Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Центробразования г.Нижнеудинск»
«Педагогическая практика по сопровождению развития талантов испособностей детей – «Пишем книгу»
(для учителей русского языка илитературы средних школ)
Разработал: учитель русского языкаи литературы Крицкая Елена Анатольевна
Квалификационная категория: первая
Нижнеудинск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1.УПРАЖНЕНИЯНА ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ……………………………………………………………………………….5
2.УПРАЖНЕНИЯДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ……………………………………8
3.КАКНАПИСАТЬ КНИГУ: С ЧЕГО НАЧАТЬ, ПЛАН…………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………13
СПИСОИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Тема педагогической практики выбрана в связи с тем, что приподготовке учащихся к написанию итогового сочинения по русскому языку возникаетряд проблем:
1. Ребята вподавляющем большинстве не создают оригинальных текстов, демонстрирующихсамостоятельность оценок и суждений. Большая часть сочинений выглядит кактекст, написанный по определенному (готовому) шаблону, в который, в зависимостиот предложенной темы, «подставляются» примеры-аргументы из художественнойлитературы.
Можноговорить, скорее, о тревожной тенденции – обучении не сочинению, авоспроизведению шаблона, не позволяющего проявить творчество.
2. Одной изсерьезных проблем обучения написанию сочинения (и шире – обучения литературе)является, на мой взгляд, отсутствие навыков аналитической работы схудожественным текстом в единстве его формы и содержания, навыковсравнительно-сопоставительного анализа текста.
Значительноеколичество сочинений демонстрирует пересказ фрагмента произведения. Выбранныйфрагмент связан, по мнению пишущих, с выдвинутым (сформулированным) тезисом.Однако зачастую фрагмент (эпизод, сцена, диалог и др.) притянут формально, безучета контекста произведения, авторской позиции, соотносится с тезисом несодержательно, а лишь «тематически»: «про любовь», «про дружбу», «просмелость». Сказанное дает основание предположить, что при подготовке ксочинению работа идет «от обратного»: не вывод вытекает из размышления надтекстом, а текст как иллюстрация «подбирается» под заученное клише.
Следовательно,именно поэтому наибольшие затруднения вызывают у учеников темы,сформулированные цитатой (высказыванием, связанным с понятиями тематическогонаправления). Высказывание требует размышления над ним, вдумчивого прочтения,осмысления позиции автора приводимой цитаты. Далее – высказывания личногомнения, пишущего с опорой на «литературный опыт». Такие темы обусловливают«выход» за рамки заученного шаблона, то есть интеллектуально-творческой работы,к которой далеко не всегда готовы выпускники.
Актуальностьметодической разработки определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди,способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и владеющие возможностью выполнения одной из основных задач ФГОС –формирование функциональной грамотности, где один из компонентов — креативноемышление. Креативноемышление — умение человека использовать свое воображение для выработки исовершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которымион не сталкивался раньше. И, конечно же, кому как ни филологу помочьдетям использовать и развивать свое воображение. Актуальность моей работы обусловлена не только задачами ФГОС иважностью качественного написания сочинения на ГИА, но и главной миссией нашегообразовательного учреждения – создание максимально благоприятных условий длясамообразования и саморазвития личности.
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Практику«Пишем книгу» условно можно разделить на два этапа. Сначала идет работа поупражнениям для выявления талантов в данном направлении. В любом случае работапо развитию воображения пригодится ребятам: кто-то действительно захочетнаписать книгу, кто-то полученный опыт сможет использовать на экзамене.
На второмэтапе можно работать только с теми детьми, у кого действительно возникложелание попробовать написать книгу. Этот процесс можно реализовать в рамкахпрограммы «Индивидуальный проект».
1. Взглянитев окно. Затем сядьте за стол и по памяти опишите всё, что увидели.
2. Выпишите15 слов на букву «м». И подберите к каждому из них по одному синониму.
3. Откройте винтернете фотографию любого человека. И сочините рассказ о том, кто он(-а), кемработает, где живёт, и чего хочет достичь в жизни.
4. Напишитерассказ, используя местоимение «она» в каждом предложении.
5. Выпишите12 любых слов. Напишите небольшой рассказ, используя эти слова.
6. Подберите20 ассоциаций к слову «писатель». Это могут быть имена, отрывки из песен,названия фильмов и так далее.
7. Вспомнителюбимую книгу детства. Опишите, чем она так сильно вам нравилась.
8. Выпишите20 слов на букву «р». И придумайте к каждому слову по одному антониму.
9. Начнитерассказ со слов: «Даша была дома одна и выполняла писательские упражнения.Вдруг на кухне зашуршал пакет». Развивайте идею дальше.
10. Напишитерассказ из 800 слов от лица неприятного вам человека.
11. Откройте5 случайных изображений. Максимально подробно опишите каждое из них.
12.Представьте встречу Стивена Кинга и Дарьи Донцовой. Напишите их диалог.
13. Какаясамая плохая книга, которую вы читали? Почему именно она?
14. Персонажвашей книги — начинающий автор, который боится выполнять писательскиеупражнения. Укажите причины.
15. Начнитерассказ с фразы: «Обожаю летучих собак».
16. Откройтелюбую новость в интернете. И на её основании придумайте историю.
17. Напишитерассказ из 1 тыс. слов от лица вашего лучшего друга/подруги. 18. Подберите 13ассоциаций к слову: «академия».
18. Коляспрятал дневник в собачью будку, чтобы родители не поругали за двойку. Напишитепродолжение.
19. Укажите10 причин, почему вы не любите (не любили) ходить в школу. А теперь выпишите 10фактов, почему школа — лучшее место на Земле? Подобные тренировки для ребятпозволяют взглянуть на ситуацию под разными углами.
20. Вас хотятпосадить за самое необычное преступление. Что это за преступление?
21.Представьте, что люди научились понимать кошачий язык. О чём любят общатьсякошки?
22. Кто вашлюбимый писатель (писательница)? Обоснуйте выбор.
23. Напишитерассказ, используя существительное «ветер» в каждом предложении. Рассказ долженбыть осмысленным!
24. Представьте,что вы сидите за столом с Гарри Поттером и Драко Малфоем. О чём вы будетеразговаривать?
25. Есть ликакая-то книга, которую вы никогда не читали, и никогда не станете читать? Еслида, то почему?
26. Главныйгерой вашего произведения не хочет видеться со своей возлюбленной. Укажитепричины.
27. Вообразите,что стали президентом России. Но править можно только 1 день. Что вы сделаете впервую очередь?
28. Представьте,что заснули, выполняя писательские упражнения. Проснувшись, вы обнаружили, чтонаучились дышать под водой, прямо как Губка Боб. И тут к вам подплыли русалки исказали, что посадят вас в подводную темницу, если увидят снова. Продолжитеисторию.
29. Кто вашсамый нелюбимый автор? Обоснуйте ваш выбор.
Данныеупражнения можно использовать как на уроках русского языка, так и на элективныхзанятиях при подготовке к итоговому сочинению. Итак, мы рассмотрели упражнениядля развития и диагностики писательских способностей.
Теперь переходим к упражнениям для начинающихписателей.
2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯНАЧИНАЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ
1.МАСТЕРСИНОНИМОВ
Возьмителюбое слово и попробуйте подобрать к нему как можно больше синонимов. Пример:слово «писатель» — литератор, сочинитель, автор, прозаик, творец, романист. Акогда закончите, подумайте, в какой ситуации лучше всего использовать тот илииной вариант. Выпишите эти ситуации. Пример: «Прозаик — это автор, которыйпишет не стихотворные произведения. Соответственно, слово «прозаик» нельзяиспользовать, если речь идёт о поэте».
Подобныеупражнения научат ребят подбирать близкие по значению слова, без использованиясловаря синонимов и других полезных ресурсов для авторов.
2. РАССКАЗ НАОДНУ БУКВУ
Придумайтенебольшой рассказ, где все слова будут начинаться на одну букву. Причём рассказдолжен иметь смысл! Вот для примера предложение из рассказа на букву «п»: ПавелПавлович Петров, поручик пятнадцатого Первоуральского пехотного полка, получилписьмо, полное приятных пожеланий.
Подобныезадания помогают мыслить нестандартно.
3. ПИСЬМО ВПРОШЛОЕ
Определитесь,на сколько лет назад вы хотите «вернуться». Это могут быть дошкольные годы,младшие классы, подростковый период, студенческое время и так далее. А теперьнапишите письмо прошлому(-ой) себе. Дайте жизненное напутствие, объясните, чтоне стоит делать, да и вообще пишите всё, чем хотите поделиться. Либо вы можетенаписать письмо кому-то другому. Представьте, что вы — мудрый советчик, которыйхочет помочь какому-то человеку. Донесите до него свои мысли.
4. СВОБОДНОЕПИСЬМО
Иное названиеэтой техники — «фрирайтинг». Правила просты: возьмите ручку и бумагу (либоиспользуйте ПК/ноутбук). И просто выписывайте всё, что приходит в голову.Пишите без остановок и не обращайте внимания на ошибки (их можно потомисправить с помощью). А также ставьте таймер (например, на 15 минут) ипрекращайте писать сразу, как он прозвучит. Если нет идей о чём писать, тоиспользуйте метод Николая Гоголя: выписывайте фразу «мне сегодня что-то непишется» до тех пор, пока вас не начнут посещать хорошие мысли.
Благодарятехнике свободного письма можно научиться преодолевать страх чистого листа, атакже «извлечь» из подсознания оригинальные идеи.
5. МОЙ КУМИР
Я уверен, чтоесть как минимум один человек, который положительно повлиял на вашу жизнь.Причём идолом может быть не только «селебрити» — если вас больше всеговдохновляет мама, папа, сестра, брат, то напишите о ком-то из них. Чем этотчеловек так повлиял на вас? И что в вашей жизни изменилось благодаря ему?Выпишите эти вещи.
6.ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
Представьте,что вы стали кем-то другим. Например, если хорошо знаете биографию СтивенаКинга, то выберите его. Либо откройте Википедию и подберите «жертву» этогозадания. Теперь возьмите любое событие из жизни этого человека. Пример: ЖенаКинга нашла в мусорной корзине черновик романа «Кэрри» и убедила писателязакончить роман. А теперь подробно опишите всю ситуацию от лица Стивена.
2. КАК НАПИСАТЬКНИГУ: С ЧЕГО НАЧАТЬ, ПЛАН
Тем, ктохочет написать книгу, предлагаю познакомиться с планом написания книги.
ШАГ 1:ПОПРАКТИКУЙТЕСЬ
Начинающим сложно приучить себя писать регулярно, так как параллельнонужно улучшать навыки — ведь умелым автором не рождаются, а становятся.Предлагаю решение: для развития самодисциплины и накопления опыта идеальноподходят рассказы. Написание занимает мало времени (по сравнению с целой книгой).А закончив один, захочется начать следующий. Напишите 5–6 рассказов иприступайте к шагу №2.
ШАГ 2: ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ИДЕЕЙ
Идею для книги придумать легко. Повсюду интересные задумки. Увидели наулице двух дерущихся котов? Отличный вариант! Опишите, как они обрелисверхразум, благодаря секретным экспериментам, и теперь хотят поработитьчеловечество. Но не намерены делиться друг с другом властью, поэтомусхлестнулись за право владеть миром. Ну это больше шуточная идея, но смыслпонятен. Либо черпайте вдохновение из мира кино/литературы. Запомните:заимствовать какие-то элементы — не значит воровать (если не целое произведениепозаимствовали, конечно).
ШАГ 3: СОСТАВЬТЕ ПЛАН КНИГИ
Идея и сюжет готовы. Теперь самое сложное — составление общего плана.Это долгий процесс — у новичка могут уйти месяцы. Здесь нужно придумать иподробно описать персонажей: имена, внешность, психологические портреты,одежду, цели и т. д. Важно придумать, в каких локациях будут происходитьсобытия романа. Выделите основные детали. Затем нужно составить краткое, нопоследовательное описание ВСЕХ событий в произведении. И разбить на главы. Еслив произведении широкие временные рамки, нужно составить ленту событий. Иуказать даты/небольшие описания важных моментов.
ШАГ 4:СОСТАВЬТЕ ПЛАН ДЛЯ КАЖДОЙ ГЛАВЫ
Из названия понятно, что нужно делать дальше. Мои рекомендации: укажите,какие персонажи будут задействованы в каждой главе. Укажите локации по той жесхеме. Разбейте главы на сцены. Добавьте оставшиеся детали, которые могли доэтого упустить.
ШАГ 5:ПИШИТЕ!
А теперь время изучить самый важный пункт списка: «как написать книгу:пошаговая инструкция». Когда составлен план написания книги, можно приступать кдействиям (хотя подготовительный этап уж точно бездействием не назовёшь). Рекомендуюиспользовать следующий подход: пишите, не обращая внимания на ошибки в тексте.Почему? Просто если начнёте думать, что использовали неподходящее слово, непоставили запятую, неправильно написали слово и т. д., это может сбить вас смысли. Запомните: сначала пишите, а в конце редактируйте! И не думайте, чтопостоянно будете полны вдохновения и энтузиазма. Да, план поможет, но текст завас не напишет. Будут возникать моменты, когда захочется бросить писательство.Иногда будет не получаться. Но ВСЕГДА помните, ради чего «творите»! Пример: япишу эту статью уже несколько часов. Не скажу, что сейчас испытываю восторг. Нокогда закончу, отредактирую и опубликую её — буду гордиться собой. И вы будетегордиться собой, когда напишете первую книгу!
ШАГ 6: ОТРЕДАКТИРУЙТЕТЕКСТ
Мы приблизились к финалу — остался последний штрих. Но сначала советуюотложить произведение на несколько дней в сторону. А когда вернётесь к нему,сразу увидите недочёты, которые могли упустить, если бы сразу приступили кредактуре. Убедился на собственном опыте! Исправляйте штампы, слова-паразиты,канцеляризмы, тавтологию, орфографические/пунктуационные/стилистические ошибкии так далее.
Помните: нужно делать качественно, а не идеально! Итак, выузнали, как написать книгу, с чего начать и каков пошаговый план действий. Небойтесь — этапы могут показаться пугающими, потому что смотрите на них «вцелом». Разбейте план на маленькие задачи/подзадачи, тогда станет гораздолегче.
В процессе написания книги, естественно, есть сложности. Можнопредложить ребятам познакомиться с программами:«Генератор сюжета», «Генератор идей», «Подсказки для писателей» на сайте — https://litfan.ru/trenirovki-dlya-pisatelej/generator-syuzheta-dlya-knigi (Смотрите приложение)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая втехникуме, я попробовала отрабатывать с обучающимися педагогическую практику«Пишем книгу». Которая позволила мне, в процессе работы детей над упражнениямиданной практики, выявить талантливых ребят и помочь им в развитии творческихспособностей. В результате, в 2020 году, к юбилею НТЖТ, с помощью ребят у меняполучилось подготовить к изданию книгу о техникуме.
Поступивработать в «Центр образования г. Нижнеудинска», я попробовала продолжить работупо данной практике. Для одних ребят это возможность научиться писать итоговоесочинение не в рамках шаблона, а для других не только написание сочинения, но ивозможность попробовать свои силы в написании книги.
В результате использования практики «Пишем книгу», у обучающихся 11 класса– Федоровой Кристины и Трофимовой Кристины появилось желание попробоватьнаписать свою книгу – «Король восковых фигур». И у них это получилось.
Написание книги дисциплинирует, учит делать работу качественно, но неидеально, учит смотреть на план «не в целом», а разбивать на подзадачи, чтоделает путь к достижению цели легче.
Даннаяпрактика дает педагогам возможность болееглубоко рассмотреть различные варианты развития способностей детей и подготовкик написанию итогового сочинения.
Использование практики «Пишем книгу» способствует развитию креативногомышления обучающихся в рамках выполнения задач ФГОС. Развитие креативногомышления – процесс приобретения полезных и незаменимых навыков современногочеловека для принятия нестандартных решений.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вольф Ю. Школа литературного и сценарногомастерства: От замысла до результата: рассказы, романы, статьи, нонфикшн, сценарии,новые медиа / Юрген Вольф; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 424 с.
2.Монтессори. Развиваем внимание итворческое мышление. — Москва: Огни, 2018. — 822 c
3.Альбеткова, Р. И. Активные формы преподаваниялитературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах/Р. И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л. П. Гладкая – М.: Просвещение, 1991. – 175с.
4.Ашевская, Л.А. Развитие творческихспособностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. — № 6. – с.21-25.
5.Красновский, Л.З. Подготовка ксочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004.- № 4. – с. 28-32.
6.https://school-of-inspiration.ru/category/uroki-dlja-pisatelej
7.https://litfan.ru/trenirovki-dlya-pisatelej/generator-syuzheta-dlya-knigi