X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение                          «Средняяобщеобразовательная школа №78»

 

        Открытаяконференция «Исследователь нового века»

 

                                    Секция: краеведение

 

                        Исследовательская работа

Удмуртскийнациональный костюм как элемент культуры удмуртского народа (на примереженского костюма деревни Пирогово)

 

     Автор:                                                                 Руководитель:

                                                                             РябоваИрина Эдуардовна,

ученица 10икласса                                         учитель истории и обществознания                                                                

МБОУ СОШ №78г. Ижевска                      МБОУ «СОШ №78»

 

 

 

                                          Ижевск, 2023                                                       

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                           с.3-5                                                                                                                          

Глава 1. Традиционная одеждаудмуртов.                                                    с. 6-8             1.1Сходства и различия между русским народным и удмуртским  национальным костюмами.

Глава 2. Особенности удмуртского костюмацентральных                                                  удмуртов деревни  Пирогово.                                                                        с.9-12

Заключение                                                                                                      с.13                                                                                                                         

Список литературы                                                                                          с.14                                                                                                            

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      3

                                              Введение

                                                              Тыпомни, мира не узнаешь, не зная края своего

                                                                                                                   А.М.Горький

  

      Мой край — моя родная Удмуртия. Здесь я родилась,здесь мой дом родной, мои родители, близкие, друзья.

 В настоящее время моё поколение стало забывать свои корни,всё чаще обращая свой взгляд на иное, чужое. А ведь именно в семье, в том местегде мы родились, формируются наши привычки, традиции, наше мировоззрение. Мыцементируемся как нация. Каждый народ вкладывает в свою культуру определённыесимволы, а предметы обихода и, в первую очередь одежда, раскрывают и показываютнациональный колорит народа.

      Удмуртский национальный костюм. Данная темапоказалась мне интересной с точки зрения развития удмуртской культуры.

Удмуртия занимает небольшую площадь Российской Федерации.Удмурты относятся к финоугорской языковой семье, являясь её пермской ветвью,куда относятся также коми и пермяки. Проживая на территории Удмуртии, не все жителиданного региона владеют достаточными знаниями об истории своего родного края,своей культуры. Удмуртский национальный костюм формировался на протяжении сотенлет и изучение народного костюма удмуртов, его колорита, орнамента,художественных деталей поможет лучше узнать свои корни. Известный советскийписатель и этнограф Всеволод Лебедев так писал о национальном удмуртскомкостюме

… Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, чтокто-то запел на нём песню, и эта песня осталась… [ В.В. Лебедев. Вятскиезаписки. Киров, 1957, с. 78-79]                                                 

      Данная работа посвящена исследованию удмуртскогокостюма жителей Поволжья, женского костюма центральных удмуртов деревниПирогово. Актуальность исследовательской работы состоит втом, что в настоящее время появляется интерес к культуре малых народов,наметилась тенденция к возрождению народного костюма, воспитанию у молодогопоколения уважения и любви к родной культуре, элементом которой являетсятрадиционная удмуртская одежда.

                                                        4

  Костюм не только непременный атрибут культуры, связанныйс этническими и социальными категориями функционирования человеческогообщества, но и полноценный исторический источник, несущий важную информацию оразличных областях деятельности человека, а культура отдельных народовскладывается в культуру мировой цивилизации, внося разнообразие в неё.

      Актуальным является рассмотрение костюма как элементаструктуры повседневного костюма и как исторического источника .

Необходимо, на мой взгляд, подходить к костюму какк историческому источнику, не только раскрывающему материальный и духовныймир удмуртов, но и позволяющему соотносить этносоциальные аспекты иэстетические идеалы взаимосвязей русского и удмуртского народов.

      Для написания данной исследовательской работыпотребовалось знакомство с опубликованными источниками. Об удмуртскомнациональном костюме написано большое количество книг. О национальном костюмеписали Лебедева С.Х., Виноградов С. Н., Голдина Р. Д. , Климов К., Владыкин В.Е., Христолюбова Л. С. С.Х. Лебедева в своей книге «Удмуртская народная одежда»описывает национальный костюм северных , южных и центральных удмуртов, а также бесермян.Традиционная одежда удмуртов соответствовала быту и культуре основных группудмуртов: северных и южных. “На северных удмуртов значительное воздействиеоказал русский север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского мира.” [ВладыкинВ. Е. “К вопросу об этнических группах удмуртов//Советская этнография. Москва.1970. 37с.] Также Владыкин и Христолюбова в своей совместной книге «Этнографияудмуртов» рассматривают уклад жизни удмуртов, в том числе одежду как южныхудмуртов, так и северных. Фрагменты одежды, выполненных из льна, пестряди ишерстяной домотканины, а также разнообразие головных уборов зафиксированы вкниге С. Виноградова «Удмуртская одежда». Костюм впервые рассматривается какисточник для характеристики народной ментальности, которая определяет общеепонимание мира и отношение к происходящим в нем явлениям.

     Объектом данной исследовательской работы является национальный костюмудмуртских женщин деревни Пирогово. В качестве предмета исследования выбранадеревня Пирогово.

Цельданной работы:

1.Получение новых знаний об удмуртском национальном костюме центральных удмуртов.

2.Показатьособенности костюма центральных удмуртов.

 

                                                      5

3.Формированиечувства уважения к культуре малых народов и гордости за свой край. .

 Гипотезаданного исследования основана на предположении о том, что изучение удмуртскогокостюма поможет не только глубже узнать культуру удмуртского народа, но ипоказать связь между культурами народов мира.

       Автор данной исследовательской работы ставит передсобой задачи:

1.    Сравнитьудмуртский национальный костюм с русским национальным костюмом.

2.    Описатьэлементы удмуртского национального костюма.

3.Рассмотреть характерные черты женского костюма.

      Территориальные рамки данной работы охватываюттерриторию Завьяловского района Удмуртии — деревню Пирогово.

      На мой взгляд, данная работа представляет интерес дляучащихся и всех тех, кому интересна история своей малой родины, своего края.

      Для автора новизна данного исследования заключается вдетальном изучении национального костюма центральных удмуртов, а такжезнакомство с бытом и культурой своих предков.

      В своей исследовательской работе автор использовалтакие методы работы как: сравнение, описание, анкетирование, интервью.

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           6

                                                    Глава 1

                             Традиционная одежда удмуртов.

      Одежда удмуртов делится на три основныегруппы: северную (трёхцветная: белый, красный, чёрный), южную и центральную. Всвоей книге “Удмуртская одежда”, Виноградов относит к северной группе:слободской, унинский  (Кировская область), глазовский (УАССР), бесермянский (Балезинскийи Юкаменский районы УАССР) комплексы; к центральной: шарканскийселтинско-сюмсинский и вавожский (УАССР); к южной: завьяловский,малопургинский, можгинско-алнашский (УАССР), карлыганский (МАССР), татышлинский(БАССР), кукморско-бемыжский (ТАССР и УАССР) и бавлинский (ТАССР). Костюмныекомплексы отличаются орнаментацией, украшениями и деталями покроя. Народныйкостюм удмуртов отличается красочностью и разнообразностью. Одежда делилась напраздничную, будничную и обрядовую. Большую часть года жители деревень носилповседневную одежду, это было связанно с физической работой, выполняемойежедневно. Изготавливали одежду из тканей ручной работы: сукно, лён, пестрядь ишерстяная домотканина. Каждая хозяйка собственноручно изготавливала ткани спомощью ткацкого станка. Ткань окрашивали с помощью растительных красителей, атакже с помощью оксидов металлов. Удмуртские рукодельницы хорошо знали ихсвойства, знания о которых передавали из поколения в поколение. В южных районахбелую одежду вытеснила одежда, изготовленная из пестряди. Отдельныераскрашенные вещи появились, видимо, давно. Об  этом говорят названия красок горд(красная), чуж (жёлтая), лыз (синяя), вож (зелёная), сьод(чёрная). При выборе орнамента использовали различные символы и узоры, восновном это ромбы и прямоугольники. Использовали также изображения птиц,обычно лебедей, и растений, редко изображали людей. Часто изображали солнце. Вузоры вкладывали определённый смысл, каждый узор направлен на защиту владельцаодежды и его семьи от злых духов. Удмурты верили, что добрые духи сохранятздоровье членам семьи и принесут благополучие в дом. В одежде всех удмуртовможно выделить общие элементы: кышет (платок), изьы (шапка), такъя(шапочка), дэрем (рубашка), шортдэрем (холщовый халат), зыбын(кафтан), пась (шуба), азьшет  (передник), эрезь (штаны),чуглэс (чулки), кут (лапти), гын сапег (валенки), позьы(варежки). Головные уборы и украшения были весьма разнообразны. На ногиудмуртки надевали самовязанные чулки или носки (пыдвыл). Женщины носили айшон(берестяная шапка). Айшон обшивали холстом и украшали лентами, бисером ираковинами. На голову надевали чалму (головное полотенце) и йыр керттет(налобник). Удмуртки носили украшения изготовленные из монет, мониста, серьги,ожерелья, отдельные монеты пришивали на платки, шапочки, рубахи.

 Северный удмуртский женский костюм состоял из белой рубахисо съёмными рукавами. Рукава рукодельницы украшали вышивкой с традиционным

7

орнаментом. Поверх рубахи, называемой дэрем, надевалсякафтан — зыбын или холщовый халат с поясом — шортдэрем, передник– азьшет. Русский север сильно повлиял на северных удмуртов и их одежду.Для костюма слободского комплекса характерна белая холщовая рубашка – дэрем ихалат шортдэрем. Дэрем и шортдэрем шили из прямого полотнища, котороеперегибали пополам, и двух боковых полотнищ той же ширины, но короче. Двакоротких полотнища являлись боками рубахи, а перегнутое полотно составлялоспинку и перед. К центральному полотну пришивали рукава, под прямым углом. Подрукавами находились квадратные ластовицы. Красной вышивкой мастерицы украшалигрудь, рукава и подол рубашки. По технике украшения шортдэрема, выделяются рабочие,праздничные и свадебные. У шортдэрема имеются лишние рукава, неиспользуемые поназначению, эти рукава имеют продольные разрезы и заправляются вовнутрь. Вудмуртском костюме такие рукава уже не играют роли, но продолжают существоватьв память о предках.

      В глазовском комплексе как и в других комплексахприсутствует дэрем и шортдэрем. Женщины носили анэнкышет (головноеполотенце), а мужчины изьы (колпаки, шапки). Передник, халат и рубашка быливышиты различными узорами.  В глазовском комплексе для вышивки широкоиспользовались все оттенки красных цветов. Украшения из серебра использовалиредко.

     Унинский комплекс имеет свои отличительныеособенности. Для унинского комплекса характерным является разнообразие водежде. Одежда разделялась по возрасту. Мужчины носили различные головныеуборы, это могли быть валянные и соломенные шляпы. Женщины и девушки носилиплатки, головные полотенца и шапочки. Украшений из металла было немного: бусы,серьги. Одежда этого комплекса отличается цветовым разнообразием, нопредпочтение отдаётся тёплым цветам: красный, малиновый.

В русской женской одежде четко выделялись три типа: комплекс с поневой (южнорусский), с сарафаном(северорусский), рубаха и юбка. Наиболее распространены были первые два типа. Водежде сибирских переселенцев наблюдается большое разнообразие стилей. Женскийкостюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного,двух или трех) несет в себе символ плодородия — плодовитость животных. Поясразделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова -солнце, божество (выделялась красным цветом); низ — вода, подземные источники.   Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Комплексодежды с сарафаном включал рубаху, сарафан, пояс, передник. Сарафан надевалиповерх прямой рубахи. В некоторых местностях Юга России сарафан являлся нетолько девичьей, но и женской одеждой. Под сарафан было принято надевать понесколько юбок, которые зрительно увеличивали полнотудевушки, а также служилией нижним бельем.
8                                                                                                                           Видимо, первые русские сарафаны были как с рукавами, так и без них. Вплоть довторой половины девятнадцатого века в некоторых губерниях (Владимирской,Псковской и Новгородской) бытовал покрой сарафана с длинными откиднымирукавами.
      Наряду с отделкой золотыми кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурамивышивка была одним из основных способов украшения сарафанов.
Косоклинный сарафан  представляет собой широкую центральную прямоугольнуюполосу с верхним фигурным краем и двумя боковыми клиновидными вставками; сизнанки продублирован серым холстом. У него узкие лямки, которые обшитыхлопчатобумажной тканью, крепятся на груди и середине спины. Грудь поддерживаютдлинные узкие завязки, пришитые к краю полотнища. По подолу проходят двеполосы-нашивки из ярко-синей хлопчатобумажной ткани. Полотнища сарафана сотканыиз льняных и покупных хлопчатобумажных нитей в технике полотняного переплетения«с перебором». Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. Юбка изпяти-шести полотнищ — собиралась у пояса, иногда имела кайму из нашитых полосчерного сатина.
[http://familyhistory.ru/material/history/kostum/kostum_3.html]

         

                                                        

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

                                                       Глава 2

Особенности удмуртского костюма южных удмуртов деревниПирогово.

 Автор данной работы провёла  собственноеисследование  и побеседовала с жителями   деревни Пирогово  , собрала  материали информацию, необходимую для написания исследовательской работы. Автор работыпровела  опрос нескольких жительниц деревни Пирогово. Одна из жительниц деревниПирогово, Перевозчикова Мария Васильевна, моя бабушка. Ей 76 лет. В сундуке унее хранятся фотографии и все, что так дорого её сердцу. Почти в каждый мойприезд она демонстрировала, но так ненавязчиво, хотя я раньше, наверное, быласлишком мала, не только одежду своей молодости, но и украшения, а также предметыобихода, которые я включила в свою работу. Приезжая к моей бабушке, я часто сней беседовала, но никогда особо не обращала внимания на её костюмы, платки,передники, которые она, то надевала по праздникам, то вновь прятала в свойсундук. Много интересного из одежды есть и у бабушкиных подружек: ЧеркасовойЕкатерины Владимировны, Сухолытко Надежды Ивановны. За чашкой чая из высушенныхтрав, они и рассказывали и показывали с какой — то мне неведомой гордостью своиплатки, передники, платья, которые они так берегут. Я воочию увидела, чтокостюмы удмуртов — моих земляков, родных и близких отличаются орнаментацией,украшениями и деталями покроя. Красочностью и разнообразностью.  Одеждаюжноудмуртских женщин включала дэрем (рубаха), поверх неё надевали камзол илибезрукавку и передник, под рубахой носились штаны – эрезь. В костюмеудмуртов были общие элементы одежды, как у северных так и у южных. В качествеверхней одежды женщины одевали шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинныешубы. Обувь не отличалась особым разнообразием, это были плетёные лапти (кут)или валенки (гын сапег).Одежда делилась на праздничную, будничную иобрядовую.  Основа костюма – дэрем (рубаха), изготавливаемая из цветнойпестряди. Дэрем имел широкую цветную оборку до 30 см. Поверх рубахи надевали передники, украшенные вышивкой. Для изготовленияодежды использовалась клетчатая домотканина красного или алого цветов. На головунадевали налобные повязки, платки и головные полотенца. Головные  полотенцаукрашали по краям вышивкой крестом или тамбуром. На грудь одевали уксётирлык– украшения из серебряных царских монет. Такое украшение было не цельнымполотном, а состояло из трёх полос, соединённых вместе. Количество монетзависело от состояния семьи, в которой жила женщина. Чем богаче семья, тембольше монет она использовала для украшения. Из монет рукодельницы собираличересплечные украшения называемые бутьмар, камали.   

      Носки и чулки мастерицы вязали вручную. Летом одевалилёгкие чулки, изготовленные из льна, а зимой из шерсти. На ноги одевали лапти,каждую

                                                             10

зиму плели новые пары обуви, так как они быстроизнашивались. Лапти плели из подготовленного заранее лыка. Из лыкаизготавливали не только лапти и сумки, но и предметы обихода. Зимой, от мала довелика, все носили валенки. Валенки валяли из овечьей шерсти, это занятиепроцесс трудоёмкий, поэтому валенки изготавливали исключительно мужчины. Извойлока делали шляпы, которые одевали только мужчины.  Жители деревень трепетноотносятся к традициям своих предков и чтят их обычаи. К  сожалению, немногие изжителей деревни Пирогово сохранили элементы национальной одежды. В то же времяв рамках этого региона сформировался единый комплекс народного костюма, которыйявлялся показателем общности исторического пути, культурных и экономическихсвязей русского и удмуртского народов. Костюмы бурановских бабушек, коллективасела Бураново Малопургинского района Удмуртии, даёт наглядное представление обудмуртском национальном костюме. Исполнительницы этого коллектива не толькопоют и пляшут, но и позиционируют элементы удмуртской культуры.

      Автор данной исследовательской работы провела анкетусреди учеников старшего возраста  и их родителей.

    Анкета.

1)Назовите цвета удмуртского национального костюма.

А) зелёный;

Б) синий;

В) красный;

Г) чёрный;

2) Выберите предметы одежды удмуртов.

А) айшон;

Б) такъя;

В) шабур.

3) Какие виды рукоделия являются традиционными приизготовлении национального костюма.

А) ткачество;

                                                          11

Б) вышивка

В) валяние

Г) вязание.

4)Назовите элементы традиционной женской одежды_

А) халат;

Б) передник;

В) узорные вязаные чулки;

Г) сарафан        

 

                                                

Диаграмма 1.  Анкетирование  учащихся 10 И кл. и 7 Л кл.

 

 

 

 

 

                                                      12

Диаграмма2.  Анкетирование родителей

Из  приведенных диаграмм  на основании    проведеннойанкеты видно, что

4%  всех опрошенных учащихся правильно ответили на тривопроса из четырёх, 18%  всех опрошенных  учащихся правильно ответили на двавопроса из четырёх, 60% — правильно ответили на один вопрос, 18% не справилисьс заданием.  5% всех опрошенных родителей правильно ответили на четыре вопроса,7% всех опрошенных родителей правильно ответили на три вопроса, 30% всехопрошенных родителей правильно ответили на один вопрос, 58% всех опрошенныхродителей правильно ответили на два вопроса.

Это говорит о том, как и предполагалось   автором, что взрослые и  дети недостаточно хорошо владеют информацией и  слабо знают традициии обычаи своих предков. А значит, молодое поколение может потерять связь сосвоим прошлым, а ведь без прошлого невозможно строить настоящее и будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          13

                                             Заключение                                                  

      Пора подводить итоги.

   Во-первых, я много узнала о национальной одеждеудмуртов. И постаралась представить её многими элементами. Очень многоезабылось и в самой народной одежде и в традиционной вышивке, как средствеоформления одежды.  Мы увидели, что действительно в  последние годы возросинтерес к национальному костюму, появились мастера, которые стали изготавливатьдомотканину традиционным способом, шить одежду, соблюдая покрой одежды прошлыхпоколений. Автор  надеется  , что это небольшое исследование   убедило нас втом, что  костюм не только влияет на народную ментальность, но и определяетобщее понимание мира и отношение к происходящим в нем явлениям,  что  каждыйнарод вкладывает в свою культуру определённые символы, а предметы обихода и, впервую очередь одежда, раскрывают  национальный колорит народа. Мы увидели , что при выборе орнамента использовали различные символы и узоры, в основном эторомбы и прямоугольники. Использовали также изображения птиц, обычно лебедей, ирастений, редко изображали людей. Часто изображали солнце. В узоры вкладывалиопределённый смысл, каждый узор направлен на защиту владельца одежды и егосемьи от злых духов. Удмурты верили, что добрые духи сохранят здоровье членамсемьи и принесут благополучие в дом.Хочется верить, что и моя работа немногосделала вас добрее и вызвала уважение к моему маленькому народу.

Заканчивая  небольшое исследование, мне бы хотелосьповторить вслед за В.Е. Владыкиным и Л.С. Христолюбовой: Кто мы , откудамы, куда мы идём, с чем мы пришли в этот мир, что он нам дал, чем мы интереснысебе и человечеству. Вечные вопросы, как и вечна сама жизнь, а костюмпринадлежит к этой вечности, как элемент культуры, ведь культура — это нетолько материальные и духовные ценности, созданные трудом человека, но и однаиз самых сложных систем, которая находится в постоянном движении, в пульсации). Благодаря государственной политике многие удмурты сегодня стали чувствоватьсебя истинными удмуртами, стали чувствовать себя комфортно, пересталистесняться своей национальности и отказываться от неё. Удмуртский этнос какбудто бы воспрял, стала налаживаться связь времён и поколений, сталавозрождаться этноисторическая память. А о маленькой лесистой Удмуртии, нашихобычаях, традициях, песнях и национальных костюмах знают теперь и в Европе.

 Время бесконечно, а жизнь народа, как и его культура,  должныбыть вечны!

 

14

Список литературы.

·        Виноградов С.Н. “Удмуртская одежда”. Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1974. 72с.

·        Владыкин В.Е., Христолюбова Л. С. “Этнография удмуртов”. Ижевск: Издательство “Удмуртия”,1991. 160с.

·        Голдина Р.Д.“Древняя и средневековья история удмуртского народа.” Ижевск: Издательство“Удмуртия”, 1999.

·        Голдина Р. Д.“Силуэты растаявших веков”. Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1996. 212с.

·        Климов К. М.“Удмуртское народное ткачество”. Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1979. 143с.

·        Лебедева С. Х.“Удмуртская народная одежда”. Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 2008. 42с.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

Рис.1 Фото Нагрудныеукрашения уксётирлык из серебряных монет.

 

                         

Рис.2Фото Бурановские бабушки в национальных удмуртских костюмах.

           

 

Приложение2                                                                                  

 Рис.3Фото Костюм бурановской бабушки.                                 

                                                                                              .

     

Рис.4Женские украшения: серьги  и браслет. 

 

 

                                                                           

Рис.5Фото Праздничная женская одежда южных удмуртов. Начало ХХ века.

 

 

 

                                                                                         

 

                 

 

Приложение3                     

Рис.6Диаграмма 1.  Анкетирование в старшем школьном возрасте.

Рис.7Диаграмма 2.  Анкетирование родителей в возрасте 35-45 лет.

 

 

 

 

                            

 

 

                                            Тезисы

Удмуртский национальный костюм как элемент культурыудмуртского народа (на примере женского костюма деревни Пирогово)

Каждый народ вкладывает в свою культуру определённыесимволы, а предметы обихода и, в первую очередь одежда, раскрывают и показываютнациональный колорит народа.

      Удмуртский национальный костюм. Данная темапоказалась мне интересной. Удмуртский национальный костюм формировался напротяжении сотен лет и изучение народного костюма удмуртов, его колорита,орнамента, художественных деталей поможет лучше узнать свои корни. Известныйсоветский писатель и этнограф Всеволод Лебедев так писал о национальном удмуртскомкостюме… Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел нанём песню, и эта песня осталась… [ В.В. Лебедев. Вятские записки.Киров, 1957, с. 78-79]

      Данная работа посвящена исследованию удмуртскогокостюма жителей Поволжья, предмет исследования — женский костюм центральныхудмуртов деревни Пирогово.

Актуальность исследовательской работы состоит в том,что в настоящее время появляется интерес к культуре малых народов, наметиласьтенденция к возрождению народного костюма, воспитанию у молодого поколенияуважения и любви к родной культуре, элементом которой является традиционнаяудмуртская одежда.

      Костюм не только непременный атрибут культуры,связанный с этническими и социальными категориями функционированиячеловеческого общества, но и полноценный исторический источник, несущий важнуюинформацию о различных областях деятельности человека, а культура отдельныхнародов складывается в культуру мировой цивилизации, внося разнообразие в неё.

      Актуальным является рассмотрение костюма как элементаструктуры повседневного костюма и как исторического источника.  Для написанияданной исследовательской работы потребовалось знакомство с опубликованнымиисточниками. Об удмуртском национальном костюме написано большое количествокниг. О национальном костюме писали Лебедева С.Х., Виноградов С. Н., Голдина Р.Д., Климов К., Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С.  С.Х. Лебедева в своей книге«Удмуртская народная одежда» описывает национальный костюм северных, южных ицентральных удмуртов, а также бесермян. Традиционная одежда удмуртовсоответствовала быту и культуре основных групп удмуртов: северных и южных. “Насеверных удмуртов значительное воздействие оказал русский север, у южныхудмуртов ощущается влияние тюркского мира.” [Владыкин В. Е. “К вопросу обэтнических группах удмуртов//Советская этнография. Москва. 1970. 37с.] ТакжеВладыкин и Христолюбова в своей совместной книге «Этнография удмуртов»рассматривают уклад жизни удмуртов, в том числе одежду как южных удмуртов, таки северных. Фрагменты одежды, выполненных из льна, пестряди и шерстянойдомотканины, а также разнообразие головных уборов зафиксированы в книге С.Виноградова «Удмуртская одежда». Костюм впервые рассматривается как источникдля характеристики народной ментальности, которая определяет общее пониманиемира и отношение к происходящим в нем явлениям.

     Объектом данной исследовательской работы является национальный костюмудмуртских женщин деревни Пирогово. В качестве предмета исследования выбранадеревня Пирогово.

Цельданной работы:1. Получить  новые  знания  об удмуртском национальном костюмецентральных удмуртов 2.Показать особенности костюма центральных удмуртов.3.Способствовать формированию  чувства уважения к культуре малых народов игордости за свой край.

 Гипотезаданного исследования основана на предположении о том, что изучение удмуртскогокостюма поможет не только глубже узнать культуру удмуртского народа, но ипоказать связь между культурами народов мира.       Автор даннойисследовательской работы ставит перед собой ряд задач.

 Территориальные рамки данной работы охватывают территориюЗавьяловского района Удмуртии — деревню Пирогово. Новизна данного исследованиязаключается в детальном изучении национального костюма центральных удмуртов, атакже знакомство с бытом и культурой своих предков.

      В своей исследовательской работе автор использовалтакие методы работы как: сравнение, описание, анкетирование, интервьюирование. 

                                                                


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей