X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 ПО МАТЕМАТИКЕ 

 НА ТЕМУ:

«Решение практико-ориентированныхзадач по математике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Выполнил:

 

 

 

Руководитель проекта :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение проблемы: необходимость разобрать  решения задач первой частиэкзаменационной работы.

Задачи исследования: изучение методов решения одного вида задач, наиболее частовстречающихся, видов школьных математических задач из I части ОГЭ; рассмотрение структурыпроцесса решения задачи; развитие умений самостоятельно конструировать своизнания; ориентироваться в информационном и социальном пространстве.

Гипотеза: применение разнообразных форм работы, развитие умения составлять формулызависимостей между математическими величинами на основе обобщения частныхслучаев.

Обсуждение методов исследования.

-Метод конкретных ситуаций (совместное обсуждение методов решения задачи подруководством преподавателя, следование принципу «процесс обсуждения важнеесамого решения», самостоятельное изучение и подготовленное в письменном видерешение сложной задачи)

Результаты исследования.

-Сбор, систематизация полученной информации в виде решенных задач, корректировка

Анализ полученных данных.

-Оформление результатов исследовательской работы в электронном виде

Вывод:

-Прирешении текстовых задач важно правильно ввести переменную и составить формулузависимости между величинами;

-Прирешении геометрических задач внимательно анализировать условие задачи, находитьвзаимосвязь между элементами геометрических фигур, применять разные методырешения задачи.

-Атакже для наилучшего результата необходимо внимателно читать задания и серьёзомподходить к ним.


Содержание.

I.     Введение.

II.  Решение практико-ориентированных задач.

1.    План местности.Вариант 1.

                  Задание №1. Расставить номера объектов.  

                  Задание№2 .Вычислить путь по шоссе.

                 Задание №3 .Вычислить путь по прямой.

                 Задание №4. Вычислить время в минутах.

                 Задание№ 5.Выбрать маршрут до станции, на который потребуется меньше всеговремени. Вычислить время.                                

2.    План местности. Вариант2

III.            Вывод.


 

Введение.

Практико-ориентированные задачи являются обязательными заданиями I-части ОГЭ 2020. В сборникезадач «ОГЭ математика 2020»( под редакцией И.В. Ященко) представлены несколькотипов таких задач: участок, квартира, теплица,  виноградники, автомобильныешины, карта местности, страховой полис, копирование и другие. Данные задачи направлены на изучениеинформации, представленной в графическом виде, после изучения которой, учащийсядолжен произвести определенные расчеты. Эти задания интересны тем, что ониимеют практическую направленность: рассчитатьколичество плиток для тротуара, расчетэкономии от использования газового отопления вместо электрического отопления,чтобы компенсировать разность в стоимости установки,  расчет количества металланеобходимого для установления теплицы, расчет стоимости страхового полиса наавтомобиль и т.д.

В данном проекте я быхотел разобрать решение   одногоиз типов  практико-ориентированных задач первой части экзаменационной работы:задач, связанных  с планом местности.

 

 

 

Текст  к заданиям 1-5 экзаменационного варианта  (ОГЭ 2020). 

                                                     1

Миша летом отдыхает у дедушки и бабушки вдеревне Николаевке. Миша с дедушкой собираются съездить на велосипедах в селоИгнатьево на железнодорожную станцию. Из Николаевки в Игнатьево можно проехатьпо прямой лесной дорожке. Есть более длинный путь по шоссе — через деревнюСвистуху до деревни Берёзовки, где нужно повернуть под прямым углом налево надругое шоссе, ведущее в Игнатьево. Есть и третий маршрут: в Свистухе можносвернуть на прямую тропинку, которая идёт мимо пруда прямо в Игнатьево. Пошоссе Миша с дедушкой едут со скоростью 20 км/ч, а по лесной дорожке и тропинке15 км/ч. Расстояние по шоссе от Николаевки до Свистухи равно 16 км, отНиколаевки до Берёзовки — 36 км, а от Берёзовки до Игнатьево 15 км.


 

ЗАДАНИЕ №1.  Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на планеобозначены населённые пункты. В ответ запишите полученную последовательностьчетырёх цифр.

Насел. пункты

д. Берёзовка

с. Игнатьево

д. Николаевка

д. Свистуха

Цифры

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ:

Если внимательно читатьприложенный текст то можно понять, что село Игнатьево находится под вторымномером (т. к. путь по шоссе — через деревню Свистухудо деревни Берёзовки, где нужно повернуть под прямым углом налево надругое шоссе, ведущее в Игнатьево). Т. к. Миша с дедушкой находятся в деревнеНиколаевка, то свой путь они начинают из точки 4. Следовательно, с.Игнатьево(2); д. Берёзовка(1) а д. Свистуха(3).

Ответ: 1243

 

 

ЗАДАНИЕ №2.  Сколькокилометров проедут Миша с дедушкой, если они поедут по шоссе через Берёзовку?

РЕШЕНИЕ:

Для начала, давайте расставимрасстояние от деревень по условию задачи.

    Игн.    15км.

Берёзовка

 

20 км.

 

 

 

Свистуха

 

 

16 км.

 

Николаевка

 

Это будет наша с вами схема дляупрощения работы. Теперь просто сложите расстояние

16+20+15=51км.

 

Ответ: 51

 

ЗАДАНИЕ №3.

Найдите расстояние от д.Николаевка  до  с. Игнатьево по прямой.

 Ответ дайте в километрах.

   Игн.    15км.

Берёзовка

 

20 км.

 

 

 

Свистуха

 

 

16 км.

 

Николаевка

 

 

 

РЕШЕНИЕ:

Для решения  этого заданиянеобходимы знания о теореме Пифагора и прямоугольных  треугольниках.

                              Катет           

 

 

 

 


  Гипотенуза                                  Катет

 

 

 

 

 

А как  мы знаем, по теореме Пифагора, квадратгипотенузы равен сумме квадратов катетов. Если I катет=15 км.; II катет=16+20=36 км.

Отсюда следует, что   Гип.^2=15^2+36^2.

Давайте избавимся от степенигипотенузы. Для этого выражение возьмём под квадратный корень.

 

 √15^2+36^2 = √225+1296 = √1521 = 39 км.

 

Ответ: 39

 

ЗАДАНИЕ №4.

Сколько минут затратят надорогу Миша с дедушкой, если поедут на станцию через Берёзовку?

 

РЕШЕНИЕ:

В тексте было указанно, чтоскорость по шоссе была равна 20 км/ч.

Также мы вычислили, что весь путьравен 51 км.

Зная, что t=S/vиспользуем данные:

(51/20)*60=51*3=153 мин.

И не забываем, что нужно датьответ в минутах, а значит умножаем на 60.

 

Ответ:153

 

ЗАДАНИЕ №5.

Определите, на какой маршрутдо станции потребуется меньше всего времени. В ответ укажите сколько минутпотратят на дорогу Миша с дедушкой , если проедут этим маршрутом

 

РЕШЕНИЕ:

Во-первых, необходиморазобраться, сколько у нас вариантов маршрута имеется. Давайте рассмотрим схемуи определим:

 

                                 Есть маршруты: (4-2); (4-3-2) и (4-3-1-2).

                                 Необходимо помнить, что по с. дороге

                                  v=15 км/ч., а по шоссе 20км/ч.

                                  Также ответ должен быть в минутах.

                                  Давайте рассмотрим маршрут (4-2).

1.                                                                                                    Он идёт по с. дороге,значит v=15 км/ч.

2.                                                                                                    t=S/v=(39/15)*60=156 минут.

                                   Теперь маршрут (4-3-2).

1.                                                                                                    (4-3)-шоссе; (3-2)-с.дорога.

2.                                                                                                    1t=1S/1v=(16/20)*60=48минут

                               3. 2S=√20^2+15^2=√625=25

 

  4.  2t=2S/2v=(25/15)*60=100минут.

  5. 1t+2t=48+100=148минут

И маршрут (4-3-1-2)

  1. Мы это вычислили в задании №4

       t=153минуты.

Теперь сравниваем результаты:

156>153>148

 

Ответ:148

 

 

 

Теперь давайте рассмотрим Вариант17.(сборник заданий ОГЭ 2020 под редакцией И.В. Ященко)

Опять же, будем помнить, чтобыправильно решить все задания, необходимо вчитываться в задания и в текст.

Текст к заданиям 1-5.

Маша летомотдыхает у дедушки и бабушки в посёлке Дачный. Маша с дедушкой собираютсясъездить на машине на железнодорожную станцию Путятино. Из Дачного в Путятиноможно проехать по прямой грунтовой дороге. Есть более длинный путь по шоссе —через деревню Ковылкино до деревни Лесной, где нужно повернуть под прямым угломналево на другое шоссе, ведущее в Путятино. Есть и третий маршрут: в Ковылкиноможно свернуть на прямую грунтовую дорогу, которая идёт мимо пруда прямо вПутятино. По шоссе Маша с дедушкой едут со скоростью 72 км/ч, а по грунтовымдорогам 50 км/ч. Расстояние по шоссе от Дачного до Ковылкино равно 36 км, отДачного до Лесной — 60 км, а от Лесной до Путятино 45 км.

 

Приступим к решениюзаданий.

№1.   Пользуясь описанием,определите, какими цифрами на плане обозначены населённые пункты. В ответзапишите полученную последовательность четырёх цифр.

Насел, пункты

п. Дачный

д. Ковылкино

д. Лесная

ст. Путятино

Цифры

 

 

 

 

 

Ответ:______

 

РЕШЕНИЕ:

Если внимательночитать текст, то можно понять, что Лесная находится под номером 1 (т. к. на нейМаша с дедушкой поворачивают). Они поворачивают на лево, значит они движутся снизу вверх (т. е. 4-3-1-2). Отсюда следует, что Дачный(4), Ковылкино(3), аПутятино(2).

 

Ответ:4312

 

№2. Сколько километров проедут Машас дедушкой, если они поедут на станцию по шоссе через Лесную?

Ответ:______105

 

РЕШЕНИЕ:

Для удобства,перенесём чертёж сюда и подставим значения:

 

                           45 км

 

 

 

                                            24 км

     

 

 

 

                                           36 км

 

 

 

Что бы решить задачу,достаточно лишь суммирровать все расстояния.

36 + 24 + 45 = 105(км)

 

Ответ: 105

 

 

№3.                                                

На сколько процентовскорость, с которой едут Маша с дедушкой по шоссе, больше их скорости погрунтвой дороге.

Ответ:______

 

РЕШЕНИЕ:

Что бы решить этузадачу, мы можем воспользоваться методом пропорции.

Т. е.:

50 км/ч – 100%

22 км/ч – x%

 

теперь перемножаемвсё крест на крест и получаем следующее выражение:

 

x =(22 * 100)/50 = 44

 

Ответ: 44

 

 

 

№4. Найдитерасстояние от п. Дачный до ст. Путятино по прямой. Ответ дайте в километрах.

Ответ:______

 

РЕШЕНИЕ:

Для решения даннойзадачи необходимы знания в геометрии, а точнее теоремы Пифагора. В даннойтеореме указанно, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

Исходя из этойтеоремы мы составляем пример:

 

√ 45^2 + 60^2 = 5625 = 75(км)

 

Ответ: 75

                                            

 

№5. Сколько минутзатратят на дорогу Маша с дедушкой, если поедут на станцию по прямой грунтовойдороге от Дачного до Путятино.

 

Ответ:______

 

РЕШЕНИЕ:Давайте возвратимся к чертежу

 

 

 

 

 


по этой

 дороге они

 поедут.

 

 

 

 

 

Как мы знаем,скорость по грунтовым дорогам составляет 50 км/ч,

а расстояние, как мынашли в прошлой задаче равно 75 км.

Зная формулунахождения времени ( а точнее t = S/v), давайте решим задачу.

 T = 75 / 50 = 3 / 2 часа.

А т.к время нужно вминутах, то время переводим в минуты:

 

(3 / 2) * 60 = 90мин.

 

Ответ: 90

 

                                             

II. Вывод

В своей работе я постарался разобрать решение одного изтипов практико-ориентированных задач по математике из сборника ОГЭ 2020 .

При решении этих заданий я использовал следующийтеоретический материал:

— Решение прямоугольных треугольников

 -Формулы площади круга и длины окружности

-Анализ текста и выбора основной информации

-Простейшие математические операции

Решениеданных задач, мне показало возможность и необходимость применения знаний поалгебре и геометрии на практике, для решения простых бытовых задач.


III.        Литература и ресурсы.

-Сборник заданийОГЭ 2020  под редакцией И.В. Ященко.

— Учебник. Ю.Н. Макарычев и Н. Г. Миндюк «Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательныхучреждений», Издательство «Просвещение». 2014.

— Учебник. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,Э.Г. Позняк, И.И. Юдина.   Геометрия. 7 — 9классы — М.: Просвещение, 2014.

Сайт «РешуОГЭ»

 

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей