Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма по литературному чтению адресована для 1-4 классов и на основеследующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
· Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований крезультатам освоения основной образовательной программы начального общегообразования, представленной в ФГОС НОО.
· ФедеральныйЗакон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ МО РФ от 06.10 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении вдействие федерального образовательного стандарта начального общего образования»
· Приказ МО РФ от 26.11 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОСНОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.06.10 2009 г. № 373»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых киспользованию при реализации и имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования»;
· ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основногообщего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013 г.;
· ПриказМинистерства просвещения РФ от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечнеучебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ начального, основногообщего, среднего общего образования», с изменениями от 18.05.2020 г. №249;
· Санитарно-эпидемиологических требований к условиям иорганизации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 (с изменениями в редакцииПостановления государственного врача РФ от 24.12.2015 г. №81);
· Примерной основной образовательной программы начального общегообразования (одобрена решением федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
· ЗаконРеспублики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V от 13.12.2013 г;
· Основнойобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Курумканская СОШ№1», утвержденная 31 августа 2020 г.
· Устав МБОУ«Курумканская СОШ №1», утвержденный 23.12.2015 г.
· Положениемо рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения«Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
· Учебнымпланом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканскаясредняя общеобразовательная школа №1», утвержденный 31.08.2021г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО на основеавторской программы по литературному чтению подредакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» иориентирована на УМК «Школа России»:
· Л.Ф.Климанова,В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» в 1, 2, 3, 4 классах:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение
· М.В.Бойкина «Литературное чтение»» в 1, 2, 3, 4 классах: рабочая тетрадь дляучащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение
Литературноечтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Онформирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждаетинтерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитиюребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешностьизучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другимпредметам начальной школы.
Цель курсалитературного чтения:
—овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовымнавыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видовречевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора иприобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
—развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональнойотзывчивости при чтении художественных произведений; формированиеэстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
—обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественнойлитературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде иответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре икультуре народов многонациональной России и других стран.
Изучениепредмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начальногообучения:
—развивать у детей способность полноценно воспринимать художественноепроизведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться
напрочитанное;
— учитьдетей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,выразительные средства, создающие художественный
образ,развивать образное мышление учащихся;
—формировать умение воссоздавать художественные образы литературногопроизведения, развивать творческое и воссоздающее воображение
учащихся,и особенно — ассоциативное мышление;
—развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушанияпроизведений изящной словесности, воспитывать художественный
вкус;
—формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классикехудожественной литературы;
—обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровнясложности;
—расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных посодержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический
ипознавательный опыт ребенка;
—обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения иречевые умения;
— работатьс различными типами текстов;
—создаватьусловия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественныхпроизведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Ценностные ориентирысодержания учебного предмета
Ценностныеориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системеобразования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательнойпрограммы, и отражают следующие целевые установки системы начального общегообразования:
• формирование психологическихусловий развития общения, сотрудничества наоснове:
—доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству идружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
—уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать правокаждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всехучастников;
• развитие ценностно-смысловой сферыличности на основеобщечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
––ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так ипоступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести)как регуляторов морального поведения;
–формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство снациональной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага ксамообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитиешироких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивовпознания и творчества;
–формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности(планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности,инициативы и ответственности личности какусловия её самоактуализации:
–формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своимпоступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитиеготовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за ихрезультаты;
–формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовностик преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
Планируемые результаты освоенияучебного предмета «Литературное чтение»
Реализациярабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школыследующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формированиечувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становлениегуманистических и демократических ценностных ориентации многонациональногороссийского общества;
2) формированиесредствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве иразнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитаниехудожественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей ичувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведенийхудожественной литературы;
4) развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, пониманияи сопереживания чувствам других людей;
5) формированиеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;
6) овладениеначальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие иосвоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности иформирование личностного смысла учения;
8) развитиесамостоятельности и личной ответственности за сноп по ступки на основепредставлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умениясравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственнымипоступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивациик творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметныерезультаты:
1) овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств её осуществления;
2) освоение, способамирешения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;
4) формирование уменияпонимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использованиезнаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активноеиспользование речевых средств для решения коммуникативных и познавательныхзадач;
7) использованиеразличных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными ипознавательными задачами;
8) овладение навыкамисмыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанногопостроения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации исоставления текстов в устной и письменной формах;
9) овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации породовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построениярассуждений;
10) готовность слушатьсобеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждогоиметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
11) умениедоговариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовностьконструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон исотрудничества.
Предметныерезультаты:
1) пониманиелитературы как явления национальной и мировой литературы, средства сохранения ипередачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознаниезначимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине иее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности всистематическом чтении;
3) достижениенеобходимого для продолжения образовании уровня читательской компетентности,общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебныхтекстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использованиеразных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное, поисковое); умениеосознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать нравственную оценкупоступков героем;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочнымиисточниками для понимания и получения дополнительной информации, составляясамостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использоватьпростейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственныесвязи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,пересказывать произведение;
7) умение работать сразными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных,учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладетьнекоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев).Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитиехудожественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст наоснове художественного произведения, репродукции картин художников,иллюстраций, на основе личного опыта.
1 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе являютсяследующие умения:
· оценивать поступки людей, жизненные ситуации сточки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки какхорошие или плохие;
· эмоционально «проживать» текст, выражать своиэмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать,сопереживать;
· высказывать своё отношение к героямпрочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классеявляется формирование универсальных учебных действий (УУД):
· определять и формировать цель деятельности науроке с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий науроке;
· учиться высказывать своё предположение(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
· учиться работать по предложенномуучителем плану
· ориентироваться в учебнике (на развороте, воглавлении, в условных обозначениях);
· находить ответы на вопросы в тексте,иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работыкласса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы вдругую: подробно пересказывать небольшие тексты.
· оформлять свои мысли в устной и письменнойформе (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· выразительночитать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно сучителем о правилах поведения и общения и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнятьразличные роли (лидера исполнителя).
Предметнымирезультатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классеявляется сформированность следующих умений:
· воспринимать на слух художественный текст(рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
· осмысленно, правильно читать целымисловами;
· отвечать на вопросы учителя по содержаниюпрочитанного;
· подробно пересказывать текст;
· составлять устный рассказ по картинке;
· заучивать наизусть небольшие стихотворения;
· соотносить автора, название и героевпрочитанных произведений;
· различать рассказ и стихотворение.
2 класс
Личностные
· на основе художественных произведений определять основные ценностивзаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,взаимовыручка);
· с гордостью относиться к произведениям русскихписателей-классиков, известных во всем мире.
· понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах ипоговорках;
· с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей ипоэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы оних, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
· самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересомчитать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
· сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержаниемматериала урока в процессе его изучения;
· формулировать вместе с учителем учебную задачу урока всоответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
· читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целымисловами, без искажений и пр.);
· коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапыизучения темы;
· коллективно составлять план для пересказа литературногопроизведения;
· контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
· оценивать результаты своих действий по шкале и критериям,предложенным учителем;
· оценивать результаты работы сверстников по совместно выработаннымкритериям;
· выделять из темы урока известные знания и умения, определять кругнеизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
· фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённостьсвоей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.),аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление кулучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок иоценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
· осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешнуюработу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутреннейречи.
Предметные
· понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах,пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения(комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
· читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей пониматьхудожественный текст; при чтении отражать настроение автора;
· ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходныеэлементы в книге художественной;
· просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения ипоиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
· осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрыхизречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемымипроизведениями;
· распределять загадки по тематическим группам, составлятьсобственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
· соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязьсодержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характерлитературных героев, приводить примеры их поступков.
3класс
Личностные
· формирование чувства гордости за свою Родину, её историю,российский народ, становление гуманистических и демократических ценностныхориентаций многофункционального российского общества;
· формирование средствами литературных произведений целостноговзгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетическихпотребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизустьпроизведений художественной литературы;
· развитие этических чувств, доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории икультуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям инойнациональной принадлежности;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, школьномуколлективу;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведенийсо своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
· наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению кматериальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный,здоровый образ жизни.
Метапредметные
1) овладение способностью принимать исохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблемтворческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способыдостижения результата;
4) формирование умения понимать причиныуспеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действоватьдаже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символическихсредств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средствдля решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поискаучебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретацииинформации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смысловогочтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построенияречевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлениятекстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиямисравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вестидиалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своёмнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределенииролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственноеповедение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешатьконфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
1) понимание литературы как явлениянациональной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственныхценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личногоразвития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире,культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолженияобразования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е.овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализахудожественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованиемэлементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения(изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать иоценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в ихобсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбиратьинтересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания иполучения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткуюаннотацию;
6) умение использовать простейшие видыанализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи иопределять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их,составлять простой план, находить средства выразительности, пересказыватьпроизведение;
7) умение работать с разными видамитекстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных ихудожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видамиписьменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение –письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написатьотзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческихспособностей, умение создавать собственный текст на основе художественногопроизведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личногоопыта.
Предметные
· делить текст на части, озаглавливать части;
· выбирать наиболее точнуюформулировку главной мысли из ряда данных;
· подробно и выборочно пересказывать текст;
· составлять устный рассказ о героепрочитанного произведения по плану;
· размышлять о характере и поступкахгероя;
· относить произведение к одному изжанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народнуюи литературную (авторскую) сказку;
· находить в сказке зачин,концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
· относить сказочных героев к однойиз групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральныеперсонажи);
· соотносить автора, название игероев прочитанных произведений.
4класс
Личностные результаты:
1)формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,становление гуманистических и демократических ценностных ориентациймногонационального российского общества;
1) формированиесредствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве иразнообразии природы, народов, культур и религий;
3)воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей,ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведенийхудожественной литературы;
4)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другихнародов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальнойпринадлежности;
6)овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения;
8)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представленийо нравственных нормах общения;
9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умения избегать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций,умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своимисобственными поступками, осмысливать поступки героев;
10)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным идуховным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств её осуществления;
2)освоениеспособами решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, определятьнаиболее эффективные способы достижения результата;
4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности испособности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)использовать знаково – символические средства представления информации окнигах;
6)активное использование речевых средств для решения коммуникативных ипознавательных задач;
7)использованиеразличных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,энциклопедиях, Интернете и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами;
8)овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями изадачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии сзадачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,классификации по родовидовым признакам, установления причинно- следственныхсвязей, построения рассуждений;
10)готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точкизрения и право каждого иметь своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11)умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еёдостижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторони сотрудничества.
Предметные результаты:
1)понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средствасохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)осознание значимости чтения для личного развития; формирование представления ородине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этическихпредставлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формированиепотребности в систематическом чтении;
3)достижение необходимого для продолжения образования уровня читательскойкомпетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и просебя, элементарными приёмами анализа художественного произведения сиспользованием элементарных литературных понятий;
4)использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оцениватьсодержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать иобосновывать нравственную оценку поступков героев;
5)умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоватьсясправочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6)умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливатьпричинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делитьтекст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средствавыразительности, пересказывать произведение;
7)умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенностинаучно – познавательных, учебных и художественных произведений; на практическомуровне овладеть некоторыми видами письменной речи; умение написать отзыв напрочитанное произведение;
8)развитие художественно – творческих способностей, умение создавать собственныйтекст на основе художественного произведения, репродукции картин художников,иллюстраций, на основе личного опыта;
Количествочасов, отводимых на освоение раздела, темы
|
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 556 ч.
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч внеделю, 10 учебных недель, так как курс литературного чтения вводится послезавершения обучения грамоте), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебныенедели в каждом классе).
На реализацию регионального компонента в соответствии с базиснымучебным планом отводится 10% учебного времени — 13 часов в год.
№№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
||||
Рабочая программа |
Рабочая программа по классам |
|||||
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
|||
1 |
Вводные уроки |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Азбука |
94 |
94 |
|
|
|
3 |
Жили-были буквы |
7 |
7 |
— |
— |
— |
4 |
Сказки, загадки, небылицы |
7 |
7 |
— |
— |
— |
5 |
Апрель, апрель. Звенит капель! |
5 |
5 |
— |
— |
— |
6 |
И в шутку и всерьез |
6 |
6 |
— |
— |
— |
7 |
Я и мои друзья |
7 |
7 |
— |
— |
— |
8 |
О братьях наших меньших |
8 |
8 |
— |
— |
— |
9 |
Самое великое чудо на свете |
12 |
— |
4 |
4 |
— |
10 |
Устное народное творчество |
30 |
— |
15 |
15 |
— |
11 |
Люблю природу русскую. Осень |
8 |
— |
8 |
— Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419 |
— |
12 |
Русские писатели |
40 |
— |
15 |
25 |
— |
13 |
О братьях наших меньших |
14 |
— |
14 |
— |
— |
14 |
Из детских журналов |
17 |
— |
9 |
8 |
— |
15 |
Люблю природу русскую. Зима |
9 |
— |
9 |
— |
— |
16 |
Писатели детям |
18 |
— |
18 |
— |
— |
17 |
Я и мои друзья |
10 |
— |
10 |
— |
— |
18 |
Люблю природу русскую. Весна |
9 |
— |
9 |
— |
— |
19 |
И в шутку и всерьез |
14 |
— |
14 |
— |
— |
20 |
Литература зарубежных стран |
35 |
— |
12 |
8 |
15 |
21 |
Поэтическая тетрадь |
56 |
— |
— |
31 |
25 |
22 |
Литературные сказки |
27 |
— |
— |
8 |
19 |
23 |
Были – небылицы |
10 |
— |
— |
10 |
— |
24 |
Люби живое |
17 |
— |
— |
17 |
— |
25 |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок |
12 |
— |
— |
12 |
— |
26 |
Летописи, былины, жития |
11 |
— |
— |
— |
11 |
27 |
Чудесный мир классики |
22 |
— |
— |
— |
22 |
28 |
Делу время – потехе сейчас |
9 |
— |
— |
— |
9 |
29 |
Страна детства |
10 |
— |
— |
— |
10 |
30 |
Природа и мы |
12 |
— |
— |
— |
12 |
31 |
Родина |
8 |
— |
— |
— |
8 |
32 |
Страна Фантазия |
7 |
— |
— |
— |
7 |
|
Резерв: |
6 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
Итого: |
556 |
136 |
140 |
140 |
140 |
Формы организацииучебной деятельности
· фронтальная,
· групповая,
· индивидуальная,
· работа в парах
· комбинированная,
· самоконтроль,
· взаимоконтроль
Основными формами текущего контроля являются: самоконтроль;взаимоконтроль; устный опрос; математический диктант; текущий, тематическийконтроль. В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа, контрольнаяработа в форме тестирования и комплексная работа.
Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг сдругом является учебный диалог.
Основныевиды учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах,коллективная, самостоятельная работа.
Содержаниеучебного предмета «Литературное чтение»
Видыречевой и читательской деятельности
Аудирование(слушание)
Восприятиена слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы посодержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанномуучебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтениевслух. Постепенный переход отслогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенноеувеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных нормчтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их спомощью интонирования.
Чтениепро себя. Осознание смыслапроизведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разныхвидов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работас разными видами текста.Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных,научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видовтекста. Особенности фольклорного текста.
Практическоеосвоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозированиесодержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельноеопределение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части,их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участиев коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используятекст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическаякультура. Книга как особый видискусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и началокнигопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная,справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (сопорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типыкниг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений,периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выборкниг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детскимкнигам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующимивозрасту словарями и справочной литературой.
Работас текстом художественного произведения.Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средствязыка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражениеобщечеловеческих нравственных правил и отношений.
Пониманиенравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев,анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (напримере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средствязыка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфическойдля данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ поиллюстрациям, пересказ.
Характеристикагероя произведения с использованием художественно-выразительных средств данноготекста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступковгероев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою наоснове анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристикагероя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоениеразных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий(передача основных мыслей).
Подробныйпересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных илиключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста начасти, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливаниекаждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений изтекста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельныйвыборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения(отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составитьданное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов изразных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характерупоступков героев.
Работас учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с егосодержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста(передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстовбылин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установлениепричинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текстана части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построениеалгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста сопорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткийпересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение(культура речевого общения)
Осознаниедиалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы,отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, неперебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения пообсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественномутексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст илисобственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебногообщения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорныхпроизведений.
Работасо словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность),целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монологкак форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшогообъема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передачасодержания прочитанного или прослушанного с учетом спецификинаучно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (изповседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) врассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построениеплана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средствязыка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологическоговысказывания.
Устноесочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетныхлиний, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо(культура письменной речи)
Нормыписьменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, местадействия, характеров героев), использование в письменной речи выразительныхсредств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Кругдетского чтения
Произведенияустного народного творчества разных народов России. Произведения классиковотечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведениясовременной отечественной (с учетом многонационального характера России) изарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленностьразных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная,справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (повыбору).
Основныетемы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческаяпропедевтика (практическое освоение)
Нахождениев тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,гипербол.
Ориентировкав литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ,искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: егопортрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общеепредставление о композиционных особенностях построения разных видоврассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическаяи стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностейстихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклори авторские художественные произведения (различение).
Жанровоеразнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки,пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основногосмысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенностисказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ,стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения ивыразительных средствах.
Творческаядеятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературногопроизведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство сразличными способами работы с деформированным текстом и использование их(установление причинно-следственных связей, последовательности событий:соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения,создание собственного текста на основе художественного произведения (текст поаналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведениюили на основе личного опыта.
1 класс (136ч)
В круг чтения детей входят произведенияотечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы,произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современныхписателей.
Все произведения в учебных книгахсгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболееважные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающегомира.
Вводный урок (1 ч)
Азбука – 92ч
Знакомство с учебником, системой условныхобозначений, содержанием учебника, словарём.
Жили-были буквы (7 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В.Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (7ч)
Произведения устного народного творчества:песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина.Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель(5 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака,И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русскойприроде.
И в шутку и всерьез (6 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И.Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (5 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю.Ермолаевым,Е.Благининой, В.Орловым, С.Михалковым, Р.Сефом,Ю.Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С.Маршаком, Я.Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (5 ч)
Произведения овзаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В.Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова,Д. Хармса, К. Ушинского.
2 класс (140ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условныхобозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете(4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги.Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество(15 часов)
Произведения устного народного творчества:пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы,загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша изтопора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень(8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева,К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения,«Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева,Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова.Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс,Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима (9ч) Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта,Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза».С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница»,«Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». СтихотворенияС.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова,Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна(9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворенияФ.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой,Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского,И.Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран(12 ч)
Американские, английские, французские,немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине». ЭниХогарт. «Мафин и паук».
3 класс (140 ч)
Самоевеликое чудо на свете (4 ч)
Рукописныекниги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устноенародное творчество (14 ч)
Русскиенародные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка ибратец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).
Поэтическаятетрадь 1 (11 ч)
Русскиепоэты XIX – XX веков.Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,«Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков«Детство», «Зима».
Великиерусские писатели (24 ч)
А.С.Пушкин.(«За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняяпогода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка оцаре Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона иЛисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес»,«Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев исобачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).
Поэтическаятетрадь 2 (6 ч)
Н.А.Некрасов.(«Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «ДедушкаМазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт («Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевыецветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).
Литературныесказки (8 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк(«Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза,Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («МорозИванович»).
Были-небылицы(10 ч)
М.Горький«Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».
Поэтическаятетрадь 1 (6 ч)
С.Черный(«Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка»,«Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).
Любиживое (16 ч)
М.М.Пришвин«Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малькапровинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Прообезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Онживой и светится».
Поэтическаятетрадь 2 (8 ч)
С.Я.Маршак(«Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «Втеатре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).
Собирайпо ягодке – наберешь кузовок (12 ч)
Б.В.Шергин«Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Ещемама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов(«Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).
Постраницам детских журналов (8 ч)
«Мурзилка»и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер(«Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежнаялитература (8 ч)
Древнегреческиймиф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).
4 класс (140часов)
Былины. Летописи. Жития(11 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки».Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…»; «И вспомнилОлег коня своего…»; «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (22 ч)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок»(отрывок); А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия незнает…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов. «ДарыТерека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (12 ч)
Ф. И. Тютчев. «Ещеземли печален вид…», «Как не ожиданно и ярко…»; А. А. Фет. «Весеннийдождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздухчист…», «Где сладкий шепот…»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»;И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…»; Н. А. Некрасов. «Школьник»,«В зимние сумерки нянины сказки…»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (16 ч)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П.П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе сейчас (9 ч)
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянномвремени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин.«Никакой горчицы я не ел».
Стран детства (8 ч)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов«Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка сбугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическаятетрадь».
Природа и мы (12 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев.«Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С.А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб цов.«Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (8 ч)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин.«Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»; Б. А. Слуцкий. «Лошадив океане».
Страна Фантазия (7 ч)
Е. С. Велтистов. «ПриключенияЭлектроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежнаялитература (15 ч)
Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен.«Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
