X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТАОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

 

ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИРЕБЕНКА»

 

Выполнила:

слушатель курсов социальныхпедагогов

Захарчук О. В.

Новосветская ОШ I-IIIступеней

Администрации Старобешевскогорайона

Руководитель: Мазуренко Л.Н.

Донецк — 2015

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли ифункциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенностивоспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают насебя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляютнас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится нетолько школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно,принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.

Младший школьный возраст — это тот период, когда активноепринятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития,воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализациюребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяютсявоспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьиявляется важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самаяуниверсальная — самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и вто же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, — это творениечеловека.

Данной проблематикой занимались такие учёные, как Я.А.Коменский,П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П.Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.

Целью нашего исследования является анализ роли семьи ввоспитании детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнениякурсовой работы решались следующие задачи:

1) изучение научной литературы;

2) теоретическое представление и осмысление проблематики ролисемьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;

3) применение методики, направленной на диагностику и построениеобщей картины воспитания младшего школьника в семье.

Объект нашего исследования включает в себя семью.

Предмет: рассмотрение роли семьи и выполнения ею функций ввоспитании детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: развитие ребёнка, формирование его личностных качествопределяется уровнем воспитания в семье.

Нами были использованы следующие методы исследования: анализ,обобщение, систематизация.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обобщении, осмыслениии оценке роли семьи в воспитании младшего школьника.

Практическая значимость: на основе обработки и интерпретациивыявленных результатов установить связь между существующей теорией иобновляющейся практикой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Семья как социальныйинститут формирования личности

1.1 Социальные функции семьи

 

Именно семья с ее постоянным и естественным характеромвоздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды,мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи какосновной имеет общественный смысл. Для каждого человека семья выполняетэмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых иэкстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребностичеловека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание,поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиямсовременной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функциисостоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержкедетей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

В период социально-экономических преобразований в обществепретерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являласьэкономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи -мужчина — был организатором общего труда, дети рано включались в жизньвзрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную ирепродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи неотмерла, но изменилась.

 

1.2 Проблемы современной семьи

 

Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье..Теперь трудно выделить, кто кого главнее и в семье. Изменяется самтип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, чтомужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления отом, как должны вести себя муж и жена.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ковсякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, напримербезработице, росту цен и т.д. Все чаще говорится о возникновении новыхнетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальныхи психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родителиперестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитетматери меняется в зависимости от сферы ее деятельности. Подростки поройвыполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежномотношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или дажепревышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитетародителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненныхценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможностисемьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный факт винституте семьи, как увеличение числа разводов. И как следствие, наблюдаютсяотрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличениеслучаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушениекровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармониявоспроизводства населения.

При нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболееострые переживания, поскольку для ребенка распад семьи — это ломка устойчивойсемейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт междупривязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные дляего возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежнейопределенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,внимания, расстройством сна. Развод порождает у ребенка чувство одиночества,ощущение собственной неполноценности. Развод родителей автоматически переводитсемью в категорию нетипичных, то есть неполных, малообеспеченных,проблемных.

Жизненные сценарии нетипичных семей похожи. Еслиребенок появляется на свет с серьезными отклонениями в развитии илизаболеваниями, мать прекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогиелекарства, визиты к врачу, специфическая техника, одежда, питание — все этостоит немалых денег, тем более, если есть и другие дети, а вся семья существуетна заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй(чаще мать) вынужден тащить на себе весь дом, подниматьсвое дитя, заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо изродителей жертвует своей работой во имя детей.

Нетипичные семьи в нынешней экономической ситуациифактически повенчаны с бедностью.. Закономерно, что полные семьиживут лучше неполных, средние по размеру — лучше многодетных,здоровые — лучше семей с детьми-инвалидами. Материальное обеспечение остаетсяодной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформкривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе котметке нищета. С точки зрения специалистов, между наличием детей всемье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило,являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье,тем выше вероятность бедности домохозяйства.

Одними материальными затруднениями, сколь бы то ни было острыми,кризис семьи не исчерпывается. Можно отметить несколько симптомовболезни сегодняшней семьи: невротизм детей, одиночество, неумениеобщаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствиепонимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказываютна семью очень тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду. Ведь кроменеобходимости пересиливать внешние обстоятельства, мириться с тем,что твоя семья нетипичная, кроме отказа родителей и детей от многихудовольствий и пр., такая семья испытывает на себе воздействие и ряда другихфакторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых ситуаций.

 

ГЛАВА 2. Семейное воспитаниеличности

2.1 Семейные взаимоотношения

 

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, чтоон некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какойон есть. (Безусловная любовь).

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует ихожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяеттем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшуюсторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, онне чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самогомладенчества.(Обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он имбезразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Номожет быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелыепроблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чистоподсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива изамкнута. Ребенок раздражает ее.)

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко невсегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целейвоспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленноеприменение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзядопустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания всемье, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека,невмешательство и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении однимичленами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственногодостоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должныпредъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, нормморали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственнооправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видамвоздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которыйотвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом,вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивлениеоказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценныекачества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства,инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарностьродителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишениеего права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантиясерьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители,обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждаютего от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос обактивном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательныхвоздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка иограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезнойподготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома.Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Этакатегория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Какраз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставатьпротив чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ,жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однакорезультат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся,а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье,строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимогосуществования взрослых от детей, может порождаться тактикойневмешательства. При этом предполагается, что могут сосуществоватьдва мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченнуютаким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежитпассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагаетопосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачамисовместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретаетособое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальнымособенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, гдеродители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают ихфизические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем убольшинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детейчасто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними незанимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают,иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительныхдостижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватноеповедение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Этопроисходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят передним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиямродителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы,от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявлятьсяс завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, иза мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальномувознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования оченьмягкая.

Адекватное представление — здесь нужна гибкая система наказанияи похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки запоступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут детис высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (егоинтересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточнойтребовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотнохвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (необязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, посути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг кдругу.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность.Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебойсо стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и емутрудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудностираздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо,неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учитсядостаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные,нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкиснижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себеприводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниямвзрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявитьинициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работыребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении сним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг:неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебнойдеятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующуюреакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливаетсложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установкии оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достиженияхребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожностии этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Демонстративность — особенность личности, связанной с повышеннойпотребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источникомдемонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям,которые чувствуют себя в семье заброшенными, недолюбленными. Нобывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его неудовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот,наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даженарушая правила поведения. (Лучше пусть ругают, чем не замечают).Задача взрослых — обходиться без нотаций и назиданий, как можно менееэмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки инаказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Этозначительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема -постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — недостатокпохвалы.

Уход от реальности. Наблюдается в тех случаях, когдау детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеютсильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодарясвоей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своимповедением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетвореннаяпотребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности,незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрениивзрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебнойдеятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительнолегкая коррекция их развития.

 

2.2 Стили семейного воспитания

 

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейноговоспитания, принятые в семье ценности. При демократическом стиле прежде всегоучитываются интересы ребенка. Стиль согласия. При авторитарномстиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стильподавления. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Наиболее распространенных стилях семейного воспитания,определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностноеразвитие. Демократичные родители ценят в поведении подростка исамостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право бытьсамостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплыхчувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он частоприслушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделатьдругое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особыхпереживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословногоподчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний изапретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и невполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение сродителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарныхродителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятсянеуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контрольсочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежнаполная потеря контакта. Еще более тяжелый случай — равнодушные и жестокиеродители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытываюттрудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность влюбви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствиемконтроля — гипоопека — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений.Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто неинтересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы онииногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видетьобразец взрослого, ответственного поведения, на который можно было быориентироваться. Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль завсей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит кпассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которыеребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, вподростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочетсам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

2.3 Ошибки семейного воспитания

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказываетсявставленной именно в удовлетворение потребностей эмоциональногоконтакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ееудовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или инымпричинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокиематери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при такомвоспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу засохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций ипривязанностей ребенка за пределы семейного круга.

Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемывозникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственнойдеятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизнихарактеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребностичеловек не может нормально функционировать, не может мобилизировать все своиспособности в максимальной степени.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота оребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существованияявляется уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегдамогут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливымиони чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая,уходит от них, они часто начинают понимать, что жизнь потеряла всякийсмысл. Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положениеопекунши, которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня,завязывает ему шнурки на ботинках, так как он это всегда плоходелает, выполняет за него школьные задания, чтобы ребенок непереутомился. В результате он получает требуемое чувство своейнеобходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует споразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

Воспитание и потребность достижения. Цель воспитания состоит втом, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимыхусловий, или же потому, что сами они не были достаточно способными инастойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенокосуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий дляэтого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителейприобретает элементы эгоизма. Желание сформировать ребенка по своему подобию,ведь он продолжатель нашей жизни. Ребенок лишается необходимой независимости,искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка,которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенокстановится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых емуродительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувствоудовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, несоответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полнымфиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая темсамым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результатевозникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Воспитание как реализация определенной системы.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются отсамого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализациюпризнаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные,эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот.Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причиндоверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к еенеустанной реализации.

Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемынезависимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотивуформирования определенного желательного для родителей качества.

В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать впротиворечие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо сприсущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становитсяособенно очевидной. Типичным и ярким примером может служить ситуация, когдаувлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместныхсемейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что вих мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик. Рождается девочка. Новоспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу.Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки,спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами идаже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец — тоже мужского рода. Всеэто может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и дажевызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, удевочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующиеправильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может бытьискажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку неприсущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой,какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самыйнеприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения кнему.

Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценныхидеалов воспитания.

Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются отом, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своегоребенка. Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка -это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Насозидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

Будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенкане стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенкас анализа самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности.

2.4. Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Начнём с того, какую роль в истории занимала семья в воспитанииребёнка, как к этому относились взгляды учёных на данную проблематику.

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Всезло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают преждевсего из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях.

Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодиткорыстолюбие и прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие между нимивражду.

Гармоническое развитие личности немыслимо без семейноговоспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

Важными условиями воспитания младшего школьника являютсявзаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что сприходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основноевремя теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не тольконе снижается, но и возрастает.

Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные,ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя,насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, чтоможет стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать.Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальныхособенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений содноклассниками. Важно с пониманием относиться к пере-живаниям детей,ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимо-отношениях со сверстниками ивзрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки,так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учительправ…», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильноли ты оценил свою работу?» и т.п.

Постепенно у младшего школьника формируется потребность делитьсяс близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должныбыть доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителейего рассказы, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательноразберитесь в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, тоони могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время нельзяпостоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой иодноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая занего все проблемы, лишая его самостоятельности.

Нельзя пропустить и то, что воспитание-диалог становится однимиз важнейших условий воспитания ребёнка в семье. У родителей, привыкшихдобиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по меревзросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые саминередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку,терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремлениевыполнять требования старших.

Бывает, что при выборе методов поощрения и наказания родители неучитывают индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того илииного поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно,без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, что приводит кухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.

Потребность в общении — первая социальная потребность ребенка.Общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для негохарактерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его болеечутким к переживаниям других людей, более восприимчивым к влиянию взрослых. Чемдлительнее по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи,тем богаче его личность.

К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменениеусловий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все болееформальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутрисемьи. Беседы со школьниками подтверждают, что их потребность во внутрисемейномобщении не уменьшается. Организация содержательного и достаточнопродолжительного общения с детьми — необходимое условие их воспитания в любомвозрасте.

Однако с течением времени изменяется содержание общения — то,что ищет в нем ребенок. Младший школьник не только стремится удовлетворить вобщении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получитьоценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя.

Стремление родителей поддерживать общение-диалог с детьми,предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будетспособствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье. Такойстиль, признающий ребенка полноправным членом семейного коллектива, ценностьего внутреннего мира, воспитывает у него чувство собственного достоинства,помогает правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения ихгуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может понять,как это будет переживать другой.

Представление о себе, уважение или неуважение себя, то естьсамооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которыеоценивают их положительно или отрицательно. В младшем школьном возрастепотребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколькограмотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководствадетским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении.Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга,уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многихдругих качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.

Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительноеотношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретнойситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будетохотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведениеребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности —злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, чтоотрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, частоиспользуемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенностив себе, гасит инициативу. Сравнение неудач ребенка с успехами других детейможет вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того чтобы побудить кдостижению таких же успехов, поселит в нем неуверенность в себе, зависть,недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформироватьзавышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру вположительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнеепоощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание иосуждение его недостатков.

Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми,которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие,потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе. Напротив, причасто повторяемых отрицательных характеристиках- «недотепа», «бестолковый» ит.п. — ребенок теряет чувствительность к ним: затронуть его сердце и вызватьугрызения совести становится все труднее. Оценка должна быть справедливой и нив коем случае не унижать ребенка.

Грех оставить без внимания родительское воспитание словом.Известно, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки засобой повести». Слово, обращенное к ребенку, говорил педагог В.А. Сухомлинский,должно быть прежде всего человечным, чутким, терпимым.

Нередко случается, что взрослые даже вежливости пытаются учитьдетей грубостью. В общении с детьми преобладают приказной тон, замечания,порицания, отрицательные характеристики и т.п.

Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные вдоброжелательной форме, и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие уребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие егопосмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в смешном свете.Безусловно, бывают ситуации, когда необходимо категорически, резко, немедленнопресечь непозволительное поведение ребенка. Но такое случается не часто.

Главными условиями являются эмоциональный климат семьи инравственное воспитание ребенка. С утверждением, что ребенок — это личность, невсегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в видучеловека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе,своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своихдетей. Но такая личность — уже построенное здание. А его строительство всегданачинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рожденияребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительскойлюбви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном инравственном развитии, на его мировосприятии. Изучение малолетнихправонарушителей показало, что они страдали от недостатка любви в семье. Нельзязабывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именноэмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. П Положительныйэмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность,любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, каквзрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значениедля формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящееэмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребеноквнушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает всеэмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, егонравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашимзеркальным отражением.

Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенкуестественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение,раз-дражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства другк другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это невсегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, ввыражениях родительской любви к нему не удов-летворяется, что может нанести емусерьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом иматерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненныеситуации. Важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те илииные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичноеотношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзявымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, увзрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети немогут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, ноэто не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка,создавать гнетущую атмосферу в доме.

Сейчас мы попытаемся понять, как же стать другом своему ребенку.Важнейшими образцами, на которые равняется ребёнок, выступают родители.Половина из опрошенных детей младшего школьного возраста сказали, что хотели быбыть такими, как их родители. В самооценках детей находят отражение тетребования, ожидания, которые исходят от родителей: ребята считают, что должныбыть послушными, хорошо учиться, быть умными, сильными, дисциплинированными.Родители дороги ребенку. Он испытывает немало тяжелых переживаний, когда роднымплохо, кто-то болеет или ссорится. На вопрос, что бы ты пожелал, если бы всемог, многие из детей отвечали: чтобы папа и мама были здоровы, жили всегда. Вдетских рисунках родители занимают центральное место, что говорит об ихзначимости для ребенка. В то же время дети рассказывают о несправедливости,лжи, обидных высказываниях по отношению к ним, физических наказаниях, которымони подвергались в семье. Сложности в отношениях ребенка и родителей частовозникают из-за непонимания взрослыми переживаний детей.

Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к существу,мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительныхвысказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителейвелика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на ихстороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужденподчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений,требований. Но возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие,отторжение от семьи.

Дружба родителей и детей — это особые отношения, которыетребуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка,сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. Лучший путь — постаратьсявстать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнегоопыта дать совет. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, аименно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.

Важно также демонстрировать свое доверие к детям. Нельзя уличатьребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он егосовершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться«вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценитьнеблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось,как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, чтородители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, посправедливости, помочь. Основы дружбы с родителями зарождаются из доверияребенка ко взрослому, понимания последним детских переживаний, мыслей,устремлений, из умения взрослых поставить себя на место ребенка.

Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источникивлияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить заребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы,привязанности. Общение со сверстниками, улица могут оказывать на негоотрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения,грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья какбы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нетдоверительных отношений с родителями, побеждает улица.

Семья — это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшегошкольника, спутник жизни ребёнка, выстраивающая линию воспитания в соответствиисо своими желаниями и интересами. Она должна полностью обращать внимание насобытия, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать особенности ихпротекания, условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания ониспытывает в данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живёт.

Таким образом, мы считаем, что семья — это незаменимый источникресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.

 

 

ГЛАВА III. Практическая часть

3.1. Методика исследования.

 

Исследование проводилось 12.10. 2015 г. в 1 «Б» классеНовосветской ОШ I- III ступеней.

Нами был использован опросник «Cтиль воспитания» ( по Р. В. Овчаровой),позволяющий определить преобладающий стиль воспитания и взаимодействия родителяс ребёнком. К опроснику прилагаются бланк и ключ для обработки, а такжеподробное описание стилей воспитания (Приложение 1).

 

3.2. Анализ результатов исследования.

 

Мы воспользовались опросником «Стиль воспитания», для того чтобынам было понятно, по каким критериям нам определять особенности воспитаниямладшего школьника, легче всего разграничивать семьи на стили воспитания, тоесть на какой системе воспитания строится семья.

Установив стиль семейного воспитания данной семьи, мы сможемутверждать об особенностях воспитания, посредством которых возможно определитькачества личности младшего школьника.

В опроснике приняли участие 13 родителей. Предлагалось выбратьвариант ответа для каждого из десяти вопросов.

 

 

 

 

 

 

Результаты анкетирования:

Родители

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1вопрос

Б

Б

Б

Б

Б

А

Б

Б

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1512

А

Б

А

Б

Б

2вопрос

А

Б

А

А

Б

А

А

А

В

А

А

Б

Б

3 вопрос

А

А

Б

А

В

В

А

В

А

А

В

В

В

4 вопрос

А

В

А

А

Б

В

А

В

А

В

В

Б

Б

5 вопрос

В

Б

В

В

В

А

В

Б

В

В

А

В

В

6 вопрос

В

А

А

В

А

В

В

Б

А

В

В

А

А

7 вопрос

Б

Б

Б

Б

А

Б

Б

А

А

А

Б

В

А

8 вопрос

А

А

А

А

А

А

А

В

А

А

А

В

А

9 вопрос

Б

Б

А

А

А

В

Б

Б

Б

Б

В

А

А

10 вопрос

В

А

А

В

А

В

В

В

В

А

Б

А

А

Ко-во баллов

25

22

21

24

16

27

25

25

20

24

25

14

16

Стиль

Д

А

А

А

Л

Д

Д

Д

А

А

Д

Л

Л

Из полученных результатов можно сделать вывод:

30 % (5 родителей) авторитарных семей, где затормаживаетсяблагоприятное, всестороннее воспитание ребёнка, направленное на разложение,разрушение личности ребёнка;

30 % (5 родителей) составляют демократические семьи, атмосферавнутри которых царит позитивная для осуществления полноценного воспитания;

20% (3 родителя) — либеральных семей, в которых родители непринимают активное участие в воспитании младшего школьника.

Наиболее оптимальный стиль воспитания, разумеется,демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросамжизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка исогласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также еслидело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби.Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они оченьчувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу,охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором онживет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, востальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать длясебя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чащедобиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги выполненной нами работы, мы убедились в том, чтосемья играет весьма решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьноговозраста. Об этом демонстрирует наша экспериментальная часть исследования, гдевидно, что особенности воспитания определяются в семье. Гипотеза, выдвинутаянами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование еголичностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семьяявляется важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человекамы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца иматери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасныедети вырастают в тех семьях, где мать и отец по — настоящему любят друг друга ивместе с тем любят и уважают людей.

Семья является тем ядром, которое закладывает основание вразвитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяетвозможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развитиястановятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и ихдетьми. Противоречием сказанному, как ни выглядело бы это, выступают результатынашего исследования, в котором можно проследить и отрицательные моменты, вданном случае результаты диагностики, наглядно показывающие неосознанностьнекоторых родителей в выполнении своих наставнических функций, неполноесоблюдение всего спектра обязанностей, имеющих место, роль в воспитании и правона их осуществление совместно с детьми.

Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременнойпомощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше времяпроблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будетдействующим ресурсом в воспитании ребёнка.

Всё это наталкивает нас на то, что роль семьи и есть главныйкомпонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига повосходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего школьника. Мыможем утверждать, что процесс воспитания ребёнка данного возраста не будетпроисходить без этой категории.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы датьребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые недолжны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия,а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как кчеловеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Таким образом, семья — это внешний и внутренний факторвоспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающийребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив,благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе иродители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку,умение сотрудничать с окружающими людьми). Итак, семья выступает важнейшимкислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Климова — Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. –Минск: Педагогика, 2001.

2. Захарова, Л. Дитя в очереди за лаской, М., 1999.

3. Кэмпбел Р. Как на самом деле любить детей. Не тольколюбовь,М:1992

4. Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон, М., 1999

5. Спок Б. Ребенок и уход за ним, Л.:Машиностроение,1998.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед.вузов. – М.: Академия, 2004.

7. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум:Учебно-метод. пос. — М.: Академия, 2004.

8. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. – М.:Академия, 2004.

9. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М.:Просвещение, 1993.

10. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи, М:1976

11. Сидорова, А.Н. Микроклимат семьи – основадуховно-нравственного развития личности ребенка. — Комсомольск-на-Амуре:Издательство АмГПГУ, 2009.

12. Титоренко В. Нравственное воспитание в семье// Культурасемейных отношений. – М., 1985.

13. Чепикова Л.В. Взаимодействие педагогов и родителей ввоспитании нравственной культуры у детей 6-7 лет. – Смоленск, 2003.

14. Власова Т.И. Воспитание духовности личности. – Ростов н/Д. –2000.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1512

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет