X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

     Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

    « Средняяобщеобразовательная кола с углубленным

                изучениемотдельных предметов № 18»

 

 

 

 

 

 

 

 

         Исследовательскаяработа по теме:

    « Южная Осетия.Путь к независимости»

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнил:

                                                                            ученик 11А класса                                                                                              

                                                                           Ливанов Александр.

                                                                            Научный руководитель:

                                                                            учитель истории

                                                                            Кунев Сергей Николаевич.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск. 2022

                                    

 

 

 

 

                          Содержание

 

    Введение

1. Предыстория конфликта

2. Обострение ситуации в  1989-1990 гг.

3. Военное противостояние 1991-1992 годов

4. Попытки мирного урегулирования

5. Противостояние в 2004 -2005 гг.

6. Конфликт 2006 года

7. Августовский конфликт  2008 года.    

         Заключение                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                                        

 

 

 

 

Введение

 

      Грузино-Югоосетинский конфликт- этнополитический конфликт в Республике Грузиямежду центральным руководством и   самопровозглашенной Республикой ЮжнаяОсетия (с конца 1980-х гг.по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызванорезкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлениеммалых народов к повышению своего статуса. Развитию конфликта способствовалоослабление государственной власти и последовавший распад Советского Союза.                                                                            

      За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузинысоставляют этническое меньшинство, трижды (1991-1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения,сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирныеграждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома.                      Прежде всего, значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территориюСеверной Осетии, что, в свою очередь, стало одним из обстоятельств,способствовавших возникновению осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе Северной Осетии. Втораягруппа беженцев — около ста тысяч осетин, вынужденных бежать из внутреннихрайонов Грузии, расселились на территории как Южной, так и СевернойОсетии. Наконец, во внутренние районы Грузии была вынуждена бежатьчасть грузинского населения Южной Осетии.                                                                            С 1992 г. ЮжнаяОсетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство,часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство.Безопасность в регионе были призваны поддерживать Смешанные силы по поддержаниюмира, созданные в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 г. между Россией иГрузией.                                                                                                                                                                       В августе 2008 г., послепопытки Грузии навязать Южной Осетии силовое решение конфликта и последовавшеговооружённого вмешательства со стороны России.

Предметисследования: вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией 

Объект исследования: процессразвития грузино-осетинских противоречий       Цель работы: изучение и анализпричин конфликта между Грузией и республикой Южная Осетия в рамках постсоветскогопространства.

                     

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.1%
НЕТ
41.9%
Проголосовало: 895

                   

1.      Предысторияконфликта

          Территории по обе стороныКавказского хребта, населённые осетинами,вошли в состав Российскойимперии в конце XVIII — начале XIX вв. Бо́льшая частьсовременной Южной Осетии входила в состав Грузино-Имеретинской губернии, а с 28 февраля 1847 — в состав вновь образованной Тифлисскойгубернии. Северная Осетия была частью Ставропольской губернии, а затем — Терскойобласти. 20 апреля1922 года декретом № 2 ВсегрузинскогоЦентрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Советов рабочих, крестьянских икрасноармейских депутатов и Совета Народных Комиссаров (СНК) ССР Грузии былаобразована «автономная область Юго-Осетии» как составная часть Грузинской ССР сцентром в городе Цхинвали.В автономную область были включены части территорий Горийского и Душетскогоуездов бывшей Тифлисской губернии. А также Рачинского и Шоропанского уездов Кутаисскойгубернии. Северная Осетия с 20 января1921 была в составе ГорскойАССР, с 7 июля 1924 вошла как Северо-Осетинская АССР в состав РСФСР.

                      

   2.  Обострение ситуации в  1989-1990гг.

            В конце 1980-х гг.активизация грузинского национального движения и экстремистские действия егоруководителей (прежде всего, ЗвиадаГамсахурдиа) привели к резкому обострению межнациональных отношенийв Грузинской ССР.                                                                                                             

         В августе 1989 г. Верховный совет Грузинской ССРобъявил грузинский язык официальным языком в республике. Созданное в ноябре 1988 г. осетинское общественное движение«Адемон Ныхас» (Народный фронт) обратилось к Совету министров, Верховномусовету СССР и ЦК КПСС с протестом против этого решения и с требованиемрассмотреть вопрос об объединении Северной и Южной Осетии. Позднее Советнародных депутатов Юго-Осетинской автономной области объявилофициальным языком региона осетинский.                                                                                                                      

        10 ноября1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принялрешение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в автономную  республикув составе Грузинской ССР.                                  16 ноябряПрезидиум Верховного совета Грузинской ССР признал это решение незаконным исоздал «комиссию по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-ОсетинскойАО».                                                                               

      23 ноябрябыла предпринята попытка проведения в Цхинвали митинга, для участия в которомиз разных районов Грузии сюда на автобусах прибыло несколько тысяч сторонниковгрузинских националистических движений, которых возглавили ЗвиадГамсахурдиа и первый секретарь ЦК Компартии Грузии Гиви Гумбаридзе.Колонна была остановлена у въезда в город. Вооружённое противостояниеучастников акции, местных властей, милиции и осетинского населения длилось двоесуток. Как минимум шесть человек погибли, 27 получили огнестрельные ранения. 140человек было госпитализировано. После ухода большинства участников марша, вокружающих Цхинвали грузинских селах, через которые проходят все дороги вгород, обосновались члены неформальной организации «Белыйлегион», терроризировавшие проезжающих по ним осетин.                                                                                    

        9 марта1990 года Верховный совет Грузинской ССР принял декрет о гарантиях суверенитетареспублики, денонсировав Союзный договор 1922 года. В апреле — июнеВерховный совет Грузинской ССР признал незаконными все юридические акты,принятые после установления в Грузии Советской власти в 1921 году, включая Закон СССР о разграниченииполномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и Закон СССР о выходе изСССР.                                                                                                           

     Совет народных депутатов ЮжнойОсетии одновременно принимает постановления о действии Конституции СССР изаконов СССР на территории  ЮОАССР.                                                                                                      

      В августе 1990 г. Верховный совет Грузии принялзакон, запрещающий региональным партиям участвовать в выборах в республиканскийпарламент. В Южной Осетии это было воспринято как решение, направленное противдвижения «Адемон Ныхас».                                                                                        

       20сентября 1990 г. Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласилсоздание Юго-Осетинской Советской Демократической Республики, принял Декларациюо национальном суверенитете и обратился к советскому правительству стребованием о признании самостоятельности республики.                                                              

       В октябре 1990 г.Южная Осетия бойкотировала проведение выборов Верховного совета Грузии. Квласти в Грузии тем временем на волне подъёма национализма пришёл возглавивший«Круглый стол» Звиад Гамсахурдиа, который выдвинул лозунг «Грузия для грузин,осетины, вон из Грузии». Гамсахурдиа, получивший со своим блоком 56 % меств парламенте, возглавил Верховный совет.

     В ноябре чрезвычайная сессияСовета народных депутатов Южной Осетии заявила о том, что Южная Осетия должнастать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.                                                                                      

     7 декабряв Цхинвали был введён полк внутренних войск СССР из состава Тбилисскогогарнизона.                                                                                             

     9 декабряпрошли выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской Республики. Грузинское населениеих бойкотировало.                                                                   

     10декабря председателем Верховного совета Южной Осетии был избран Торез Кулумбегов, его заместителями — А.Чочиев(руководитель движения «Адемон Ныхас») и Е.Дзагоева. Кулумбегов одновременновозглавил правительство Южной Осетии. В тот же день Верховный совет Грузиипринял решение об аннулировании результатов выборов югоосетинских органоввласти и об упразднении осетинской автономии, объявив её территориюадминистративной единицей Грузии — «Цхинвальскимрегионом».                                                                                                                         

    11декабря 1990 в Цхинвалив межэтническом столкновении погибли три человека, и грузинские власти ввели вЦхинвали и Джавском районе — регионе компактного проживания осетин -чрезвычайное положение.                                                            

     С середины декабря в Цхинвалииз-за блокады практически перестало поступать продовольствие. К Новому годусилами грузинской милиции было упразднено областное управление внутренних делЮго-Осетии и принято на хранение около 200 автоматов. Южная Осетия —осетинские и грузинские территории (по данным Грузии)                                                                                 Характеризуя впоследствии эти события, грузинский исследователь Автандил Ментешашвилиписал, что                                                                                             маслав огонь подлили и радикальные лидеры национально-освободительного движенияГрузии своими поспешными, необдуманными действиями, высказываниями и призывамина митингах, в прессе и по телевидению. Вспомним хотя бы многотысячный поход наЦхинвали в декабре 1989 года. Зачастую их некомпетентность, политическаяблизорукость, амбициозность, националистический популизм способствовалиусилению и углублению начавшейся конфронтации. Никто из этих лидеров не хотелдумать, какой отклик получат их призывы и лозунги у проживающих в Грузииабхазов и осетин и представителей других национальностей.
Политика Звиада Гамсахурдиа, ставшего в ноябре 1990 года председателемВерховного Совета Грузии, а затем и первым президентом страны, наглядносвидетельствует, что не всегда диссиденты становятся мудрыми правителями, вставво главе государства. Иллюстрацией этому является та поспешность, с которой З.Гамсахурдиа обратился к парламенту Грузии в ноябре 1990 г.с предложением ликвидировать Юго-Осетинскую автономную область, кстати,аплодисментами встреченным оппозицией. О последствиях никто не хотел думать.Что последовало за этим, мы все хорошо знаем: военные приготовления в Цхинвалии антиосетинский синдром в Грузии.

 

           3. Военноепротивостояние 1991-1992 гг.

           В начале января 1991 г. Верховный совет Грузии принялзакон о формировании Национальной гвардии. В ночь с 5 на 6 января по приказу ЗвиадаГамсахурдиа в Цхинвалибыли направлены грузинские вооружённые формирования — милиция инациональные гвардейцы, попытавшиеся установить контроль над городом. Полквнутренних войск СССР, несмотря на предупреждения югоосетинского руководства оготовящемся нападении, снял посты на въезде в Цхинвали и беспрепятственнопропустил грузин. Внутренние войска были отведены в военные городки (в Цхинвалидо середины 1992 г. были расквартированы два полка Советской Армии -инженерно-сапёрный и вертолётный).                                                                              

          7 январяпрезидент СССР МихаилГорбачёв издал указ, осудивший и декларацию Южной Осетии онезависимости, и действия Верховного совета Грузии, и потребовавший вывести изрегиона все вооружённые формирования, кроме частей МВД СССР. Это требование небыло выполнено. Верховный Совет Грузии постановил, что указ является грубымвмешательством во внутренние дела республики.                                                                  Спасаясь от террора национальных гвардейцев, часть жителей Цхинвали укрывалисьна территории военных городков. Центр города контролировался грузинскоймилицией, остальная часть — осетинским населением. Сформированнымосетинским отрядам самообороны к 28 январяудалось вынудить грузинские формирования уйти из Цхинвали. Цхинвали покинуло ивсё грузинское население.                                                                                       

     29 январяруководитель Южной Осетии ТорезКулумбегов был обманным путем вывезен из Цхинвали, доставлен вТбилиси и помещён в тюрьму, откуда он вышел лишь 7 января1992 г. Республикой в его отсутствиеруководил Знаур Гассиев.                                                                                  

      Потерпев неудачу в силовомрешении конфликта, власти Грузии установили блокаду Южной Осетии. 1991 г.было отключено её энергоснабжение. По сообщениям осетинской стороны, этопривело к многочисленным жертвам от холодов среди стариков и детей Февраль1991. Грузинские войска блокировали дорогу, по которой в Цхинвали поступалопродовольствие. Осетины в ответ блокировали деревни с грузинским населениемвокруг Цхинвали.                                                                                                                        

      В течение 1991 продолжалисьпериодические вооружённые столкновения. Начался поток беженцев из зоныконфликта на российскую территорию, в первую очередь в СевернуюОсетию. Беженцы, которым приходилось пересекать территории,контролируемые грузинскими силами, подвергались вооружённым нападениям.Известны несколько случаев массовых расправ над беженцами-осетинами (вчастности, расстрел осетинских беженцев на Зарской дорогеи убийствов Ередви 12 осетин.). Одновременно, по данным осетинской стороны,жёсткому давлению в 1990—1991 подвергались этнические осетины, проживавшие вовнутренних районах Грузии

    В Цхинвали на помощьюгоосетинским ополченцам из России стали прибывать добровольцы из СевернойОсетии и казаки.                                         Грузинская милиция и Национальная гвардия контролировали стратегические высотывокруг Цхинвали и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленнымразрушениям и жертвам. Осетинские отряды, базировавшиеся в блокированномЦхинвали, испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов и действовали мелкимидиверсионными группами. Гуманитарная ситуация в бывшей автономной области игороде была катастрофической. Убитых приходилось хоронить в городских дворах.                1сентября 1991 года Южно-Осетинская Советская ДемократическаяРеспублика была переименована в Республику Южная Осетия.                              19 января1992 года в Южной Осетии состоялся референдумпо вопросу «о государственной независимости и (или) воссоединении с СевернойОсетией». Большинство участвовавших в референдуме поддержало это предложение.    На окончательный итог вооружённого противостояния в значительной степениповлияла политическая нестабильность в самой Грузии, где в конце 1991 —начале 1992 года вспыхнула гражданская война и произошёл государственныйпереворот, приведший к свержению Звиада Гамсахурдиа, что на определённое времяотвлекло внимание грузинских властей от Южной Осетии.                                                                                                                           

       Новое грузинское руководство (ЭдуардШеварднадзе, ТенгизКитовани и ДжабаИоселиани) весной 1992 года спровоцировало военные действия в ЮжнойОсетии. К середине июня грузинские отряды вплотную подошли к Цхинвали, чтосоздало реальную угрозу захвата города. Под давлением российского руководства,однако, Эдуард Шеварднадзе был вынужден пойти на уступки и начать переговоры омирном урегулировании.                

       Вооружённые столкновения былипрекращены с подписанием 24 июня 1992 БорисомЕльциным и ЭдуардомШеварднадзе Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта.Всего в ходе боевых действий безвозвратные потери (убитые и пропавшие безвести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс.                                                      14 июля1992 был прекращен огонь и в зону конфликтадля разъединения противостоящих друг другу сил были введены Смешанные силы поподдержанию мира (ССПМ) в составе трёх батальонов — российского,грузинского и осетинского.                                                                                   

     Дагомысские соглашенияпредусматривали создание органа для урегулирования конфликта — Смешаннойконтрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон — Грузии,Южной Осетии, России и Северной Осетии.                                                                                                             В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ.

                              

             4.  Попыткимирного урегулирования 1992 — 2004 гг.                                                      

      После подписания Дагомысскихсоглашений Южная Осетия стала фактически самостоятельным государственнымобразованием. 2 ноября1993 г. была принята конституцияреспублики. 30октября 1995 г. припосредничестве России и ОБСЕ между грузинской и осетинской сторонами началисьпереговоры о мирном урегулировании конфликта. 16 мая 1996 в Москве был подписан «Меморандум о мерахпо обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия». За подписаниемэтого документа последовало несколько встреч между президентом Грузии ЭдуардомШеварднадзе и де-факто президентом Южной Осетии Людвигом Чибировым, а такжеглавами правительств Грузии и Южной Осетии. Беженцы начали возвращаться в зонуконфликта, однако усилению этого процесса мешала тяжёлая экономическая ситуацияв регионе. Грузия обвиняла руководство Южной Осетии в том, что в отсутствиеконтроля со стороны центральных властей Южная Осетия фактически превратилась вцентр контрабандной торговли, лишавшей Грузию значительной части доходов. Сдругой стороны, доходы от контрабанды, как утверждается, способствовалиукреплению сепаратистского режима. В регионе широкое распространение получилитакие виды преступной деятельности, как похищения людей, наркоторговля инезаконная торговля оружием.Грузинские власти всегда продолжали рассматриватьЮжную Осетию как свою административную единицу — Цхинвальскийрегион, но до прихода к власти МихаилаСаакашвили активных действий по восстановлению контроля над ЮжнойОсетией не предпринимали.

                         

                          

 

                5.  Противостояние2004 -2005 ггг.

            Очередное обострениеситуации произошло в начале 2004 года, после того как новое руководство Грузииобъявило о курсе на    восстановление территориальной целостности страны.                                                                        31 мая 2004 года в зону грузино-осетинскогоконфликта, где имеют право находиться только российские, грузинские июгоосетинские миротворческие силы и сотрудники местных правоохранительныхорганов, грузинская сторона перебросила подразделения своих внутренних войск итяжёлую военную технику. Миссия ОБСЕ в Грузиизаявила, что это является «грубейшим нарушением ранее подписанных соглашений».                                              Со второй половины июля 2004 на территории ЮжнойОсетии происходили регулярные обстрелы города Цхинвали,осетинскихи грузинскихсёл из стрелкового оружия, гаубиц и минометов. На этом фоне президент Грузии МихаилСаакашвили сделал несколько резких заявлений, обвиняя Россиюв попустительстве властям Южной Осетии и Абхазии,не желающим урегулировать отношения с Грузией.                                                     Одновременно началась дипломатическая война между Грузией и Россией. Тбилисиобратился в международные организации, обвинив Москву в поддержке«сепаратистского» режима, и начал требовать вывода из Южной Осетии российскихмиротворцев.                                                                             До конца августа грузинские силы безуспешно пытались взять стратегическиевысоты у Цхинвали, но, потеряв около 20 человек, были выведены из зоныконфликта в Гори,а осетинские вооружённые формирования — в Джавский район Южной Осетии.

В начале сентября 2004 генерал-майорСвятослав Набздоров передал пост командующего смешанными силами по поддержаниюмира (ССПМ) в Южной Осетии генерал-майору Марату Кулахметову. Он до этогокомандовал дислоцированной во Владикавказе19-й мотострелковой дивизией.                                                                                                                                А 5 ноября2004 в ходе переговоров между премьер-министром Грузии Зурабом Жвания иде-факто президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты было подписано соглашение одемилитаризации зоны конфликта.

          26 января2005 года на заседании ПАСЕ в Страсбургегрузинский президент МихаилСаакашвили обнародовал мирные инициативы в отношении Южной Осетии,предложив региону статус широкой автономии. Президент Южной Осетии ЭдуардКокойты отверг это предложение.                                                                                                                                          В феврале 2005 г. при невыясненных обстоятельствах погиб премьер-министрГрузии ЗурабЖвания, курировавший проблемы югоосетинского урегулирования.Принятые в ноябре 2004 г. решения Смешанной контрольной комиссии (СКК),касающиеся ликвидации фортификационных сооружений в зоне конфликта, ещё весной2005 года оставались невыполненными.

 

6. Конфликт  2006 года

            В начале февраля 2006 г. словесная война между Россией и Грузией усиливается как никогда. Поводом для обострениястановится ДТП с участием российского военного грузовика «Урал» и грузинскогочастного автомобиля «Жигули». 1 февраля вокрестностях грузинского села Тквиави «Урал», принадлежавший российскиммиротворцам, столкнулся с частными «Жигулями». На место происшествия из Гори было переброшено подразделениеспецназа бригады Министерства обороны Грузии, российские миротворцы подтянулисвою бронетехнику, по тревоге были подняты и подразделения армии Южной Осетии.Командующему миротворцами генерал-майору Марату Кулахметову удалось развестистороны, однако грузинская полиция забрала «Урал», отправив его на штрафнуюстоянку в Гори.Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвилизаявляет, что возмущён «наглостью российских миротворцев». Председательгрузинского парламента Нино Бурджанадзеотмечает, что Грузия «постоянно находится перед угрозой провокаций и взрывов»,и заявляет об отсутствии «позитивных шагов со стороны России».                                                                             Секретарь Совета безопасности Грузии Константин Кемулария заявляет, чтопребывание российских миротворцев в конфликтных зонах «создаёт угрозу стране». Грузинский парламентготовится заслушать доклад правительства «О ситуации в Южной Осетии» и принятьпостановление, требующее начать процедуру вывода российских миротворцев.                                                                 6 февраляпредседатель комитета по обороне и национальной безопасности парламента ГрузииГиви Таргамадзе заявляет, что российские миротворцы не выполняют своихобязанностей в зоне конфликта в Южной Осетии и должны быть оттудавыведены — если необходимо, с применением силы.                               В ответ командующий Смешанными силами по поддержанию мира генерал-майор МаратКулахметов заявляет, что для прекращения мандата миротворческих сил в ЮжнойОсетии должно быть принято согласованное политическое решение, а наодносторонние силовые акции миротворцы будут отвечать в соответствии с ихмандатом, предусматривающим, что любые действия, препятствующие исполнениюмиротворцами своих обязанностей, должны пресекаться вплоть до примененияоружия.               Поздним вечером 8 февраляюжноосетинские военные обнаружили прибытие десяти грузовиков «КамАЗ» со стороныГори в село Эредви, на границе Южной Осетии и Грузии. По данным Министерстваобороны Южной Осетии, в грузовиках находились 250 бойцов Горийской пехотнойбригады ВС Грузии. В ту же ночь «КамАЗы» уехали обратно. На запрос командованиямиротворческих сил госминистр Грузии Георгий Хаиндрававначале заявил, что грузинские военные прибыли, чтобы «заполнить квотугрузинских миротворцев в Южной Осетии», однако впоследствии сказал, что никакиевойска в Эредви не перебрасывались, и обвинил Марата Кулахметова вдезинформации. Тем не менее, российские миротворцы ввели в грузинские селатяжёлую военную технику и сообщили Министерству обороны России, что Грузияперебросила в зону конфликта свои войска.                   Одновременноруководитель министерства обороны Южной Осетии АнатолийБаранкевич привёл свои войска в состояние повышенной боеготовности ивывел к границам Южной Осетии бронетехнику. Солдаты заняли окопы и блиндажи,вырытые в приграничной зоне.                   Осетинские и миротворческие силывернулись в места постоянной дислокации лишь после того, как 10 февраля военнаяполиция Грузии освободила трех российских офицеров, задержанных за неделю доэтого в Южной Осетии, — сотрудников главкомата сухопутных войск МинобороныРоссии Владимира Иванова и Геннадия Петросяна, а также представителя военнойавтоинспекции Валерия Крока. Полицейские передали офицеров представителяммиссии ОБСЕ в Грузии на окраинегрузинского села Кехви на территории Южной Осетии.                                                                               Офицеры прибыли в Южную Осетиюдля расследования обстоятельств ДТП, произошедшего 1 февраля, но былизадержаны под предлогом отсутствия у них грузинских виз ещё на пути в штабмиротворцев в селе Курта, расположенном по дороге к Цхинвали.                                                                  Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвилиобъявил после этого инцидента, что Грузия введёт визовый режим для российскихмиротворцев, так что все военнослужащие, не имеющие виз, будут задерживаться. ВМИД России заявили, что готовы к консультациям по поводу виз, но данный шагоднозначно направлен на нагнетание напряженности в зоне конфликта. Именновизовые проблемы уже выступали в качестве повода для задержаний российскихофицеров в 2004—2005 годах, когда Грузия проводила кампанию против присутствияроссийских баз на своей территории.                                  13февраля 2006 года в Тбилиси состоялось расширенное заседаниекомитета по обороне и безопасности парламентаГрузии. В начале заседания государственный министр Грузии поурегулированию конфликтов ГеоргийХаиндрава представил нарушения Дагомысских соглашений, которые, по его мнению, допускаютроссийские миротворцы в Южной Осетии. Главное из них — парад военнойтехники, проведённый осетинской стороной в Цхинвали 20 сентября 2005 года,когда Южная Осетия отмечала День республики. В параде участвовали танки, боевыемашины пехоты и самоходные артиллерийские установки. По словам Хаиндравы,утверждения осетинской стороны, что эта техника будто бы была захвачена угрузинской армии во время вооружённого конфликта, не соответствуютдействительности, поскольку грузинские ВС в то время такой техники не имели.Хаиндрава уверен, что эта боевая техника была получена из России через Рокский тоннель.Таким образом, по его мнению, российские миротворческие силы не выполняют главнойзадачи — демилитаризации зоны конфликта. Миротворческая операцияроссийских войск создаёт угрозу грузинской государственности, и дальнейшеепребывание российских миротворцев на этой территории недопустимо.                                             Георгий Хаиндрава привёл следующие факты в доказательство своих заявлений:

1.При попустительстве российскихмиротворцев в Южной Осетии действует министерство обороны, которое финансируетРоссия; 2.Российские военные руководят учениями южноосетинских вооружённыхформирований;                                                          3.Командующиймиротворческими силами Марат Кулахметов действует в интересах российскогоМинистерства обороны, а не как нейтральная сторона;                                                                                                            4.Выдачароссийских паспортов населению Южной Осетии, прокладывание ветки газопровода изСеверной Осетии в Южную и финансирование российским правительствомстроительства объездной дороги на территории Южной Осетии являются«экономической диверсией» и «грубым нарушением всех международных норм».                                                                                                                                         Министриностранных дел Грузии ГелаБежуашвили подверг критике заявление российского президента Путина о том, что еслиЗапад признает Косово,то Россия может признать Абхазию и Южную Осетию. Он считает, что, оправдываясепаратистов в Южной Осетии, Россия должна оправдать их и в Чечне, а заявленияМИД России о том, что Россия будет защищать своих граждан в Южной Осетии,означают прямую угрозу Грузии применением силы.                                                            

     Представитель МВД Грузии обвинилроссийские спецслужбы в том, что, под прикрытием миротворцев, они устраиваюттеракты на территории Грузии (теракт в Гори летом 2005 года, подрыв ЛЭП в октябре 2004 года), чтобы дестабилизировать обстановкув стране.

Министр обороны ИраклийОкруашвили привёл данные о составе южноосетинской армии: 2,5 тыс.профессиональных солдат и офицеров, 2,1 тыс. ополченцев, 26 танков Т-55, 57БМП, 8 САУ, 19 ПЗРК «Игла» и «Стрела», 6 установок залпового огня «Град», атакже миномёты и пушки различного калибра. Он представил собравшимся переноснойзенитный ракетный комплекс «Стрела», который, по его словам, был изъят во времянезаконной перевозки российскими военными с военной базы Ахалкалакив Цхинвали.                                                                                                                Несмотря на всю представленную информацию, представители правительства Грузииотказались поддержать требование депутатов грузинского парламента о немедленном выводероссийских миротворцев из Южной Осетии, поскольку, по словам министраиностранных дел Грузии ГелыБежуашвили, «Наши друзья на Западе призывают нас к осторожности, имы должны просчитать все риски, которые связаны с выводом миротворцев. Мы,конечно, негативно оцениваем роль миротворческих сил, но мы придерживаемся путипродолжения диалога с Россией. Нравится нам или нет, нам придется вестиконсультации с Россией, потому что Россия — участник этого конфликта. Икакое бы решение ни принял парламент, мы продолжим этот диалог».                                                                                            15февраля парламент Грузии принял постановление, в котором обвинилРоссию в аннексии грузинской территории и поручил правительству пересмотреть Дагомысские соглашения 1992 года, предусматривающие созданиеСмешанной контрольной комиссии по урегулированию югоосетинского конфликта иввод российских миротворцев в зону конфликта, передать в международныеорганизации материалы, доказывающие невыполнение российскими миротворческимисилами взятых на себя обязательств, и разработать новый мандат для заменыроссийских военных миротворческим контингентом из других стран. За проектпостановления проголосовали все 179 депутатов.Сам МихаилСаакашвили, выступая в парламенте, несколько раз призывает к«огромной осторожности» и недопущению «скоропалительных шагов» в отношениимиротворческого контингента. По мнению наблюдателей, такие рекомендацииСаакашвили получил от своих партнёров на Западе.                                                                         17февраля ГосдумаРоссии приняла ответное постановление, в котором обратилась к Владимиру Путинус просьбой обеспечить национальную безопасность России в связи с обострениемситуации вокруг Южной Осетии. По мнению Госдумы, Грузия намереннодискредитирует действия российского миротворческого контингента, призывая решить«южноосетинскую и абхазскую проблему военным путем».                               17-18 февраля в Тбилиси под эгидой Евросоюзапрошла Международная конференция по безопасности. Представитель Евросоюза поотношениям со странами ближнего зарубежья Бенита Ферреро-Вальднер по прибытии в Тбилисизаявила: «Ваши друзья советуют вам обеспечить безопасность Грузии путём мирногодиалога с абхазами и осетинами». Наблюдатели расценили проведение этойконференции как некое послание Запада руководству Грузии, означающее, чтоевроинтеграция Грузии возможна лишь при мирном решении существующих этническихконфликтов.     Президент Саакашвили, выступая перед участниками, заявил: «Мыбудем очень осторожны в своих действиях, чтобы не привести к возобновлениювойны в Южной Осетии». При этом он назвал Абхазию и Южную Осетию «кагэбэшнымианклавами, где осуществляются мечты Дзержинского, Ежова, Берии и особенно Андропова,которого идеализируют в одном из крупных государств».                                                                                                                   18февраля в Тбилиси состоялось заседание координационного совета поурегулированию грузино-осетинского конфликта, созданного указом президентаГрузии Михаила Саакашвили. Принятые решения призваны демонстрировать желаниеГрузии разрядить напряжённую обстановку, сложившуюся в зоне конфликта послепринятия парламентом Грузии постановления о замене российских миротворцев.Вчастности, с 20 февраля Грузия должна начать вывод из Южной Осетииподразделений военной полиции, а подразделения грузинских миротворцев начнут водностороннем порядке засыпать блиндажи, траншеи и другие фортификационныесооружения в этом регионе.                                                                          Премьер-министр Грузии ЗурабНогаидели заявил, что грузинская сторона намерена проводить ротациювоеннослужащих в грузинском миротворческом батальоне в Южной Осетииисключительно по согласованию с командованием смешанными силами по поддержаниюмира (ССПМ) во главе с российским генералом Маратом Кулахметовым. Ранеероссийская сторона высказывала подозрения, что слишком частая сменавоеннослужащих грузинского контингента может производиться для того, чтобыгрузинские военнослужащие ознакомились с будущим театром военных действий. Позаявлению Ногаидели, доукомплектование грузинского миротворческого контингента,составляющего лишь 100 военнослужащих (вместо пятисот, положенных поДагомысскому соглашению), будет происходить за счёт подразделений грузинскойполиции, в которые входят местные жители грузинской национальности — а нечастей министерства обороны Грузии. При этом ни один сотрудник и военнослужащийминистерства обороны Грузии не сможет зайти в зону конфликта без специальногоразрешения министерства обороны, а списки имеющих такие разрешения будутпереданы наблюдателям ОБСЕ.

       20февраля Грузия сняла блокаду всех дорог, ведущих в Южную Осетию,уладив, таким образом, очередное осложнение в отношениях между Тбилиси иЦхинвали, начавшееся с того, что военные Южной Осетии отказались пропустить насвою территорию грузинских миротворцев, следовавших к месту несения службы вселе Ачабети на территории Южной Осетии.Кризис удалось разрешить натрёхстороннем совещании командования российских и грузинских миротворцев приучастии представителей МВД Южной Осетии. Грузинским военнослужащим былоразрешено проследовать к месту своей дислокации в сопровождении российскихмиротворцев.В связи с заявлением Грузии о необходимости расширения составамиротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта за счёт Украины и других странМинистерство иностранных дел Украины 21февраля сообщило о готовности направить миротворцев при условиисоответствующего мандата ООН или ОБСЕ и соответствующего решения Верховнойрады.                                                          Лидер ЮжнойОсетии ЭдуардКокойты 22февраля выступил против расширения миротворческого контингента взоне грузино-осетинского конфликта, заявив, что не видит альтернативыроссийским войскам. По его словам, односторонние действия Грузии являются«сворачиванием процесса урегулирования и выдавливанием России из этого процессаи в целом из Кавказского региона». Министр иностранных дел непризнанной ЮжнойОсетии Мурат Джиоев заявил, что Украина помогла бы установлению мира гораздобольше, если бы она перестала поставлять Грузии оружие.              Лидеры трёх непризнанныхгосударств — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья — подписали натрёхсторонней встрече в Сухумисовместную декларацию об общих принципах взаимоотношений и заявление онедопустимости изменения формата миротворческой операции в зонах конфликта. ПрезидентЮжной Осетии ЭдуардКокойты пообещал в ближайшее время обратиться в Конституционный суд Российской Федерации сдокументами, свидетельствующими о том, что республика всегда оставалась всоставе России. По его словам, Южная Осетия и СевернаяОсетия вошли в состав Российскойимперии как единое целое, и Южная Осетия никогда не выходила изсостава России. Кокойты утверждает, что у республики есть все документы овхождении в состав России, но нет ни одного юридического документа, который бысвидетельствовал о выходе из состава. России.

     Глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям ссоотечественниками АндрейКокошин заявил, что в случае обострения ситуации Россиябудет иметь основания применить весь спектр имеющихся у нее мер для обеспечениястабильности и безопасности в регионе и защиты жизни и здоровья российскихграждан, в том числе российских миротворцев, находящихся там . Необходимоотметить, что гражданами России является абсолютное большинство жителей ЮжнойОсетии.                                                9 июля в результатетеракта  погиб секретарь Совета безопасности Южной Осетии Олег Алборов.                                                                                          Южная Осетия не отказывается от планов через Конституционный суд РФ добиться признания того, что этареспублика является частью РоссийскойФедерации, заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты на пресс-конференции в Москве 31 июля. Он такжевыступил против грузинской операции в Кодори и выводароссийских миротворцев из зоны грузино-осетинского конфликта .В июле 2006 ушелв отставку и вскоре после этого перешёл в оппозицию урегулированию конфликтов ГеоргийХаиндрава. 12 ноября2006 года на территории Южной Осетии,преимущественно контролируемой правительством Эдуарда Кокойты, прошел референдумо независимости и президентские выборы. Одновременно на территорииЦхинвальского региона, контролируемой грузинской стороной, прошлиальтернативные выборы «президента Южной Осетии», в которых победил ДмитрийСанакоев. Вскоре Санакоев указом президента Грузии МихаилаСаакашвили был назначен главой временной администрации Цхинвальского региона.                                                                                                          Грузинское правительство и многие международные организации заранее объявилипроведённый референдум нелегитимным, что с формальной правовой точки зрениясоответствует действительности. По словам Кокойты проведение референдумаявилось ответом тем, кто не знает реального положения дел. Явка избирателейпревысила 94 %, на избирательные участки пришло 52030 человек.

 

                  7. Августовский  конфликт 2008 года.

 

  За красивыми словами о единстве грузинскихтерриторий  скрывается совсем другой вопрос. Как можно возвращать земли черезсмерть людей, живущих на них? Через слезы и кровь своих якобы сограждан?Очевидно, Саакашвили прекрасно понимал, что мирным путем южные осетины ни зачто не войдут в состав Грузии, Единственный вариант — вероломно напасть, частьнепокорившихся людей убить, зачистить территорию выдавить оставшихся в живых заграницы Южной Осетии.

          14 июля после подписания  вСочи  Дагомысского соглашения в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузино-осетинскиемиротворческие силы, которые вплоть до 8 августа этого года как моглиподдерживали в регионе хрупкий мир. В итоге Грузинское руководствопредпринимает нападение на республику прямо в день открытия Олимпийских Игр вПекине. Российское руководство в лице заместителя начальника генерального штабаАнатолия Наговицына заявило, что РФ  не останется в стороне и поддержит ЮжнуюОсетию и Абхазию в столь трудный для этих республик момент и любыми способами заставит Грузию подписать мирный договор. Россия в зоне конфликта представленачастями Северо-Кавказского военного округа (СКВО), конкретно 58-й общевойсковойармией. Здесь сосредоточены, пожалуй, лучшие части сухопутных войск российскогоМинобороны, многие из которых являются частями постоянной готовности.

Основная часть вооружения грузинскихвойск — советская или «постсоветская» техника. Большая часть поступила в Грузиюили напрямую с Украины, или через третьи страны.. Впрочем, все доставленноевооружение было оплачено американскими деньгами. Кроме того, ряд артиллерийскихсистем и реактивных систем залпового огня были приобретены в дальнем зарубежье– Израиле, Чехии и Боснии.

Госсекретарь СШАК. Райс призывает Россию « не бомбить Грузию, уважать ее территориальность иотозвать войска ». чуть позже этот призыв повторит президент США Дж. Буш.Российская авиация атакует порт в Поти, военную базу в Вазиани, а также объектыв Кодорском ущелье ( Верхняя Абхазия ).

Сообщается, что вполуразрушенном Цхинвале нет газа и электричества, а также перебои с водой.

ПрезидентД.Медведев заявляет в Кремле, что « наши миротворцы и приданные им частиосуществляют операцию по понуждению грузинской стороны к миру. На них такжележит ответственность по защите населения ».

Российскаяавиация вновь атакует город Гори, ближайший к зоне конфликта. Есть погибшие ираненые среди жителей. В ЮО введены подразделения 76-й дивизии ВДВ.

Вице- премьер С.Собянин сообщает, что Южную Осетию покинули 30 тыс. беженцев.    

Российский МИДотвечает украинскому: «Украина, которая все последнее время азартно вооружаладо зубов грузинскую армию, тем самым прямо поощряя руководство Грузии кинтервенции и этническим чисткам в Южной Осетии, не имеет никакого моральногоправа поучать других и тем более претендовать на свою роль в урегулировании ».

Минобороны РФпризнает потерю двух самолетов в Грузии. В Тбилиси уверяют, что сбили не менее10 самолетов. В.В. Путин прерывает поездку в Китай и прибывает во Владикавказ.Действия властей Грузии премьер называет «геноцидом»: «Нанесен смертельный удартерриториальной Целостности Самой Грузии, а значит, Огромный ущерб еёгосударственности: трудно себе представить, как можно после всего случившегосяубедить Южную Осетию войти в состав Грузинского государства…Действия Грузинскихвластей в Южной Осетии — это, конечно, преступление против своего собственногонарода».Премьер посещает госпиталь с беженцами и сообщает о выделении десятимлрд. рублей на восстановление жилья в ЮО. Вновь поступают сообщения о боях заЦхинвал. Саакшвили предложил России прекратить огонь и начать переговоры.

Российскиесамолеты наносят бомбовый удар по Кодорскому ущелью. Оттуда эвакуирована миссиянаблюдателей ООН. Президент Медведев, встречаясь с премьером Путиным. Обещаетпоручить военной прокуратуре задокументировать преступления, совершенные противгражданского населения в ЮО.

По сообщениям изЮО, грузины продолжают обстрел Цхинвала. В городе разрушена последняя пекарня.Группировка кораблей Черноморского флота занимает позиции у побережья Кавказа.По официальным сообщениям, вскоре они отражают грузинских ракетных катеров,один из которых потоплен.

Поступаютсообщения, что грузинские власти якобы невыпускают из страны находящихся там (втом числе на отдыхе) россиян.

Президент иВерховный главнокомандующий Д. Медведев проводит совещание на Центральномкомандном пункте ВС России с участием премьер-министра В. Путина и министраобороны А. Сердюкова. В Абхазию введена дополнительная группировка из 9 тыс.российских военнослужащих. Россия прерывает морское и почтовое сообщение сГрузией. Самолетами США из Ирака в Грузию переброшены 800 её военнослужащих.Грузия подает в Гаакский трибунал иск против России по поводу геноцида.

ФСБ сообщает обаресте 9 агентов грузинских спецслужб, которые вели разведку и готовили терактына территории РФ.

Д. Медведевобъявляет о том, что Цхинвал взят под контроль российскими войсками. Военныеназвали потери: 18 убитых, 14 без вести пропавших, сбито 4 самолета, в ЮОпогибло более двух тысяч мирных жителей. Грузинская сторона сообщила, что внезоны конфликта пострадали 100 мирных жителей.

      Российские вооруженные силыпроводят превентивные мероприятия в районе военной базы в Сенаки в целяхнедопущения новой агрессии против Южной Осетии.

         12 августа. Россияобъявляет о завершении операции по принуждению Грузии к миру. Российские войскаприостанавливают свое продвижение.

Президенты России и Франции ДмитрийМедведев и Николя Саркози согласовывают шесть принципов урегулированияконфликта (План Медведева — Саркози). Тбилиси соглашается подписать документ,но исключают пункт о статусе Абхазии и Южной Осетии.

14-16 августа. Президенты ЮжнойОсетии, Абхазии, России и Грузии подписывают принципы урегулирования конфликта.

26 августа. Россия признаетнезависимость Южной Осетии и Абхазии.

 

 

 

 

 

Заключение:

          В заключении можно сделатьвывод что Грузия, возможно, никогда не признает независимость  таких  республик,как Абхазия и Южная Осетия. Обострение осетино-грузинских отношений быловызвано резким возрастанием национальных движений в последние годысуществования СССР (побольшому счету с 1980-х) и стремлением малых народов к повышению своегоавторитета. Развитию конфликта также способствовало ослабление государственнойвласти и последовавший затем распад Советского Союза. Конфликтом были охвачены огромныетерритории севера и северо-востока Грузии. Столкновения сопровождалисьактивными боевыми действиями и огромными потерями с обеих сторон.

Пятидневная война,несмотря на свой скоротечный характер, оказалась богатой последствиями иповлияла на все стороны конфликта.

Грузия. Проигрыш в войне лишилГрузию каких-либо шансов на мирное урегулирование конфликта с Южной Осетией иАбхазией. Кроме того, шансы Грузии на вступление в НАТО, о чем нередко говорилпрезидент страны Михаил Саакашвили, упали практически до нуля. Для самого жеСаакашвили поражение в пятидневной войне стало закатом егополитической карьеры в Грузии.

Россия. За счет признаниянезависимости Южной Осетии и Абхазии и создания в этих республиках своихвоенных баз Россия укрепила свое присутствие в регионе.

Южная Осетия. Конец конфликта сГрузией перевернул новую страницу в истории республики. Южная Осетия, наконец,освободилась от грузинского гнета и стала независимым государством, признаннымрядом государств-членов ООН, среди них – Россия, Венесуэла, Никарагуа, Науру иСирия. Правда, добиться этого результата маленькой республике удалось огромнойценой – в результате конфликта с Грузией несколько тысяч человек были убиты,более 50 тысяч человек вынуждены были стать беженцами, 80 процентов зданий вЦхинвале были разрушены.

P.S. 30 сентября 2009 года, спустяболее года после завершения пятидневной войны, Международнаякомиссия Европейского союза по расследованию обстоятельств войны опубликоваладоклад, в котором был сделан вывод, что войну начала именно Грузия, а неРоссия.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                АиФ № 32,33.М.2008.

2.                Доленко,Д.В. Политология./Д.В. Доленко//М.: 2003.

3.                Пионтковский,А. Нелюбимая страна. /А. Пионтковский    //М.: 2006. 138 с.

4.                РеспубликаЮжная Осетия: история и современность. //М.2003. 321 с.

5.                ЯковлевА. Обращение к общественности. /А. Яковлев//М.: 1996. 37с.

6.                https://dzen.ru/a/Y8ptubbrYX

7.                https://dzodzo.ru/historysub/2008-gruzino-osetinskaya-vojna/

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.1%
НЕТ
41.9%
Проголосовало: 895

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет