X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые

результаты»

2

1.1.

Пояснительная записка

2

1.1.1.

Направленность программы

2

1.1.2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

2

1.1.3.

Отличительные особенности программы

4

1.1.4.

Адресат программы

4

1.1.5.

Формы обучения и режим занятий

5

1.1.6.

Особенности организации образовательного процесса

5

1.1.7.

Уровень содержания программы, объем и сроки её реализации 

5

1.1.8.

Цели и задачи программы

6

1.1.9.

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные

6

1.2.

Учебный план программы и его содержание

7

2.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»

23

2.1.

Календарный учебный график

23

2.2.

Условия реализации программы

29

2.3.

Формы аттестации

29

2.4.

Оценка планируемых результатов

30

2.5.

Методические материалы

36

2.6.

Список литературы

41

 

Приложение № 1 

43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 программы. «Комплекс основных характеристик образования:объем, содержание, планируемые результаты»

 

1.1. Пояснительная записка

Дошкольное детство является стартом развития личности, вомногом определяющий жизненный путь человека. Это период формированияуниверсальных способностей, без которых не может состояться человек кактаковой. Именно поэтому дошкольный возраст имеет огромное значение для всегопоследующего развития и воспитания человека.

     Одной из основных задач этого возрастного этапа является создание активноймотивирующей развивающей и воспитательной среды для формированияпознавательного интереса к обучению дошкольников, обеспечивающее максимальнуювключенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательнымначалом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущую к  саморазвитию истановлению личности.       Потребность раннего развития дошкольников основанана анализе детского и родительского спроса, современных требований модернизацииобразования, потребностей общества и социальном заказе. В связи с более раннимначалом систематического обучения особого внимания требует отбор такогосодержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бысохранение самоценности этого периода развития. Образование в этот периоддолжно способствовать развитию познавательных способностей и формированиюпредпосылок  учебной деятельности, и как следствие, формирование всестороннеразвитой личности ребенка.

        Данная программа способствует развитию познавательных способностей,формированию предпосылок  учебной деятельности и  формированию всестороннеразвитой личности ребенка. А так же воспитанию положительного отношения кобучению, представления о справедливости, честности, смелости, о дружескихотношениях.

 

                            1.1.1. Направленность программы

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Росток» имеет социально-гуманитарнуюнаправленность.     

Образовательный процесс в объединении «Росток» направлен,прежде всего, на обеспечение познавательного, эмоционального и социальногоразвития детей, способствующих их общему развитию.

        1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность               Новизна программы«Росток» заключается в формировании мотивации к учению у детей. Образовательныйпроцесс в программе построен таким образом, что в процессе обучения у детейформируется способность к самостоятельной постановке целей, формированиеспособности к контролю своего поведения, оценке результата своей деятельности истановления основных психических функций – внимания и памяти, что являетсяважным компонентом школьной готовности.

     Углублена одна из основных сторон в педагогической технологии —  позицияребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку состороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Нерядом, не над ним, а вместе!». Цель педагога — содействовать становлениюребенка как личности.

     Потенциал образовательной программы — интеграция смежных направлений.  Онинаправлены на развитие личности ребёнка, познавательных и творческихспособностей. Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развитиядетей и строятся на разных видах деятельности. Интегрированные занятияпозволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной,игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения,познавательный интерес и активность. Интегрированный подход к дошкольномуобразованию заключается в: реализации как приоритетных целей и задач воспитанияи развития личности на основе формирования целостных представлений обокружающем мире; осуществлении не только содержательных, но и формальных целейи задач воспитания и развития; усилении связей компонентов содержания разныхразделов программы.  

Актуальность данной программы в том, чтосодержание занятий составлено таким образом, что охватывает все стороныподготовки дошкольника к обучению, учитывая психические особенности детей данноговозраста.  Занятия по данной программе способствуют более легкойадаптации ребенка в группе сверстников, дети объединены совместнойдеятельностью, у них формируется чувство сплочённости, повышается уверенность всвоих силах, создаётся безопасное пространство для общения, условия длясамовыражения.           Педагогическаяцелесообразность – дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «Росток»  решает основную идею комплексного гармоничного развитиядетей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения исодержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастнымособенностям детей. Индивидуальный подход позволяет  в рамках групповой формызанятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников,  социально-культурныенавыки. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во времязанятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитиеребенка. Данная программа опирается на опыт таких педагогов, как  АмонашвилиШ.А., Лысенкова С.Н. Кроме этого, программа опирается на Закон РФ «Обобразовании», нормативные документы и методические рекомендации подополнительному образованию федерального и муниципального уровней, в том числе:

·     устав Центра внешкольной образования; 

· нормы Санитарно-эпидемиологических требований кучреждениям дополнительного образования детей.

          Программа является модифицированной, приразработке использована образовательная программа дошкольного образования«Радуга». Авторы – С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова и др. (материалыпосвященные особенностям психолого-педагогической поддержки детей от 2-хмесяцев до 8 лет с разным уровнем нормативного развития в условиях дошкольнойобразовательной  организации).

 Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Росток» имеетсоциально-гуманитарную направленность.     

Образовательный процесс в объединении «Росток» направлен,прежде всего, на обеспечение познавательного, эмоционального и социальногоразвития детей, способствующих их общему развитию.

                   1.1.3. Отличительные особенности программы

     Отличительныеособенности дополнительной общебразовательной общеразвивающей  программы«Росток» от существующих в свободном интернет пространстве программ –своевременное и полноценное психическое развитие, эмоциональное благополучие икачественная подготовка к обучению в школе. Разный уровень требований кусвоению программы, что обеспечивает максимальное развитие индивидуальныхспособностей каждого ребенка, создание предметно-развивающей средыспособствующей развитию познавательной и творческой активности детей,личностно-ориентированный подход к каждому ребенку создающий благоприятныйпсихологический микроклимат, поддерживающий уверенность ребенка в себе,самостоятельность, инициативность. Программа «Росток» ставит во главу углаиндивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранениесамоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.        Ведущимивидами детской деятельности является игровая, коммуникативная, двигательная,познавательно-исследовательская и др. Необходимо отметить, что каждому видудетской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Способорганизации детских вид деятельности основывается не на руководстве взрослого,а это совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Это являетсянаиболее естественным и эффективным контекстом развития в дошкольном детстве.

                                   1.1.4. Адресатпрограммы Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 6до 7 лет.

Дошкольный возраст  – это наиболее благоприятный возраст для развитияи обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых дляданного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота исвежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное местозанимает  развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно,важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, пониматьразличие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлятьрассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, иформируются предпосылки для этого. Данная программа призвана решить проблемуправильного раннего обучения грамоте.

Обучение происходит в играх различной сложности инаправленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкийинтерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрастеявляется ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использованиеигровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.

  Набор учащихся в объединение проводится без предварительнойподготовки на основании заявлений родителей. Формируется группа постоянного состава 8-9 человек.

                    1.1.5. Формы обучения и режим занятийФорма обучения – очная.  

В соответствии с требованиями СП 2.4 3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Один учебный час для детей дошкольного возраста равен 30минутам. Форма организации деятельности: групповая с ярко выраженныминдивидуальным подходом.

В содержание занятий включаются следующие формыработы:

индивидуальная,работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие видыдеятельности как, познавательная, исполнительская, творческая,интеллектуальная.

Такой выбор варианта занятийобусловлен с возрастными особенностями детей этого возраста. 

     Режимзанятий: продолжительность занятия по предмету 30 минут плюс 10 минутдинамическая пауза. В один день проводятся занятия по двум разделам программы.  

1.1.6.Особенности организации образовательного процесса

В объединении «Росток» состав групп постоянный. Группа постоянного состава 8-9 человек. Календарныйучебный график составляется на весь образовательный период. 

     Расписание занятий строится с учетом наиболееудобного распределения нагрузки детей входящих в группу предполагаемоговозраста. 

     Основнымитехнологиями обучения являются технологии системно деятельностного подхода,такие как: обучение на основе «проблемных ситуаций», проектная деятельность,педагогика сотрудничества, игровая, работа в малых группах и направленные наформирование у учащихся мотивации к познанию.

1.1.7. Уровень содержания программы, объем и сроки реализации программы

     Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Росток» реализуется на базовомуровне. Данная программа рассчитана на один год обучения с периодичностьюпроведения занятий 2 раза в неделю по 2 учебных часа, что составляет 144 часа вгод.

 

 

 

1.1.8. Цели и задачи программы

  Цель: Формирование всесторонне развитой личностиребенка, создания условий для интенсивной социальной адаптации  направленной наповышение психологической готовности к дальнейшему развитию.

Задачи:

Образовательные(ориентированные на предметный результат):

         формирование элементарных математических и геометрическихпредставлений;

         обучение основам грамоты путем формирования фонетическоговосприятия и слуха;

         формирование начальных понятий о языке, литературе, привитие  любвик чтению, книге;

         знакомство с окружающим нас миром, воспитание любви к    природе. 

Развивающие(ориентированы на метапредметный результат):

         воспитание положительного отношения к обучению;

         формирование представлений о справедливости, честности, смелости,воспитание дружеских отношений, развитие волевых качеств;

         соблюдение элементарных правил безопасности дорожного движения ибезопасного поведения в мире природы;

         применение усвоенных знаний и способов деятельности для решенияновых познавательных задач.

Воспитательные(ориентированы на личностный результат):

         развитие познавательных психологических процессов у детей(внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

         развитие устной речи;

         развитие у дошкольников математических представлений;

         развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной     координации.

1.1.9. Планируемые результаты:образовательные, развивающие, воспитательные

В результате  освоения программы у учащихся сформируются следующие  результаты:

Образовательные(ориентированные на предметный результат): по разделу «Математическиеступеньки»:  

         будут знать о числах и величинах, арифметических действиях,текстовых задачах, геометрических фигурах.

         будут уметь  выбирать и использовать входе решения изученныеалгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемырешения задач.

         будут сравнивать группы предметов, содержащих до 20 предметов; предметы по ширине, высоте, толщине. по разделу «Ступеньки обучениячтению и письму»:   

         будут уметь различать звуки и буквы.

         научатся характеризовать звуки русского языка.

         научаться  основы грамоты,  путем формирования фонетическоговосприятия и слуха, начальные понятия о языке.

         разовьют умение  печатать буквы.

         будут знать буквы алфавита и читать не сложные тексты. поразделу «Художественная литература»:  

         сформируют элементарные понятия о художественной литературе, 

         будут знать  писателей, сказки и рассказы;  

         будут уметь пересказывать небольшие тексты и составлять краткийрассказ по картинке;  привьется любовь к чтению, книге.

поразделу «Ознакомление с окружающим миром»:  

         сформируют понятие и представление об окружающем мире;   

         будут знать название нашей страны, столицы; края, своего поселкаи своей улицы.

         будут знать и различать профессии людей;  виды транспорта.

поразделу «Художественный труд»:   

         Разовьют трудовые умения и навыки пользования клеем, кисточкой,научатся  работать  с ножницами;

         Будут уметь работать с пластилином; делить пластилин на равные инеравные части, работать стеками;

         Научатся выполнять аппликацию из бумаги и природного материала.

Развивающие(ориентированы на метапредметный результат):

         сформируют положительное отношение к обучению, представление осправедливости, честности, смелости, о дружеских отношениях.

         разовьют культуру общения, эмоциональную отзывчивость идоброжелательность к людям.

         разовьют    навыки        первоначальной             совместной      продуктивной

деятельности, сотрудничества, взаимопомощи,планирования и организации;

         сформируют элементарные правила безопасности дорожногодвижения и безопасного поведения в мире природы; 

         сформируют заинтересованное и бережное отношение к природномуокружению; правила здорового образа жизни.   Воспитательные (ориентированы на личностныйрезультат):  

         разовьют  познавательные психологические процессы:внимание, память, восприятие, мышление, воображение, логическое мышление,мелкую моторику рук, устную речь;

         разовьют стремление к школьному обучению, интерес к школе, новойсоциальной позиции школьника;

         разовьют самостоятельность,  чувства собственного достоинства,самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

1.2. Учебный план и его содержание Учебный план

 

занятий

Наименование раздела, темы

              Количество часов

Формы  контроля

Всего

Теория

Практика

 

Раздел 1 «Математические ступеньки»

 

1

Вводное занятие

1

1

 

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

2

Количество и счет

20

5

15

Журнал посещаемости, видеоотчеты

 

 

 

 

 

 

 

фотоотчет Текущий контроль

3

Геометрические фигуры и геометрические тела

2

1

 

1

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

4

Величина

2

1

 

1

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

5

Ориентировка во времени

2

1

 

1

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

6

Ориентировка в пространстве

2

1

 

1

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

7

Повторение

1

0

 

1

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

8

Контрольное занятие

2

0

 

2

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет 

 

Всего:

32

10

22

 

 

 

Раздел 2  «Ознакомление с окружающим миром»

 

 

1

Вводное занятие

1

1

 

0

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

2

Я и общество

5

1

 

4

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

3

Ознакомление с природой

10

2

 

8

Журнал посещаемости,

 

 

 

 

 

 

видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

4

Времена года изменения в природе

6

1

5

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

5

О людях и о себе

6

1

5

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

6

Мой край родной

6

1

5

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

7

Итоговое занятие

«Люблю тебя моя Кубань»

2

0

2

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет 

 

Всего:

36

7

29

 

 

Раздел 3 «Ступеньки обучения чтению и письму»

 

1

Вводное занятие

1

1

0

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

2

Речь. Звуки.

Предложение

2

1

1

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

3

Гласные звуки и буквы

11

5

6

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

4

Согласные звуки и буквы

24

10

14

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

5

Контрольное занятие

2

0

2

Журнал

 

 

 

 

 

 

 

 

посещаемости, видеоотчеты фотоотчет 

 

Всего:

40

17

23

 

 

Раздел 4 «Художественная литература»

 

1

Устное народное

творчество

 

3

1

2

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

2

Поэзия «Лукоморье»

 

4

1

3

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

3

Проза «По страницам детской художественной литературы»

10

5

5

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

4

Итоговое занятие «По страницам сказок»

1

0

1

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет 

 

Всего:

18

7

11

 

 

Раздел 5 «Художественный труд»

 

1

Вводное занятие

1

1

0

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

2

Аппликация из бумаги

6

0

6

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

3

Лепка из пластилина

7

0

7

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

4

Работа с природным материалом

2

0

2

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет Текущий контроль

5

Итоговое занятие – выставка «Мы работали весь год!»

2

0

2

Журнал посещаемости, видеоотчеты фотоотчет 

 

Всего:

18

1

17

 

 

Всего за год

144

34

110

 

 

Содержание учебного плана Раздел 1 «Математическиеступеньки»

1. Вводноезанятие.

Введение в предметную область образовательнойпрограммы. Вводный инструктаж, при ознакомлении детей с предметом, выявитьуровень знаний и умений  с помощью раздаточного материала и прописей. 2.Количество и счет.

Теория:  Название, обозначение ипоследовательность чисел в пределах 10. Состав чисел первого десятка. Сравнениечисел в пределах первого десятка, обозначение количества цифрами. Получениечисла прибавлением по одному к предыдущему числу, вычитанием из последующегочисла. Учить устанавливать связь между действием сложения и вычитания чисел иоперацией объединения предметных множеств. Формировать понятия о целом и части.Счет двойками. 

Познакомить с числами второго десятка.

Практика:  работа обучающихся с набором карточек с цифрами от 0 до 20;  счетной и ученической линейкой,счетными палочками; используется счётный материал, предметные картинки,коллекция шнуровок. Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельнойработы. Простой карандаш, набор  цветных карандашей.  

          Демонстрационный материал по каждой темепрограммы; магнитная доска с набором цифр.  

3.Геометрические фигуры и геометрические тела.

Теория: Закрепление знаниягеометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Учитьузнавать геометрические фигуры в окружающих предметах. Познакомить сгеометрической фигурой — трапецией, многоугольник, тетрадью в клетку. Преобразование фигуры путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек; рисование в тетради в клетку геометрических фигур, символические изображенияпредметов из геометрических фигур;  выкладывание из счетных палочекгеометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию,символические изображения предметов: домик, лодка, елочка. Формирование понятияо геометрических телах.

Практика: Игры, помогающие реализоватьзадачи раздела: «Назови предметы заданной формы», «Что общего и чем различаютсяфигуры», «Найди предмет такой же формы», «Найди лишнюю фигуру», «Разложипредметы правильно», «Заполни пустые клетки», «Чудесный мешочек», «Бусы», «Раз,два, три – в круг фигуру положи». 

Обучающиеся используют в работе счетные палочки,   наборы картонных, пластмассовых плоскостных и объемныхфигур; задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы,индивидуальные карточки с заданиями. Простой карандаш, набор  цветныхкарандашей. 

Демонстрационный материал покаждой теме программы; магнитная доска с набором геометрических фигур.

4.Величина.

Теория: Обучающиеся учатся сравнивать двапредмета по размеру, ширине, длине  методом наложения предметов друг на друга,располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине,высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самыймаленький; широкий, уже, еще поуже, самый уз кий; высокий, ниже, еще ниже,самый низкий).

Практика: В работе по данному разделуиспользуются игры–эксперименты: «В каком сосуде больше воды? »,«Что легче, чтотяжелее? »,«Что тонет, что плавает? »,«Короче — длиннее», «Строим дорожки:широкую и узкую». Полоски, ленты разной длины и ширины. Работа в тетрадях –графические диктанты. Задания из тетради на печатной основе  длясамостоятельной работы, индивидуальные карточки с заданиями. Простой карандаш,набор  цветных карандашей. Демонстрационный материал по  теме программы;магнитная доска с набором предметных картинок. 5. Ориентировка во времени.   

 Теория: Закрепляем  и углубляемвременные представления: понятия  «сутки»,  части суток,  о временах года.Учимся называть последовательно дни недели, определять, какой день недели былвчера, какой будет завтра.  Знакомимся с понятием год, названиями месяцев.Формируем чувства времени, умение определять время по часам, знакомимся сразными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляемпредставления.   

Практика: Игры, помогающие реализоватьзадачи раздела: «Вчера, сегодня, завтра», «Мой режим дня по часам», «Определивремя по часам», «Что перепутал художник?», «Круглый год». Электронноедидактическое пособие «Учимся определять время по часам». Модели времен года,месяцев года, недели, часов. Перфокарты —  «Когда это бывает?», «Что мыделаем?»,  работа по плакату, по презентации. Задания из тетради на печатнойоснове  для самостоятельной работы, индивидуальные карточки с заданиями.Простой карандаш, набор  цветных карандашей.

6.Ориентировка в пространстве.  

Теория: Обучающие закрепляют ирасширяют пространственные представления «вверху — внизу», «слева – справа», «перед»,  «за», «между», умение ориентироваться на листе бумаги, в тетради вклетку. Учатся обозначать словами положение предмета по отношению к себе,другому лицу.

Практика: В работе по данному разделуиспользуются игры: «Что, где?», «Разложи правильно», «Где находится?», «Запомнии повтори», «Реши головоломку», «Составь картину», «Поручение», «Найди предметпо плану», «Найди выход из лабиринта», «Расположи фигуры на листе», «Справа какслева», «Где расположено?», «Запомни и повтори», «Составь картину». Выполняютзадания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы, индивидуальныекарточки с заданиями. Обучающие используют простой карандаш, набор  цветныхкарандашей. 7. Повторение.    

Теория: Обобщение и закреплениепройденного материала.  

Практика:Выполнение задания из тетради на печатной основе  для самостоятельнойработы, индивидуальные карточки с заданиями. Обучающие используют простойкарандаш, набор  цветных карандашей. 8. Контрольное занятие.   

Контрольза полугодие.

Практика: Контроль знаний и умений десятичногосостава чисел.

1.   Счет предметовдо десяти – показать карточку с соответствующей  цифрой.   

2.   Соединить числаи цифры (в пределах десяти) 3. Заполнить числовые карточки, показывая составчисла 

4. Установить закономерность  по цвету.

Годовойконтроль.

Практика:

1.   Соедини числа вправильном порядке;

2.   Сосчитай иобведи нужное число в кружок; 

3.   Реши примеры(вычисления в пределах первого десятка);

4.   Напишипропущенное число;

5.   Сравни числа , ,

6.   Нарисуй подкаждой картинкой геометрическую фигуру, на которую похож предмет; 

7.   Найди ираскрась самое маленькое яблоко;  

8.   Нарисуй точнотакие же числа; 9. Найди и раскрась треугольник;

10. Соедини числа в правильном порядке.

Раздел2 «Ознакомление с окружающим миром»

1.    Вводное занятие. Беседа о технике безопасности, введение впредметную область образовательной программы. Выявление уровня знаний ипредставлений об окружающем нас мире.

2.    Я и общество.

Нашастрана – Россия. Флаг  

Теория: Беседа «Мы живём в России».

Расширять представления о нашей стране – России,главном городе Москве. Символ нашей родины – флаг. Формировать представления осимволике. Воспитывать любовь к Родине.

Практика:работа по карте, с презентацией, рассматривание открыток, иллюстраций,фотографий. Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

 Армия.

Теория:  Углублять понятия «армия». Расширятьзнания о мужестве защитников нашей Родины. Воспитывать любовь к Родине. Беседы:«Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

Практика: Сюжетно-ролевые игры:«Лётчики», «Военные учения».

8Марта  — женский день.    

Теория: Обогащать  знания детей опразднике 8 Марта, воспитывать любовь  и уважение к маме. Этическая беседа омаме с включением народных пословиц. Практика: «Сердце материлучше солнца греет» — разучивание стихов о маме, поговорок, пословиц.

Зачемлетают в космос.

Теория: Систематизировать и расширятьпредставления о космонавтике.

Знакомить детей с подвигом первого космонавта. Беседа«Мы первые в космосе».

Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут внеЗемли».

Воспитывать любовь к Родине.

Практика: Рассматривание портретов,иллюстраций.

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».Прослушивание песен о  космосе.

9мая – День победы.

Теория: Беседа о бессмертном подвигенаших дедов, прошлом родного края и героях-земляках. Беседы: «Что такоегероизм», «Мы помним героев».

Теория: «Человек без Родины, чтосоловей без песни» — разучивание пословиц, поговорок. Просмотр диафильмовпрезентации. Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С. Алексеев «Первая колонна».

3.Ознакомление с природой.                    

 Вода.

Теория: Значение воды для человека. Состояниеводы в природе (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара).Основные свойства воды, снега, льда, пара. Причины загрязнения воды в природе.Мировой океан. Подземные воды. Ледники и постоянный снежный покров в том числев Антарктиде. Подземные воды в зоне многолетнемерзлых пород. Болота. Реки.Озера, в том числе пресные озера. Вода в атмосфере. Общие запасы пресных вод.Общие запасы воды.

Практика: Проведение опыта «Вода не имеетформы». Просмотр диафильмов, презентации. Рассматривание иллюстраций.

 Почва.

Теория: Почва как важнейший компонентокружающей природной среды. Деградация почвы, основные виды антропогенноговоздействия на нее. Эрозия и загрязнение почвы. Виды пестицидов, минеральныеудобрения. Отходы производства, вторичное засоление и заболачивание почв.Принципы рационального использования и охраны недр Земли.

Практика: Проведение опыта «Структура почвы».Просмотр презентации.

Рассматривание иллюстраций.

 Воздух.

Теория: Атмосфера и её нижняя часть –тропосфера. Азот, кислород, благородные газы, углекислый газ, пары воды –постоянные составные части воздуха. Примеси в составе воздуха: пыль (пепел,частицы органических веществ, пыльца растений, бактерии), сажа (копоть), соли.Свойства воздуха.

Сжижение воздуха при повышенном давлении и пониженнойтемпературе.

Практика: Проведение опыта «Теплый воздухлегче холодного». Просмотр презентации. Рассматривание иллюстраций.Ягоды, грибы.  

Теория: Расширять представления детей омногообразии растительного мира. Формировать представления о грибах (съедобные,ядовитые), ягодах ( садовые, лесные)

Практика: рассматривание иллюстраций,работа с предметными картинками. Овощи, фрукты.

Теория: Беседа об овощах и фруктах.Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развитиярастения (почва, влага, тепло и свет). Время произрастания, сбор урожая.  Датьэлементарное понятие о пользе для здоровья человека природных витаминов.

Практика: Рассматривание иллюстраций.Использование предметных и сюжетных картинок.  Выполнение, раскрашиваниезаданий, использование простого  и цветных карандашей. Игры: «Разложи пополочкам», «Что где растет?». Работа с загадками.  Деревья и кустарники.

Теория: Формировать знания о деревьях икустарниках. Научить различать деревья и кустарники. Строение. Отличие междудеревьями и кустарниками. Воспитывать любовь к природе.

Практика: Рассматривание иллюстраций.Использование предметных и сюжетных картинок.  Выполнение, раскрашиваниезаданий, использование простого  и цветных карандашей. Игры: «Угадай что задерево?»,  «С какого дерева листок?», «Где дерево, а где кустарник?». Работа с загадками.Дикие и домашние животные.

Теория: Беседа о жизни домашних и дикихживотных.

Формирование желания заботиться о домашних животных.

Дать детям представление о кролике. Учить выделятьхарактерные особенности вешнего вида кролика. Дать представление как дикиеживотные готовятся к зиме. Расширение знаний о сезонных изменениях  в поведенииживотных.

Профессии людей, которые ухаживают за животными.

Воспитывать ответственность за тех, кого мыприручили.

Практика: Игрушки домашних и диких животных,картинки с изображением жилищ домашних и диких животных.  Просмотр презентации о жизни домашних и диких животных.  Рассматривание иллюстраций. Использованиепредметных и сюжетных картинок.  Выполнение, раскрашивание заданий,использование простого  и цветных карандашей. Игры: «Кто где живет?», «Кто, чемпитается?», «Раздели животных на диких и на домашних», «Кто чей малыш?».

 Птицы.

Теория: Расширять представления детей омногообразии птиц.

 Формировать знания о птицах домашних, диких,перелетных, водоплавающих. Воспитывать любовь к «братьям меньшим».

Практика:  Просмотр презентации о птицах. Рассматривание иллюстраций. Использование предметных и сюжетных картинок. Выполнение, раскрашивание заданий, использование простого  и цветныхкарандашей. Игры: «Раздели птиц на домашних и диких», «Покорми птиц», «Ктоулетает на юг?». Подводный мир.

Теория: Давать представления о подводном мире,обитателях подводного мира, растительности. Дать понятие морские и пресноводныерыбы. Воспитывать любовь к природе и окружающей среде.

Практика: Просмотр презентации оподводном мире. Рассматривание иллюстраций. Использование предметных и сюжетныхкартинок.  Выполнение, раскрашивание заданий, использование простого  и цветныхкарандашей. Игры: «Кто где живет?», «Определи кто рыба, а кто животное?».Насекомые.

Теория: Кто такие насекомые.Разнообразие насекомых в природе. Сезонные изменения в жизни насекомых.

Практика: Просмотр презентации о насекомых.Рассматривание иллюстраций. Использование предметных и сюжетных картинок. Выполнение, раскрашивание заданий, использование простого  и цветныхкарандашей.

4.Времена года, изменения в природе.

 Всёизменяется под солнцем. Времена года.

Теория: Времена года. Современныепредставления о Солнце. Солнечный ветер и солнечная радиация. Магнитные бури иих влияние на биосферу. Роль солнца – источника света и тепла – в жизни живыхсуществ. Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природеПрактика: Просмотр презентации. Зарисовка природы. Природные явленияи погода.  

Теория: Систематизировать знания о свойствахвоздуха. Дать представление о движении воздуха (ветре). Значение воздуха вжизни человека и других живых организмов. Роль ветра в природе и жизничеловека. Волны, ураганы, бури.

Практика: Просмотр презентации. Зарисовкаприроды.

Зима- сон в природе.

Теория: Зимние явления в неживой природе:холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоемы льдом. Значениевнешних факторов в жизни животных. Питание животных зимой, способыпередвижения, места обитания Особенности зимних погодных условий.Приспособление растений и животных к условиям, особенности жизни.

Обозначить закон природы: все животные живут в техместах, к которым они приспособлены.

Приспособление к наземно–воздушному образу жизни, ксезонно меняющимся условиям неживой природы. Подкормка птиц. Познакомить стермометром: для чего он используется, как действует. Измерение температурывоздуха. Название зимних месяцев.

Практика: Просмотр презентации. Измерениетемпературы воздуха в помещении и за окном. Зарисовка природы Весеннеепробуждение.

Теория: Признаки наступления весны. Измененияв живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий дляжизни. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кусты, травы, иххарактерные признаки.

Связь растений с насекомыми. Приспособление растенийк сезонным изменениям в природе. Первый прилет скворцов, трясогузок, затемводоплавающих птиц – уток, гусей, чаек. Весенние  месяцы.

Практика: Сравнение признаков зимы ивесны. Просмотр презентации.

Выполнение задания из тетради печатной основы«Определи время года».

использование простого  и цветных карандашей.

Летокрасное – пора прекрасная.

Теория: Природные явления, характерные длялетнего времени, особенности мира растений и животных родного края. Повторениеназваний летних месяцев.

Основы безопасного поведения во время грозы.

Практика: Просмотр презентации.  Зарисовкалетнего пейзажа.

Осень– щедрая душа.

Теория: Обобщить знания об измененияхпроисходящих осенью. Закрепить знание детей об овощах (узнавать и называтьовощи).Изучение изменений, происходящих в живой и неживой природе осенью,знакомство с занятиями людей в осенний период. Повторение названий осеннихмесяцев и народных традиций, связанных с осенним периодом. Изучение правилохраны природы осенью.

Практика: Просмотр презентации. Зарисовкадаров осени.

5.О людях и о себе.

Поведениев общественных местах.

Теория:«Финансовая грамотность». Правилаповедения в общественных местах, правила поведения на занятиях и врежимных моментах в детском саду, в ЦВР; правила поведения в общественномтранспорте, на выставке, в музее и т.п. (громко не разговаривать, экспонатыруками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде); в магазинеуметь четко излагать свою просьбу. Чтение: Андрей Усачев «Самые нужные правилаэтикета», Г.П. Шалаева

«Правила поведения для воспитанных детей»,  

Практика: Проигрывание ситуации«Незнайка пришел в театр»

Чистота– залог здоровья.

Теория: Физическое развитие и здоровье(выполнение элементарных правил личной гигиены).  Режим дня. Здоровый образжизни. Витамины. Воспитание аккуратности. Чтение: К.И.Чуковский «Федориногоре», «Мойдодыр».

Практика: Просматривание презентации«Здоровый образ жизни», Игра «Что полезно, а что нет?»

Всепрофессии важны, все профессии нужны.

Теория: Транспорт. Профессии людей, которыеработают на транспорте. Правила поведения на улице, на воде, возлежелезнодорожного полотна.

Практика:     Просмотр   презентации.        Рассматривание   иллюстраций.Использование предметных и сюжетных картинок.  Проигрывание ситуации «Незнайкана улице». Профессии.

Теория: Профессии – врач, учитель, строитель,инженер, художник, хлебороб.

Труд людей, результаты труда, общественнаязначимость.  

Практика:     Рассматривание   иллюстраций       о        профессиях          людей,     чтение литературы о профессиях людей, стихотворения В.В.Маяковского «Кембыть?», работа с пословицами и поговорками о труде. Правила поведенияпешеходов.

Теория:Основные дорожные знаки. Советы для пешеходов. Поведение в общественномтранспорте. Чтение: Г.Н.Элькин  «Основные дорожные знаки. Советы   для    пешеходов.         Поведение в        общественном      транспорте». Рассматриваниедорожных знаков, проигрывание ситуации «Поведение в общественном транспорте»,«Поведение на дороге». Один дома, терроризм.

Теория: Ситуация – один дома, опасностикоторые нас окружают, что делать если к вам стучится незнакомый человек.Терроризм.  

Практика: Просмотр презентаций«Опасности, которые нас окружают», Терроризм – враг общества».

6.Мой крайродной.                                                                                                                   

Моясемья.

Теория: Семья. Родословные обычаи и обрядынаших предков. Культура отношений старших и младших в кубанской семье.  

Практика:      Просмотр   презентации,        иллюстраций.     Чтение:      В.Нестеренко «Женский день», Т. Голуб «Мои обязанности всемье», К.Обойщиков «Хозяин».

Игра «Кто кем приходится в семье?».История Кубани, казачья станица.

Теория: История Кубани. Традиции станицы,костюм казака. Казачьем быт. Жилище казаков – хата.

Практика: Просмотр презентации «ИсторияКубани», иллюстрации о быте казаков, строение жилища. Чтение: М.В. Мирук«Введение в историю Кубани». Зарисовка – «Хата».

Фольклорнашего края.

Теория: Казачьи традиции, игры. ТворчествоКубанского казачьего хора, его песни и музыкальные инструменты. Кубанскийфольклор.

Теория: Прослушивание аудиозаписи песен Кубанского казачьего хора. Разучивание пословици поговорок на кубанском наречии. Обыгрывание ситуации «Посвящение в казачата».

Природародного края.

Теория: Карта Краснодарского края, рельеф,горы и равнины.  

Практика: рассматривание кары Краснодарскогокрая, иллюстрации по теме. Игра «Определи вид рельефа».

Воды.

Теория: Моря, реки и водоемыКраснодарского края. Обитатели водной стихии. Практика: Рассматриваниекарты, иллюстраций, просмотр презентации. Игра «Доскажи словечко».Растительность и животный мир.

Теория: Животные и растения края. Краснаякнига Краснодарского края.

Лекарственные растения и их применение.

Практика:Просмотр презентации, иллюстраций, знакомство с  «Красной книгой». Игра«Обведи рамки с хищными животными красным цветом, а травоядных – зеленым. 7.Итоговое занятие «Люблю, тебя, моя Кубань».

Практика: развлекательно-познавательноемероприятие.

                        Раздел 3 «Ступеньки обучения чтению и письму». 1. Вводное занятие.

Теория: Введение в программу. Вводныйинструктаж.

Познакомить детей с предметом изучения. Выявитьуровень словарного запаса, выявить уровень видов речевой деятельности(говорения, слушания). Тетрадь в косую линию – знакомство.

2.    Речь. Звуки. Предложение.

Теория:  Расширять знания о речи,звуках. Учить выделять отдельные предложения из общей речи. Составлятьпредложение из двух – трех слов.  Практика: Работа с карточками-звуками,схемы слов, схемы предложения. Развитие  мелкой моторики руки: раскрашивание,штриховка, прописывание наклонных коротких, длинных палочек.

3.    Гласные звуки и буквы.

Теория: Гласные звуки  и буквы.Двузвучные  гласные, гласные первого и второго ряда.

Практика: Работа с карточками-звуками,карточками – буквами. Составление слов по карточкам, чтение букв. Разучиваниестихов про буквы.

 Развитие мелкой моторики руки: раскрашивание,штриховка, прописывание элементов и узоров в тетради.

4.    Согласные звуки и буквы.    

Теория: Согласные звуки и буквы.  Слова,обозначающие названия предметов ближайшего окружения, их признаки. Звонкие –глухие  парные согласные. Предложения с однородными членами (Дети собирали влесу ягоды, грибы, шишки.) Интонация при произношении.

Практика:Работа с карточками-звуками, карточками – буквами. Составление слов покарточкам, чтение букв, слогов, слов, коротких предложений. Разучивание стиховпро буквы.

 Развитие мелкой моторики руки: раскрашивание,штриховка, прописывание элементов и узоров в тетради.

5.    Контрольное занятие.  

Практика: Проверка  по изученным темам.Тестирование.

1.      Найди и раскрась только гласную букву;

2.      Найди и раскрась только согласную букву;

3.      Обведи рисунок, у которого первый звук «З»;

4.      Обведи рисунок, у которого первый звук «Г»;

5.      Обведи рисунок, у которого первый звук «А»;

6.      Дорисуй «недостающую» часть буквы;

7.      Обведи в кружок все буквы О;

8.      Соедини буквы с нужной картинкой;

9.      Найди и зачеркни неправильно написанные буквы;

10.   Обведив кружок только буквы.

Раздел4 «Художественная литература» 1.Устное народное творчество.  

Загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки иприбаутки, заклички, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы ипоговорки.

Теория: Жанровые особенностипроизведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки,пословицы); переносное значение образных выражений.  

Практика: Учить уважению к книге какисточнику культуры и информации, поддерживать и развить детскуюэмоциональность, развивать связную речь, ее выразительность, обогащать иактивизировать словарный запас детей, развить память, внимание. Чтение изаучивание наизусть, составление рассказа по пословицам с использованием образныхвыражений;

2.Поэзия  «Лукоморье».

А. Пушкин «Птичка», «За весной, красой природы…»(из поэмы «Цыганы»), «Гонимы вешними лучами…», «Уж небо осенью дышало…»,«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (из поэмы «Евгений Онегин»), «Унылая пора!Очей очарованье!..» (из стихотв. «Осень»), «Сказка о мертвой царевне и семибогатырях», Ф. Тютчев «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…», «Зима

недаром злится…»

Теория: Повышение интересадетей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевыхумений на материале художественных произведений.Учить детей выразительно читать наизусть стихи, передавая интонацией любование природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.  

Практика:  Чтение  изаучивание наизусть. Находить пейзажную картину пообразному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов,сравнений, метафор для описания зимней природы.

1.  Беседа о времени года,  признакахвремени года

2.  Чтение произведения

3.  Беседа по прочитанному произведению

4.  Рассматривание иллюстраций

5.  Д/и «Подбери иллюстрацию кстихотворению

6.   Наблюдениеза изменениями в природе на прогулке

3.Проза «По страницам детской художественной литературы».

Иван-царевич и серый волк» (рус. сказка в обр.А.Н.Толстого) или поэтический вариант — В. Жуковский «Сказка о Иване-царевиче иСером Волке»; «По щучьему велению» (рус. сказка в обр. А.Н. Толстого),  сказки«Гуси – лебеди»,  «Теремок», «Репка», «Колобок», (рус. сказки ), «Семерокозлят»   «Муха – цокотуха»  В. Даль «Старик-годовик», сказки братьев Гримм,Г.- Х. Андерсена, Ш. Перро и другие сказки по выбору,  А.Н. Толстой «Прыжок»,«Два товарища» (басня), «Старый дед и внучек» (басня),  В. Бианки «Синичкинкалендарь» (Март, Апрель, Май), «Сова» Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»(пер. с англ. Н. Чуковского),  Н. Носов «Живая шляпа» Теория: чтениепроизведения.

Практика: чтение произведений.Отгадывание загадок о прочитанных сказках и рассказах. Соотнесение пословиц кпрочитанным сказкам и рассказам. — закрепить знания о прочитанных литературныхпроизведениях, о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения,произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи: умениепонимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующейречевой ситуации.

1.Чтение произведения;

2.   Беседа попрочитанному произведению;

3.   Пересказ всеготекста или его части.

4.  Итоговое мероприятие «По страницам сказок».

Теория: Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях,выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения,произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц,образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.

1.  Д/и «Узнай сказку по отрывку».

2.  Д/и «Назови сказку по иллюстрации».

3.  Д/и «Закончи пословицу».

4.  Д/и «Постройся по порядку» (карточкис эпизодами сказки).

Раздел5 «Художественный труд».

1.Вводноезанятие.

Теория: Вводный инструктаж по техникебезопасности. Закреплять трудовые умения и навыки пользования клеем, кисточкой,работа с ножницами.

Практика: Аппликация из пластилина сэлементами вырезания из бумаги.

«Осенние цветы».

2.Аппликацияиз бумаги.   

Теория:Учить работать с ножницами – вырезать, показывать способынаклеивания деталей, составлять из отдельных деталей изображения. Показыватьновые способы создания образов, учить экономно использовать материал,воспитывать любовь к творчеству и прекрасному.

Практика:

1.   «Цветы осенью».

2.   Флаг России.

3.   «Моя любимаяигрушка».

4.   «Новогодняяелочка».

5.   «Открытка дляпапы».

6.   «Открытка длямамы».

7.  «Транспорт».  3. Лепка из пластилина.   

Теория: Учить детей лепить, применяяосновные формы лепки из пластилина (шар, колбаска, морковка), знакомыепредметы, передавая их характерные особенности, учить анализировать формупредмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки.      

Практика:

1.   «Фрукты».       

2.   «Грибы».

3.   «Посуда».

4.   «Домашниеживотные».

5.   «Дикиеживотные».

6.   «Снеговик».

7.   «Весенниецветы».

4.  Работа с природным материалом.

Теория: Учить создавать образы из природногоматериала.

Практика:

1.   «Цветы» -«крылатки».

2.   «Осенний лес» аппликация из листьев.

5.  Контрольные занятия.

Теория: Контроль умений и навыков, создаватьобраз, передавать форму, пропорции.

Практика:

1.   «Цыпленок» -лепка из пластилина.

2.   «Рыбка» -аппликация.

Выставка детских работ «Мы работали весь год!».Техника безопасности проводится на каждом занятии. 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей