X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Коллажирование- как прием реализации принципанаглядности на уроках иностранного языка.

 

Поиски новых приёмов реализациипринципа наглядности привели к таким понятиям, как «коллажирование» и «коллаж».Впервые эти термины были употреблены немецким методистом Б.-Д. Мюллером в 1977году. В 1983 году этот же автор рассмотрел классификацию коллажей. В Россиипервые публикации о применении приёма  коллажирования появились в начале 1990-хгодов. Н.П. Грачёва использовала коллажирование в овладении грамматическойстороной устной речи.

Остановимся подробнее надефиниции коллажа и коллажирования.

Коллаж (от французского слова collage)обозначает наклеивание. Во-первых, это прием в изобразительном искусстве,заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся отнее по цвету и фактуре, произведение, исполненное в этой технике. Во-вторых,введение в сочинение стилистически чуждых фрагментов из произведений другихкомпозиторов.

По определению  Б.-Д. Мюллера,М.А. Нефедовой, Н.П. Грачёвой, коллажирование – ассоциативное наращениелексико-семантического фона ключевого понятия – реалии, отсутствующей в роднойкультуре учащихся.

Коллаж – это средство языковой инеязыковой (экстралингвистической) наглядности, помогающее в раскрытииденотативного, сигнификативного и культурно-страноведческого значения понятия,отсутствующего в родном языке учащихся, в форме плаката с картинками,надписями, схемами или таблицами, расположенными вокруг этого понятия почасовой стрелке.

Коллажирование – это процесс,состоящий, во-первых, из отбора экстралингвистической и языковой наглядности,раскрывающей все значения понятия, во-вторых, из определения отобранныхматериалов в коллаже, в-третьих, из учебной работы с коллажом.

Языковая наглядность может бытьпредставлена в коллаже в виде демонстрации «коммуникативно-смысловой функцииязыкового явления в речи», выписанными предложениями из текстов, поясняющимиизображенное, являющимися опорой и образцом говорения; демонстрацией языковыхявлений в изолированном виде (звуков, букв, слогов, отдельных слов). Накартинах могут быть написаны слова, с трудом запоминающиеся или неправильнопроизносимые учениками. Дополнительно можно подчеркнуть или выделитьфломастером другого цвета звуки в транскрипции или буквы в написанном слове;коллаж может содержать языковую наглядность в виде схем, таблиц, поясняющихграмматические, лексические, стилистические явления и культурно-страноведческиепонятия.

Коллаж принадлежит и к неязыковойнаглядности. В нем могут быть использованы как картины, фотографии, рисунки,кроки, вырезки из газет, журналов, так и картины, нарисованные самим авторомколлажа.

По участию анализаторов коллажотносится как к зрительной наглядности (во время его изучения), так и кзрительно-речемоторной  (во время озвучивания коллажа).

В обучении говорению можноиспользовать следующие виды коллажей и ассоциограмм (классификация Б.-Д.Мюллера):

1.    Коллаж типа А. «Простаясолнечная система». В центре коллажа находится ключевое понятие – ядро, от негорасходятся лучи сателлитной информации.

2.    Коллаж типа В. «Белыепятна». В данном коллаже имеются свободные пустые места. Ученикам предстоитопределить, каким именно сведениям отводится свободное место.

3.    Коллаж типа С. «Слепое ядро».Ученики определяют ядерное понятие после знакомства со всем фоном коллажа.

Прежде чем перейти к описаниютехнологии процесса коллажирования, рассмотрим термины: «блок-ассоциограмма»,«ассоциограмма», «блок-коллаж».

Блок-ассоциограмма – планизучения темы, составляется как преподавателем, так и учениками. Преподавательпредлагает для изучения отобранные им тексты, отражающие «модель культуры и страноведения», изимеющегося фонда отбираются соответствующие аудио- и видеозаписи. Учащиесяактивно участвуют в обсуждении плана изучения определенной темы, вносят своипредложения.

Ассоциограмма – раскрытие всехзначений культурно-страноведческого понятия при помощи письменной языковойнаглядности. Отличие блок-ассоциограммы состоит в том, что предназначение ассоциограммыопределяется раскрытием значений одного культурно-страноведческого понятия.Блок-ассоциограмма характеризуется наличием несколькихкультурно-страноведческих понятий, каждое из которых требует дополнительногосоставления ассоциограммы.

            Блок-коллаж -это блок-ассоциоограмма, в котором каждое культурно-страноведческое понятиепредставлено либо в виде языковой, либо неязыковой наглядности. Блок-коллажсоставляется и защищается в конце изучения темы. Коллажи составляются в течениевсей работы над темой.

Прием коллажирования являетсяидеальным средством не только развития внимания, но и средством семантизации,контроля, мотивации в формировании культурно-страноведческой компетенции (КСК),зрительной опорой в устной речи учеников.

         В формировании КСК коллаж выполняетдве функции. Для преподавателя это инструмент управления познавательнойдеятельностью учащихся, формирования у них культурно-страноведческих знаний,понятий, навыков и умений. Для учеников коллаж – это средство познания, применениязнаний и опора для устной речи.

            Коллажспособствует полному раскрытию культурно-страноведческого понятия. Процессколлажирования позволяет разнообразить формы обучения. Он требует много временидля поиска нужной наглядности, но затраченное время окупаетсязаинтересованностью учащихся в обучении, возможностью формироватькультурно-страноведческую компетенцию. Как и любую наглядность, коллаж нельзяиспользовать избыточно.

Коллажирование развиваеттворческое мышление обучаемых, стимулирует речевое общение, создает эффектприсутствия в ситуации межкультурного общения. Коллаж – эффективное средстводля организации парной, групповой, коллективной и самостоятельной работыучеников.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей