних условиях и других помехах. Достаточно прочныйдвигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди, давно прекратившие спортивную деятельность, способны воспроизвести технику спортивного действия.
Устойчивость двигательного навыка — ценная черта в тех случаях, когда техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям.
«Переделка» техники действий, связанных с прочными навыками, представляет собой задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов выполнения двигательных действий.
По мере упрочения навыка повышается роль двигательногоанализатора, «мышечного чувства», зрительный контроль переключается на условиявыполнения движения и появляется возможность варьировать технику в зависимостиот рельефа местности, сопротивления внешних сил, ограничения пространства и тп. Вариативность двигательного навыка связана с возникновением нового умения —применять приобретенный навык в сложных меняющихся условиях, в целостнойдеятельности. Такие умения всегда осознаются. Понятие «навык» не обязательноозначает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навыкнеправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенноедвижение повторяется многократно [5,12].
Выработка двигательныхнавыков стимулирует формирование соответствующих вегетативных реакций,свойственных не вообще мышечной работе, а лишь данной форме двигательнойдеятельности. Эти особенности вегетативных функций, приобретенные в ходеформирования навыка и соответствующие характеру и интенсивности движений,представляют собой вегетативный компонент сложившегося движения.
На осуществление навыковопределенное влияние могут оказывать такие факторы, как дефицит времени,эмоциональность состояния, в частности, отрицательной направленности,например, страх. После прекращения регулярной тренировки двигательные навыкиподвергаются обратному развитию. В этом случае участие условно-рефлекторныхсвязей в отношении разных компонентов навыка протекает различно. Основные егопроявления, характеризующие мастерство овладения тем или иным сложным двигательнымактом, сохраняются. Несколько иначе обстоит дело с угасанием вегетативногокомпонента навыка. При небольших паузах или смене одной формы двигательнойдеятельности другой он перестраивается медленнее, чем двигательный компонент. Вто же время при длительных перерывах вегетативные компоненты, впротивоположность двигательным, могут угасать полностью, а не только вотношении отдельных своих деталей [3,5].
Образование ипоследующее совершенствование навыка связано с изменениями качественных сторондвигательной деятельности — силы, быстроты, выносливости и ловкости.Проявление силы, быстроты, выносливости и ловкости в различных движенияхобусловлено рядом биологических факторов, среди которых приоритетное положениепринадлежит состоянию периферических элементов двигательного аппарата, т. е.мышцам, характеру нервной регуляции и функциональному уровнюэнергообеспечивающих систем. Немаловажное значение имеют и структурные особенностискелетных мышц. Развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости обусловлено, содной стороны, безусловно-рефлекторными и гуморальными воздействиями на органыи ткани, морфологическими и биохимическими их перестройками, сдругой—совершенствованием регуляции функций организма, путем формирования соответствующихдвигательных и вегетативных условных рефлексов. [8,9]
Умение рано или позднодолжно стабилизироваться, превратиться в навык, что потребует формирования«умения еще более высокого порядка», и так до бесконечности.
Таким образом, в процессе обучения двигательному действиюизменяется характер управления движениями. В результате повышается уровеньовладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладениядействием является двигательное умение, вторым — двигательный навык. Процесссовершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основнаязадача — научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только вэтом случае навык получит свою практическую ценность. [11]
1.2. Основныезакономерности образования двигательных умений и навыков впроцессе обучения двигательному действию
В процессе обучения двигательному действию изменяетсяхарактер управления движениями. В результате повышается уровень владениядвигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием являетсядвигательное умение, вторым — двигательный навык. Процесс совершенствованиянавыка бесконечен. Его основная задача – научить ученика свободно владетьнавыками в любых условиях. [17]
При навыке сознание направлено главным образом на узловыекомпоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результатыдействия. Так, занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега восновном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах – на изменениирельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; приметаниях – на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающихкомпонентах в достижении высокой эффективности действия, в гимнастике наслитности движений. [15]
Органическая взаимосвязь двигательных умений и навыковсостоит, прежде всего, в том, что умение служит основной предпосылкойформирования навыка в процессе обучения двигательному действию. Навык в этомотношении представляет собой ни что иное, как умение, доведенное доопределенного уровня автоматизации. В свою очередь, навык, возникший на основепервоначального умения («умения первого рода»), может стать предпосылкойвозникновения нового, более сложного умения («умения второго рода»),включающего в себя в качестве частного элемента этот навык, а оно – перейти вновый навык («навык второго рода») и т. д. Так бывает, например, припоследовательном формировании умений и навыков (в гимнастике, спортивных играхи единоборствах), когда их поочередно вырабатывают применительно к двигательнымактам возрастающей сложности (вначале применительно к элементам гимнастическихкомбинаций или технико-тактических комбинаций в играх и единоборствах, затемприменительно к более крупным частям комбинаций и затем применительно ккомбинациям в целом). [6]
Таким образом, двигательные умения и навыки в некоторомсмысле взаимно переходят друг в друга. Поэтому было бы неверным абсолютноразграничивать их. Вместе с тем надо иметь в виду и их особенности, их несводимость друг к другу и их неодинаковую значимость, как в повседневной жизни,так и в физическом воспитании. Из того факта, что на определенной стадииформирования и совершенствования двигательного действия умение закономерносменяется навыком, не следует, что итогом обучения в физическом воспитаниивсегда должен явиться лишь навык. Реальные достаточно сложные формы двигательнойдеятельности принципиально не могут быть превращены целиком лишь в навык – в них представлены в совокупности, как навыки, так и как умения. Уже по однойэтой причине навык может рассматриваться как конечный результат обучения тольков том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательномудействию, поддающемуся автоматизации. В целом же необходимым результатомобучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатыйфонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. [18,19]
Эффективность процесса обучения, продолжительность переходаот умения до уровня навыка зависят от:
1) двигательной одаренности (врожденные способности) идвигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрееобразуются новые движения);
2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее,чем взрослые);
3) координационной сложности двигательного действия (чемсложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
4) профессионального мастерства преподавателя;
5) уровня мотивации, сознательности, активностиобучающегося и др.
Таким образом, развитию человека способствует не само посебе овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умениясамостоятельно осваивать двигательные умения и навыки как способ изменениясобственной телесности посредством усвоения двигательных умений и навыков. Врезультате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являтьсяразвивающим.[4,19]
Формирование двигательного умения идвигательного навыка
1.3. Формирование двигательных умений инавыков как процесс и результат обучения двигательным действиям
Рациональное и эффективное обучениедвигательным действиям возможно при условии, если методика формированиядвигательных умений и навыков будет строиться в соответствии с основнымизакономерностями их образования. Рассмотрим кратко эти закономерности.
Образование двигательного умения начинаетсяс создания у обучающихся установки на овладение двигательным действием.Установка сопровождается образованием ориентировочной основы действия, т. е.восприятия и анализа всего того, что необходимо для его осуществления.Ориентировочная основа складывается из получаемых от преподавателя знаний одвигательном действии, а также из восприятий и оценки деталей окружающейобстановки, имеющих значение для его выполнения. Например, при овладенииопорным прыжком через гимнастический снаряд обучающийся фиксирует и оцениваетместо расположения мостика, расстояние до него, расположение снаряда, еговысоту, место приземления и т. д. В ориентировочную основу входят такжеизвлеченные из двигательной памяти знакомые представления и ощущения ранееосвоенных двигательных действий, которые могут быть использованы при построенииновой системы движений. Все эти восприятия соединяются в единый комплекс. [19]
Создание ориентировочной основыявляется ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подборэффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечениянеобходимых знаний и ощущений.
После того как сложиласьориентировочная основа, возникает программа действия. В процессе выполнениядействия обучающийся контролирует свои движения и их результаты, ориентируясьпо целому комплексу сигналов. Здесь также очень важно своевременно использоватьметоды и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями.
По завершении попытки выполнитьдействие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задачи по совершенствованиюдействия при следующей попытке.
По мере уточнения действия, от попыткик попытке, двигательная установка и ориентировочная основа изменяются,уточняется.
Для практического освоения техникидвигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой налучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с темчтобы качественнее и быстрее осваивать движения. [16]
Двигательное действие, сформированноепутем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательныйнавык.
При формировании двигательного навыка вцентральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протеканиянервных процессов (возбуждения и торможения). [1]
Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементовдвижения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов сгенерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первыхпопытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозгавозбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данногодвижения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуациимышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оноосуществляется закрепощенно.
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшениемкоординации, устранением излишних движений. После неоднократных повторенийнервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах,которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центрыкак бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательномумении.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степеньюкоординации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мерепроявляются все признаки двигательного навыка.
Формирование двигательного навыкапротекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитиинавыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела вразвитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но инеравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельныемоменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходитсравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыказамедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительнолегких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долгоосваивает его детали;
б) в начале обучения качественныйприрост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобнаянеравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когдавнешне незаметные качественные накопления только с течением времени могутпроявить себя в виде повышения уровня владения действием.
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Онаобусловлена двумя причинами:
а) внутренней, которая характеризуетсяпротеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь стечением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильнойметодикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.
Если причина появления задержки вразвитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется тольковремя (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов иметодических приемов обучения (внешняя причина).
3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когдадлительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно.Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинаетиспытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам висполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировкедвижений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и вконечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия.Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго,и после повторений он быстро восстанавливается.
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательногонавыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжаетсяна протяжении всего времени занятий в избранном направлении физическоговоспитания.
5. Закон переноса двигательного навыка. В физическомвоспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный переноснавыков.
Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда ранеесформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становлениянового навыка. Основным условием положительного переноса навыка являетсяналичие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательныхдействий.
Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда,наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательногонавыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в егоотсутствие в основном звене.
Отрицательный перенос вызываетсяраспространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитымдифференцировочным торможением в центральной нервной системе.
Явление переноса навыков по сходствуструктур двигательных действий имеет большое значение для практики обучениядвигательным действиям со сложной техникой. На этом основано использованиеразличных упражнений имитационного характера (например, при подготовкелыжников и конькобежцев). Перенос навыков учитывается при определениипоследовательности обучения действиям в видах спорта, где имеется обилиеразличных двигательных действий (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и некоторыедругие). В этих видах спорта двигательные действия группируются по сходству ихструктур и разучиваются в последовательности от простых к более сложным. Тогдаовладение одним действием облегчает освоение следующего. Например, выявлено,что в спортивной гимнастике на каждом снаряде существует 5-6 основных(«фундаментальных») элементов, составляющих основу для остальных, производныхот них.
Перенос навыков владения односторонними(асимметричными) действиями с одной (левой, правой) стороны на другую, как правило,выражен слабо. Чем сложнее техника действий, тем меньше возможность такогопереноса. Так, опытные легкоатлеты-метатели при попытках метать снаряд другойрукой напоминают новичков.
Перенос навыков не всегдахарактеризуется положительным эффектом. Сходство в технике действий можетоказывать и отрицательное влияние на овладение и совершенствование действий.Не единичны случаи, когда перенос навыков дает положительный эффект в началеобучения и существенно мешает совершенствованию действия в дальнейшем, при егодетализации. Здесь уже играет роль не столько сходство, сколько различие втехнике действия. Вначале обучению помогает сходство в основе техники, вдальнейшем мешает различие в деталях. В результате эффект переноса навыковпревращается из положительного в отрицательный. Так, например, учитываявозможность отрицательного эффекта переноса навыков, конькобежцам нерекомендуется злоупотреблять катанием на роликовых коньках в летний период.Или, например, навык прыжка в высоту может мешать овладению техникой барьерногобега. Отрицательное влияние переноса навыков может быть и в случаях, когда присходстве в технике двух действий по пространственным характеристикам имеютсясущественные различия в их ритмах.
Возможность отрицательного переносанавыков следует обязательно предусматривать при обучении. Так, в первуюочередь нужно формировать тот навык, который нарушается под влиянием другого,но сам отрицательного влияния не оказывает («односторонний перенос»). Приобоюдном отрицательном влиянии («двусторонний перенос») не следует начинатьразучивать такие действия одновременно.
Закономерности переноса двигательныхнавыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности)освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкаяатлетика, гимнастика, акробатика и др. [14,19]
ГЛАВА 2.Закономерности развития двигательных навыков в процессе обучения двигательнымдействиям
2.1. Структура процесса обучения двигательным действиям
и особенности его этапов
В процессе обучения каждому отдельномудвигательному действию (независимо от объекта усвоения — действия, операции,так называемой основы техники или ее деталей) можно выделить три этапа,содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этихэтапах отличается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств иметодов обучения, особенностям формирования ориентировочной, исполнительной иконтрольно-корректировочной частей действия.
На первом этапе происходит начальноеизучение действия, чему соответствует стадия формирования предпосылокусвоения двигательного действия на уровне умения.
На втором этапе осуществляетсяуглубленное детализированное разучивание, чему соответствует стадия усвоениядействия на уровне умения.
На третьем этапе происходит закреплениеи дальнейшее совершенствование действия, чему соответствует стадия усвоениядействия на уровне навыка. [4]
В зависимости от намеченного уровняусвоения изучаемого действия процесс может потребовать некоторого изменениясостава применяемых средств, методов и форм организации учебного процесса.Кроме того, в зависимости от специфики частных целей направления физическоговоспитания могут меняться требования к глубине детализации задач и частныхзадач обучения, освоения двигательного действия, к тонкости дифференцированияусилий по отдельным характеристикам (величине, направлению, ритму,длительности).
1. Этап начального разучивания
Цель данного этапа — сформироватьзнания и представления об условиях двигательной задачи и о способе ее решения;обеспечить формирование предпосылок создания ООД и усвоения двигательного действияна уровне умения.
Задачи, решаемые на этапе:
1. Осознать двигательную задачу,сформировать зрительно-логическое представление о способе ее решения;
2. Освоить инструкцию по формированиюООД: а) выделить ООТ в наблюдаемом двигательном действии, б) выделить(осознать) ООТ в исполняемом двигательном действии, в) сформироватьдвигательные представления о действии в каждой ООТ.
Эти задачи решают последовательно.
Обучение двигательному действиюначинается с постановки двигательной задачи, поиск и освоение способа решениякоторой и составляет сущность процесса обучения. Учитель сообщает задачуобучения и ставит двигательную задачу, способом решения которой предстоитовладеть. Демонстрируется способ решения — изучаемое двигательное действие.После первой демонстрации, создающей у обучаемого общее представление, следуетвыделить смысл и основные элементы условия двигательной задачи исоответствующие элементы в способе ее решения. После объяснения способ решениядвигательной задачи демонстрируется еще два-три раза. Формированию зрительногои логического компонентов представления помогает показ элементов изу чаемогодействия на кинограммах, фотоснимках, рисунках, схемах. Эти средства должныориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, но не на копированиеизображаемых поз. Демонстрация сопровождается словесным комментарием.
Если обучаемый имеет достаточныйдвигательный опыт и отчетливо представляет необходимые действия по каждой изООТ, то двигательное действие может быть выполнено сразу же после постановкидвигательной задачи. В этих случаях говорят о легкости и доступности задачи.
Первые попытки выполнить двигательноедействие часто сопровождаются более или менее значительными отклонениями оттребований техники и оптимального варианта действия. Следует стремитьсяпредупреждать отклонения, если они ошибочны, а в случае их появления возможнобыстрее их устранять.
На этапе начального разучиваниянаиболее типичны следующие группы ошибок: а) появляются лишние, ненужныедвижения; б) движение искажается по амплитуде и направлению; в) нарушаетсяритм двигательного действия; г) движения выполняются на невысокой скорости; д)движения закрепощены. Некоторые из этих ошибок обусловлены закономерностямиформирования двигательного действия.
Успех решения задач обучения во многомзависит от того, насколько правильно определены причины происхождения ошибок инасколько соответствуют методы исправления истинным причинам ихвозникновения.
Формирование представлений о сущностидвигательной задачи и способе ее решения начинается еще до того, как обучаемыйпопытается выполнить двигательное действие.
Контроль за усвоением инструкции поформированию ООД должен выявить способность обучаемого выделять ООТ, его знаниепоследовательности контроля ООТ при выполнении действия, умение словесноописать ощущения правильного в каждой из ООТ при выполнении действия или егоэлементов в системе материальных регуляторов, а также рассказать о путяхкоррекции действия в случае появления ошибок.
Освоение двигательных действий требуетмногочисленных повторений, что вызывает значительный расход физической,психической и умственной энергии. По мере нарастания утомления концентрация,устойчивость и распределенность внимания, способность к анализу ситуации исинтезу ответов ухудшаются. Поэтому приступать к первоначальному разучиваниюследует тогда, когда ученик находится в состоянии оптимальнойработоспособности, как правило в начале основной части занятия..
Число повторений изучаемого действияопределяется динамикой его усвоения. Усвоить знание о сущности двигательнойзадачи и способе ее решения — это значит выделить ООТ, сформировать схемуориентировочной основы конструирования двигательной задачи и ее решения исформировать умение и навык конструирования двигательной задачи (реально) испособа ее решения (словесно).
Интервалы отдыха между повторениямидействия определяются особенностями динамики физической и психическойработоспособности и закономерностями усвоения материала. Если изучаемоедействие требует затрат энергии в больших количествах, то длительностьинтервалов между повторениями диктуется необходимостью восстановления работоспособности,обеспечивающего полноценное выполнение.
Как правило, знания и представления осущности и условиях двигательной задачи и способе ее решения формируются заодно-два занятия. Углубление и закрепление этих знаний и представленийпроисходит в последующей работе при формировании умений и навыков. [4,14]
2. Этап детализированногоразучивания (формирование умения)
Основная цель этого этапа обучения —формирование двигательного умения, способности стабильно, на удовлетворительномуровне решать двигательную задачу подробным сознательным контролем действия вовсех ООТ. Если на предыдущем этапе создавались предпосылки, необходимые дляформирования двигательного умения, то на этом этапе происходит его становление.Для достижения цели решают следующие задачи:
1. Сформировать полную развернутую ООД,осознаваемую во всех ООТ.
2. Научиться выполнять изучаемоедвигательное действие с подробным проговариванием вслух последовательностинеобходимых операций и контроля качества.
3. Сформировать идеомоторный(громкоречевой) образ изучаемого действия.
4. Уточнить действие во всех ООТ,добиться минимального отклонения действия от оптимальных значений,описываемых его техникой.
Все задачи решают одновременно, иформирование умения есть интегральный итог, этой работы.
Обучение строится в соответствии спсихологическими и физиологическими закономерностями, определяющими особенностиусвоения действия на этом этапе. В психике действие формируется в формегромкой речи. Слова, которые на предшествующем этапе не содержали образовдвигательных ощущений, теперь, по мере осознавания этих ощущений, наполняютсяими, сливаются с ними. Формируется идеомоторный образ изучаемого действия,оформленный в громкой речи. Этот осознанный идеомоторный образ — полноценныйсубстрат ООД, на основе которого осуществляется действие. Одновременно сформированием ООД продолжается формирование системы управления действием в ЦНС.
На данном этапе следует научитьвыполнять действие целиком, опираясь на хорошо знакомые представления оботдельных его элементах. Для этого необходимо, во-первых, контролировать всюсовокупность объектов, обозначенных как ООТ, во-вторых, делать это вправильной последовательности, хорошо запомнить то и другое.
В первых попытках выполнить действие вцелом обучаемые, как правило, не способны контролировать и корректировать всеобозначенные ООТ, их внимание сосредоточивается на одной из них. В этой ООТдействие выполняется правильно, но в остальных могут возникать ошибки. По мереповторения попыток обучаемый начинает распределять внимание на два, а затем натри объекта, контролируя и корректируя действие в них одновременно. Постоянноепроговаривание схемы ООД перед попыткой, а если возможно, то и по ходувыполнения попытки, приводит к прочному запоминанию схемы ООД и необходимойустойчивой организации изучаемого действия, к усвоению его структуры.
Обобщенный характер двигательного уменияподразумевает формирование способности регулировать величину, направление идлительность усилий в соответствии с конкретными изменениями условий выполнениядействия. Методом решения этой задачи обучения является упражнение в точностирешения двигательных задач, выполнение контрастных заданий.
Универсальным методом оптимизацииусвоения учебного материала можно считать корректирующее воздействие учителя.Корректирующие воздействия особенно эффективны, когда они индивидуализированы.Это не всегда осуществимо, особенно при большом количестве обучаемых в группе.Чтобы эффективно использовать этот метод, учитель должен так подготовитьобучаемых, чтобы каждый из них мог оказать необходимую помощь товарищу.Корректирующие воздействия реализуются в ряде методических приемов;
1. Словесное указание помогаетопределить объект и направленность коррективов. При этом лучше всего указыватьнаправление поиска, но не давать готового решения.
2. Непосредственная физическаяпомощь позволяет обучаемому решить двигательную задачу при недостаточнойвеличине усилий (в случае несовершенной координации работы мышц). При оказаниипомощи не следует работать вместо обучаемого, надо лишь стимулировать егоусилия и помочь скоординировать их. Учитель выполняет при этом функции«материального регулятора усилий», живо реагирующего на действия обучаемого,а поэтому особенно эффективного. Остается в силе требование анализа своихдействий обучаемым с последующим речевым отчетом по качеству ООД.
Объект оценки труда обучаемого на этойстадии обучения — двигательное умение, характеризуемое качеством решениядвигательной задачи в ее стандартизированном или обобщенном (в зависимости отустановки обучения) варианте, с подробным громким проговарива-нием схемы ООД иконтролем действия во всех ООТ по ходу его выполнения. В связи с необходимостьюподробного, осознанного контроля действие выполняется замедленно (еслинеобходимо — в тренажере), а иногда и без должной легкости, что закономерно дляданного этапа усвоения и не квалифицируется как ошибка. [4]
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования(формирование навыка)
Формирование двигательного навыкасопровождается окончательным устранением излишних закрепощений, экономизациейэнергетических трат как за счет совершенствования координации работы мышц, таки за счет увеличения доли участия так называемых пассивных сил (инерции,тяжести, гидро- и аэродинамических, эффектов сохранения количества движения ит. п.) в осуществлении двигательного действия. Это создает предпосылки дляувеличения скорости действия и его свободы.
Перечисленные особенности усвоенияизучаемого двигательного действия на этом этапе определяют задачи добиться:1.) оптимальной свободы и экономичности; 2) целесообразной быстроты; 3)необходимой вариативности действия; 4) автоматизированности действия.
Эти задачи решаются одновременно ипоследовательно. Полноценное решение каждой из них зависит от качестварешения других.
Формирование навыка осуществляется нетолько в стандартных, но и в вариативно изменяемых условиях. Обобщение действиязахватывает всю его структуру: и ориентировочную, и исполнительную, иконтрольно-корректировочную части. С формированием навыка действиезапоминается все прочнее, а его обобщенность предопределяет его надежность,устойчивость итога при изменениях условий двигательной задачи, в том числе придействии сбивающих факторов, т. е. при изменениях погоды, ухудшении внутреннегосостояния (усталость и др.), из-за плохого инвентаря. Обобщенность навыка позволяетприменять действие в контекстах различных деятельностей.
Основной метод формированиядвигательного навыка — выполнение изучаемого двигательного действия. В отличиеот обучения на предшествующем, втором, этапе действие выполняется безпредварительного громкого проговаривания схемы ООД и на высокой (оптимальнойдля решения двигательной задачи) скорости. Эту задачу решают с помощьюразличных методических приемов: изменяют внешние условия действия (жесткостьопоры, ограничение пространства действия и т. п.); целенаправленно меняютвнутреннее состояние обучаемого (варьируют степень его утомления, переключаютвнимание на различные объекты, вводят помехи эмоционального характера и др.);предлагают выполнять действие в контексте деятельности другого содержания, приразличных уровнях физических и психических усилий.
Навык, сформировавшийся в специальноподобранных упражнениях, может быть доведен до совершенства только вспецифической деятельности. При этом сама она должна чередоваться с ееимитацией на различного рода тренажерных стендах — системах тренажерныхустройств. Основные методы формирования и закрепления навыка сочетаются сдополнительными: объяснениями, демонстрированием, непосредственной физическойпо мощью и срочной информацией о качестве выполняемого действия, т. е. со всемитеми методами, которые применялись при решении задач обучения на предшествующихдвух этапах.
Ошибки могут появиться и на этой стадииформирования навыка, поскольку обучаемый выполняет действие в новых условиях:изменилась быстрота, по-новому осуществляется управление, сокращаетсяосознаваемая часть ООД, отдельные операции уходят из-под контроля сознания.
Методика формирования уменийосуществлять двигательное действие в различных условиях и ситуациях использует следующие формы:
1) выполнение действия при изменяющихсяусловиях внешней обстановки: в различных местах занятий, на снарядах (или соснарядами) различного качества, при различных метеорологических условиях, приразличных внешних помехах, в условиях подвижной игры и т. д.;
2) различные сочетания с другимидействиями, что наиболее характерно, например, для гимнастики, акробатики,фигурного катания на коньках;
3) выполнение действия с предельнымифизическими усилиями, в том числе в условиях прикидок и состязаний;
4) выполнение действия придополнительных физических отягощениях (метод «сопряженных воздействий»).
Подводя итог описанию основных положений теории поэтапного формированиядействий, подчеркнем, что она дает принципиальное доказательство возможностиосвоения двигательных действий с заданным результатом. Данной теориейдоказывается определяющая роль сознания в формировании и дальнейшем применениидвигательных действий. [4]
Разнообразныедвигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многихфакторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер.Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенногообучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствованиядвигательного действия в таких условиях принято схематически представлять какпоследовательный переход от знаний и представлений о действии к умениювыполнить его, а затем – от умения к навыку.
Так, для успешного протекания обучения очень важно, чтобыу обучающихся была достаточно сильная мотивация к овладению деятельностью ввиде желания учиться, интереса к профессии.
Экспериментальным путем доказано, что процесс формированиядвигательного навыка имеет следующие закономерности:
1) образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательныйхарактер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);
2) рост результатов в процессе формирования навыканеравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, азатем постепенно их рост замедляется;
3) результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами;
4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкаястабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникаетзадержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемысовершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этихслучаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки. [6]
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аскназий, А.А. К вопросу о физиологических механизмахавтоматизации двигательного навыка: Материалы VII научной конференции повопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. Тарту.: 1962.- с. 16 — 18.
2. Ашмарин, Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория иметодика физического воспитания: Учеб. пос., гл.IV. М.: Физкультура и спорт, 1979.- с. 65 — 75.
3. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет.1993г. Формирование знаний, двигательных умений.
4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений ифизиологии активности. М.: 1966. — с. 160 — 170.
5. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. М.:Физкультура и спорт,1985. – 192 с., ил.
6. Бойко, Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросыпсихологии, 1957, № 1. — с. 133 — 139.
7. Евсеев, Ю. И. Физическая культура.Ростов н/д: Феникс, 2002. — 384с.
8. Гогунов, Е. Н., Мартьянов, Б.И.Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие.— М., 2000.
10. Ильинич, В.И. Физическая культура студента. М.ГАРДАРИКИ, 2005. — с. 215-218
11. Коряковский, И.М. Теория физического воспитания. М.:Физкультура и спорт, 1960. – 138-142.
12. Мазниченко, В.Д. Методологические предпосылки кпониманию сущности и механизмов двигательных навыков // Теория и практикафизической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1984, № 7. — с. 49 — 50.
13. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999. – 74 с.
14.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Учеб. для студ. институтовфизической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
15. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов волимпийском
спорте. / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 593 с.
16. Теория и методика физического воспитания: учеб. длятехникумов
физической культуры /Г.Д. Харабуги [и др.]; под ред. Г.Д. Харабуги. – М.: Физкультура и спорт,1974. – 319 с.
17. Фарфель В.С. Некоторые вопросы управления движениями//Материалы IХ Всесоюз. науч. конф. по физиологии, морфологии и биохимиимышечной деятельности. Т. 3. М.,1966, с. 66 — 67.
18.Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура испорт, 1969. – 352 с.
19.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта.:Учеб. для студ. высш. учеб. завед.—М.,2000.— 48
