МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департаментобразования Орловской области
МБОУТимирязевская основная школа
Рассмотрена на педагогическом совете протокол № ___ от « ___» _______ 2022 г |
Утверждаю: Директор школы ___________ / Л.Н. Монина/ приказ № ___ от «____» __________ 2022г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебноговариативного модуля
«3D-моделирование,прототипирование, макетирование»
врамках учебного предмета «Технология»
7-9класс
обновленныйФГОС ООО
Составитель: Левшин А.В.
высшая квалификационная категория
Учебный предмет«Технология» в современной школе интегрирует знания по разным предметамучебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихсяфункциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного икритического мышления на основе практико-ориентированного обучения исистемно-деятельностного подхода в реализации содержания.
Предмет обеспечивает обучающимсявхождение в мир технологий, в том числе: материальных, информационных,коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметапроисходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичнымоборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий,самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.
Различные видытехнологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе,являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивогоположения России на внешнем рынке.
Учебный предмет«Технология» раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалийи формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределенияличности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн;3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в областиобработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника исистемы автоматического управления; технологии электротехники, электроники иэлектроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработкапищевых продуктов.
Учебная программапредмета «Технология» конкретизирует содержание, предметные, метапредметные иличностные результаты, которые должны обеспечить требование федеральногогосударственного образовательного стандарта.
Стратегическимидокументами, определяющими направление модернизации содержания и методовобучения, являются:
· ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от31.05.2021 №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования»; зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021,№64101)
· Концепция преподавания предметной области «Технология» вобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основныеобщеобразовательные программы(утверждена коллегией Министерства просвещенияРоссийской Федерации 24 декабря 2018г.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ модуля
«3 D-моделирование, прототипирование, макетирование»
В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной целью освоениямодуля является формирование технологической грамотности, глобальныхкомпетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетамнаучно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами модуляявляются:
· овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметнойобласти как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социумаи актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
· овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическимизнаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии споставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических,эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
· формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательскойдеятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологическихрешений;
· формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельностицифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментови технологий;
· развитие умений оценивать свои профессиональные интересы исклонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владениеметодиками оценки своих профессиональных предпочтений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО модуля
«3 D-моделирование, прототипирование, макетирование»
В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Этот модуль взначительной мере нацелен на реализацию основного методического принципамодульного курса «Технология»: освоение технологии идёт неразрывно с освоениемметодологии познания, основой которого является моделирование.
При этом связьтехнологии с процессом познания носит двусторонний характер: анализ моделипозволяет выделить составляющие её элементы и открывает возможностьиспользовать технологический подход при построении моделей, необходимых дляпознания объекта. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений,необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов (предметов),освоения и создания технологий.
МЕСто модуля в УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебныймодуль является вариативным компонентом системы основного общего образованияобучающихся.
Освоение модуля в основной школе осуществляется в 7—9 классах.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО модуля
7 класс
Раздел 1. Модели итехнологии.
Виды и свойства, назначениемоделей. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Раздел 2. Визуальныемодели.
3D-моделирование как технологиясоздания визуальных моделей.
Графические примитивы в3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида.
Операции над примитивами. Поворот телв пространстве. Масштабирование тел. Вычитание, пересечение и объединение геометрическихтел.
Моделирование сложных объектов.
Рендеринг. Полигональная сетка.Диаграмма Вронского и её особенности. Триангуляция Делоне. Компьютерныепрограммы, осуществляющие рендеринг (рендеры).
3D-печать. Техника безопасности в3D-печати. Аддитивные технологии. Экструдер и его устройство. Кинематика 3D^puh— тера.
Характеристики материалов для3D-принтера. Основные настройки для выполнения печати на 3D-принтере.Подготовка к печати. Печать 3D-модели.
Профессии, связанные с3D-печатью.
8 класс
Раздел 3. Созданиемакетов с помощью программных средств.
Компоненты технологии макетирования:выполнение развёртки, сборка деталей макета. Разработка графическойдокументации.
9 класс
Раздел 4. Технологиясоздания и исследования прототипов.
Создание прототипа. Исследование прототипа. Переносвыявленных свойств прототипа на реальные объекты
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с ФГОС входе изучения модуля в 7-9 классах учащимися предполагается достижениесовокупности основных личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическоевоспитание:
проявление интереса кистории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение кдостижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское идуховно-нравственное воспитание:
готовность к активномуучастию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных ссовременными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленнойреволюции;
осознание важностиморально-этических принципов в деятельности, связанной с реализациейтехнологий;
освоение социальныхнорм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах,включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическоевоспитание:
восприятие эстетическихкачеств предметов труда;
умение создаватьэстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценностиотечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества вдекоративно-прикладном искусстве;
осознание ролихудожественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современномобществе.
Ценности научногопознания и практической деятельности:
осознание ценности наукикак фундамента технологий;
развитие интереса кисследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культурыздоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценностибезопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правилбезопасной работы с инструментами;
умение распознаватьинформационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
уважение к труду,трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовуюдеятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активномуучастию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологическойи социальной направленности, способность инициировать, планировать исамостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироватьсяв мире современных профессий;
умение осознанновыбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественныхинтересов, потребностей;
ориентация надостижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
Экологическоевоспитание:
воспитание бережногоотношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса междуприродой и техносферой;
осознание пределовпреобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение содержанияпредмета «Технология» в 5-9 классах способствует достижению метапредметныхрезультатов, в том числе:
Овладениеуниверсальными познавательными действиями
Базовые логическиедействия:
выявлять ихарактеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливатьсущественный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерностии противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся квнешнему миру;
выявлятьпричинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а такжепроцессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбиратьспособ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы,инструменты и технологии.
Базовыеисследовательские действия:
использовать вопросыкак исследовательский инструмент познания;
формировать запросы кинформационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту,достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучатьсвойства различных материалов;
овладевать навыкамиизмерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения,уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оцениватьмодели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач;
уметь оцениватьправильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозироватьповедение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать формупредставления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие междуданными, информацией и знаниями;
владеть начальныминавыками работы с «большими данными»;
владеть технологиейтрансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладениеуниверсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельнопланировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач;
уметь соотносить своидействия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельностив процессе достижения результата, определять способы действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;
делать выбор и братьответственность за решение.
Самоконтроль(рефлексия):
давать адекватнуюоценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причиныдостижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимыекоррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствиерезультата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс еёдостижения.
Принятие себя и других:
признавать своё правона ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другогона подобные ошибки.
Овладениеуниверсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсужденияучебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичногопредставления результатов проектной деятельности;
в ходе совместногорешения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения спредставителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместнаядеятельность:
понимать и использоватьпреимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимостьвыработки знаково-символических средств как необходимого условия успешнойпроектной деятельности;
уметь адекватноинтерпретировать высказывания собеседника — участника совместнойдеятельности;
владеть навыкамиотстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознаватьнекорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Для всех модулейобязательные предметные результаты:
· организовывать рабочее место в соответствии с изучаемойтехнологией;
· соблюдать правила безопасного использования ручных иэлектрифицированных инструментов и оборудования;
· грамотно и осознанно выполнять технологические операции всоответствии изучаемой технологией.
7 КЛАСС
· называть виды, свойства и назначение моделей;
· называть виды макетов и их назначение;
· создавать макеты различных видов, в том числе с использованиемпрограммного обеспечения;
· выполнять развёртку и соединять фрагменты макета;
· выполнять сборку деталей макета;
· разрабатывать графическую документацию;
· характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиямимакетирования, их востребованность на рынке труда.
8 КЛАСС
· разрабатывать оригинальные конструкции с использованием3D-моделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в зависимостиот результатов испытания;
· создавать 3D-модели, используя программное обеспечение;
· устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования;
· проводить анализ и модернизацию компьютерной модели;
· изготавливать прототипы с использованием технологическогооборудования (3D-принтер, лазерный гравёр и др.);
· модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;
· презентовать изделие.
9 КЛАСС
· использовать редактор компьютерного трёхмерного проектирования длясоздания моделей сложных объектов;
· изготавливать прототипы с использованием технологическогооборудования (3D-принтер, лазерный гравёр и др.);
· называть и выполнять этапы аддитивного производства;
· модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;
· называть области применения 3D-моделирования;
· характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями3D-моделирования, их востребованность на рынке труда.
Тематическое планирование
Класс Модуль
|
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
3 D-модели- рование, прототипирование, макетирование |
|
|
Раздел 1. Модели и технологии.
Раздел 2. Визуальные модели |
Раздел 3. Создание макетов с помощью программных средств |
Раздел 4. Технология создания и исследования прототипов |
Итого по модулю: |
|
|
12 |
4 |
6 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология.5 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакциейКазакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебноепособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина,Г. Ю. Семенова — М.: Просвещение, 2020»
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ