Контрольно-измерительныематериалы по предмету
«Математическиепредставления»
дляпроведения контроля усвоения программного материала
обучающихся5 класса (вариант 2)
2022/2023учебныйгод
I.Пояснительнаязаписка
Контрольно-измерительныематериалы разработаны на основе Федерального государственногообразовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья,на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы общегообразования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант 2)
Цель:определение результативности обучения, уровня усвоения обучающимисятематического материала по изучаемому предмету «Математические представления».
Задачи:
1. Выявитьумение обучающихся оперировать полученными способами действий.
2. Определитьдинамику овладения полученными знаниями.
3. Определитьсамые трудные элементы содержания курса.
Выполнениеобучающимися совокупности представленных в работе заданий позволяет выявитьуровень их подготовки, достигнутого к определенному периоду обучения, котороеобеспечивает возможность дальнейшего обучения.
IIХарактеристика структуры и содержания КИМ
ЗаданияКИМ составлены на материале следующих разделов содержания: «Количественныепредставления», «Представления о форме», «Представления о величине»,«Пространственные представления», «Временные представления».
Уровеньусвоения материала обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственнойотсталостью осуществляется на основе анализа результатов учебных умений:
низкийуровень – не выполняет инструкции или позволяет выполнять способом «рука в
руке»
достаточныйуровень – выполняет задания с ошибками или с направляющей помощью
педагога
оптимальныйуровень – выполняет задания самостоятельно
Пакетконтрольно-измерительных материалов включает в себя: задания для выполнения,демонстрационный материал, инструкцию выполнения.
Формапроведения
Контрольно-измерительныематериалы проводятся в словесной, письменной форме или имеют практическоевыполнение в зависимости от возможностей и способностей обучающихся. Первыйэтап проводится в конце первого полугодия по тем разделам, которые пройденыобучающимся к этому периоду. Второй этап осуществляется в конце учебного годапо тем разделам, которые пройдены обучающимся к этому периоду.
Продолжительность
Контрольно-измерительныйматериал проводится индивидуально. На выполнение работы не отводитсяопределенного времени т.к. возможности и способности каждого обучающегосясубъективны и индивидуальны. Ответы и наблюдение результатов педагог фиксируютсяв протоколе.
Структураконтрольно- измерительных материалов
Раздел |
Результат |
|
|||
I.Количественные представления 1.Различение понятия один-много
|
Оптимальный уровень |
Достаточный уровень |
Низкий уровень |
||
Различает понятия один-много, выбирает верное количество предметов самостоятельно |
Различает понятия один-много, выбирает верное количество предметов с направляющей помощью педагога |
Не различает понятия один-много, выбирает неверное количество предметов |
|
||
2.Объединение однородных предметов по цвету |
Объединяет предметы по цвету самостоятельно |
Объединяет предметы по цвету с направляющей помощью педагога |
Не объединяет предметы по цвету |
|
|
3. Объединение однородных предметов по признаку |
Объединяет предметы по признаку самостоятельно |
Объединяет предметы по признаку с направляющей помощью педагога |
Не объединяет предметы по признаку |
|
|
4.Умение соотносить цифру 1,2,3,4,5 с количеством предметов, нахождение и написание цифры |
Соотносит количество с цифрой, находит цифру и прописывает самостоятельно. |
Соотносит количество с цифрой, находит цифру и прописывает с направляющей помощью педагога |
Не соотносит количество с цифрой, не находит цифру и не прописывает |
|
|
II. Представления о форме 1.Узнавание геометрических тел (куб,шар,призма,брусок)
|
Узнает геометрические тела(куб, шар,призма,брусок) самостоятельно
|
Узнает геометрические тела(куб, шар,призма,брусок) с направляющей помощью педагога |
Не узнает геометрические тела(куб, шар,призма,брусок) |
|
|
2.Дифференцирование геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) |
Различает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) самостоятельно |
Различает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с направляющей помощью педагога |
Не различает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) |
|
|
III.Представления о величине 1. Дифференциация понятий «Длинный, короткий»
|
|
|
|
|
|
2. Дифференциация понятий «Толстый-тонкий» |
Различает предметы по величине самостоятельно |
Различает предметы по величине с направляющей помощью педагога |
Не различает предметы |
|
|
3. Дифференциация понятий «Высокий- низкий» |
Различает предметы по величине самостоятельно |
Различает предметы по величине с направляющей помощью педагога |
Не различает предметы |
|
|
4. Дифференциация понятий «Широкий-узкий» |
Различает предметы по величине самостоятельно |
Различает предметы по величине с направляющей помощью педагога |
Не различает предметы |
|
|
IV.Пространственные представления 1. Перемещение предметов в заданном направлении: вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз |
|
Перемещает предметы в заданном направлении |
|
|
|
2. Дифференциация понятий «Далеко-близко» |
Различает расположение предметов в пространстве самостоятельно |
Различает расположение предметов в пространстве с направляющей помощью педагога |
Не различает расположение предметов в пространстве |
|
|
V.Временные представления 1. Различение признаков времен года (зима,весна,лето,осень) |
|
|
|
|
|
2.Различение частей суток (утро,день,вечер,ночь) |
Называет и показывает части суток самостоятельно |
Называет и показывает части суток с направляющей помощью педагога |
Не показывает части суток |
|
|
3. Различение дней недели |
Называет и показывает дни недели самостоятельно |
Называет и показывает дни недели с направляющей помощью педагога |
Не показывает дни недели |
|
|
III. Дополнительные материалы иоборудование:
-раздаточный материал;
— геометрические тела (шар, куб, призма, брусок);
-геометрические фигуры (круг, квадрат,треугольник, прямоугольник, овал);
— картинный материал с частями суток ивременем года;
-карандаш простой;
-цветные карандаши;
-игрушки;
-набор цифр;
-картинки с изображением предметов разныхпо величине (толстый-тонкий, днинный-короткий, высокий-низкий, узкий –широкий, );
Инструкция учителю:
Каждый контрольно-измерительный материалсостоит из 16 заданий, которое выполняется без учета времени.
Необходимо:
1.Обеспечить каждого ученика проверочнойработой, раздаточным материалом.
2. Перед проверочной работой необходиморассказать о способах выполнения каждого задания для учащихся, способныхвоспринимать фронтальную инструкцию.
3.Выполнять задания по порядку. Еслиучащемуся не удается выполнить задание, педагог оказывает ему помощь.
4.Зафиксировать результаты выполнения влисте усвоения программного материала.
5.Занести данные результатов контрольногоизмерения в СИПР.
IV. Лист усвоения программного материала
Для удобства проведения контрольногоизмерения целесообразно пользоваться листом усвоения программного материала, вкоторый заносятся разделы и подразделы заданий в цифровом формате, фамилиидетей и условные обозначения результатов контрольного измерения. Желательноиспользовать один лист для текущего и промежуточного контроля, поскольку этоотражает уровень усвоения знаний за весь период обучения. По результатамконтрольного измерения выводится уровень усвоения обучающимся изучаемогораздела.
Дата проведения
ФИ ученика |
Раздел/задание |
||||||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения разделов
Условное обозначение |
Количественные представления
|
I |
|
1 |
Различение понятия один-много
|
2 |
Объединение однородных предметов по цвету |
3 |
Объединение однородных предметов по признаку |
4 |
Умение соотносить цифру 1 с количеством предметов, нахождение и написание цифры |
5 |
Умение соотносить цифру 2 с количеством предметов, нахождение и написание цифры |
6 |
Умение соотносить цифру 3 с количеством предметов, нахождение и написание цифры |
7 |
Умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, нахождение и написание цифры |
8 |
Умение соотносить цифру 5 с количеством предметов, нахождение и написание цифры |
II |
Представления о форме |
1 |
Узнавание геометрических тел(шар, куб, призма, брусок) |
2 |
Дифференцирование геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) |
III. |
Представления о величине |
1 |
Дифференциация понятий «Длинный, короткий» |
2 |
Дифференциация понятий «Толстый-тонкий» |
3 |
Дифференциация понятий «Высокий- низкий» |
4 |
Дифференциация понятий «Широкий-узкий» |
IV. |
Пространственные представления |
1. |
Перемещение предметов в заданном направлении: вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз |
2. |
Дифференциация понятий «Далеко-близко» |
V. |
Временные представления |
1. |
Различение признаков времен года |
2. |
Различение частей суток (утро, день, вечер, ночь) |
3. |
Различение дней недели |
V Диагностический материал
I Раздел :«Количественные представления»
Задание 1. Различение понятия «один», «много».
Цель: выделить «один» предмет, «много»предметов
Инструкция: Ученику предлагаются предметы.Просим ученика сначала найти один предмет, а затем много.
Задание 2 Объединение однородных предметовпо цвету
Цель: найти одинаковые предметы по цвету
Инструкция: Ученику даются различные поцвету предметы (красные, желтые, зеленые). Просим ученика найти только желтыепредметы и назвать их.
Задание 3. Объединениеоднородных предметов по признаку
Цель: найти одинаковые предметы по одномупризнаку: величине
Инструкция: Ученику даются различные повеличине предметы (большие, маленькие). Просим ученика найти только большиепредметы и назвать их. Просим ученика найти только маленькие предметы и назватьих.
Задание 4.Умение соотносить цифру 1,2,3,4,5с количеством предметов, нахождение и написание цифры
Цель: найти цифру 1 и подобрать количествопредметов к данной цифре.
Инструкция: Ребенку показывают карточку сцифрой 1 и просим назвать (выбрать) данную цифру. Ученику нужно соотнестицифру с количеством предметов. Просим обвести или написать цифру 1.
|
|
|
|
|
II. Представления о форме.
Задание 1. Узнавание геометрических тел (шар,куб, призма, брусок)
Цель: распознать геометрические тела (шар,куб, призма, брусок)
Инструкция: Ученику предлагается сначалагеометрические тела (шар, куб, призма, брусок). Показываем тело и просимребенка назвать (шар, куб, призму, брусок). Затем показываем изображениягеометрических тел (шар, куб, призма, брусок)и просим назвать их. Просимученика найти нужное геометрическое тело и раскрасить его.
Задание 2. Дифференцированиегеометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Цель: распознать геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Инструкция: Ученику предлагаетсяпосмотреть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).Показываем фигуру и просим ребенка назвать (круг, квадрат, треугольник,прямоугольник).
Затем показываем изображениягеометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и просимназвать их. Просим ученика найти нужную геометрическую фигуру ираскрасить её.
III. Представления овеличине.
Задание 1. Дифференциация понятий «Длинный- короткий»
Цель: умения различать предметы по величине:длинный — короткий
Инструкция: Ученику показываем карточки ипросим назвать (показать) длинный (короткий) предмет. Выполняем предложенноезадание.
Задание 2. Дифференциация понятий «Толстый-тонкий»
Цель: умения различать предметы повеличине: толстый -тонкий
Инструкция: Ученику показываем карточки ипросим назвать (показать) толстый (тонкий) предмет.
Задание 3. Дифференциация понятий «Высокий- низкий»
Цель: умения различать предметы по величине:высокий — низкий
Инструкция: Ученику показываем карточки ипросим назвать (показать) высокий (низкий) предмет.
Задание 4. Дифференциация понятий «Широкий-узкий»
Цель: умения различать предметы повеличине: широкий -узкий
Инструкция: Ученику показываем карточки ипросим назвать (показать) широкий (узкий) предмет.
IV. Пространственныепредставления.
Задание 1. Перемещениепредметов в заданном направлении: вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз.
Цель: умение перемещать предметы взаданном направлении
Инструкция: Ученику даем игрушку (машинку).Просим ученика прокатить машинку вперед, назад, влево, вправо. Ребенку даеммяч. Просим поднять мяч вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево..
Задание 2. Дифференциация понятий«Далеко-близко»
Цель: умения различать расположениепредметов близко- далеко.
Инструкция: Ученику показываемиллюстрации. Просим назвать предметы, которые расположены близко ( далеко)
V. Временныепредставления.
Задание 1.Различение признаков временгода.
Цель: уметь различать признаки времен года
Инструкция: Ученику предлагаются карточкис изображением времен года. Просим ученика показать нужное время года всоответствии с признаками.
Задание 2. Различение частей суток (утро, день,вечер, ночь)
Цель: уметь различать части суток иопределять род занятий в разное время суток.
Инструкция: Ученику предлагаются карточкис изображением частей суток. Просим ученика показать нужную часть суток.Подобрать к каждой части суток карточки с родом занятий.
Задание 3. Различение дней недели
Цель: уметь различать дни недели
Инструкция: Ученику предлагаются паровозикс вагончиками. Каждый вагончик – определенный день недели. Просим ученикапоказать и назвать дни недели.